рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

ЮВЕЛИРНЫЕ ИЗДЕЛИЯ

ЮВЕЛИРНЫЕ ИЗДЕЛИЯ - раздел История, Соколов Г.И. Искусство этрусков. — М.: Искусство, 1990. — 319 с., ил. — Очерки истории и теории изобразит. искусств В Vii Веке До Н.э. В Этрусских Городах Широко Распространилось Производство З...

В VII веке до н.э. в этрусских городах широко распространилось производство золотых ювелирных изделий. Кольца, браслеты, булавки, фибулы, подвески, исполнявшиеся с большим вкусом и чувством гармонии, украшались различными орнаментальными и фигурными композициями. Особенно богаты ювелирными произведениями из золота погребения [с.68] этрусков вблизи Черветери и Пренесты (Палестрины).

 
39. Фибула из гробницы Бернардини. Деталь. Золото. VII в. до н.э.
 

Гробницы Реголини-Галасси и Бернардини дали ценнейший материал не только историкам, но и искусствоведам. Золотая бляха из гробницы Бернардини в Пренесте украшена реальными животными и фантастическими чудовищами — львами, сиренами, химерами. Исполняя детали их небольших фигурок, ювелир применял сложную, только начинавшую появляться в торевтике того времени технику мелких капелек золота — грануляции. На поверхности размерами 17×7 см искусный золотых дел мастер разместил сто тридцать фигурок, использовав высокий рельеф в изображении зверей: они отбрасывают глубокие тени, и это придает золотому листу вид тяжелого украшения (ил. 39). Технические приемы в этрусской торевтике VII века до н.э. различны. Иногда создаются сложные светотеневые эффекты и повышается впечатление массивности предмета, порой используется грануляция для нанесения на плоский лист слегка выступающих над

[с.69]

40. Два браслета из Тарквинии. Золото. VII в. до н.э.

[с.70] поверхностью узоров или сюжетных сцен. Если золотая бляха из Пренесты служит образцом первого, объемно-пластического принципа украшения золотых изделий, то два браслета из Тарквинии — пример второго, плоскостно-графического. Сделаны эти браслеты в виде трех соединенных вместе золотых полосок — широкой посредине и узких по краям, — богато украшенных грануляцией (ил. 40). Большую часть поверхности занимают орнаменты: меандры, плетенка, зигзагообразные узоры. Расположены между ними, однако, и участки, где мельчайшими шариками золота выложены сюжетные сцены: в одной — сражающиеся воины, в другой — всадник. На поверхности же браслетов помещены парные мужские фигурки, сидящие около круглых розетт. Всадник, лошади, стволы деревьев, изображенные рядом, выполнены в стиле, напоминающем рисунки на древнегреческих вазах геометрического стиля.

Браслет из гробницы Реголини-Галасси, представляющий собой широкое, надевавшееся на запястье кольцо, исполнен в технике штампа и грануляции (ил. 41, верх). Края браслета покрыты узорами зигзагообразного орнамента и меандра. Центральная часть кольца разделена на прямоугольные клейма узорами меандра, и в каждом клейме штампом оттиснуты по три женские фигуры с опахалами в руках. Боковые сцены (мужчина, закалывающий льва), более сложные и экспрессивные, оттеняют своей эмоциональностью спокойную торжественность клейм с тремя женскими образами. Фигуры, оттиснутые штампом, имеют довольно высокий рельеф и образуют живописную светотеневую поверхность. Детали, исполненные в технике грануляции, напротив, придают образам изящество.

Иной характер имеют украшения золотого браслета из Ветулонии. Как в изделиях из Тарквиний, широкое незамкнутое кольцо образовано тремя золотыми ажурными полосками, из которых средняя длиннее

[с.71] [с.72]
41. Этрусские браслеты. Верхний из Черветери с фигурными изображениями. Золото. Рим, Ватиканские музеи. Нижний — из Ветулонии. Золото. Оба – VII в. до н.э. 42. Фибула с фигурным щитком, украшенным львами. Золото. VII в. до н.э.
   
       

 

[с.73]
43. Две фибулы из Ветулонии. Верхняя — с грануляцией. Золото. Длина — 0,156 м. Нижняя — из гробницы Литтора. Золото. Длина — 0,154 м. Обе — VII в. до н.э. Флоренция, Археологический музей.
 

боковых (ил. 41, низ). Предельно прост узор из золотых нитей в технике филиграни: линия показана гибкой, извивающейся, будто бегущей то быстро, то медленно вдоль полосок, составляющих поверхность браслета. Здесь нет сложности светотеневой игры браслета из гробницы Реголини-Галасси. Все освещено равномерно, и лишь тонко почувствованная ритмика изгибов подвижной и динамичной линии создает высокохудожественный эффект этого этрусского памятника.

В VII веке до н.э. распространяются золотые фибулы, образцы которых находят в Центральной и [с.74] Северной Этрурии.

 
44а, б. Фибулы из Вульчи и Марсилианы. Золото. VII в. до н.э.
 

Одна, из гробницы Реголини-Галасси, имеет щиток в форме сплюснутого овала, обрамленного двумя рядами орнаментальных узорных поясков, замыкающих поле пятью львами (ил. 42). Нижняя часть застежки фибулы меньше размерами и покрыта фигурками птичек8. Изящество движений львов, тяжесть их роскошных грив — все выдает руку крупного художника. Техническое исполнение фибулы свидетельствует о высоком развитии в VII веке до н.э. торевтики, мастера которой тяготели к многофигурным композициям и заполнению поверхности сложными, преимущественно зооморфными сценами.

На фибуле из Ветулонии пластинка украшена шествующими сфинксами, фигурки которых сделаны в

[с.75]

45. Шейная подвеска с янтарными медальонами. Золото, янтарь. VII в. до н.э.

[с.76] технике грануляции шариками золота на плоской поверхности основы (ил. 43, верх). В композиции преобладает графическая система изображения: красиво очерчены гибкие силуэты сфинксов, плавными линиями показаны извивающиеся за их спинами крылья. Изысканность линий свойственна и орнаментальным узорам на объемной и плотной изогнутой части фибулы. В золотой фибуле из гробницы Литтора, также в Ветулонии, иной подход к изображению того же мотива (ил. 43, низ). Фигуры идущих сфинксов на плоской вытянутой пластине оттиснуты штампом и выступают более рельефно, нежели исполненные в технике грануляции. В композиции меньше графической четкости контурных линий, больше расчета на живописно-светотеневой эффект. Этим же отличается и выпуклая часть фибулы: орнамент ее объемный, рассчитанный на игру света и тени.

Различия этих двух роскошных булавок из мастерских одного района Ветулонии свойственны и двум другим фибулам — из Вульчи и Марсилианы, имеющим длинные планки с укрепленными на них изображениями зверей и птиц, мерно шествующих друг за другом (ил. 44). Мотив, распространенный в древнегреческой вазописи VII века до н.э., нашел отражение и в украшениях этрусских фибул. На булавке из Вульчи помещены изображения девяти львов, а на массивном изгибе крючка — львов и сфинксов. Животные, буквально облепляющие планку, придают ей беспокойные, подвижные очертания. На длинную планку фибулы из Марсилианы также напаяны фигурки, только не львов, а птичек. Тяготея скорее к плоскостно-графической манере, нежели к объемно-живописной, мастер показал поверхность этой фибулы более спокойной, хотя изогнутая и выпуклая часть золотой булавки массивна, с выступающими над прутом птичками и шарами. Как в изделиях из Вульчи и Марсилианы, так и в других, широко использована техника грануляции, [с.77] позволявшая добиваться эффектного контраста гладкой поверхности фона и шероховатых, исполненных мелкими капельками золота фигурок людей и животных.

Этрусские торевты того времени редко сочетали золото с другими материалами. В одной из гробниц Цере была обнаружена золотая шейная подвеска с тремя укрепленными на ней с помощью колец довольно большими — 5—6 см в диаметре — круглыми янтарными медальонами в золотой оправе (ил. 45). От нижней части оправы отходят удлиненные биконические маленькие подвески, к концам которых прикреплены еще более мелкие, конической формы подвески с четырьмя головками львов. Формы этрусской торевтики изысканны и своеобразны; ее произведения отличаются от золотых изделий восточных районов Средиземноморья, в частности от обнаруженных в скифских погребениях.

В этрусском искусстве VII века до н.э. полихромия не играла роли, какая отводилась ей тогда в вазописи греков. Не получила еще широкого распространения в склепах Этрурии и живопись. Даже в керамике предпочтение оказывалось либо рельефным изображениям, покрывающим поверхность сосудов, либо графическим узорам, исполненным процарапанными линиями. В этом, возможно, сказывались особенные черты, присущие только этрусскому эстетическому вкусу, тщательно оберегавшемуся от чужеземных влияний, но позднее уступившему им.

ПРИМЕЧАНИЯ:

1. Этрусков называли также тусками; возможно, от этого сохранились название области «Тоскана», а в архитектуре ордер «тосканский». Сами себя этруски именовали расенами. [назад]

2. Здесь можно заметить общие черты с перекрытием грота Сивиллы в Кумах. [назад]

3. Построение гробницы Монтаньола, особенно ее перекрытия, а также и камеры, предвосхищают систему дромоса и склепа Царского кургана под Керчью и других уступчатых склепов Боспора. [назад]

4. Нельзя не отметить большого сходства этих перекрытий с завершениями в более поздних уступчатых склепах Боспорского царства IV в. до н.э. [назад]

5. Курганы-тумулусы, подобные этрусским, встречаются в Малой Азии — Гордиуме, Сардах, Пергаме. Эта внешняя форма этрусской погребальной архитектуры свойственна многим восточным областям Средиземноморья. [назад]

6. Такое же перекрытие, только с более тщательно вытесанными квадрами, позднее будет повторено в архитектуре Царского кургана около Керчи. [назад]

7. Название «буккеро» условное, связанное с замеченным сходством по цвету этих черных этрусских сосудов с керамикой древних американских индейцев, получившей известность в XIX в. и называвшейся испанцами «букаро». [назад]

8. Характер львиных фигурок напоминает изображения на найденных в причерноморских курганах золотых изделиях, происхождение которых связывается с восточными мастерскими. [назад]

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Соколов Г.И. Искусство этрусков. — М.: Искусство, 1990. — 319 с., ил. — Очерки истории и теории изобразит. искусств

ВВЕДЕНИЕ... с Искусство этрусков живших в первом тысячелетии до н э конец VIII I вв до н э на территории Апеннинского...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ЮВЕЛИРНЫЕ ИЗДЕЛИЯ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ИСКУССТВО VIII—VII ВЕКОВ ДО Н.Э.
[с.13] Племена эпохи бронзы, жившие на Апеннинском полуострове до этрусков, оставили после себя мало памятников. О предметах, которыми пользовались люди тех далеких времен, их жилищах, утвари, одеж

АРХИТЕКТУРА
В точных расчетах и глубоко продуманных строительных решениях этрусских зодчих нашел отражение научный гений этого народа, в особенных по характеру своей гармонии архитектурных образах проявился ег

ЖИВОПИСЬ
Художественная основа этрусских гробниц VII века до н.э. заключалась в их архитектурной конструкции. Живописных композиций стены склепов в большинстве своем еще не несли. Однако именно в то время н

СКУЛЬПТУРА
В VII веке до н.э. у этрусков мало памятников крупных размеров. Монументальных статуй, подобных древнегреческим куросам, вызывающим удивление величавостью форм, Этрурия не знала. Не исполнялись так

КЕРАМИКА
Динамичность ритмики жизни в средней части Апеннинского полуострова, получавшая в годы становления этрусских городов отражение в произведениях искусства, от памятников архитектуры до ювелирных изде

ИСКУССТВО VI ВЕКА ДО н. э.
[с.78] В VI веке до н. э. этрусские города достигли вершины своего развития как в социально-экономическом, так и в культурно-художественном отношении. При римском царе Тарквинии Древнем этруски был

АРХИТЕКТУРА
В VI веке до н. э. достигло совершенства градостроительство этрусков. Их экономическое развитие позволяло строить прочно и красиво и ранее, но только в VI веке до н. э., возможно, в его начале, этр

ЖИВОПИСЬ
К концу VII — началу VI века до н. э. появляются росписи в гробницах близ Кьюзи, в Пании, Поджо-Ренцо и других центрах (15, с. 56). Сами камеры при [с.100] этом еще продолжали сохранять прежние неб

ПОГРЕБАЛЬНАЯ СКУЛЬПТУРА
Скульптурные формы в этрусском искусстве развивались от обобщенных, порой грубо исполненных образов начала VI века до н. э. к более совершенным, гармоничным конца столетия. Мастера, как отмечалось

ДЕКОРАТИВНАЯ СКУЛЬПТУРА
Разнообразные формы принимал архитектурный декор в VI веке до н. э., придававший зданиям нарядный облик. Кроме крупных, полых внутри статуй, иногда в рост человека, а также односторонних антефиксов

ЮВЕЛИРНЫЕ ИЗДЕЛИЯ И КЕРАМИКА
Расцвет городов и возросшая состоятельность знатных семейств способствовали развитию этрусской торевтики. Ювелирные изделия VI века до н. э. сохраняли великолепие и гармоничность произведений VII в

ИСКУССТВО V ВЕКА ДО Н.Э.
[с.175] В конце VI — начале V века до н. э. появились первые признаки растущего могущества Рима и ослабления этрусских городов. Уже в 524 году до н. э. этруски потерпели неудачу при Кумах, где влас

АРХИТЕКТУРА
Историческая обстановка начала V века до н. э. ставила перед этрусскими архитекторами задачи, прежде всего связанные с безопасностью городов. Воздвигались крепостные стены для защиты от римлян, фор

ЖИВОПИСЬ
Расписных этрусских гробниц V века до н. э. меньше, чем в предшествовавшем веке. Лучшие — это склепы Леопардов, Триклиния, Катафалка из некрополя [с.183] Монтероцци в Тарквиниях, а также гробница О

ПОСВЯТИТЕЛЬНАЯ СКУЛЬПТУРА
В стиле бронзовых памятников первой четверти V века до н. э. сохранялось еще много общего с искусством предшествующего столетия: заметна некоторая скованность движений и тяготение к статичным позам

ДЕКОРАТИВНАЯ СКУЛЬПТУРА
Черты нового художественного стиля начала V века до н. э. проявились и в храмовой декоративной скульптуре. Большую разработку тема движения получила в терракотовых антефиксах. Скульпторы создавали

ПОГРЕБАЛЬНАЯ СКУЛЬПТУРА
В первой половине V века до н. э. этруски продолжали создавать рельефные стелы, фигурные пеплохранильницы и крупные, до метра длиной ящикоподобные урны с завершениями, как у крышек саркофагов. В ст

ЗЕРКАЛА, КЕРАМИКА, ЮВЕЛИРНЫЕ ИЗДЕЛИЯ, ГЕММЫ
Бронзовые этрусские зеркала, круглые, а также каплевидной формы, с одной стороны тщательно полировались до получения отражения, с другой же украшались гравировкой или иногда сценами в невысоких рел

ИСКУССТВО IV ВЕКА ДО Н.Э.
[с.212] В начале IV века до н.э. этрусским городам угрожали уже не только римляне с юга, но и галльские племена, часто нападавшие с севера. Галлы, захватившие город Кьюзи, прошли Этрурию, обрушилис

ЖИВОПИСЬ
Погребальных росписей во второй половине V века до н.э. и в первой половине IV века до н.э. создавалось мало. Украшать стены склепов в те напряженные годы казалось слишком большой роскошью. Но вско

СКУЛЬПТУРА
Скульпторы IV века до н.э. сохраняли традиции этрусского искусства, имея дело с теми же материалами, что и ранее, — бронзой, глиной и камнем, но оказывались перед новыми задачами и решали их в труд

КЕРАМИКА, ЗЕРКАЛА, ЮВЕЛИРНЫЕ ИЗДЕЛИЯ, ГЛИПТИКА, МОНЕТЫ
В гончарных мастерских IV века до н.э. изготавливались и расписывались в краснофигурной технике кратеры, килики, эйнохои, стамносы и другие, в том числе фигурные сосуды. Вульчи, Черветери, Тарквини

ИСКУССТВО III—I ВЕКОВ ДО н. э.
[с.260] В первой половине III века до н. э. еще продолжалась борьба оставшихся непокоренными этрусских городов с Римом, но окончательный исход ее уже не вызывал сомнения; гибель этрусков как самост

АРХИТЕКТУРА
Во второй половине III века до н. э. этрусские города начинали восстанавливаться. Возможно, к этому периоду относится строительство жилых кварталов в городах Коза (ил. 150) и Порто Клементино; регу

ЖИВОПИСЬ
В годы борьбы с Римом, а затем последнего расцвета этрусских городов продолжали развиваться тенденции, проявлявшиеся в конце IV века до н. э.; художники обращались преимущественно к сценам в мире т

СКУЛЬПТУРА
В III—I веках до н. э. монументальных произведений создавалось этрусками немного, и, хотя, по свидетельству древних авторов, римляне, захватившие в 264 году до н. э. Вольсинии, увезли с собой две т

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
[с.306] В этрусском искусстве, как видно из сохранившихся памятников, были очень сильны восточные, греческие, а позднее римские художественные воздействия. Восприимчивость этрусских мастеров к твор

БИБЛИОГРАФИЯ
[с.311] 1. Античная художественная бронза. Каталог выставки в Государственном Эрмитаже. Л., 1973. 2. Буриан Я., Моухова Б. Загадочные этруски. М., 1970. 3. Вальдгауер О.

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги