Реферат Курсовая Конспект
СОХНУЩИЙ СОХНУТ И ПОВОРОТ Р.Е.К. - раздел Культура, И непростой проблеме взаимоотношений русского и еврейского этносов До 1996 Года Главным Представителем Российской Еврейской Общи...
|
ДО 1996 ГОДА главным представителем российской еврейской общины была организация “Ваад”.
“Что такое Ваад России? Это объединение общественных организаций, юридических лиц», объединяющее «под своим флагом евреев в государствах своего местонахождения» и явившееся «объединяющим началом региональных организаций СССР, еще не ставших общиной (центром). Источником его существования стали гранты, выделяемые международными еврейскими организациями на деятельность аппарата Ваада и входящих в Ваад организаций” (М. Каплан. Ваад и РЕК, или что такое еврейские деньги? – “МЕГ” № 12/ 96).
Такова точка зрения апологета Ваада, которая более или менее всех устраивала, пока главной заботой российских евреев было сбежать из терпящего бедствие СССР и его осколков. Однако, когда настало время для других решений, – Ваад превратился в мишень для критики. О качестве помоев, самозабвенно выливаемых одними евреями на других, можно судить по такой, например, реплике в адрес Ваада:
“Ваад 1989 года был гениальной для своего времени идеей. Он прожил вместе со страной почти семь лет, пройдя тот же путь, что и другие современные ему общественно-политические организации и движения. В странной, а иногда трагикомической форме в нем кипели и бурлили страсти, расцветало местничество, коррупция, фракционный и республиканский сепаратизм… Когда Ваад изжил себя, когда стало ясно, что никакого влияния на окружающий мир он не имеет, а заклинания руководства о мощи и силе Ваада – лишь туман, маскирующий простейшую истину: Бобик сдох, – тогда, де-факто, раскол и произошел… Половина президиума отряхнула прах Ваада со своих ног и вместе со своими организациями ушла в отставку. В 1996 году вообще мало кому в России нужна организация, которая ничего не дает и давать не собирается, но хочет представлять и защищать интересы. Этакий профком эпохи застоя... Параллель здесь прямая, так как единственное, чем Ваад всерьез занимался все годы, – бесплатные групповые (для руководства среднего звена) и индивидуальные (для президентуры) заграничные вояжи. Просто процветающее туристское бюро какое-то. Когда же немалые средства, выделенные на Ваад в основном JDC и WJC под умопомрачительные авансы, были бездарно растрачены не без выгоды для держателей счетов Ваада, оказалось, что с Запада больше не дадут... а в России репутация у Ваада хороша только для фольклорных “сумы да тюрьмы”, а не для спонсоров. Тут на горизонте Ваада и возник РЕК...
Сама идея делить чужие деньги не нова... Вааду в свое время были должны все: советская власть, мировая диаспора, Сохнут, государство Израиль, российский президент и Господь Бог...” (Евгений Сатановский. Дай миллион! Но и рубль возьму. – “МЕГ” № 12/96).
Автор цитированной желчной заметки – апологет[12] конкурирующей с Ваад организации: Российского еврейского конгресса (РЕК), каковой является филиалом Всемирного еврейского конгресса (ВЕК). Согласованность действий материнской организации и филиала обеспечивается различными путями, в частности тем, что президент РЕК – Владимир Гусинский – одновременно является одним из вице-президентов ВЕК. Таким образом, создание и функционирование РЕК – это и есть ответ мирового еврейства на осознанную им всестороннюю необходимость смены курса. Выражаясь метафорически, Гусинский (банкир, магнат СМИ, связанный со спецслужбами Израиля и США), – является “управделами ВЕК” по России.
В связи с тем, что ныне “репатриация” понимается как укоренение евреев не только на “исторической” (Израиль), но и на “доисторической” родине (та или иная страна, где когда-либо проживали и доминировали в политике евреи), в России этой задаче призван соответствовать именно РЕК. Вот как об этом говорят сами евреи.
“Перед РЕК стоят три основные задачи. Первая заключается в том, чтобы открыто заявить на весь мир о том, что они – евреи, и готовы признать себя частью еврейской общины. Вторая задача – собрать основную часть еврейского населения России под сенью объединенной еврейской общины. Третья цель – добиться того, чтобы состоятельные евреи взяли на себя труд помогать еврейским организациям...
Трудность... заключалась в том, чтобы привести к консенсусу многочисленные еврейские организации и религиозные направления. Сегодня мы с радостью можем объявить: это удалось. Идея создания Конгресса получила принципиальную поддержку всех организаций от Ваада до Хабада” (Рав Пинхас Гольдшмидт, главный раввин Москвы. “Я Иосиф, брат ваш”. – “Еврейская газета” [впоследствии “МЕГ”] № 1/96).
Пример консолидации разрозненного и внутренне противоречивого еврейского движения вокруг денежного мешка РЕК – крайне поучителен для любой нации. Присмотримся.
“Что такое РЕК в России? В отличие от Ваада, это объединение физических лиц, сколотивших достаточный капитал или имеющих возможности за счет деятельности своих фирм... выделять финансовые средства на Возрождение и сумевших использовать ошибку Ваада, объединить раввинов... РЕК сегодня – это еще МЕК, Московский еврейский конгресс” (М. Каплан... – “МЕГ” № 12/ 96).
“Судьба российских евреев тоже неотделима от истории российского государства. Еврейской общине в России более 350 лет. [Как они считают: еще до Переяславской Рады, что ли? Укажем, в таком случае: в те годы Россия шла на подъем, а сегодня находится в глубокой пропасти. Уж не в этом ли состоит главный результат 350-летнего еврейского присутствия? Видимо, так оно и есть, ибо самые глубокие падения России за этот срок – революция и перестройка – оба напрямую зависели от пиков еврейской активности.] Кроме того, именно российские евреи заложили основы формирования еврейских общин США, Австралии, стран Латинской Америки, а также Израиля. Но лишь сегодня в России сложились такие благоприятные политические условия, когда возникла возможность реализовать идею создания на основе разрозненных светских и религиозных еврейских общин единой общественной организации – Российского Еврейского Конгресса...
Как известно, в прошлом еврейские организации России во многом зависели от случайных пожертвований и от возможностей зарубежных еврейских благотворительных и иных организаций, в основном США и Израиля. Теперь вопросы финансирования деятельности третей по величине общины в мире – дело самих российских евреев, среди которых немало известных финансистов и предпринимателей, и, соответственно, отношения с Западом переходят из состояния просителей в состояние партнеров...
Значительным для внутрироссийской жизни многочисленных еврейских организаций и общин является то, что РЕК призван не подменять их деятельность своей, а предоставить им возможность полнокровного существования, не централизовывать их деятельность, а наоборот, децентрализовывать ее, помогая реализации инициативы на местах. В этом принципиальное отличие РЕК от всех еврейских организаций” (“МЕГ” № 1/96).
“Идею создания Российского Еврейского Конгресса я оцениваю как давно назревшую, естественную и необходимую. Идея эта довольно давно витала не только в воздухе, но и в сознании многих людей. Единственное, чего не хватало, – заинтересованности бизнесменов высшего ранга. Как только она возникла [отчего и почему она возникла – этот вопрос мы рассмотрели выше], произошла быстрая подвижка. И не случайно первым в дело создания РЕК включился именно Владимир Гусинский – он улавливает подобного рода вещи значительно раньше других...
РЕК – это как раз нормальная и единственно возможная форма цивилизованного существования еврейской общины в нашей [!] стране” (Александр Осовцов [исполнительный вице-президент РЕК] в интервью “МЕГ” № 1/96).
“За эти полгода евреи России получили в грубом материальном выражении от деятельности РЕК больше, чем Ваад проел, пропил, растратил и проездил за последние семь лет. При этом РЕК не давал и, надеюсь, не даст впредь ни гроша ни на какое “возрождение”, о котором столь громко трубят Ваад и его верный сын Каплан. Как показал опыт, под громкими трескучими проектами людей, собирающихся “возрождать” что бы то ни было, скрывается в лучшем случае желание заработать, а в худшем – прожекты искренних еврейских сумасшедших – тихих и не очень – в результате которых должно расцвести кошерное кролиководство на базе СП Государства Израиль, с одной стороны, и зверофермы села Нижние Тютьки, с другой. РЕК не чувствует себя достаточно мудрым и сильным, чтобы поднимать все то “планов громадье”, о котором печется Михаил Каплан. И потому занят делами прозаическими до примитивности: школы, детские сады, синагоги, благотворительные столовые, “Маккаби” [спортклуб], “Еврейская газета”, академическая иудаика, иешивы, издание книг, нужды ветеранов войны...
Не слишком щедрый ручеек средств, выделяемых на Россию Джойнтом и другими западными организациями, почти пересох...
Местные еврейские бизнесмены... нарастили обороты своего бизнеса до такого состояния, что оказались в состоянии финансировать деятельность городских еврейских организаций. Честь им за это и хвала. Хорошие отношения с прогрессивными [?] местными властями раскрыли и раскрывают им несказанно сияющие перспективы развития. Честь и хвала за это местным властям...
РЕК с самого начала заявлял, что он организация неполитическая и никого во внешней и внутренней политике представлять не намерен. Достаточно того, что добрая половина членов президиума РЕК, благодаря занимаемому в сегодняшнем истэблишменте страны положению, вынуждена добрую толику времени уделять перипетиям российской и международной политики... РЕК – смесь клуба и фонда... В РЕКе нет околополитической “тусовки”, весь смысл которой как раз и сводится к поддержанию “тусовки” любой ценой. Есть бизнесмены, раввины, профессора, знаменитые спортсмены и известные деятели культуры, артисты и режиссеры, писатели и журналисты... все те, кого в Вааде не было и не могло быть... РЕК – антипод Ваада и в том, что рассматривает только конкретные действующие проекты и принимает в них участие только после прохождения жесткой многоступенчатой системы проверки, и в том, что, в отличие от Ваада, проекты принимаются к финансированию не в атмосфере всеобщей тайны, когда о том, куда, как и когда пойдут средства, знают два-три человека, а гласно...
Когда эти “мысли вслух” были почти закончены, из дирекции РЕК передали список проектов, которые будет рассматривать на следующем заседании президиум Конгресса. Почти одновременно другой звонок поведал о том, что исполнительная дирекция Ваада распущена на неопределенный срок в “административный отпуск без сохранения содержания” (Е. Сатановский. Дай миллион!.. – “МЕГ” № 12/96).
“РЕК – это, с моей точки зрения, переходный период в формировании еврейской общины России. Завершился период активности, основывавшейся на энтузиазме и дилетантстве, и наступил период больших, конкретных программ, период объединения российского еврейства, интеллектуальной, религиозной, промышленной и финансовой (так!).
Этот процесс, по моему мнению, третий по значимости в истории еврейского народа в ХХ столетии. Первый – объединение американских евреев в начале века, второй – возникновение государства Израиль и связанные с этим события. Третий – то, что происходит сейчас в России и с русскими евреями за рубежом” (Е. Сатановский, президент Института изучения Израиля и Ближнего Востока. Объединение – один из важнейших процессов в нашей истории. – “ЕГ” № 1/96).
НА ПОСЛЕДНЕМ мнении я хотел бы остановиться особо. Не зря весьма сведущий в данной проблеме Сатановский поставил создание американской, израильской и российской еврейских общин – в один ряд. Дело в том, что если Израиль – любимое, хотя хилое, болезненное и порочное дитя еврейства, то американская еврейская община – дитя наиболее благополучное, здоровое и цветущее. Конференция председателей крупнейших еврейских организаций Америки объединяет 45 групп, а общее количество руководителей американских еврейских организаций приближается к 800. Америка – тот идеал, равняясь на который, евреи намерены строить и уже строят свое российское бытие. Естественное для нас чувство презрения к этой безнациональной стране, оторванной от традиций Старого Света, погрязшей в правовом демохристианском идиотизме и иных системных пороках, для них – дико, кощунственно. Превратить Россию во второй оплот мирового еврейства, в новую Америку (как в смысле комфортного и обеспеченного положения евреев, так и в смысле руководства страной) – их заветное упование, неуклонно осуществляемое.
Именно поэтому история американского еврейства была и остается для евреев объектом пристального внимания и изучения. В этой истории, в ее нынешних итогах ищут они алгоритм оптимального поведения, модель оптимального положения вещей, технологию гарантированной победы. Все это детально раскрывается, например, в книге Э.Л. Нитобурга “Евреи в Америке” (М., ЧОРО, 1996). Не случайно “МЕГ” поместила на данную книгу обширную рецензию, специально заказанную кандидату исторических наук, старшему научному сотруднику Института этнологии и антропологии РАН, заместителю главного редактора ежегодника “Расы и народы” Семену Козлову. Все, подмеченное, выделенное им, воспринимается чрезвычайно актуально, ибо непосредственно относится к нашей ситуации. Например:
“От 23-х евреев, появившихся в 1654 году в Новом Амстердаме... до почти 6-миллионной в конце ХХ века общины, самой большой в мире и во всей истории еврейского этноса, – таковы временные и количественные параметры той части этого этноса, которая называется “американские (США) евреи”...
Выходцы из еврейских общин разных регионов мира – от Бразилии до России – в “плавильном котле Америки” постепенно образовали новую этническую общность – американское еврейство [“новую” общность?! Да с кем же они сплавлялись? В основном, с самими собой: бразильские евреи с российскими, британские – с польскими и т.д. Были евреями и остались евреями. Такая вот “плавка”]... Отсутствие, в отличие от других иммигрантских групп, ориентации на страну эмиграции, стало также фактором не “размывания”, а консолидации их как группы.
Всю свою американскую историю евреям приходилось (и приходится) решать дилемму: как, “американизируясь”, становясь от поколения к поколению все больше американцами, сохранить себя как евреев (здесь и далее выделено мной. – А.С.)... Правы, думается, те исследователи, которые считают, что происходит не столько эрозия еврейской идентичности, сколько трансформация форм ее выражения. Не религия, не язык и традиции предков определяют ее ныне (для большинства американских евреев), но сознание принадлежности к мировому (дисперсному) еврейскому этносу, причастность к его многотысячелетней драматической истории, его нынешним судьбам... Став интегральной частью гетерогенной североамериканской нации, приняв для себя американскую культуру и ее ценности, евреи США сохраняют себя как общность, как этническую группу. [Отсюда – соответствующие акценты и приоритеты в образовательной политике как по отношению к себе, так и по отношению к русским. То, что для себя ими поощряется, для нас – блокируется. Но ведь наша-то, русская нация, в отличие от американцев, не гетеро-, а гомогенна, практически однородна! Вот, что они всячески пытаются сломать, извратить, оболгать, вот что им мешает.] Для них “характерна амбивалентность (двойственность) этнического самосознания, то есть “двойная идентичность”, включающая как “еврейский”, так и “американский” компоненты”. Как хорошо сказал религиевед У. Херберг, “американский еврей... смог утвердить свое еврейство не в стороне, не вопреки своему “американству”, но именно в силу его” [!]...
Другой важный итог этой истории – евреи в Америке преуспели. Практически во всех сферах экономики и жизни они играют важную роль. Выше, чем у других групп, и среднестатистический доход еврейской семьи...
Одним из оснований для... оптимизма, как и очень существенным фактором, обусловившим все то, о чем шла речь выше, является высокий уровень развития, структурированности еврейской общины в США, активное функционирование большого числа этнических организаций и институтов на всех уровнях и вовлеченность в них подавляющего большинства американских евреев [точно по этой же модели лепится еврейская жизнь в России]” (С. Козлов. Интересная книга об американских евреях. – “МЕГ” № 22/97).
Читая подобные строки, отчетливо понимаешь, во что может превратиться со временем Россия, в каком направлении стремятся “развивать” ее РЕК и стоящие за ним силы. Это не только мое субъективное мнение, имеется признание гораздо более репрезентативное: “Биби Нетаньяху, премьер-министр Израиля, так разошелся во время первого визита в США после победы на выборах, что дерзко бросил Клинтону: обойдемся и без помощи США, у нас теперь есть Россия! Так он срезал попытку президента скорректировать политику Израиля на Ближнем Востоке. По Нетаньяху, из великой России как бы получился великий Израиль, и Клинтон с этим, кажется, согласился” (И. Болтовский. Через три года Россия станет настоящей Америкой. – “Правда-5” 26.10.96). На чем же зиждется столь дерзкая уверенность израильского премьер-министра?
ПОСЛЕ создания РЕКа еврейская община в России структурировалась именно так, как об этом написано в начале работы. Во главе всех общин – РЕК; во главе РЕКа и каждой общины – капитаны еврейского бизнеса. При них – советы экспертов “еврейского образа жизни”, формирующие номенклатуру инициатив. Алгоритм создания еврейского мира хорошо обрисовал исполнительный вице-президент Конгресса еврейских религиозных общин и организаций России раввин Элиягу Эссас. В конце марта 1997 года в Москве проходил II cъезд КЕРООРа, на котором присутствовали свыше сорока руководителей общин (раввинов и председателей) – те самые эксперты, вырабатывающие тот самый алгоритм. Рав Элиягу резюмировал итоги съезда так: “Прежде всего, подбор в каждой общине перспективных, в смысле умения учиться и работать с людьми, активистов. Постараемся научить их мастерству создания живой общины и ее функционирования. Во-вторых, с учетом конкретных особенностей каждого города, поможем выработать “стандарты” еврейской жизни... Начнем с уже возможного сегодня и будем целенаправленно и последовательно повышать уровень “еврейскости” в жизни общины. В-третьих, основы для сотрудничества Звулуна и Иссахара [т.е. двух колен Израиля, двух генераций: торгово-предпринимательской и еврейской учености] надо создавать в каждом городе” (Люди с идеалами. – “МЕГ” № 10/97).
Учреждением РЕК создана, по сути, жесткая вертикаль еврейской власти[13], очень напоминающая и даже в чем-то заменяющая приснопамятную партийную систему управления – партократию. Только ведущий и консолидирующий принцип данной парапартийности – не социально-, а национально-политический; он приобретается не свободным выбором, а рождением и воспитанием. Партийная идеология – еврейский национализм – отшлифована тысячелетиями политической и религиозной истории евреев; она апробирована практикой и нуждается не в развитии, а лишь в консервации, что облегчает задачу и обеспечивает стабильность. А партийная дисциплина и ответственность держатся не на страхе личного наказания, как при ЦК КПСС, а на экономическом принуждении: если община не подчинится “рекомендациям”, она просто не получит финансирования. Только и всего. (“Только и всего”!) Как говаривал мудрый калмыкоеврей Ленин, “мы не дадим им кушать, если они не будут выполнять этой работы добросовестно и полно...” Итак, выражаясь словами другого советского руководителя-юдофила, “цели определены, пути намечены – за работу, товарищи!”
ГЕНИАЛЬНОСТЬ идеи состоит, конечно, в схеме финансирования РЕК. Уже не заморские евреи, “добрые дяди”, оплачивают программы еврейской общины, как это было при Советской власти и потом до 1996 года. Нет, теперь это бремя взяли на себя российские евреи-бизнесмены. Я лично был свидетелем тому, как представители авторитетных еврейских общественных организаций, обходя еврейских предпринимателей, собирали с них негласный добровольно-принудительный “налог на национальность”. А те не слишком охотно, но платили. Знали, во-первых, что не заплатить нельзя: превратят в изгоев, перекроют кислород; а заплатишь – поддержат, помогут нажить копеечку. А во-вторых, понимали общую зависимость и принцип конвертации еврейских средств – во власть, влияние, а власти – обратно в деньги.
Но позвольте спросить: а откуда у них вообще в России взялись деньги, ведь при советской власти бизнес не разрешался, а сегодня очень мало кто из евреев занимается производительным трудом? Где взял свои миллионы Гусинский – в прошлом “массовик-затейник”? Откуда капиталы Смоленского, никогда дотоле не занимавшегося банковским делом? Из каких источников взяты те 60-70 процентов российских финансов, что сконцентрированы сегодня в еврейских руках? Да все от нас, голубчики мои, от облапошенного населения, на 85 процентов русского! Какие уж тут секреты...
Собранной с нас данью оплачивают евреи свои макро– и микропрограммы в России (быть может, уже и не только). Чем больше дань – тем сильнее, крепче еврейские организации, тем выше растет их влияние, тем больше зависимость от них крупной и мелкой русской администрации (“прогрессивных местных властей”), тем шире экономические и политические возможности еврейского капитала. А значит – тем больше будет новая дань, собранная с нас. Спираль развития идет по восходящей. Превращение русской России в еврейскую Нью-Америку происходит по отработанной в Новом Свете технологии за наш же, русский счет: вот в чем изюминка!
Они живут среди нас, сотрудничают с нами по многим направлениям. Учат. Лечат. Изобретают. Строят. Торгуют. Дают кредиты. Мило нам улыбаются. Любят поговорить о вечном, о философии истории.
Но хватка их весьма, весьма жестка. Иго их – отнюдь не благо. И бремя их – нелегко.
* * *
Вопросы для референдума:
– Даже среди русских встречаются люди, для которых Америка предстает в качестве некоего образца, мечтающие о преобразовании России по ее подобию. Для еврев же это – жизненно важная проблема. Следует ли нам и впрямь дозволить евреям американизацию нашей страны, нашей жизни? В этом ли наш интерес? Наш ли в этом интерес?
– Да. Нет. (Нужное подчеркнуть.)
– Сознаем ли мы, какую цену придется заплатить за такое преобразование?
– Да. Нет. (Нужное подчеркнуть.)
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
Научное исследование основанное на обширной базе... Документальных источников еврейского... Цель публикации инициировать общественную дискуссию по важной...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: СОХНУЩИЙ СОХНУТ И ПОВОРОТ Р.Е.К.
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов