Реферат Курсовая Конспект
О чувствах и потребностях - раздел Культура, Климов Е.А. Основы психологии. Учебник для вузов. – М.. Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997 - 295 с В Предыдущих Главах Мы Редко Вспоминали О Том, Что Соответствует Словам Радос...
|
В предыдущих главах мы редко вспоминали о том, что соответствует словам радость, печаль, гнев, страх, удивление, сомнение, уверенность, симпатия, антипатия, усталость, бодрость, презрение, восхищение, – речь идет о чувствах, эмоциональных переживаниях
Мы мало уделяли внимания человеку и со стороны того, в чем он испытывает нужду: потребностей, потребностных состояний, неразрывно связанных с чувствами, эмоциями (скажем, симпатия – это и подъем чувств по отношению к человеку, и выражение потребности быть рядышком).
Словесное определение чувств мало что сообщает; чтобы дать человеку о них представление, надо найти способ вызвать у него соответствующие переживания (дать почувствовать...). Припомнить чувство – это значит его заново пережить; в ином случае происходит не припоминание самих чувств, а обозначающих их слов (впрочем, слова-названия влекут из памяти и представления и хотя бы слабые тени чувств). Положимся здесь на жизненный и общеязыковой опыт.
Чувства выступают в функции интегральных показателей, сигналов благополучия или неблагополучия чего-то для человека. А именно раньше, чем человек рассудит «что и как», переживание приятного или неприятного, спокойствия или тревоги, уверенности или сомнения как бы подсказывает ему некую вероятность блага или вреда. В этом смысле чувства отображают некоторые особенности отношения субъекта и среды, дают своего рода образы субъектно-средовых отношений. Эта система отображения совершенствуется с опытом. Возможно, вам приходилось замечать, что чувства реже обманывают опытного человека, чем новичка. Как вы догадались, чувства составляют важную часть того таинственного личного качества, которое именуют интуицией. В частности, интуиция профессионала – это не дар, а естественное следствие многотрудных столкновений с разнообразными задачами в определенной области.
Чувства сопровождают наш праксис и гнозис, хотя это не всегда сознается. При взгляде на окружность и треугольник нам труднее оценить, какой из этих хорошо различимых объектов приятнее, чем в случае, если нам попадет (шибанет) в нос «дух» тухлого окуня или тухлой щуки; тут на первом месте осознаются не тонкости ароматических различий, а острое переживание: «это противно!».
Эмоциональное сопровождение непосредственного познания (отображения в сознании отдельных прикосновений, запахов, звуков, цветов, болевых воздействий) давно называют аффективным тоном ощущений (от лат. affektus – душевное волнение, страсть). Но аффективный тон сопровождает и более сложные (в конечном счете все) формы познания и практической активности. В этих случаях часто употребляют термин «чувства» (интеллектуальные чувства как, скажем, переживание сомнения, уверенности; моральные чувства, эстетические, праксические, если речь идет соответственно о включенности человека в совершение поступков, восприятие художественных образов, какую-либо практику).
Эмоциональные переживания группируют, в частности, и по их длительности, нечетко выделяя относительно краткие эмоциональные реакции (минуты), эмоциональные состояния (часы, дни), эмоциональные отношения (годы, вся жизнь). Примерами отношений (это одновременно и черты характера) могут быть патриотизм, трудолюбие, человеколюбие, скромность. Эмоциональные отношения не демонстративны внешне, но глубоко укоренены в психическом складе человека.
Примеры состояний – удовлетворенность жизнью, тоска, бодрость, усталость. Состояния более демонстративны, чем отношения, и возникают на стыке сложившегося отношения и определенной жизненной ситуации (тоска из-за разлуки; бодрость как следствие сносного здоровья и оптимистического отношения к будущему, усталость после отдачи сил). Эмоциональные реакции – наиболее демонстративные, иногда бурные проявления чувств; они также зависят от ситуации и сложившихся эмоциональных отношений. Скажем, факт воровства глубоко возмутит, выведет из себя одного человека, а другого восхитит – «ловко обтяпал и не попался!», третьего оставит равнодушным – «сроду так было, никуда не денешься: диалектика».
Потребность включает:
а) переживание человеком напряжения, беспокойства;
б) более или менее ясное представление его о своем желаемом состоянии;
в) некоторые представления о видах активности, предметах, посредством которых может быть улучшено актуальное переживание и достигнуто желаемое состояние.
Потребности варьируют в зависимости от множества факторов – общественного положения, профессиональной, национальной, микрогрупповой принадлежности, уровня и стиля полученного
воспитания, образования, привычного семейного уклада, от пола, возраста, индивидуально-типологических особенностей нервной системы, состояния здоровья человека. Например, один тяготится без частых контактов с людьми, у него обострена потребность в общении, желание побыть на людях, поговорить. Другого как раз тяготят частые контакты, шумная компания; ему важно побыть одному, иначе он быстро утомляется. С точки зрения профессиональной пригодности, разные варианты могут быть равно благоприятны (скажем, склонность к риску – это внутренняя помеха для взрывника на геофизических работах и в то же время желательное качество для пожарного при боевой работе).
Изменение потребностей сильно зависит от доступных способов их удовлетворения. Так, потребность в новых сведениях у одного может развиться за счет чтения, у другого – за счет слушания пересудов окружающих, у третьего – в ходе самочинных попыток разобраться в природе вещей. Нет смысла требовать проявления каких-то потребностей; надо доставлять человеку доажные способы удовлетворения имеющихся у него побуждений.
Есть врожденные (природные) и социогенные (прижизненно формирующиеся) потребности. К числу врожденных отнесем такие: влечение к новизне (любопытство), влечение к двигательной активности, влечение к пище, влечение к противоположному полу, влечение самосохранения. Направленность влечений обычно не вполне осознается. При хорошем воспитании они включаются в систему социогенных потребностей, меняя при этом формы своего проявления (съесть не как попало, а чтобы было приготовлено красиво; казалось бы, жиры, белки и углеводы не изменяются от красоты блюда. А вот извольте удовлетворить эстетическую потребность). Включение природных потребностей в системы социогенных называют одухотворением первых.
К группе социогенных отнесем следующие разновидности их: потребности в определенных, излюбленных предметах питания, одежды, условиях быта (материальные потребности). Далее следует подгруппа социальных потребностей: потребность занять достойное место среди людей и реализовать свое к ним отношение; потребность принять моральные нормы, идеалы, образ мыслей определенной общественной группы, избранной в качестве образцовой (эталонной, референтной) для себя; потребность в продуктивной общественно-ценной деятельности, в труде (толочь воду в ступе, оказывается, очень тягостно; и это было наказанием у монахов-иезуитов); потребность создать семью, воспитать детей.
Потребности следующей группы иногда называют духовными: потребность в более или менее самостоятельном упорядочении картины мира, в выработке системы убеждений – мировоззрения; потребность в познании какой-либо специальной области явлений действительности (один ненасытно и бескорыстно интересуется технологией плазменного нанесения жаростойких материалов на металлические поверхности, другой – закулисной жизнью актеров, третий – категорией дательного самостоятельного в грамматике древнерусского языка и т.п. без видимого конца); потребность h творческой, преобразующей, созидательной деятельности в какой-либо специальной области; потребность в восприятии красивого, прекрасного и в эстетическом оформлении среды обитания; потребность в овладении все более высокими уровнями мастерства, продуктивности в своем деле.
Особенность социогенных потребностей – в том, что хотя одной из основ, на которых они возникают, являются врожденные влечения, они в отличие от последних связаны с достаточно полным, ясным осознанием предпочитаемых объектов, действий.
Потребности – побудители поведения, источник активности. Поэтому всегда важен вопрос об их воспитании, самовоспитании.
Упражнение.
Рассмотрите комплект своих потребностей.
Задание.
Отметьте сходство и различие двух знакомых вам людей по признакам их типичных чувств и потребностей.
4.4. Почему и для чего нужна человеку еще и личность?
Этот параграф может показаться вам скучным, бесполезным, излишне философичным; в таком случае можете его опустить и перейти к следующему.
Если у организма есть системы ориентировки во внешней среде, в своих собственных состояниях, а также средства выбора ответного поведения и его (поведения) осуществления, то, казалось бы, есть все необходимое, чтобы организм мог выживать, существовать в конкретных ситуациях. Если к этому еще добавить средства и механизмы продолжения рода, то преодолевается также и некоторый временной барьер и создаются условия для своего рода вечного существования, а также (за счет размножения) и бесконечного освоения окружающей среды. Это немало и, казалось бы, это все, что может быть нужно живой системе. И все это есть в биологическом мире (у растений и животных). Правда, уже на этом уровне рассмотрения организм перестает быть отдельностью. Его лишь искусственно (при мысленном рассмотрении) можно «вырвать» из среды, из множества ему подобных и рассматривать «сам по себе». При этом многое в нем становится как бы лишним, необъяснимым. Почему есть усики у растения гороха, почему у цветов разная расцветка и ароматы, почему у животных есть защитная окраска, объединение в стаи? Такого рода вопросы снимаются и все встает на место, если мы перестаем рассматривать организмы как отдельности. И системное виденье жизни стало в биологии да и в обыденной жизни чем-то само собой разумеющимся.
Что касается человека, и в особенно его сознания, мышления, психики в целом, то здесь сильна и часто воспроизводится традиция его «штучного» рассмотрения. Само по себе это не плохо в том смысле, что это есть выражение уважения к каждому, к его уникальности, неповторимости. И это во многих отношениях ценно и важно, о чем мы уже имели повод говорить. Но не утрачивая уважения к отдельному человеку в нравственном плане, мы должны помнить, что в плане познавательном многое для нас останется непонятным и лишним, если мы не встанем на позиции системного рассмотрения человека как существа принципиально общественного. В этом смысле заголовок данной главы построен как провокация на полемику: человек не может быть только «сам с собой», даже когда остается один; его сознание, как мы знаем, диалогично, и это есть результат его развития как существа социального; даже его телесность несет на себе отпечатки его причастности к культуре и является природой «очеловеченной». Человек в принципе социален, и эту мысль мы тоже не обходили в предшествующем изложении.
Итак, перед нами дилемма: благоговеть перед отдельным человеком и в то же время видеть его не самого по себе, а как органичную часть социума.
Но что значит видеть его именно так?
Природа, образно говоря, не может знать, что создаст циви- < лизация, и природа не может поспевать за ее изобретениями, порождениями – как ценными, так и вредоносными, включая и губительные для самой цивилизации.
Создав у человека органы чувств и практического воздействия на ближайшую среду, а также потребности, природа сделала все, что могла. Но человеку, чтобы выжить, приходится думать, в конце концов, не о себе, а о человечестве, приходится ориентироваться не только в ситуациях жизни, но и в далеких временных перспективах, далеко выходящих за пределы его физического существования и его личных нужд; чтобы предвидеть будущее и не повторять серьезных ошибок, надо знать историю человечества, историю культур и цивилизаций, а также много такого в современном мире, что принципиально «не доступно глазу»: он должен мысленно охватывать, знать результирующие тенденции активности многих людей, выражающиеся как бы в самостоятельном бытии того, что называют производством, экономикой, политикой, общественной мыслью, наукой, техникой, искусством (на самом-го деле это все суть порождения деятельности людей, противостоящие отдельному человеку как некие объективные и не во всем управляемые «чудища»).
При этом человеку приходится ориентироваться на реальности, казалось бы, очень странные: нормы и понятия морали, всечеловеческие ценности, идеалы межлюдских отношений и общественного устройства, для которых пока в реальности, увы, не всегда находятся прототипы. Когда кто-то призывает других думать только о себе, обогащаться и пр., то это лишь уловка, чтобы отвлечь этих других от размышлений о действительно важных вещах и подчинить их себе. Таким образом, человеку приходится еще и ориентироваться в кознях, хитросплетениях общественной мысли и общественной жизни, сохранять какую-то устойчивую позицию, чтобы не оказаться жертвой или орудием тех или иных отнюдь не природных, а социальных сил. Как же в сложной среде сохранить свою определенность?
Если говорить кратко, человеку то и дело надо как бы переставать быть только организмом в некоторой наличной и доступной органам чувств среде и уметь встать над конкретной ситуацией и действовать, в частности, вопреки этой ситуации.
Природа не могла создать готовых нервных, мозговых механизмов такой надситуативной ориентировки и практической активности. Такие механизмы складываются в ходе сравнительно длинных периодов детства и юности, которыми отличается человек от любых известных живых существ.
Теперь становится более ясным, зачем человеку личность. Личность – это такая система психических регуляторов, которая обеспечивает ориентировку и поведение человека в надситуативных целостностях социальной среды (таких, как идеалы, мораль, истина и подобные всечеловеческие ценности).
Иногда, характеризуя человека как личность в отличие от других как бы неличностей или менее личностей, имеют в виду, что человек выделяется своей неуправляемостью, упрямством, инакомыслием, наглостью или умением тащить за собой других, быть лидером и пр. Все эти проявления, симптомы личности возможны, но они имеют частный характер. Личностью может быть и человек, забывающий о себе и бросающийся помогать другим (и в этом смысле как бы легко управляемый нуждами других), и человек, не стремящийся никем управлять или мелькать перед людьми, а молчун, погруженный в цифры и факты или художественные ценности, или хоть в ремонт бытовой техники.
Главный признак личностной регуляции – ориентация на масштабы какой-то реальности, выходящие за пределы наличной воспринимаемой ситуации, и осмысление своего существования с позиций такого рода ценностей. Человек, скажем, работающий на вывозке городского мусора, может осмысливать свою активность как производство большой ценности – чистоты («без меня город захлебнется в своих нечистотах»), и тогда он – личность в самом высоком смысле слова.
Итак, помимо того, что человека характеризуют разнообразные так или иначе регулируемые процессы гнозиса и праксиса, перед нами всегда выступает тот или иной относительно устойчивый психический склад человека, его качественная определенность как некоторой неповторимой системы. Строго говоря, эта системная организация – не окаменелость; она тоже процессуальна, она изменяется и развивается. Но все же, как мы видели, есть признаки, которые заставляют нас указанный психический склад выделять как предмет рассмотрения. И, кстати, мы это уже делали ранее, неизбежно оговариваясь о человеке как субъекте, как личности и индивидуальности. К вопросам психологии личности мы еще вернемся позднее.
Упражнение.
В каких из приводимых ниже казусов можно усмотреть признаки личностной регуляции активности профессионалов?
а) Коровники в хозяйстве были маленькие, с низкими потолками. Животные в них в тесноте. Попробуй в этих условиях поставить надежный заслон болезням. Но молодой ветеринар не отступал. Использовал все досгупные меры профилактики: побелку помещений для скота, дезинфекцию, вел борьбу с переносчиками заболеваний – мухами, гнусом, мошкой, клещами. Проводил прививки. День за днем тщательно обследовал животных, лечил. Неустанно боролся за улучшение содержания животных: требовал, доказывал, уговаривал. Постепенно создалось здоровое молочное стадо. Исчезли многие заболевания, еще недавно прямо-таки косившие скот.
б) Машинист энергоблока электростанции управляет сложным комплексом ее элементов и тем самым участвует в производстве одного из основных условий существования современного общества –электроэнергии. При нормальной работе энергоблока возникают ситуации однообразия, монотонности в работе машиниста, усыпляющие бдительность. Но в любой момент могут возникнуть и ситуации, требующие от него активности и быстродействия. Понимая значимость своего дела, машинист постоянно поддерживает себя в состоянии готовности к экстренным действиям.
в) Пришел я в магазин купить в подарок маленькой школьнице альбом для рисования. Выбрал альбом и спросил, сколько стоит. Продавщица ответила, но тут же спросила: «Вы для себя покупаете или для школьника?» Я охотно поделился своими планами. «Тогда я Вам посоветую: если дело терпит, приходите завтра вечером. Поступили нарядные альбомы. Школьнице они должны очень понравиться». Конечно, я пришел завтра вечером.
г) Архивариус работает в хранилище документов, письменных памятников прошлого (это могут быть сведения об уровне воды в реках в разное время года, о трудовом стаже, образовании, зарплате граждан, стенограммы, протоколы деловых совещаний и многое другое). За сохранность каждого документа архивариус в ответе перед народом, поэтому он тщательно оберегает дела (единицы хранения) от хищения, потерь от небрежности, порчи из-за неблагоприятных условий хранения. Следит, в частности, чтобы в хранилищах соблюдались должные санитарно-гигиенические условия, удалялась пыль, которая приносит споры плесени, портит бумагу.
д) Художник плаката (плакатист) понимает, что лист, создаваемый им, не просто декорация или декларация, а реально действенный фактор политической, хозяйственной, культурной жизни страны. Поэтому ходожник стремится не просто выразить себя, а почувствовать волнующие многих людей темы, пульс дня, вложить в свое произведение столько энергии, личной убежденности, мастерства, чтобы он остановил на себе внимание, возможно, спешащего и оглушенного городской сутолокой человека.
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
Предисловие... Во многой мудрости много печали Екклезиаст... Знание научное достоверное обобщенное прогностичное не всегда приятно...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: О чувствах и потребностях
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов