Реферат Курсовая Конспект
ИСКУССТВО IV ВЕКА ДО Н.Э. - раздел История, Соколов Г.И. Искусство этрусков. — М.: Искусство, 1990. — 319 с., ил. — Очерки истории и теории изобразит. искусств [С.212] В Начале Iv Века До Н.э. Этрусским Городам Угрожали Уже Не Только Рим...
|
[с.212] В начале IV века до н.э. этрусским городам угрожали уже не только римляне с юга, но и галльские племена, часто нападавшие с севера. Галлы, захватившие город Кьюзи, прошли Этрурию, обрушились на латинян и победили их, нанеся большой урон Риму, но не сумели овладеть Капитолием. Рим откупился от галлов, вернувшихся вскоре в свои северные владения, и этруски, таким образом, вновь, оказались лицом к лицу с сильным и восстановившим военную мощь Римом. Этрусским городам причиняли ущерб в то время и воинственные южно-италийские греки: в 384 году до н.э. сиракузяне захватили на Тирренском море крупный порт этрусков Пирги и разгромили его.
Римляне, основавшие в пределах Этрурии колонии, создавали таким образом опорные пункты для окончательного ее покорения. С середины века разгорелась описанная Титом Ливием жестокая борьба Рима с Тарквиниями, в которой враждовавшие стороны проявляли особенную ненависть, не останавливаясь перед жертвоприношениями своим богам сотен пленников. Сдавалась одна этрусская крепость за другой. Сознавая критическое положение, этрусские города заключали союзы против Рима с самнитами, умбрами, галлами, но сопротивление оказывалось недостаточным. В 309 году до н.э. этруски были побеждены у Вадимонского озера, несмотря на объединение со своими недавними врагами — кельтами, а в 295 году до н.э. они потерпели поражение от римлян у Сентина.
[с.213] АРХИТЕКТУРА
В годы сложного кризисного периода, когда на города этрусков мощным потоком хлынули римляне, особенное внимание уделялось, естественно, крепостным стенам. Защищались не только близлежащие к Риму города — Вейи и Тарквинии, но и более отдаленные, в частности Вольтерра. Береговая Популония, испытывавшая, по-видимому, усиленный натиск завоевателей, ограждала жилые кварталы, уже преимущественно не с моря, но с суши. Оборонительная линия тянулась от города Сан-Чербоне до бухты Сан-Квирино, оберегая, таким образом, полуостров с городом Популонией и акрополем от материковых районов, откуда наступали римляне.
Из массивных туфовых блоков в конце V века до н.э. (15, с. 227, 229) выкладывались стены в Вейях. В начале IV века до н.э. строились из огромных камней толщиной до 2 м и крепостные сооружения вокруг Тарквиний с общей длиной 8 км (15, с. 203). Мощные укрепления воздвигал и город Вольтерра. Правда, цитадели и акрополи Вей, Вольтерры имели ограды уже в VI—V веках до н.э., но их жилые кварталы не были защищены. Теперь, в связи с усилившейся военной экспансией римлян, и жители Вольтерры сложили из крупных блоков камня стены общей протяженностью 7 км (15, с. 73; 18, с. 231—233).
Оборонительные стены были высокими и широкими, в Перудже толщина их достигала 5 м. Иногда они имели два панциря с внутренней забутовкой, а также башни, как в новых Фалериях. Кладка стен могла быть циклопической с грубыми глыбами камня, нагроможденными друг на друга (Кори), или полигональной, с тщательно подтесанными на гранях и плотно пригнанными друг к другу блоками, как в городах на север от Рима, в частности, в Амелии24. Но стены чаще строились из прямоугольных квадров, уложенных [с.214] горизонтальными рядами (Перуджа, Ферентино, Новые Фалерии). Камни укладывали обычно насухо, без связующего раствора, тычком и логом, судя по некоторым этрусским рельефам — с зубчатыми завершениями. Особенно хорошо сохранились крепостные стены, окружавшие расположившийся на высоком холме город Перуджа.
Башни оборонительных стен, по-видимому, были массивными и высокими. Небольшая терракотовая модель такой башни хранится в Музее виллы Джулия. В выросших позднее на этих местах средневековых городах Сан-Джиминиано, Тарквиниях, Болонье и других и теперь возвышаются башни, похожие на этрусские. Крепостные стены имели обычно не менее трех ворот с почти всегда сводчатым, как и в арках мостов, завершением. Примером редкого трапециевидного перекрытия могут служить ворота в Сеньи, где массивная плита лежит на подтесанных внутри вертикальных устоях (ил. 122).
Несмотря на ожесточенную, требовавшую огромных сил и средств борьбу с римлянами, этруски в IV веке до н.э. уделяли много внимания культовой архитектуре и украшали храмы терракотовой скульптурой. От храма «Сказато» в Фалериях-Ветерес деталей сооружения не сохранилось, но дошел обильный терракотовый декор. Стоявший в Фалериях-Ветерес на склонах холма Челле храм имел трехчастную целлу. Он был поднят на высокий подиум, открывался с фасада многоступенчатой лестницей и широким портиком — словом, обладал всеми характерными признаками этрусского храма (15, с. 280).
Сравнительно хорошо дошли до нашего времени фундаменты храма во Фьезоле, с центральным и двумя боковыми помещениями, и антами торцовых стен (ил. 123). Между антами стояли две колонны, одной из которых принадлежала тосканская база. Перед семиступенчатой лестницей, ведущей в храм, находился
[с.215]
122. Ворота с трапециевидным перекрытием в Сеньи. Камень. IV в. до н.э. |
[с.216] четырехугольный в плане алтарь. Возможно, храм был посвящен Минерве, ее помощи в те напряженные, трудные годы особенно искали этруски (ил. 125).
123. План храма во Фьезоле. | |
Небольшие храмовые сооружения найдены и в принадлежавшем Афродите (Туран) и Гере (Уни) святилище гавани Тарквиний — Порто Клементино. Обнаруженные здесь три культовые постройки сложены насухо из каменных блоков на галечных фундаментах. Фасады их обращены в сторону моря, как у храмов в Пирги. Перед зданиями располагались квадратный и трапециевидный дворы с алтарями и колодцами (15, с. 216).
Большое значение имел в древности и богато украшенный храм Ара Регина в Тарквиниях (15, с. 183),
[с.217]
124. Интерьер гробницы Рельефов. Туф, покрытый стуком. IV в. до н.э. |
[с.218] разрушенный, как и другие этрусские постройки, до фундаментов. Планом он несколько напоминает храм во Фьезоле: у него сильно вытянутая целла с двумя узкими боковыми помещениями, стены которых оканчиваются на торцах актами.
125. Руины храма во Фьезоле. IV в. до н.э. | |
Перед ними находился открытый широкий портик, украшенный колоннами. Фронтон храма венчали художественно исполненные терракотовые, красного цвета выступавшие на черном фоне, как сказочные существа, крылатые кони; выгнув шеи, перебирая ногами, они будто готовы взлететь и унести на себе божественного наездника (ил. 126). Напряженность мышц, трепетная нервозность движений приближает эти фантастические образы к реальным
[с.219]
126. Декор храма Ара делла Регина. Крылатые кони. IV в. до н.э. |
[с.220] существам. Действительность все сильнее начинала пронизывать ткань художественных памятников.
Жилых построек IV века до н.э. известно немного. К ним относятся руины некоторых домов в Розелле по обе стороны улицы, замощенной речной галькой (15, с. 114). Очевидно, в годы, когда все силы были направлены в основном на создание оборонительных сооружений, жилые дома строили из сырцовых кирпичей, непрочными, уделяя им мало внимания.
Немного нового и в архитектурных формах этрусских гробниц IV века до н.э. Можно отметить лишь усложнение композиций и планов, некоторое обилие декора в оформлении стен. Многоплановый, вырезанный в скале интерьер гробницы Алькова в Черветери имеет ступени у стен, в которые углублены лежанки. Декор здесь сильнее выражен, чем раньше: столбы, поддерживающие потолок, профилированы каннелюрами и имеют сложные базы (15, с. 167).
Длинный ряд ступеней ведет в гробницу Рельефов, поражающую множеством раскрашенных стуковых щитов, шлемов, мечей, жертвенных чаш. Встречаются здесь и изображения мифологических существ — змееногого божества и трехголового пса. Украшены и капители пилястров, резные ножки лежанок. В изголовье ложа в камне вырезаны одна на другой две подушки, поверхности которых моделированы так искусно, что кажутся мягкими (ил. 124). Заполнение архитектурных плоскостей рельефами свойственно и другим склепам IV века до н.э.
Центрический интерьер гробницы Пифагора, расположенной поблизости от города Кортоны, перекрыт ложным куполом. В его стенах, сложенных из крупных массивных камней, имеются ниши для установки урн с пеплом после кремации (15, с. 53).
Радикальных новшеств в архитектурных формах Этрурии IV века до н.э. немного, но планы гробниц в Тарквиниях становятся все более сложными; так, [с.221] крестообразный склеп Бартончино имеет центральное помещение и три камеры в концах креста (15, с. 189). Несколько перегруженной кажется яркая многофризовая декорация этой усыпальницы. К тому же времени относится и склеп Чудовищ в Тарквиниях, стены которого покрыты живописными изображениями (15, с. 207), а также двухфасадные гробницы в скальном некрополе около озера Вико (15, с. 241—244).
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
ВВЕДЕНИЕ... с Искусство этрусков живших в первом тысячелетии до н э конец VIII I вв до н э на территории Апеннинского...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ИСКУССТВО IV ВЕКА ДО Н.Э.
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов