рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

АРХИТЕКТУРА

АРХИТЕКТУРА - раздел История, Соколов Г.И. Искусство этрусков. — М.: Искусство, 1990. — 319 с., ил. — Очерки истории и теории изобразит. искусств В Точных Расчетах И Глубоко Продуманных Строительных Решениях Этрусских Зодчи...

В точных расчетах и глубоко продуманных строительных решениях этрусских зодчих нашел отражение научный гений этого народа, в особенных по характеру своей гармонии архитектурных образах проявился его художественный дар. Археологические открытия дали возможность говорить о планировке городов, восстанавливать систему крепостных стен и ворот, определять конструкции мостов и пробитых в скалах тоннелей, систематизировать формы разнообразных гробниц, типы храмов и жилых домов. Не известны пока лишь этрусские доримского периода общественные здания, вроде греческих булевтерионов или пританеев, а также зрелищные сооружения — театры, стадионы, цирки; хотя они, нужно думать, существовали, судя по фреске V века до н.э. из гробницы Тарквинии (8, с. 223) с изображением сидящих в театре зрителей. Деловой, обусловленный жизненной необходимостью либо культовыми требованиями характер этрусской архитектуры был воспринят зодчими Римской республики, во многом использовавшими опыт этрусков.

Города этрусков возникали в различных по рельефу участках Апеннинского полуострова. Марцаботто располагался на сравнительно невысоком, довольно ровном, но покатом плато, ограниченном с одной стороны течением реки, а с другой — невысоким горным хребтом. Клузий (Кьюзи), Волатерра (Вольтерра), Перузия (Перуджа) строились на высоких, труднодоступных и легко защищавшихся возвышенностях. Иногда этруски обосновывались в дельтах рек, стремясь укрыться от нападения с помощью водных преград, как в случае [с.24] города Спина в устье По. Расположение города обусловливалось не только обстоятельствами обороны, но и потребностью иметь неподалеку пресную воду реки или озера. Учитывалась и близость других центров и поселений, с которыми могли бы поддерживаться контакты, а также основных торговых путей как в пределах Апеннинского полуострова, так и в рамках всего средиземноморского бассейна. Несомненно, именно этим вызвано появление портовых городов по берегам моря.

7. План древнего города Розелла.

Постройки этрусков VII века до н.э., когда в их искусстве преобладали восточные влияния, сохранились плохо, но они все же могут дать представление о характере архитектурного мышления зодчих. Тогда только начинали определяться принципы градостроительства, в частности наиболее целесообразная планировка улиц и площадей, создание дорог и мостов. Малое количество дошедших от того периода памятников жилой и общественной архитектуры объясняется непрочностью [с.25] строительных материалов, преимущественно сырцовых кирпичей, из которых сооружались стены домов и храмов.

8. Крепостная стена древнего города Розелла. VII в. до н.э.

Примером ранних оборонительных укреплений этрусских городов VII века до н.э. может служить участок стены города Розелла с каменным фундаментом и верхом из сырцовых кирпичей, уцелевший под стеной последующего века (ил. 8). Однако большая часть стены Розеллы (ил. 7) относилась уже к VI веку до н.э. и представляла собой довольно мощную оборонительную систему длиной около 3 км. Стена сохранилась в некоторых местах на высоту 7 м с толщиной до 2 м. Полигональная кладка в ранних участках стены чередуется с квадровой; возможно, это результат реставрации в годы господства римлян (24, с. 181; 18, с. 279).

Дома этрусков в первые века их существования мало чем отличались от построек культуры Виллановы. Известные по находкам в склепах, виллановианские урны воспроизводили круглые или овальные в плане хижины. Этрусские урны, повторявшие жилые дома [с.26] того времени, не найдены, наиболее ранние из них относятся лишь к VI веку до н.э.

Обнаруженные в Розелле здания VII века до н.э., назначение которых точно не определено, сооружались в основном из сырцовых кирпичей (15, с. 114), в некоторых местах сохранились довольно большой высоты их стены. Уцелевший дверной проем одного из таких помещений выходил на улицу, проезжая часть рядом представляла собой плотно утрамбованную землю. Неподалеку находилось круглое здание пяти метров в диаметре с каменным порогом в восточном дверном проеме. Трудно утверждать что-либо определенное о перекрытии этой центрической, с желтой штукатуркой стен постройки, возможно, оно было псевдокупольным. В этих помещениях Розеллы нашли круглый сосуд красноватой глины (импасто), две большие гири, обломки глиняных ваз типа импасто и буккеро. В третьем здании с прямоугольными помещениями и также оштукатуренной поверхностью сырцовых стен, очевидно, имелось перекрытие с деревянными балками и черепицей, найденной при раскопках. Примечательно, что при изготовлении черепиц глина смешивалась здесь с толченой медью.

В годы формирования этрусских городов культовым постройкам придавалось большое значение. Уже в VII веке до н.э. создавались храмы, тогда как ранее религиозные церемонии совершались на открытых площадках. Воспроизведением храма является относящаяся к VII веку до н.э. посвятительная, найденная в Конка (Сатрик) модель здания, изображающая небольшой простиль с выступающими двумя колоннами, поддерживающими двускатную крышу. Боковых колонн, обычных для периптеров греческих храмов, у этого здания не имелось, отсутствовал и вход с тыльной стороны, зато открывалось оно сравнительно глубоким портиком. Такого же типа — терракотовые модели Перахоры в Греции и в Герейоне Аргоса. Подобные храмовые постройки, в дальнейшем широко распространенные в [с.27] архитектуре этрусков, а затем и римлян, уже на ранней стадии украшались терракотовыми фигурками, а также раскрашенными глиняными плитами.

Значительно лучше, чем жилые, культовые и оборонительные сооружения, дошли до нас гробницы VII века до н.э., строившиеся не для земной жизни, как дома и храмы, но на более длительный срок — для вечного загробного существования. Поразительной сохранности некоторых усыпальниц VII века до н.э. способствовала не только прочность камня, из которого складывались склепы, но и долгое время не раскрывавшаяся тайна их расположения. Дорогостоящие ювелирные украшения и другие изделия высокой ценности, оставлявшиеся в могилах, уже в древности представляли соблазн для грабителей. Некрополи этрусков VII века до н.э. найдены в различных районах между Арно и Тибром. Лучше других сохранились погребения у Черветери и современной Флоренции, а также около Популонии и Ветулонии и близ Кьюзи и Тарквиний. Этрусские кладбища располагались нередко там же, где хоронили своих близких жители культуры Виллановы.

Особенной монументальностью отличаются гробницы VII века до н.э. вблизи города Цере (Черветери). В пределах некрополя Сорбо, расположенного на юг от города, в 1835 — 1837 годах была открыта гробница, названная Реголини-Галасси, по имени впервые обнаруживших ее — священника Реголини и генерала Галасси (ил. 9). Интерьер ее представляет собой узкий, вырубленный в туфе коридор — дромос, по боковым сторонам которого имеются входы в небольшие овальные в плане камеры (ил. 10). Верхняя часть усыпальницы перекрыта огромными плитами с постепенным напуском в виде примитивного свода. Имитация двускатной крыши получила большое распространение в архитектуре склепов VII века до н.э. Вполне возможно, что подобные или четырехскатные перекрытия существовали и в жилищах этрусков того времени.

[с.28]

9. Интерьер гробницы Реголини-Галасси в Черветери. VII в. до н.э.
10. План гробницы Реголини-Галасси.
 

[с.29] Гробница Хижины в некрополе Черветери имеет вырезанную целиком в туфовой скале камеру (ил. 15). Как и в усыпальнице Реголини-Галасси, между наклонными плоскостями перекрытий здесь вверху оставлена узкая полоска, воспроизводящая часть верхней плиты, кроме того, имеется сводчатый вход, лежанки по краям склепа, от которых начинаются наклоненные стены гробницы2. Скале, в которую врезались склепы Реголини-Галасси и Хижины, придавали цилиндрическую форму курганов-тумулусов. Позднее в них размещали и другие захоронения (ил. 16). Иногда такие курганы в Черветери имели земляные покрытия, порой они представляли собой сплошной туфовый массив. Гробнице Хижины близка по типу перекрытия гробница Мелоне I, расположенная вблизи Кортоны в Содо. Разница состоит лишь в том, что завершение последней было не ложным, вырезанным сплошь в монолитной скале, а выложено из настоящих плит с постепенным напуском (15, с. 52).

 
11. План гробницы Монтальола. VII в. до н.э.
 

[с.30] Вблизи современной Флоренции этруски сохраняли ту же курганную систему, но погребальные камеры не вырезались в породе, а выкладывались из каменных блоков и затем покрывались землей. Гробницы Монтаньола и Монтефортини, найденные в нескольких километрах от Флоренции, интересны архитектурой своих склепов. Длинный, с небольшим понижением коридор-дромос ведет к входу в гробницу Монтаньола (ил. 13). Стены его (длина 12 м) сделаны из грубо высеченных камней. После нескольких пологих ступенек начинается гладкий пол дромоса. Вход в гробницу Монтаньола представляет собой перекрытый мощной плитой дверной проем, за которым расположена вытянутая в длину погребальная камера. Ее стены образованы каменными плитами, кверху все более выступающими, подобно системе ложных перекрытий гробниц Реголини-Галасси и Хижины. Дверные проемы в стенах склепа ведут в боковые камеры (ил. 11), как и в усыпальнице Реголини-Галасси3. Основное и называвшееся толосом помещение гробницы Монтаньола расположено в глубине кургана (ил. 12). Вход в него идет из гробницы со ступенчатым перекрытием через дверной проем с

[с.31]

12. Интерьер гробницы Монтаньола в Квинто-Фьорентино. VII в. до н.э.
[с.32]
13. Вход в гробницу Монтаньола. VII в. до н.э.
 

также ступенчатым завершением (15, с. 35—37). Толос имеет круглые очертания в плане и стены, начинающие на некотором расстоянии от пола сближаться: выступающие плиты образуют ложный свод (18, с. 114). Мощный четырехгранный, несколько сужающийся кверху столб в центре толоса не имеет конструктивного значения и не служит опорой, по-видимому, он связывался с какими-то культовыми церемониями этрусков.

Гробница Монтефортини, расположенная также недалеко от современной Флоренции, построена в другой

[с.33] [с.34]
14. Вход в гробницу некрополя Поджо-Буко, близ Анседонии. VII—VI вв. до н.э. 15. Интерьер гробницы Хижины в Черветери. VII в. до н.э.
   
       

 

[с.35]
16. План и разрез тумулуса II в Черветери с гробницей Хижины. VII в. до н.э.
 

архитектурной схеме. Четырехугольное в плане помещение склепа имеет ступенчатое завершение4. На высоте человеческого роста от вертикальных стенок начинается перекрытие, образующееся с помощью постепенного выдвижения вышележащих плит. Как в дромосе Монтаньолы и гробнице Реголини-Галасси, здесь можно видеть оставленную незакрытой и протянувшуюся вдоль всего склепа длинной полосой верхнюю плиту перекрытия (15, с. 39,40; 18, с. 117—119, 121). Подобным же образом перекрыта гробница Монтекальварио близ города Кастеллина ин Кьянти (15, с. 86, 87)5. Много гробниц VII—VI веков до н.э. с мощными плитами входов открыто также в окрестностях Анседонии в некрополе Поджо-Буко (ил. 14).

Монументальные погребальные сооружения строились в больших количествах в богатых и сильных этрусских городах VII века до н.э. В окрестностях Популонии и вблизи современной Флоренции этруски не [с.36] использовали мощные залежи каменных пород, в которых можно было бы вырезать большие гробницы, как возле Черветери, но обычно выкладывали склепы из каменных блоков, создавая конструкции, лишь внешне похожие на вырезанные в породе гробницы Черветери.

 
17. Вид на вскрытую гробницу Погребальных лож в некрополе Сан-Чербоне, Популония. VII в. до н.э.
 

Потом эти сооружения засыпали землей, образовывая курганы-тумулусы, окруженные стенкой-крепидой, предохранявшей земляной холм от расползания. Так, курган Флабелли ди Бронзо имеет невысокую из четырех-пяти рядов камней крепиду, усиленную в верхней части небольшим выступом-карнизом, над которым лежит еще один ряд камней (ил. 19). В таких тумулусах обычно скрывалась погребальная камера с ведущим к ней дромосом. Уже тогда этруски начинали [с.37] использовать декор, нередко имитировавший украшения или бытовые жизненные предметы.

 
18. Дромос и вход в гробницу «Каменная». Округа Ветулонии. VII в. до н.э.
 

Гробница Погребальных лож в одном из курганов Популонии названа по найденным там лежанкам, украшенным каменными колонками, похожими на деревянные или металлические (ил. 17).

Ложными сводами завершены и склепы в Ветулонии (15, с. 105, 106). Углы прямоугольных в плане гробниц «Каменная» (ил. 18) и Дьяволино II начиная с высоты человеческого роста перекрывались плитами, образующими постепенные переходы от квадрата к многоугольнику и затем к концентрическим кругам, выступающим друг над другом и завершавшимся вверху одной плитой6. Гробница «Каменная» похожа на гробницу Монтаньола [с.38] возвышающимся в ее центре четырехгранным, сужающимся кверху столбом, смысл и назначение которого, как упоминалось выше, не вполне ясны.

 
19. Курган Флабелли ди Бронзо. VII в. до н.э.
 

В некрополях Кьюзи в конце VII века до н.э. возникли склепы иного типа. Вырезанные в скалистом грунте небольшие погребальные камеры имели столб в центре и лежанки по стенам для размещения урн с пеплом после кремации. Обряд погребения, отличный от трупоположения, принятого в других районах Этрурии, возможно, определил сравнительно небольшие размеры этих гробниц. Если архитектура усыпальниц Черветери и близ Флоренции тяготеет к монументальности, то в сооружениях близ Кьюзи ощущаются иные принципы: низко нависающий потолок, ориентация архитектурных масс не ввысь, а по кругу приводит к ощущению замкнутости. Вырезанные в скале, на склоне горы, эти склепы, в отличие от роскошных усыпальниц Черветери или Монтаньолы, напоминают хорошо оформленные пещеры.

[с.39]

20. Интерьер гробницы в Казале Мариттимо близ Вольтерры. Конец VII — начало VI в. до н.э.

[с.40] Некоторые этрусские гробницы после вскрытия были перенесены в Археологический музей Флоренции. Такой чести удостоился имевший ложноопорный столб склеп в Казале Мариттимо близ современного города Вольтерра (ил. 20).

Гробницы ориентализирующего периода создавались и в районе Тарквиний. Одна из них названа по имени египетского фараона 27 династии — Боккориса. В ее четырехугольного плана, высеченном в скале помещении с потолком, имитирующим двускатное перекрытие, были обнаружены произведения египетского искусства, в том числе терракотовая ситула, украшенная рисунками, имевшая надпись с именем фараона Боккориса. Кроме памятников, исполненных египетскими мастерами, там же найдены и изделия финикийского художественного ремесла.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Соколов Г.И. Искусство этрусков. — М.: Искусство, 1990. — 319 с., ил. — Очерки истории и теории изобразит. искусств

ВВЕДЕНИЕ... с Искусство этрусков живших в первом тысячелетии до н э конец VIII I вв до н э на территории Апеннинского...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: АРХИТЕКТУРА

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ИСКУССТВО VIII—VII ВЕКОВ ДО Н.Э.
[с.13] Племена эпохи бронзы, жившие на Апеннинском полуострове до этрусков, оставили после себя мало памятников. О предметах, которыми пользовались люди тех далеких времен, их жилищах, утвари, одеж

ЖИВОПИСЬ
Художественная основа этрусских гробниц VII века до н.э. заключалась в их архитектурной конструкции. Живописных композиций стены склепов в большинстве своем еще не несли. Однако именно в то время н

СКУЛЬПТУРА
В VII веке до н.э. у этрусков мало памятников крупных размеров. Монументальных статуй, подобных древнегреческим куросам, вызывающим удивление величавостью форм, Этрурия не знала. Не исполнялись так

КЕРАМИКА
Динамичность ритмики жизни в средней части Апеннинского полуострова, получавшая в годы становления этрусских городов отражение в произведениях искусства, от памятников архитектуры до ювелирных изде

ЮВЕЛИРНЫЕ ИЗДЕЛИЯ
В VII веке до н.э. в этрусских городах широко распространилось производство золотых ювелирных изделий. Кольца, браслеты, булавки, фибулы, подвески, исполнявшиеся с большим вкусом и чувством гармони

ИСКУССТВО VI ВЕКА ДО н. э.
[с.78] В VI веке до н. э. этрусские города достигли вершины своего развития как в социально-экономическом, так и в культурно-художественном отношении. При римском царе Тарквинии Древнем этруски был

АРХИТЕКТУРА
В VI веке до н. э. достигло совершенства градостроительство этрусков. Их экономическое развитие позволяло строить прочно и красиво и ранее, но только в VI веке до н. э., возможно, в его начале, этр

ЖИВОПИСЬ
К концу VII — началу VI века до н. э. появляются росписи в гробницах близ Кьюзи, в Пании, Поджо-Ренцо и других центрах (15, с. 56). Сами камеры при [с.100] этом еще продолжали сохранять прежние неб

ПОГРЕБАЛЬНАЯ СКУЛЬПТУРА
Скульптурные формы в этрусском искусстве развивались от обобщенных, порой грубо исполненных образов начала VI века до н. э. к более совершенным, гармоничным конца столетия. Мастера, как отмечалось

ДЕКОРАТИВНАЯ СКУЛЬПТУРА
Разнообразные формы принимал архитектурный декор в VI веке до н. э., придававший зданиям нарядный облик. Кроме крупных, полых внутри статуй, иногда в рост человека, а также односторонних антефиксов

ЮВЕЛИРНЫЕ ИЗДЕЛИЯ И КЕРАМИКА
Расцвет городов и возросшая состоятельность знатных семейств способствовали развитию этрусской торевтики. Ювелирные изделия VI века до н. э. сохраняли великолепие и гармоничность произведений VII в

ИСКУССТВО V ВЕКА ДО Н.Э.
[с.175] В конце VI — начале V века до н. э. появились первые признаки растущего могущества Рима и ослабления этрусских городов. Уже в 524 году до н. э. этруски потерпели неудачу при Кумах, где влас

АРХИТЕКТУРА
Историческая обстановка начала V века до н. э. ставила перед этрусскими архитекторами задачи, прежде всего связанные с безопасностью городов. Воздвигались крепостные стены для защиты от римлян, фор

ЖИВОПИСЬ
Расписных этрусских гробниц V века до н. э. меньше, чем в предшествовавшем веке. Лучшие — это склепы Леопардов, Триклиния, Катафалка из некрополя [с.183] Монтероцци в Тарквиниях, а также гробница О

ПОСВЯТИТЕЛЬНАЯ СКУЛЬПТУРА
В стиле бронзовых памятников первой четверти V века до н. э. сохранялось еще много общего с искусством предшествующего столетия: заметна некоторая скованность движений и тяготение к статичным позам

ДЕКОРАТИВНАЯ СКУЛЬПТУРА
Черты нового художественного стиля начала V века до н. э. проявились и в храмовой декоративной скульптуре. Большую разработку тема движения получила в терракотовых антефиксах. Скульпторы создавали

ПОГРЕБАЛЬНАЯ СКУЛЬПТУРА
В первой половине V века до н. э. этруски продолжали создавать рельефные стелы, фигурные пеплохранильницы и крупные, до метра длиной ящикоподобные урны с завершениями, как у крышек саркофагов. В ст

ЗЕРКАЛА, КЕРАМИКА, ЮВЕЛИРНЫЕ ИЗДЕЛИЯ, ГЕММЫ
Бронзовые этрусские зеркала, круглые, а также каплевидной формы, с одной стороны тщательно полировались до получения отражения, с другой же украшались гравировкой или иногда сценами в невысоких рел

ИСКУССТВО IV ВЕКА ДО Н.Э.
[с.212] В начале IV века до н.э. этрусским городам угрожали уже не только римляне с юга, но и галльские племена, часто нападавшие с севера. Галлы, захватившие город Кьюзи, прошли Этрурию, обрушилис

ЖИВОПИСЬ
Погребальных росписей во второй половине V века до н.э. и в первой половине IV века до н.э. создавалось мало. Украшать стены склепов в те напряженные годы казалось слишком большой роскошью. Но вско

СКУЛЬПТУРА
Скульпторы IV века до н.э. сохраняли традиции этрусского искусства, имея дело с теми же материалами, что и ранее, — бронзой, глиной и камнем, но оказывались перед новыми задачами и решали их в труд

КЕРАМИКА, ЗЕРКАЛА, ЮВЕЛИРНЫЕ ИЗДЕЛИЯ, ГЛИПТИКА, МОНЕТЫ
В гончарных мастерских IV века до н.э. изготавливались и расписывались в краснофигурной технике кратеры, килики, эйнохои, стамносы и другие, в том числе фигурные сосуды. Вульчи, Черветери, Тарквини

ИСКУССТВО III—I ВЕКОВ ДО н. э.
[с.260] В первой половине III века до н. э. еще продолжалась борьба оставшихся непокоренными этрусских городов с Римом, но окончательный исход ее уже не вызывал сомнения; гибель этрусков как самост

АРХИТЕКТУРА
Во второй половине III века до н. э. этрусские города начинали восстанавливаться. Возможно, к этому периоду относится строительство жилых кварталов в городах Коза (ил. 150) и Порто Клементино; регу

ЖИВОПИСЬ
В годы борьбы с Римом, а затем последнего расцвета этрусских городов продолжали развиваться тенденции, проявлявшиеся в конце IV века до н. э.; художники обращались преимущественно к сценам в мире т

СКУЛЬПТУРА
В III—I веках до н. э. монументальных произведений создавалось этрусками немного, и, хотя, по свидетельству древних авторов, римляне, захватившие в 264 году до н. э. Вольсинии, увезли с собой две т

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
[с.306] В этрусском искусстве, как видно из сохранившихся памятников, были очень сильны восточные, греческие, а позднее римские художественные воздействия. Восприимчивость этрусских мастеров к твор

БИБЛИОГРАФИЯ
[с.311] 1. Античная художественная бронза. Каталог выставки в Государственном Эрмитаже. Л., 1973. 2. Буриан Я., Моухова Б. Загадочные этруски. М., 1970. 3. Вальдгауер О.

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги