Реферат Курсовая Конспект
Этика как наука о морали - раздел Культура, ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА СОТРУДНИКА УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ Прежде Чем Ответить На Вопросы: Что Такое «Профессиональная Этика»?, Что Явля...
|
Прежде чем ответить на вопросы: что такое «профессиональная этика»?, что является предметом ее изучения?, необходимо ли знание основ этики будущему сотруднику УИС? - следует уяснить понятия «этика», «мораль», «нравственность».
Чаще всего этику (от греч. ё"1Ьо$, лат. ейпса - привычка, нрав) определяют как науку о сущности, законах возникновения и исторического развития морали, ее функциях, моральных ценностях общественной жизни. Это одна из древнейших отраслей философской науки, ставшей относительно самостоятельной в конце ХУШ в. Нередко этика характеризуется как самая человековедческая дисциплина.
Первые этические исследования относятся к IV в. до н.э. Они связаны с именами Сократа, Платона. Сам термин «этика» в научный оборот ввел Аристотель, образовав его от понятий «этос» и «этический».
Создавая первые этические трактаты, Аристотель поместил этику между психологией (наукой о душе) и политикой (искусством управления государством). Тем самым он определил цель и задачу этики: основываясь на знании о душе человеческой, воспитывать добродетельного гражданина государства. Под «этическими добродетелями» великий древнегреческий философ понимал такие совершенные качества человеческой души, как умеренность, мужество и великодушие.
Значительный вклад в развитие этической мысли внес Эммануил Кант. По его мнению, этика есть учение не о сущем, а о должном. Именно такое понимание характеризует сущность профессиональной этики, рассмотрению которой и посвящено данное учебное пособие.
Характеризуя этику как науку, следует, прежде всего, отметить ее преимущественно аксиологический, т.е. ценностный, характер (аксиология - учение о ценностях). Главными критериями моральной оценки являются представления людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, достойном и недостойном. Такая: оценка осуществляется как обществом, так и каждым индивидом, вследствие чего создается общественная и индивидуальная система нравственных ценностей.
Предметом исследования этики является мораль, нравственность. Эти понятия означают, в сущности, одно и то же, и их часто используют как синонимы, относящиеся к одному и тому же кругу объективных явлений социальной жизни: человеческим поступкам, нравам и обыденному нравственному сознанию. Например, дурной поступок принято называть аморальным, безнравственным. Следовательно, под моралью, нравственностью понимают реальные явления. Однако от них следует принципиально отличать этику как теорию морали.
Мораль (от лат. тоганз — нрав, обычай) - это особая форма общественного сознания, представляющая совокупность определенных взглядов и чувств, принципов и норм, обычаев и традиций, регулирующих поведение людей в соответствий с принятыми в обществе ценностями.
Итак, мораль (нравственность) — объективно существующее социальное явление, а этика - теория этого явления, наука, предметом которой является социальная сущность морали, анализ ее специфических категорий, основные закономерности развития нравственности, нормы, принципы морали, история этических учений прошлого.
Мораль есть специфический способ регуляции социальной жизни при помощи требований к поведению, опирающихся на авторитет общественного мнения и выражающих объективную потребность существования и прогрессивного развития человеческого общества как целого. Следовательно, мораль дает человеку возможность не только оценить поступки окружающих людей, но и понять себя, осмыслить, как надо жить и к чему стремиться.
Моральная регуляция носит оценочно-императивный характер, предписывая поступать согласно добру и запрещая следовать злу. Однако в отличие от права эти нормы носят неписаный характер. Моральным требованиям и запретам человек следует добровольно. Их соблюдение обеспечивается только общественным мнением, внутренним убеждением, совестью человека.
Благодаря способности человека подвергать моральной оценке все стороны общественной жизни, мораль проявляется в самых разных ее сферах: экономической, политической, правовой, религиозной, научной, эстетической, семейно-бытовой. Моральные взаимоотношения также могут быть межличностными, межгрупповыми, межгосударственными и др.
Следовательно, с одной стороны, нет чисто нравственных отношений, которые в то же самое время не были бы какими-либо другими (про-
изводственными, политическими и т.п.), а с другой стороны, нет и отношений в обществе, которые не заключали бы в себе нравственного содержания. Мораль присутствует везде. Поэтому вся человеческая деятельность характеризуется нравственными признаками: их соответствием (или несоответствием) моральным нормам, ценностью мотивов, общественно-значимыми результатами действий и возможностью оценки обществом, другими людьми и самим человеком.
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
ВЛАДИМИРСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ МИНЮСТА РОССИИ...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Этика как наука о морали
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов