Шатровые колокольни - раздел Культура, Культура и искусство восточных славян. Особенности, примеры, анализ Колокольни С Шатровым Завершением Являются Распространённейшим Элементом Архи...
Колокольни с шатровым завершением являются распространённейшим элементом архитектуры русского храма XVII столетия. Распоряжение патриарха Никона, запрещавшее строительство шатровых церквей, не затронуло шатровых колоколен, которые продолжали возводиться и в XVIII веке.
Филаретова пристройка в Московском Кремле. 1620-е гг. Восстановлена Д.Жилярди.
Спасская башня Московского Кремля. Надстройка Христофора Галовея 1624-25 гг.
Колокольня собора в Суздале. 1635 г.
Церковь Григория Неокесарийского в Москве. 1667—1679 гг.
Суздаль. Антипиевская и Лазаревская церкви. Колокольня Антипиевской церкви. 1745 год.
Балахна. Спасская церковь. 1668 г. Колокольня 1702 г.
Вопрос происхождения шатрового завершения колоколен мало исследован. В изданиях советского времени ответ ограничивался лишь мнением о самобытности этой формы в русской архитектуре. В недавнее время исследования И. Л. Бусевой-Давыдовой показали, что начало строительства шатровых колоколен в XVII веке связано с работами иностранцев в России, так же как и первых шатровых храмов в начале XVI века[30].
- Единственная шатровая колокольня XVI века находится в Александровой слободе. Это Распятская колокольня, возникшая в результате перестройки при Иване Грозном столпообразной церкви митрополита Алексея. Характерно, что её шатер был глухой (окна в гранях шатра были сделаны позднее).
- Кроме того, В. В. Седовым был открыта утраченная в середине XX века колокольня Корнилиево-Комельского монастыря[31]. Сохранилась её зарисовка и дата строительства, указанная в храмозданной надписи на камне в стене здания — 1599—1604 гг. Рисунок показывает, что колокольня состояла из двухэтажного четверика, двух восьмериков и глухого шатра с кокошниками. По сохранившемуся описанию, колокола висели в нижнем восьмерике, а второй, более узкий был пуст. Его окна, таким образом, служили «слухами». Позже окна-слухи будут делаться в самом шатре. Эта несохранившаяся колокольня была редчайшим примером ещё не завершенного формирования нового архитектурного типа.
В 1620-е годы в Россию приехал ряд английских мастеров. Их приглашение было связано с резкой нехваткой специалистов в России после потрясений смутного времени.
- Первым памятником XVII века, положившим начало шатровым колокольням, стала так называемая Филаретова пристройка в Московском Кремле, возведенная Джоном Талером в 1624 году Филаретова пристройка представляет собой прямоугольную башню-звонницу. Композиция здания следует распространённому в Европе типу готической башни, характерно также сочетание готического типа с маньеристическим декором. Ярус звона имеет один арочный проем и завершен шатром с окном-люкарной и четырьмя пинаклями по углам. Здание восстановлено Д. Жилярди после взрыва в 1812 году.
- Первым и очень близким её повторением явилась звонница Архангельского собора в Нижнем Новгороде. Следующей постройкой стала колокольня Печерского монастыря в Нижнем Новгороде, повторившая колокольню собора, но уже в очень упрощенном варианте. На этом данная линия развития прервалась.
- Шатровое завершение Спасской башни Московского Кремля, сделанное в 1624-25 гг, гораздо ближе большинству шатровых колоколен XVII столетия. Её граненый ярус звона имеет восемь проемов, а не одну большую арку, как в Филаретовой пристройке. Стройный шатер поставлен прямо на арочные перекрытия проемов. Строительство звонницы на Спасской башне связано с англичанином Христофором Галовеем — часовых дел мастером.
- Ю. В. Тарабарина предполагает, что третьей шатровой колокольней этих лет в Москве была церковь Саввы Освященного под колоколы в Новоспасском монастыре. Храм не сохранился, но судя по его описанию середины XVII века, он имел шатер с пинаклями по углам.
А. Л. Баталов на примере XVI века сформулировал важную закономерность развития форм русской архитектуры. Если появление новой типологии связано с внешним импульсом, то её дальнейшее существование идет путём адаптации к местной традиции и преобразования созвучно имманентному развитию русской архитектуры.
Именно так развивалась типология шатровых колоколен на протяжении XVII века. В русской архитектуре привился только тип, представленный звонницей Спасской башни. Ярус звона делался в виде арочного восьмигранника. Шатер ставился на арочные перекрытия проемов, а не на прямой карниз, как в Филаретовой пристройке. Не получили употребления готические пинакли по углам шатра. При этом большое развитие получили окна-слухи в гранях самого шатра.
- Ранние шатровые колокольни 1630-х гг. в основном не сохранились. К их числу принадлежали колокольни Троице-Сергиева монастыря, Казанского собора на Красной площади и церкви Всех святых на Кулишках в Москве. Сохранилась колокольня церкви Троицы в Никитниках (1628—1634 и 1653)[32], но время её постройки точно не известно.
В середине и особенно во второй половине XVII века в Москве и во множестве других городов шатровые колокольни стали неотъемлемой принадлежностью церквей. Чаще всего колокольни ставились над входом с западной стороны храма и соединялись с церковью низкой продольной трапезной.
- Московскими примерами могут служить колокольни церквей Григория Неокесарийского[33], Николы в Пыжах[34], Знамения за Петровскоми воротами[35] и многие другие.
Интересной особенностью обладают суздальские шатровые колокольни, имеющие вогнутую форму.
Все темы данного раздела:
Интерьер
Интерьер собора сохранил некоторые фрески и мозаики XI века, выполненные византийскими мастерами. Палитра мозаик насчитывает 177 оттенков. Стиль мозаик соответствует византийскому искусству первой
Архитектурные особенности
План собора в конце XIX века
Росписи и иконы Софийского собора
Древн
Крест главного купола и легенда о голубе
Фрагм
Книжная графика IX-XVII вв.
Древнерусская книжная миниатюра имеет свойство влюблять в себя всех, кто начинает ею заниматься. Образовавшись «плоть от плоти» византийской книжной культуры, она развила собственны
Архитектура и изобразительное искусство Киевской Руси и Галицко-Волынского княжества в 9—14 вв.
Древнеукраинская архитектура имела глубокие национальные традиции. Но с принятием христианства она испытала большое влияние византийского и частично романского искусства, в том числе в области куль
Творчество Феофана Грека. Особенности художественного стиля, основные произведения и их анализ.
Жизнь и творчество Феофана Грека (около 1340-1410)
Творчество Рублева. Особенности художественного стиля, основные произведения и их анализ.
Андре́й Рублёв (около 1360[1] — 17 октября 1428[2], Москва) — наиболее известный и почитаемый мастер московской школы ико
Биографические сведения
Биографическиесведения о Рублёве крайне скудны: скорее всего, родился он в Московском княжестве (по другим сведениям — в Великом Новгороде) вероятно в конце 1370-х гг.[3], из-за прозвища
Мировоззрение
Спас
Творчество
Апост
Московский Кремль, ансамбль Московского Кремля
Современная Москва многолика, но есть в ней островок, в котором можно пройти почти по всем периодам её многовек
Архангельский Собор
Построенный в самом начале 16 века, Собор стал усыпальницей московских князей и царей. В нём сейчас находятся 46 великокняжеских надгробий, там же и надгробие царя Ивана IV Грозного.
Царь-колокол
Этот образец литья, отлитый в 1735 году, впечатляет до сих пор – высота колокола 6,14 метров, а масса его более двухсот тонн.
Весь колокол украшен разными декоративными чеканными элементам
Красная площадь
Ансамбль Красной площади примыкает к Кремлю. Ранее площадь называлась Торговой, Троицкой, Пожаром, и лишь в конце 17 века – Красной.
Лобное место, с которого зачитывались царские указы, бы
Творчество Дионисия. Особенности художественного стиля, основные произведения и их анализ.
Творчество и биография - Дионисий
Картины художника
О жизни иконописца Дионисия мы знаем гораздо больше, чем о его гениальных предшественниках — Феофане Греке и Ан
Храм Василия Блаженного. Анализ произведения искусства.
Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву, также называемый Собор Василия Блаженного — православный храм, расположенный на Красной площади Китай-города в Моск
Версии о создании
Покровский собор был построен в 1555—1561 годах по приказу Ивана Грозного в память о взятии Казани и победе над Казанским ханством. Существует несколько версий о создателях собора. По одной из верс
Собор в конце XVI — XIX вв.
В 1588 году к храму была пристроена церковь Василия Блаженного, для устройства которой в северо-восточной части собора были заложены арочные проёмы. В архитектурном отношении церковь представляла с
Реставрация
Пожары, бывшие частыми в деревянной Москве, сильно вредили Покровскому собору, и поэтому уже с конца XVI в. в нём проводились ремонтные работы. На протяжении более чем четырёхвековой истории памятн
Советские годы. Музей
В 1918 году Покровский собор стал одним из первых памятников культуры, взятых под государственную охрану, как памятник национального и мирового значения. С этого момента началась его музеефикация.
Иконопись XVI-XVII вв. Особенности, основные представители и их произведения.
Строгановская школа
Строгановская школа, условное название одного из стилис
Строгановская школа иконописи
Опубликовано 06.03.2012 автором Feren
Название школы происходит от фамилии заказчиков.
Деревянное народное зодчество (по памятникам ХIУ— ХIХ вв.), его традиции и влияние на каменную архитектуру.
Русский Север - это громадный, естественный в своем роде заповедник народного деревянного зодчества. В ХIХ веке это была отсталая, тихая провинция, глухая окраина Российской империи. Север тогда ст
Тип шатрового храма — памятника ХVI — начала ХVII в
Шатровые храмы — особый архитектурный тип, появившийся и ставший распространённым в русском храмовом зодчестве. Вместо купола здание шатрового храма завершается шатром. Шатровые хр
Деревянные шатровые храмы
Срете
Каменные шатровые храмы в XVI веке
Троиц
Шатровые храмы в первой половине XVII века
Собор
Теории возникновения каменных шатровых храмов
На протяжении более чем столетия учёные высказывают предположения о происхождении шатровых храмов. Многократно высказывалась мысль о связи шатрового зодчества с западноевропейской готикой (Н. М. Ка
Русская архитектура XVII века
Начало XVII века в России ознаменовалось сложным смутным временем, что привело к временному упадку строительства. Монументальные здания прошлого века сменились небольшими, иногда даже «декоративным
Строгановская школа и «северные письма». Особенности, основные представители и их произведения.
Понятие о “строгановских письмах” было издавна одной из самых прочных традиций русских иконников и любителей. В литературу его ввели первыми И. Снегирев и И. Сахаров в 40-х годах минувшего века. Со
Симон Ушаков
иконы русских мастеров-иконописцев - Симон Ушаков
Индекс материала
Симон Ушаков
РУССКАЯ ГРАВЮРА XVIII – ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА
Петровская эпоха открывает собой новую страницу в истории русского искусства. В гравюре создание нового стиля было продиктовано прежде всего практическими нуждами государства. С самого начала 18 ве
Портрет в живописи и скульптуре России в первой половины XVIII в.
Наибольшим достижением русской живописи петровского времени был портрет, в котором художественно воплотилось новое понимание ценности человеческой личности, выдвинутое потребностями преобразовывающ
Рождение города на Неве
Основанный в 1703 году в устье Невы Петром I город был назван им Санкт-Петербургом. Он должен был стать "окном в Европу" - способствовать вхождению России в более живую и
Петропавловская крепость
16 (27) мая 1703 года, в день Св. Троицы, на острове заложили крепость. Именно этот день считается днем основания Санкт-Петербурга. Но имя свое крепость получила только 29 июня, ког
Строительство Адмиралтейства
В ноябре 1704 года на левом берегу Невы напротив Васильевского острова состоялась закладка судостроительной верфи. Место для нее Петр I выбрал сам, предварительно обследовав берега
Летний сад
Всего через год после основания Петербурга, в 1704 году, на болотистом берегу Невы напротив Петропавловской крепости по приказу Петра начались работы по разбивке большого парка, кот
Основание Александро–Невского монастыря
История Александро-Невского монастыря неразрывно связана с историей России и Петербурга.
Чтобы придать новой российской столице особую значимость, Петр I задумал увековечит
Летний дворец Петра Первого
В 1714 году в Петербурге появился первый в России музей, который назвали на немецкий манер "Кунсткамерой", то есть "кабинетом редкостей". Первыми экспонатами музея стали предмет
Основание Петергофа - загородной императорской резиденции
В 1704 году началось строительство крепости Кроншлот (Кронштадт) на острове Котлин, и Петру часто приходилось приезжать туда. Дорога шла сначала по суше, вдоль южного берега Финског
Молодой Санкт-Петербург - культурная столица России
Как показывают толковые словари, слово «культура» и в обыденном, и в научном употреблениях имеет целый спектр значений – от «парка культуры и отдыха» до «культуры человечества как с
М. В. Ломоносов. Жизнь и деятельность, творчество.
Творчество Михаила Васильевича Ломоносова знаменует расцвет русской поэзии первой половины XVIII века. Культурным основанием этого периода явились реформы Петра I, насаждавшего образование и просве
Живопись
Никол
Скульптура
Антон
Архитектура
Приме
Портрет середины 18го века.
Середина века - время подъема и возрождения национальных традиций- в области живописи представлена именами И.Я.Вишнякова, А.П.Антропова, И.П.Аргунова. Легкость и свобода в построении композиции, в
Портрет конца 18 века.
Живопись последних десятилетий XVIII века отличается значительным разнообразием и полнотой. В первую очередь это обусловлено основанием Академии художеств. Русская школа овладевает теперь теми жанр
Я половина XVIII века
А. Ан
Портрет в русской скульптуре второй половины XVIII в. Особенности, основные представители и их произведения.
Во второй половине XVIII столетия начинается неуклонный расцвет отечественной пластики. Круглая скульптура развивалась до этого медленно, С трудом преодолевая восьмисотлетние древнерусские традиции
Усадьба Кусково
Начиная с конца XVI века и до Октябрьской революции, род Шереметевых был единственным обладателем этой усадьбы. Изначально архитектурный комплекс усадьбы создавался специально для проведения увесел
Русская академическая живопись конца XVIII – первой трети XIX в. Особенности, основные представители и их произведения.
ЖИВОПИСЬ
Разнообразие и полнота жанровой структуры в последние десятилетия XVIII в. Широкое распространение живописи: обогащение царских собраний, сложение фамильных коллекций, в с
Русская портретная живопись конца XVIII – первой трети XIX в. Особенности, основные представители и их произведения.
К концу XVIII века русский портрет по своему качеству сравнялся с современными ему мировыми образцами. Его представителями являются Фёдор Рокотов, Дмитрий Левицкий, Владимир Боровиковский, в гравюр
XIX век
Илья
Русский пейзаж конца XVIII – первой трети XIX в. Особенности, основные представители и их произведения.
Еще одно произведение мастера – «Живописец» (1825), где соединились элементы портрета и бытовой картины и где перед нами не столько конкретный человек, сколько социальный тип. Такая переходная жанр
Русский бытовой жанр конца XVIII – первой трети XIX в. Особенности, основные представители и их произведения.
Бытовой жанр — жанр изобразительного искусства, посвящённый повседневной частной и общественной жизни, обычно современной художнику. К бытовому жанру относятся бытовая (жанровая) ж
Русская живопись второй половины XVIII века
Классицизмом (от латинского слова “классикус” - “образцовый”) называют стиль и направление в искусстве 17 - начала 19 в., ориентировавшегося на наследие античной культуры как на но
Русская живопись первой половины XIX века
Путь русской художественной культуры, начинаясь с классицизма, пролегал в первой половине 19 века через романтизм к реализму. Те живописцы, которые шли проторенными путями классицизма, приобретшего
К. П. Брюллов. Жизнь, творчество, особенности художественного стиля, основные произведения и их анализ.
Брюллов Карл
Картины и биография Карла Брюллова
Сеть Сайт
КЛОДТ Петр Карлович
1805, Петербург - 1867, мыза Халала, ныне Финляндия, похоронен в Петербурге Выдающийся скульптор XIX в., сыгравший значительную роль в формировании русской реалистической, в особенности анималистич
Творчество передвижников
Самобытные таланты русские художники 19 века в течении многого времени уставшие от академической монополии в изобразительном искусстве, стремились к независимости
В. Г. Перов. Жизнь, творчество, особенности художественного стиля, основные произведения и их анализ.
И. Н. Крамской. Жизнь, творчество, особенности художественного стиля, основные произведения и их анализ.
Эволюция творчества И. К. Айвазовского.
Н. Н. Ге. Жизнь, творчество, особенности художественного стиля, основные произведения и их анализ.
Новости и инфо для студентов