рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Сотрудников пенитенциарных учреждений

Сотрудников пенитенциарных учреждений - раздел Культура, ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА СОТРУДНИКА УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ В Деятельности Государства В Области Правосудия Выделяют Две Большие Группы П...

В деятельности государства в области правосудия выделяют две большие группы приоритетных принципов: 1) обеспечение защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных инте­ресов граждан; 2) обеспечение прав преступников1.

Процессы демократических преобразований общества актуализиро­вали проблемы защиты гражданских прав, законных интересов и безопас­ности осужденных, создания нормальных условий отбывания наказания в местах лишения свободы. Именно в этом направлении наиболее ярко про­является содержание реформы УИС, осуществляемой в России на принци­пах гуманизма, демократизма, справедливости и законности {прил. 8).

Обратимся к самому понятию «принцип» (от лат. principo — основа, начало). Это исходное положение, руководящая идея, основное правило деятельности. Выражая сущность моральных отношений между людьми, принципы являются стратегией нравственного поведения, своеобразной программой деятельности.

См.: Южанин В.Е. Что должен регулировать закон: обеспечение исполнения или реализации наказания? // Пшделко А.В., Белослудцев В.И. Психолого-педагоги­ческие проблемы укрепления законности в деятельности органов, исполняющих нака­зания: Учеб. пособие. Домодедово, 1996. С. 77.


В научной литературе выделяют различные системы отраслевых принципов. Подробное рассмотрение их является предметом пенитенциар­ной педагогики и пенитенциарной психологии.

Основные нравственные принципы, нашедшие отражение в деятельно­сти сотрудников УИС, впервые сформулированы в новом Уголовно-исполнительном кодексе Российской Федерации (УИК РФ). Закрепление принципов в УИК РФ - «результат развития пенитенциарной политики на­шего государства, в которой отразились достижения отечественной пенитен­циарной науки, положения международно-правовых актов, относящихся к исполнению наказаний и обращению с заключенными, а также зарубежный опыт в области исполнения наказаний»1. К ним относятся принципы закон­ности; гуманизма; демократизма; равенства осужденных перед законом; ра­ционального применения мер принуждения, средств исправления осужден­ных и стимулирования их правопослушного поведения (ст. 8 УИК РФ).

Основными идеями пенитенциарной политики нашего государства яв­ляются незыблемость основных прав и свобод человека и гражданина; при­оритет цели исправления при исполнении наказания; системность и преем­ственность исправительного воздействия; включение осужденных в актив­ную общественно полезную деятельность; опора на положительные качества личности; сохранение, упрочение и восстановление социально полезных свя­зей осужденных, широкого участия общественности в делах УИС и др.

Закрепление принципов в уголовно-исполнительном законодатель­стве отражает социально-экономические, нравственные и правовые зако­номерности развития общества, отношение государства к преступлению и наказанию, а также к международным нормам, определяющим стандарты обращения с осужденными; в своей совокупности они определяют идейное содержание и нравственный уровень законодательства2.

Тесная взаимосвязь вышеперечисленных принципов составляет ос­нову нравственного сознания сотрудников исправительных учреждений и проявляется в их деятельности и взаимоотношениях с осужденными, руко­водителями, коллегами и другими людьми. Первостепенными принципами являются гуманизм, справедливость и законность.

гуманизм

Коренные преобразования правовой сферы в условиях реформирова­ния УИС прежде всего выразились в гуманизации уголовной политики, при­ведении российского уголовно-исполнительного законодательства в соответ­ствие с Конституцией Российской Федерации, международно-правовыми ак­тами, относящимися к исполнению наказаний и обращению с осужденными.

 

1 Комментарии к уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации и
Минимальным стандартным правилам обращения с заключенными /Под общ. ред.
П.Г. Мищенкова. М., 1997. С. 7. .

2 См.: там же. С. 38.


Уровень развития демократии в обществе определяется не только признанием властью прав и свобод человека, включая ратификацию соот­ветствующих международно-правовых документов, но и наличием эффек­тивного государственного механизма их реализации и защиты. Важная роль в этом отводится учреждениям УИС, сотрудники которых нередко с риском для жизни делают многое по защите прав и свобод человека, обес­печению личной безопасности граждан России1.

Сегодня задачи, стоящие перед пенитенциарными учреждениями, невозможно решить только посредством усиления карательных ограниче­ний. Первостепенное значение приобретают гуманное отношение к право­нарушителям, строгое соблюдение их прав. Так, Концепция реорганизации УИС основным направлением деятельности считает создание условий и порядка исполнения наказаний, обеспечивающих гуманное отношение к осужденным.

Под гуманизмом (от лат. humanus - человечный) понимается призна­ние человека высшей ценностью. Гуманность означает человечность, ува­жение к людям, их человеческому достоинству. В этико-психологическом плане одним из проявлений гуманизма является великодушие, добросер­дечность, снисхождение.

Принцип гуманизма - один из центральных и основополагающих принципов пенитенциарной системы. Он предполагает отказ от неоправ­данно грубого обращения с осужденными (заключенными под стражу), ос­корбления и унижения их достоинства, причинения им ничем не оправ­данных лишений и страданий.

В Европейских тюремных правилах данный принцип формулируется очень точно: «Благодаря лишению свободы заключение само по себе явля­ется наказанием. Поэтому условия тюремного заключения и режим в тюрьме не должны усиливать страдания, неотъемлемо присущие и связанные с этим заключением, за исключением случаев, оправдывающих изоля­цию или поддержание дисциплины».

В Минимальных стандартных правилах обращения с заключенными записано: «Режим, принятый в заведении, должен стремиться сводить до минимума разницу между жизнью в тюрьме и жизнью на свободе, которая убивает в заключенных чувство ответственности и сознание человеческого достоинства» (ст. 60).

Принцип гуманизма проявляется в целях и задачах уголовно-исполнительного законодательства. Основной целью УИК РФ является ис­правление осужденных, что достигается выполнением таких задач, как опре­деление средств исправления осужденных, обеспечение охраны их прав, сво­бод и законных интересов, а также оказание им помощи в социальной адап-

См.: Доклад о деятельности уполномоченного по правам человека в Россий-
ской Федерации в 2000 году. М., 2001. С. 208.


тации1. Следовательно, гуманизация процесса исполнения наказания состоит в уважеиш личного достоинства осужденного (заключенного под стражу), обеспечении охраны его законных прав и интересов от любых посягательств, будь то со стороны администрации или со стороны самих осужденных2.

Реализация принципа гуманизма предполагает соблюдение прав за­ключенного (осужденного) на всех этапах следствия и отбывания наказа­ния. Гуманное отношение к лицам, отбывающим наказание, проявляется в правовой регламентации основных средств исправления, под которым по­нимаются формирование у осужденных уважительного отношения к чело­веку, обществу, труду, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование их правопослушного поведения (ч. 1 ст. 9 УИК РФ).

Практика применения уголовно-исполнительного законодательства основывается на строгом соблюдении гарантий защиты от пыток, насилия и другого жестокого и унижающего человеческое достоинство обращения с осужденными. Законодательным путем должен быть положен предел та­ким действиям некоторых следственных, прокурорских и судебных работ­ников, когда берутся под стражу и осуждаются к чрезмерно суровым нака­заниям лица, совершившие преступления, но не представляющие большой общественной опасности (в особенности это касается женщин, несовер­шеннолетних, инвалидов, престарелых, т.е. лиц, которые в силу своего об­щественного положения, связей, возможностей, состояния здоровья, жиз­ненного опыта и т.п. оказываются практически беззащитными перед зако­ном и карательными органами)3.

Двадцать первого января 1987 г. нашим государством была ратифи­цирована Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания как свидетельство прогресса в области совершенствования пенитенциарной системы, практи­ческой реализации принципа гуманизма при исправлении осужденных.

Уже с 1985 г. в рамках эксперимента, проводившегося в пенитенци­арных учреждениях 15 областей России, элементы гуманизации начали внедряться в практику исполнения наказания в виде лишения свободы. Так, начальник воспитательной колонии УИН Минюста России по Рязан­ской области Г.З. Цыбульская в одном из своих выступлений уточнила, что помимо мер, установленных законом, в частности, предусматривались: не­ограниченная переписка осужденных, увеличение количества посылок и передач, бесплатные питание, медобслуживание, обеспечение одеждой. Исходя из того, что тюремная система не должна усугублять страдания

1 См.: ст. 1 УИК РФ.

2 См.: Детков М.Г. Научное и организационно-правовое обеспечение исполне­ния уголовных наказаний в виде лишения свободы в Российском государстве: истори­ческий аспект и современность: Моногр. М., 1998. С. 287.

3 См.: Соловьев В.С. Оправдание добра. Нравственная философия // Соч.: В 2 т. М., 1990. Т. 1.С. 403.


осужденных, тогда же было введено неограниченное количество телефон­ных переговоров осуждённых с родственниками, увеличено почти в два раза количество длительных свиданий. Сегодня перечисленные льготы за­креплены в новом уголовно-исполнительном законодательстве1.

Но следует отметить, что отношение к проблеме гуманизации пени­тенциарной системы как среди населения, так и среди специалистов дан­ной области является не просто неоднородным, а нередко противоречи­вым, особенно в последнее время, в связи с ростом преступности.

Существует мнение, что гуманизация правосудия часто оборачивается защитой прав не потерпевших, а правонарушителей. На этом основании де­лаются следующие выводы: милосердие к опасным преступникам есть не что иное, как жестокость к их жертвам. «Гуманизм, проявляемый в борьбе с пре­ступностью, особенно насильственной в отношении личности, уничтожает справедливость, не защищает интересы граждан, потерпевших, их родствен­ников, детей, близких, не является средством ее профилактики»2.

Эти данные свидетельствуют о том, что во взглядах значительной части общественности, профессиональных работников исправительных учреждений проявляются скептицизм, а иногда и откровенное неприятие гуманистических тенденций в обращении с осужденными.

Вместе с тем все чаще раздаются справедливые призывы к гуманному обращению с лицами, находящимися в местах лишения свободы. Общество, защищая правопослушных граждан от наиболее опасных посягательств, не отказывается от преступника как от своего члена, а стремится исправить его.

Опыт свидетельствует, что неоправданная жестокость, проявляемая к осужденным, нарушение их прав поднимают потенциал жестокости всего общества. Сложнейшие проблемы деятельности учреждений и органов УИС невозможно решить, ориентируясь преимущественно на карательно-прину­дительные методы, даже в условиях резкого увеличения преступности.

Гуманизация системы исполнения уголовных наказаний состоит, прежде всего, в строгом следований законодательным актам, определяю­щим отношение государства, общества и самого сотрудника пенитенциар­ной службы к правонарушителям, осужденным (заключенным). Это отказ от неоправданно грубого обращения, недопустимость причинения ничем не оправданных лишений и страданий, унижения человеческого достоин­ства, обеспечение охраны их законных прав и интересов от любых посяга­тельств, вера в возможность их исправления. В прямой связи с принципом гуманизма находится право осужденных на охрану здоровья, на личную безопасность и обеспечение свободы совести и свободы вероисповедания.

 

См.: Проблемы реформирования уголовно-исполнительной системы и подго­товки персонала: Материалы междунар. Науч практ. конф. (май 1997 г.). Рязань, 1998. v-. 49.

Барабанов Н.П. Механизм гуманизации в уголовно-исполнительной системе // Человек: преступление и наказание: Вести. РИПЭ МВД России: 1996. № 1 (10), С 16.


Отношение к осужденным (заключенным) отражает уровень право­сознания общества и его правовой культуры. Ратификация основных ме­ждународных документов, касающихся УИС, является свидетельством практической реализации принципа гуманизма при исправлении осуж­денных. Создан ряд российских документов, соответствующих требова­ниям сегодняшнего дня.

Так, в соответствии с Концепцией воспитательной работы с осуж­денными в условиях реформирования УИС (прил. 7) в качестве первосте­пенных выдвигаются следующие задачи:

- обеспечение приоритета общечеловеческих ценностей во всех ас­пектах проводимой с осужденными воспитательной работы;

- воспитание у сотрудников УИС уважительного и доброжелатель­ного отношения к осужденным на основе принципов справедливости, гу­манизма и партнерства1.

Концепция уточняет, что следует понимать под гуманизацией усло­вий отбывания наказания:

- обеспечение социально-правовой и социально-психологической защищенности осужденных, оказание им помощи и поддержки;

- создание необходимых материальных и социально-бытовых усло­вий для сохранения и поддержания физического и психического здоровья осужденных, нейтрализации негативного влияния изоляции на эффектив­ность проведения с ними воспитательной работы;

- расширение возможностей влияния на осужденных семьи и близких родственников посредством создания при исправительных учреждениях об­щественных комитетов и иных формирований родственников осужденных;

- обеспечение реальных условий для общения осужденных с пред­ставителями средств массовой информации, обсуждение проблем исправи­тельных учреждений в местной печати, программах радио и телевидения;

- создание условий осужденным для удовлетворения религиозных потребностей, духовных и моральных запросов, соблюдения положитель­ных национальных традиций, обычаев и обрядов;

- обеспечение педагогически целесообразных условий для стимули­рования позитивной самореализации и самоутверждения осужденных в различных видах деятельности, оказания им платных услуг, предусмот­ренных законом2.

Гуманизм служит укреплению законности и правопорядка, установ­лению разумных требований режима в местах лишения свободы.

 

Концепция воспитательной работы с осужденными в условиях реформирова­ния уголовно-исполнительной системы // Актуальные проблемы исполнения уголовных наказаний: Сб. М., 2001. С. 87. (Тюремная б-ка; Вып. 22). 2 См.: там же. С. 89.


демократизм

-' В уголовно-исполнительном законодательстве принцип демократиз­ма выражается в участии органов государственной власти, органов местно­го самоуправления, иных организаций, общественных объединений, а так­же граждан в исправлении осужденных. Названный принцип реализуется и в дальнейшей демократизации управления УИС, содействии обществен­ных объединений работе учреждений и органов, исполняющих наказания, а также предоставлении права посещения таких учреждений и органов представителями средств массовой информации.

равенство осужденных перед законом

Данный принцип выражается в том, что нет ни одной нормы, кото­рая ставила бы в привилегированное положение или ограничивала бы за­конные права кого-либо из осужденных.

Принцип равенства осужденных перед законом конкретизирует кон­ституционные гарантии равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. Запрещаются любые формы ограничения прав осужденных по признакам Социальной, расовой национальной, языковой или религиозной принадлежности (ст. 19 Конституции Российской Федерации). I Вместе с тем равенство не следует рассматривать как «уравнилов |су». Именно потому, что все люди разные, средства исправления ко всем Осужденным применяются неодинаково. Закон устанавливает, что они Применяются с учетом вида наказания, характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности осужденного и его поведения (ст. 9 УИК РФ). Это уже связь принципа равенства с принципом справедливости.

Два следующих принципа не зафиксированы в уголовно-исполни­тельном законодательстве Российской Федерации, но с точки зрения про­фессиональной этики они имеют не меньшее значение в деятельности со­трудников пенитенциарных учреждений. Это принципы патриотизма и ин­тернационализма.

патриотизм

Высокое нравственное сознание подразумевает единство личности и Отечества. Это выражается в понятии «патриотизм» (от греч. рай!» - родина, отечество). Отсюда патриотизм - чувство любви к Родине, преданность ей.

Патриотизм выражается в уважении исторического прошлого Роди­ны, гордости за свой народ и достижения родной страны, бережном отно­шении к народной памяти, национальным и культурным традициям, заботе


о ее интересах и готовности отстаивать ее свободу и независимость от по­сягательств извне.

В деятельности сотрудников УИС принцип патриотизма занимает значительное место. Являясь представителем государственной власти, со­трудник должен понимать важность поставленных перед пенитенциарной службой задач и собственную ответственность за их исполнение. Оценка деятельности сотрудника - это оценка уровня правосознания и правовой культуры его родной страны. Для стражей правопорядка понятия «патрио­тизм» и «служебный долг» всегда были синонимами.

Нравственное значение патриотизма определяется тем, что он являет­ся одной из форм соподчинения личных и общественных интересов, едине­ния человека и Отечества/Но патриотические чувства и идеи только тогда нравственно возвышают человека и народ, когда сопряжены с уважением к народам других стран и не вырождаются в психологию национальной ис­ключительности и недоверия к «чужакам»1. Этот аспект в патриотическом сознании в современных условиях приобрел особую актуальность.

интернационализм

Гуманистический смысл интернационализма (от лат. т(ег - между и патло - народ) выражается в сотрудничестве и солидарности сотрудников правоохранительных структур различных государств и народов в выпол­нении общих задач, основными из которых являются защита прав и свобод человека. «Двадцатый век ознаменовал собой исторический этап - интер­национализацию прав человека, становление широкого взаимодействия го­сударств и народов в этой сфере»2.

Многочисленные экономические, политические, энергетические, информационные, демографические и иные проблемы приобрели сегодня глобальный характер, и пришло время признать, что ни одно государство не может жить в изоляции от других государств.

Соответствующим образом в рамках мирового прогресса приобрета­ет новое значение общемировой правопорядок, который должен обеспе­чить безопасность государств и их сотрудничество на основе норм между­народного права.

В последнее время наиболее опасным явлением, подрывающим ос­новы международного правопорядка и национальных правопорядков госу­дарств, выступает международный терроризм. Выйдя за национальные рамки, терроризм стал опасен не только для жизни людей и государствен­ного устройства определенных стран. Сегодня терроризм - это угроза су­ществованию всего человечества. Террористические акты становятся все

' См.: Словарь по этике / Под ред. А.А. Гусейнова и И.С. Кона (любое издание). Доклад о деятельности уполномоченного по права человека в Российской Федерации в 2000 году. С. 209.


более жестокими, число их жертв с каждым годом неуклонно растет. Терро­ризм наносит чрезвычайно болезненную морально-психологическую травму обществу, преследуя, прежде всего, цель устрашения. Очевиден также мате­риальный, экономический и политический ущерб от его последствий.

В этой связи следует особо подчеркнуть необходимость эффективно­го международного сотрудничества правоохранительных структур различ­ных государств, проявляющегося в оказании правовой помощи по уголов­ным делам, выдаче преступников, выработке единых правовых основ при­влечения к уголовной ответственности за международные преступления и др. Весьма актуальным является анализ международного опыта как на эта­пе подготовки кадров, так и в практической реализации правоохранитель­ных задач. Добросовестное выполнение государствами своих обязательств является одним из условий достижения стабильного правопорядка в мире и безопасности человечества.

В уголовно-исполнительной политике принцип интернационализма проявляется в первую очередь в ее соответствии основным международ­ным документам, касающимся пенитенциарной системы.

Благодаря усилиям стран европейского содружества, членом которого стала Россия, появилась возможность более глубоко изучить эту проблему не только в теоретическом, но и прикладном аспекте. Так, в 1999 г. начала реализовываться программа Совета Европы «Партнерство на уров­не пенитенциарных систем» («Тюрьмы-побратимы»)1. Международное со­трудничество в данном направлении заключается в проведении конферен­ций, семинаров, деловых встреч, знакомстве с опытом организации ис­правления осужденных, практикой распределения их по тюрьмам, дея­тельностью различных подразделений службы. В круг изучаемых вопросов включены и социальная, и правовая защита самих сотрудников учрежде­ний, исполняющих наказания.

; . законность и справедливость

Принцип законности - основополагающий принцип в деятельности органов, исполняющих наказания.

Он заключается в требовании неукоснительного соблюдения законов и основанных на них подзаконных актов всеми сотрудниками пенитенци­арной системы. «Содержанием принципа законности является не порядок деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания, а соответ­ствие этой деятельности уголовно-исполнительному закону»2.

См.: Психологическая служба в пенитенциарных учреждениях ФРГ: Учеб.-метод. пособие / В.М. Морозов, ОТ. Ковалев, М.Г. Дебетский и др.; ВЮИ Минюсга России. Владимир, 2001. С. 4.

Комментарии к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации и Минимальным стандартным правилам обращения с заключенными. С. 38.


 


Названный принцип закреплен в статьях, посвященных основаниям исполнения наказаний, правовому положению осужденных, а также гаран­тиям и организационно-правовым способам обеспечения законности (ст. 10-15, 19-24 УИК РФ).

Для принципа законности характерны следующие черты: а) всеобщность, заключающаяся в обязательности законности как для государственных, судебных органов, общественных объединений, так и для осужденных и администрации учреждений, исполняющих наказания; <• б) единство - состоит в выполнении требований законности в сфере исполнения наказаний на всей территории Российской Федерации;

в) верховенство Конституции Российской Федерации и федеральных законов в области исполнения уголовных наказаний;

г) неотвратимость реализации законности - пресечение любых на­рушений уголовно-исполнительного закона, от кого бы они ни исходили. Всякое нарушение установленного порядка отбывания наказания есть од­новременно и нарушение законности;

д) недопустимость противопоставления законности и целесообразно­сти, т.к. законность и есть высшая целесообразность.

е) неразрывная связь законности и правовой культуры. Обеспечение законности в процессе исполнения наказаний во многом зависит от право­вой культуры работников УИС и знаний основ российского законодатель­ства осужденными1.

Произвол и беззаконие, недопустимые нигде, в уголовно-исполнительных структурах не просто дискредитируют их сотрудников, а имеют повышенную опасность, провоцируют возможность ответной реакции, ко­торая может привести к злостному неповиновению требованиям админист­рации, массовым беспорядкам, захвату осужденными заложников.

Должностные правонарушения и преступления, совершаемые сотруд­никами, подрывают нравственные, правовые и социальные основы функцио­нирования не только органов, исполняющих наказания, но и государства в целом. Нарушая закон, нельзя требовать уважения к закону от других.

Минимальные стандартные правила обращения с заключенными, а также принятый ООН Кодекс поведения должностных лиц по поддержа­нию правопорядка запрещают пытки и другие виды жестокого, бесчело­вечного или унижающего человеческое достоинство обращения и наказа­ния. Эти документы требуют принятия эффективных законодательных, административных, судебных и других мер по предотвращению такой практики и наказанию за нее.

Последовательное осуществление принципа законности имеет важ­нейшее значение. Однако нередки случаи укрывательства некоторыми ру­ководителями должностных преступлений, отнесение их к дисциплинар-

I

' См.: Комментарии к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федера­ции и Минимальным стандартным правилам обращения с заключенными. С. 38-39.


ным нарушениям. В связи с этим применяемые к нарушителям санкции чаще всего не соответствуют тяжести совершенного ими деяния. В коллек­тивах формируется атмосфера равнодушия, попустительства по отноше­нию к нарушителям законности, убежденность в безнаказанности проти­воправных действий или незначительной ответственности за них. Поэтому состояние законности является одним из определяющих показателей эф­фективности деятельности пенитенциарных учреждений.

К основным требованиям обеспечения законности в деятельности исправительных учреждений относятся: всеобщность права; верховенство законов в системе нормативных актов, принимаемых в сфере исполнения наказания; единство законности и недопустимость ее противопоставления целесообразности; неукоснительное и своевременное выполнение предпи­саний законов всеми и повсеместно; обеспечение охраны конституцион­ных прав граждан и равенство всех граждан перед законом; пресечение на­рушений законности; неотвратимость воздействия на нарушителя.

Общественная опасность должностных преступлений, совершаемых сотрудниками исправительных учреждений, заключается в подрыве нрав­ственных, правовых и социальных основ функционирования пенитенциар­ных учреждений.

Нарушения законности в повседневной деятельности работников ис­правительных учреждений выражаются в следующем: проявление грубо­сти, рукоприкладство, установление незаконных связей, злоупотребление служебным положением, использование труда осужденных в личных це­лях, превышение властных полномочий, ущемление прав и интересов осу­жденных, незаконное применение наручников, хищение государственной собственности при содействии осужденных, нарушения порядка трудового использования осужденных, отдыха и оплаты труда1.

Принцип законности в наибольшей степени, чем другие принципы, отражен в нормативных документах, регламентирующих деятельность со­трудника УИС. Тем не менее нравственные качества сотрудника именно здесь проявляются наиболее зримо.

Сотрудник никогда не должен забывать, что осужденный (заключен­ный под стражу) по-прежнему остается гражданином общества, хотя и с ограниченным кругом прав и меньшими возможностями в их защите по сравнению со свободными гражданами.

Этическое содержание законности состоит в следующем: не допус­кать в своей деятельности случаев невнимательного отношения к осуж­денным, проявления бездушия к их личным проблемам, отступления от ус­тановленных правил общения с ними, беспринципности в оценке собст-

Сы.: Пищелко А.В., Белослудцев В.И. Указ. соч. С. 37.


венных поступков и действий подопечных, попустительства при наруше­ниях закона1.

Практика показывает, что в тех исправительных учреждениях, где имеются подобного рода факты либо встречаются достаточно часто, у со­трудников и осужденных формируются чувства вседозволенности, беспре­дела, отрицания общенравственных ценностей. Данные тенденции являют­ся недопустимыми. Необходимы решительные, требовательные, но не унижающие человеческое достоинство действия по отношению к лицам, лишенным свободы.

Понятие справедливости тесно связано с понятием законности: спра­ведливость означает законное, а несправедливость - противозаконное от­ношение к людям. Значение справедливости в обществе всегда возрастает с развитием прогресса во всех его сферах. В настоящее время роль спра­ведливости в отношениях между государством и личностью становится все острее и значимее.

Справедливость - категория морально-правовая и социально-духов­ная, она связана с исторически изменяющимися представлениями о неотъ­емлемых правах человека.

Представления о моральной справедливости намного богаче по со­держанию, чем представления о справедливости правовой. Моральная справедливость никогда полностью не укладывается в рамки закона, т.к. она охватывает и те стороны человеческих взаимоотношений, которые да­леко не всегда находят отражение в праве. Так, к примеру, «ложь или кле­вета в частных межличностных отношениях несправедливы и заслуживают отрицательной моральной оценки, нравственного осуждения, но право еще зачастую равнодушно остается в стороне от подобного рода явлений»2.

Ни одна другая отрасль права не дает такого множества поводов для обсуждения проблем справедливости, как уголовное право. Это объясняет­ся прежде всего тем, что «с нормами уголовного права тесно связано поня­тие уголовной судебной репрессии (наказания). Вопрос справедливости не может быть обойден при назначении уголовного наказания. В этом случае наказуемый как бы получает, по образному выражению, определенную меру зла»3.

Современное уголовное право отказалось от упрощенного понима­ния наказания как только возмездия за содеянное преступление. Кроме на­казания за совершенное в него включены цели по исправлению лица, со-

1 См.: Кизлык А.П. Принципы законности и гуманизма при исполнении уголов­ных наказаний // Проблемы реформирования уголовно-исполнительной системы и подготовки персонала. С. 17.

" Первой В.П. Справедливость - профессионально-нравственное качество сотруд­ника милиции // Проблемы и пути духовного становления слушателей. С. 80.


вершившего преступление, что отвечает гуманистическим традициям уго­ловного права России, показывает его справедливость.

Понятие справедливости отражает важную сторону принципа закон­ности - равную и реальную меру воздаяния за равные по социальной зна­чимости деяния субъектов. Суть данного принципа в уголовно-исполнительной политике состоит не только в справедливости назначения наказа­ния, но и в справедливости его исполнения. Не случайно термин «юсти­ция» произошел от лат. ]пвИс1Я, что означает справедливость, законность, правосудие.

Следовательно, обязательным условием справедливости для сотруд­ника является строгое и неуклонное соблюдение законности.

Знание основных нравственных принципов составляет основу мо­рального сознания сотрудника учреждений, исполняющих наказания. Но перевод этих знаний в убеждения и руководствование принципами морали в служебной деятельности зависит от общего уровня культуры сотрудника, его способности к самосовершенствованию, противостоянию негативным влияниям профессиональной среды.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА СОТРУДНИКА УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

ВЛАДИМИРСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ МИНЮСТА РОССИИ...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Сотрудников пенитенциарных учреждений

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ СИСТЕМЫ
Рассматриваемые в первой главе пособия вопросы являются той ос­новой, на которую обучающийся сможет опереться при знакомстве с нор­мативно-правовой базой, регламентирующей деятельность сотрудника п

Этика как наука о морали
Прежде чем ответить на вопросы: что такое «профессиональная этика»?, что является предметом ее изучения?, необходимо ли знание основ этики будущему сотруднику УИС? - следует уяснить понятия «этика»

Нравственность и общая культура -неотъемлемые профессиональные качества сотрудника уголовно-исполнительной системы
Для представителей различных профессий требования, нормы мора­ли едины, кем бы человек ни был, какую бы должность ни занимал, какую бы профессию ни имел. В то же время к отдельным профессиям, затра

Мораль. Структура морали
Для анализа любого явления чрезвычайно важным является выделе­ние его основных элементов. Мораль представляет собой единое целое трех структурных элементов: морального сознания, моральной деятельно

Взаимодействие морали и права в обществе
Проблема взаимодействия морали и права имеет важное значение для сотрудников УИС. Находясь на страже закона, исполняя профессиональные задачи, они должны руководствоваться в своей деятельности толь

Профессиональная этика. Профессиональная мораль
Профессиональная этика является неотъемлемой составляющей об­щей культуры сотрудника УИС. Профессиональная информированность, лишенная нравственности, несоблюдение сотрудниками этических норм ведут

Нравственные требования, | предъявляемые 1с сотрудникам пенитенциарных учреждений
Проводимая реформа УИС, гуманизация правоотношений с лицами, лишенными свободы, предъявляют особые требования к личности сотрудников пенитенциарных учреждений. Высокая моральная чистота, о

Сущность и особенности
Специфика профессиональной морали сотрудника УИС состоит в обязательном следовании нравственным нормам, т.е. характеризуется деонтологическим характером. Тем не менее ни документы, ни выпол­нение п

Уголовно-исполнительной системы
Международно-правовые документы отражают высшие социальные ценности, выработанные человечеством, поэтому особое место в них при­надлежит естественным правам человека. Это свидетельство неразрывного

В деятельности сотрудников пенитенциарных учреждений
В российских законодательных и нормативных актах Российская правовая политика базируется на бережном сохранении принципов гуманности, справедливости, уважения человеческого досто­инства.

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги