Реферат Курсовая Конспект
Краткий словарь-указатель психологических терминов - раздел Культура, Климов Е.А. Основы психологии. Учебник для вузов. – М.. Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997 - 295 с А Автоматизмы Психики (От Греч. Automates – Самопроизвольный, Указыв...
|
А
АВТОМАТИЗМЫ ПСИХИКИ (от греч. automates – самопроизвольный, указывающего на самодействие); – системные образования в структуре внутреннего мира, функционирующие без постоянного сознательного контроля или с частичным, периодическим контролем. Это могут быть компоненты простых действий (скажем, взрослый здоровый человек не задумывается о том, как мыть руки, подносить ложку ко рту) и сложных процессов, состояний, личностных отношений (человек поступает честно не потому, что вспоминает и обсуждает при этом нормы морали, права, а потому, что иная линия поведения ему и в голову не идет: «так воспитан и иначе уже не может»). См. также Стереотипы психики, Навыки, Бессознательное).
АКМЕ (от греч. акте – вершина, цветущая сила) – период в жизни взрослого человека, связанный с высоким уровнем развития.
АКМЕОЛОГИЯ – комплексная наука, предметом которой являются условия достижения взрослым человеком высокого уровня продуктивности прежде всего в профессиональной деятельности, а также методы и средства обеспечения этого уровня (см. Акме).
АКЦЕНТУАЦИИ – необычно сильно выраженные особенности человека как личности, индивида, субъекта, индивидуальности (при этом обычно имеются в виду особенности, приближающие психику к грани болезни. Подробнее см § 7.4).
АНАМНЕЗ (от греч. anamnesis – воспоминания) – а) совокупность сведений о фактах, событиях, характеризующих психическое развитие человека в прошлом; сведения, полученные от обследуемого – субъективный анамнез, сведения от знающих этого человека людей – объективный анамнез, однако это различие условно, поскольку «другие», «окружающие» – тоже субъекты; б) один из методов изучения психики, состоящий в планомерном сборе сведений об истории личности, о психическом развитии обследуемого. См. Методы психологии.
АНОМАЛИИ ПСИХИКИ – любые особенности психики, которые в данном сообществе оцениваются как выходящие за пределы принятых норм. Нормами считают: а) мысленные представления, принципы, идеи, фиксирующие те границы варьирования явлений, которые в данном сообществе признаются приемлемыми и выход за которые считают уже недопустимым, аномальным; б) выраженные в речи (например, устно или на бумаге, в кодексе) идеи, указанные в пункте а). Часто имеют в виду понятие медицинской нормы (параметр «болезнь – не болезнь»). На деле учитывается и понятие культурной нормы: например, длительный разговор с покойным дедушкой у нас сочтут признаком душевного расстройства, а в культуре некоторых
индейских племен это считается образцом поведения. Образ мыслей может тоже оцениваться с позиций нормы – как-никак люди сожгли Джордано Бруно за идеи, и это капля в море событий подобного рода. Наконец, нормальное или аномальное может рассматриваться по параметру «социально приемлемое – асоциальное» (имеются в виду правонарушения, преступления); при этом хотя речь идет обычно о «поведении», но ясно, что это оценка психики, ибо она и регулирует поведение. Подробнее см. § 7.4 и 7.5.
АФФЕКТ (от лат. aflectus – душевное волнение, страсть) – а) эмоциональная реакция, протекающая бурно и кратковременно: вспышка сильных чувств (гнева, ужаса, ярости, радости), сопровождающаяся снижением сознательного контроля со стороны человека над его состоянием, поведением (специалисты различают нормальный и патологический аффекты, а также лиц, менее или более склонных к аффективным реакциям. Нормальный человек, заметив у себя предвестники аффективной реакции, может не дать волю чувствам; лица, склонные к аффектам, могут быть источниками паники в толпе);
б) понятие, употребляемое в роли синонима терминов «эмоция», «чувство»; например, говорят о «единстве аффекта и интеллекта», об «аффективном тоне» ощущений, действий, имея в виду не силу чувств, а просто эмоциональное сопровождение познания или исполнения. См. § 4.3.
Б
БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ, НЕСОЗНАВАЕМОЕ - множество системных образований психики, не являющихся предметом контроля со стороны ясного сознания. В сознании в каждый данный момент одновременно может находиться ограниченное количество представлений (в среднем, как полагают, примерно 7 + 2). При этом многие не сознаваемые в данный момент представления могут быть нами легко «вызваны» в зону ясного сознания («захотел – вспомнил»), но очень многие психические регуляторы срабатывают так, что человек не только не отдает себе в этом отчета, но и не может этого сделать, даже если бы захотел. Например, при восприятии круглого циферблата часов на сетчатку нашего глаза может проектироваться не круг, а сложный эллипс (если смотрим на часы сбоку), но при любом положении часов относительно глаза мы воспринимаем циферблат как «круглый» (наш образ циферблата остается постоянным, константным, не «плывет»); это странное, с геометрической точки зрения, сохранение образа обеспечивается механизмами психики, которые не только не сознаются субъектом восприятия, но и для новичка, занятого психологией, не всегда понятны.
Некоторая часть переживаний (неприятных, не согласующихся с «приличным», «культурным») вытесняются из сознания, но, по теории 3. Фрейда, продолжают заметно регулировать поведение и даже приводить к внутренним конфликтам и невротическим заболеваниям. Психотерапевтическая практика так называемого «психоанализа» (этот
термин закреплен традиционно за фрейдизмом и его ветвлениями; не нужно поэтому называть психоанализом любой анализ психики) основана на том, чтобы вытесненные переживания найти и сделать предметом осознания. Это предполагает очень высокую и изощренную квалификацию «психоаналитика» (не всякий, кто называет себя так, таковым является; к сожалению, соответствующей практикой заняты и корыстолюбивые, а не только квалифицированные люди).
В
ВНИМАНИЕ – избирательная направленность сознания на ограниченный круг объектов, процессов (внешних или относящихся к психике). К вниманию иногда относят действия контроля и самоконтроля. Виды внимания: непроизвольное, произвольное, послепроиз-вольное. Свойства: концентрированность, распределенность, устойчивость, переключаемость. Управление своим вниманием – условие успешной деятельности. См. § 6.1 и 6.9.
ВОЗРАСТ (психологический в отличие от паспортного, календарного) – целостная организация особенностей психики, обусловленных: а) ступенью развития организма, б) возможностями и ограничениями психического развития, задаваемыми культурной средой, г) особенностями активности самого субъекта, доступными ему к данному моменту развития. Календарные границы при этом нечетки, относительны. Краткие характеристики возрастного развития даны в § 2.1, 7.8 и 9.4.
ВООБРАЖЕНИЕ – познавательная активность человека как субъекта, приводящая либо к непреднамеренному возникновению, либо к преднамеренному построению в сознании отображений (представлений, схем и иных образов-моделей) тех объектов, которые в опыте в целостном виде не воспринимались или не могут восприниматься посредством органов чувств (как, например, события истории, предполагаемого будущего, явления невоспринимаемого мира или мира, не существующего вообще, – сверхъестественные персонажи сказок, мифов и пр.). См. § 5.2 и 6.7.
ВОСПРИЯТИЕ – множество познавательных процессов и действий по отображению в сознании некоторых целостностей, выделяемых субъектом во внешнем по отношению к его сознанию мире (включая и других людей, и телесность самого человека; скажем, можно воспринимать или не воспринимать потоки сигналов от внутренних органов своего тела, формирующих некоторый его образ, состояния здоровья или нездоровья; чаще же под восприятием имеют ввиду отображение явлений предметов внешнего мира – природного и социального). Дело обстоит не так, что объект существует в готовом виде в среде, «действует» на человека и в результате тот автоматически его отображает, осознает. Наоборот, человек выделяет из хаоса впечатлений некоторые объекты и тем самым как бы структурирует этот хаос. Чтобы нечто было воспринято, осознано, далеко не достаточно, чтобы оно «подействовало» на органы чувств человека. То, что является или не
является предметом, зависит и от человека: для кого-то в окружающей среде есть музыкальные звуки и шумы, диссонансы и консонансы; для кого-то – симптоматичные шумы работающих машин или звуки, издаваемые животными, для кого-то – логические ударения в речи собеседника, для кого-то – удачные и неудачные планировки жилых районов и пр. А для тех, кто о такого рода вещах не знает, их как бы и нет: он их «в упор» не слышит и не видит См. также § 5.1 и 6.3.
Г
ГНОЗИС – собирательный термин, относящийся к явлениям познавательной активности людей. См. § 1.6, 2.3, 2.4, 4.2; 5; 6; 7.6, 7.7.
ГРАМОТНОСТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ – первая ступень психологической культуры человека, предполагающая его осведомленность в элементарных понятиях научной психологии, а также умение проводить в обыденной жизни различия между субъективными и объективными явлениями, замечать черты своеобразия именно внутреннего мира окружающих.
Д
ДЕЙСТВИЕ – совокупность процессов познания и исполнения, преднамеренно направленных на достижение сознаваемой цели. См. § 6.2.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – вид активности, а именно, функциональное системное образование, включающее совокупности процессов и действий, направлеьшых на приспособление к среде и (или) преобразование ее и имеющее решающе важное значение для существования и развития человека, общества. См. § 7.1.
ДУХОВНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ – вид прижизненно формирующихся субъективных моделей (состояний, переживаний) нужды в специфически человеческих объектах (таких, как истинные знания, эстетические ценности, системы смыслонаполнения жизни). См. § 4.3, 7.7, 7.8, 9.4.
ДУША – общеславянское слово, обозначающее в науке то же, что и производное от дрвн. греч. psyche – психика, т.е. система регуляторов поведения живых существ и прежде всего человека в сложной изменчивой среде. См. § 4.5.
По представлениям древних душа – это особая сила, обитающая в теле и способная покидать его (во время сна или в случае смерти). В христианстве и мусульманстве душой считают созданное богом бессмертное начало; в некоторых направлениях религии – индивидуальное проявление единой духовной субстанции и т.д; в некоторых религиях культивируется идея переселения душ из одного тела в другое. Все это проявления типичной для естественного языка многозначности слов, в связи с чем надо стремиться отдавать себе отчет, какие признаки мы связываем с данным словом, если хотим остаться в рамках научной рациональности.
и
ИДЕАЛЫ – мысленные (воображаемые) эталоны, образцы жизни, деятельности, личности, поведения, которые в ходе воспитания и самовоспитания складываются у людей и являются компонентом направленности личности. См. § 4.4 и 7.3.
ИНДИВИД – человек как природное существо. См. § 4.1, 4.4.
ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ – неповторимая система особенностей человека как индивида, субъекта деятельности и личности. Факт существования индивидуальности является одним из оснований так называемого индивидуального (конкретного) подхода к человеку в обучении, воспитании, деловом общении с ним. «Доходить до каждого» – идеал такого подхода. Игнорирование индивидуальности (по невежеству или по убеждению, или вследствие мало осознанной реализации, например, технических или общенаучных идей с их культом простых формул) закономерно ведет к ряду негативных следствий (межличностные и внутриличностные напряжения, конфликты, психические травмы, невротические состояния участников конфликтов и как результат – низкая эффективность обучения, воспитания, труда).
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ См. Стиль деятельности индивидуальный.
ИНТЕЛЛЕКТ, УМ – устойчиво присущая и развивающаяся в течение жизни система свойств и качеств познавательной активности человека, его ориентировки во внутренних и внешних обстоятельствах жизни, включая и общественную среду (выделяют, в частности, социальный интеллект, технический интеллект, гуманитарный интеллект, вербальный, т.е. словесный, невербальный и др. в зависимости от предметной области деятельности субъекта). Весь текст учебника так или иначе пропитан соображениями либо об уме человека, либо об условиях его формирования.
ИНТЕРОЦЕПЦИЯ – область гнозиса, предметом которого являются процессы, происходящие в теле человека. В мышцах, сухожилиях, суставах, во всех органах тела есть сложные и разнообразные органы чувств (чувствительные нервные окончания), от которых (как и от внешних органов чувств) идет по периферическим нервным проводникам информация в центральную нервную систему (в спинной и головной мозг). Соответствующие образы, субъективные модели часто неподотчетны (о них начинают думать, когда «болит» или при особых нагрузках, перегрузках систем организма); поэтому область интеро-цепции часто недооценивается не только обычным субъектом деятельности, но и исследователями психики. Обо всем этом подробнее в работах, приведенных в списке литературы к § 4.
К
КУЛЬТУРА ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ – часть общей культуры человека (как члена семьи, гражданина, специалиста), предполагающая
освоение им системы знаний в области основ научной психологии, основных умений в деле понимания особенностей психики (своей и окружающих людей) и использования этих знаний в обыденной жизни, в самообразовании и профессиональной деятельности.
Л
ЛИЧНОСТЬ – специфически человеческая система психических регуляторов активности человека, такая устойчивая функциональная система в психике, благодаря которой человек становится инициативным, целеустремленным, убежденным деятелем, способным не только приспосабливаться к среде обитания, но и улучшать ее. См. § 4.4,4.5, 5.5, 5,6,7.3, 7.6,7.7, 7,8,9,3.
м
МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ В ПСИХОЛОГИИ – разновидность средств построения научного психологического знания, включающих: а) методы психометрики, или психометрии (измерения свойств явлений, процессов психики), б) методы обработки эмпирических данных, в) методы математического моделирования, формализации явлений психики. Этого рода темы мы полностью обошли в данном учебнике, поскольку он предназначен для разнопрофильных специалистов, включая и тех, для кого язык математики непривычен или даже неприятен. Но надо признать, что многие излагаемые в учебнике положения порождены отнюдь не без посредства методов математических.
Те, кому эта область интересна, получат представление о применении математических методов в психологии по таким, например, публикациям:
Готсданкер Роберт. Основы психологического эксперимента. М., 1982; Мельников В.М., Ямпольскии Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности. – М., 1985;
Франселла Ф., Баннистер Д. Новый метод исследования личности. – М., 1987; Шмелев А.Г. Психометрические основы психодиагностики. // Общая психодиагностика Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина – М., 1987-С.53- 112.
МОРАЛЬНОЕ СОЗНАНИЕ ЛИЧНОСТИ - в данном случае имеется в виду не временное состояние психики (как способность ясно отдавать себе отчет в чем-то), а сложившаяся у конкретного человека и устойчиво его характеризующая система понятий, представлений, общих правил (принципов) о должном и не должном, разрешенном и запретном, одобряемом и не одобряемом, ценном и вредоносном; эта система обычно культивируется, поддерживается в том или ином сообществе, к которому фактически (внутренне) причисляет себя рассматриваемый человек.
Моральное сознание личности предполагает достаточно высокий (для данного возраста) уровень умственной воспитанности, ибо без этого тщетны попытки удержать в сознании моральные понятия и принципы. А одни лишь конкретные представления о примерах должного поведения не обеспечивают готовности человека к нравственным поступкам в непредвиденных обстоятельствах.
МОТИВ – побуждение, мысленно представляемый привлекательный объект (понимаемый в широком смысле: мотивировать, побуждать человека может не только «морковка», но и весьма отвлеченная идея). Система мотивов, устойчиво характеризующих данного человека, образует направленность его личности. См. § 4.3, 4.5, 6.1, 7,4, 7.5, 7.7, 8.1.
МЫШЛЕНИЕ – множество процессов, действий, состояний, направленных на решение различных задач (практических и теоретических) и обеспечивающих это решение (нахождение ответа). Мобилизация мышления как функциональной системы осуществляется отчасти сознательно, отчасти благодаря привычкам, навыкам и иным автоматизмам, сформированным нервной системой в ходе предшествующего развития, воспитания, образования, самообразования человека. См. § 4.5, 5.2, 5.3, 6.5, 6.6.
Н
НАВЫК – автоматизированный (выведенный из-под контроля сознания в результате неоднократных повторений в однообразных условиях) компонент деятельности. То, что вначале бывает сознательно контролируемым и преднамеренным действием, может автоматизироваться, как каждому известно по житейскому опыту. Навыки могут быть не только двигательными (моторными), которые легко заметить, но и сенсорно-перцептивными, мыслительными, социально-коммуникативными, организаторскими и пр.
Будучи автоматизмами, навыки в то же время являются необходимым условием творчества в деле (понятный пример: пока музыкант не освоил навыки, технику, беглость игры на своем инструменте, ему не до творчества – «не перепутать бы клавиши, позиции» и пр.). См. также Автоматизмы психики.
НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ (см. Мотивы).
НЕВРОЗЫ – разновидность расстройств психики. См. § 7.4,7.8.
НОРМА (см. Аномалии психики).
О
ОБРАЗ (ПСИХИЧЕСКИЙ) – множество состояний в структуре субъекта, являющееся более или менее совершенной моделью объекта, объективного явления, процесса. В узком смысле образом называют наглядные представления в отличие от общих понятий. (Например, сопровождаемое приятным или неприятным чувством представление о ходе развития растения, о работе коробки передач автомобиля, о системе взаимоотношений в своем кругу и пр.). Важно не принимать образ за само отображаемое обстоятельство и отдавать себе отчет в том, что всегда важно иметь доказательства достоверности наших представлений, понятий о той или иной реальности, доказательства обоснованности опасений и пр. Это одно из «сквозных» понятий психологии.
, ОНТОГЕНЕЗ ПСИХИКИ (см. Развитие психики)
ОТНОШЕНИЯ ЛИЧНОСТИ – присущие данному человеку устойчивые переживания, возникающие при практическом или мысленном взаимодействии его с теми или иными сторонами действительности (людьми, процессами деятельности, вещами, самим собой). Это то, что называют чертами характера (отзывчивость, добросовестность, бережливость, скромность). Не путать с межличностными отношениями как формами поведения человека в группе. Система меж личностных отношений (как межлюдских взаимодействий) зависит от отношений, переживаемых личностями, вступающими в контакт; и наоборот, от системы, динамики складывающихся в группе взаимодействий зависит и формирование черт характера членов группы. См. § 3.1 – 3.6.
ОТНОШЕНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ См. Отношения личности.
ОЩУЩЕНИЕ См. Сенсорика.
п
ПАМЯТЬ – множество процессов, действий, состояний, направленных на запечатление, мысленную организацию, сохранение и воспроизведение прошлого опыта человека. См. § 2.7, 5.2, 6.4.
ПЕРЦЕПЦИЯ – область восприятий, т.е. явлений чувственного (осуществляющегося посредством органов чувств, непосредственного) познания. В отличие от сенсорики здесь имеют в виду отображение субъектом относительно сложных объектов, характеризующихся некоторыми свойствами, которые являются для субъекта взаимно связанными. См. § 5.1 и 6.3.
ПРАКСИС – собирательный термин, относящийся к явлениям исполнительной активности людей. См. § 1.5. 2.4, 4.2, 5.6, 6.2, 8.1, 9.2.
ПСИХОАНАЛИЗ См. Бессознательное.
Р
РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ – процесс сохранения изменений в психике как системе, в результате чего она приобретает те или иные варианты качественной определенности (у человека – социально-типичной и индивидуально своеобразной). Понятие развития, как и понятие образа, относится в психологии к числу фундаментальных (сквозных, вплетенных во все разделы этой науки). См. § 2.1, 7.8, 9.4.
С
СЕНСОРИКА – область ощущений, явлений чувственного (осуществляющегося посредством органов чувств, непосредственного) познания. В отличие от перцепции здесь имеют в виду отображение субъектом относительно простых и разрозненных свойств познаваемых объектов. См. § 5.1 и 6.3.
СМЫСЛ – психическая целостность, возникающая при хотя бы смутном осознании отношения объекта, отображаемого в сознании, к
побуждениям субъекта. Говорят: это «для меня имеет смысл» или «это для меня не имеет смысла», имея в виду, что одно мне нужно, потребно, а второе – нет. Скажем, одно и то же по внешнему виду дело (копание ямы) для нанятого землекопа имеет смысл заработка, для археолога – решения какой-нибудь величайшей исторической загадки, а для случайного прохожего приобретает смысл некоторого злодейства, потому, что портит пешеходную тропу. По содержанию «смыслы» близки к «отношениям личности»; разница в том, что отношение личности – это устойчивая ее характеристика, а «смыслы» возникают и меняются оперативно по ходу деятельности как временные функциональные образования, ориентирующие в текущей обстановке. Это, конечно, узкоспециальное понимание слова «смысл»; но оно встречается в литературе по психологии.
СОЗНАНИЕ – а) интуитивно известная каждому область наиболее отчетливого и контролируемого субъектом отображения «в голове» той или иной объектной ситуации (сознавать – значит отдавать себе отчет в чем-то). В данном случае термины «сознание» и «бессознательное» противостоят;
б) иногда обозначается вообще вся человеческая психика в целом в отличие от психики животных. Психологи привыкли к этой многозначности своих терминов.
СТЕРЕОТИПЫ ПСИХИКИ – то же, что Автоматизмы психики. Часто употребляют термин «стереотипы сознания», и в этом случае слово «сознание» употребляется в значении «психика», а не для обозначения способности человека отдавать себе отчет в происходящем. Дело в том, что когда говорят о стереотипах сознания, то обсуждают как раз то, что для человека разумеется само собой и не осознается. Например, стереотипом сознания следователя, дознавателя может быть несознаваемая тенденция доискиваться, уличать, подозревать людей и там, где они не являются подследственными. Стереотипом сознания психолога является тенденция «душесловия», обсуждения именно субъективной «подкладки» поступков и пр. Если эти тонкости (а возможно, несовершенства, «склейки» терминологии) вам не интересны, забудьте о них (они не играют решающей роли в понимании основного содержания курса психологии).
СТИЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ - система приемов и способов осуществления деятельности, которую субъект постепенно вырабатывает с учетом своих стойких личных качеств. А именно, он максимально использует те свои стойкие особенности, которые содействуют успеху в достижении целей деятельности и, наоборот, преодолевает или компенсирует (возмещает) качества, недостающие или противодействующие успеху. Например, забывчивость можно компенсировать систематическим ведением записей. Недостаточно развитое пространственное воображение (мысленное видение и поворачивание предметов в трехмерном пространстве) – тем, что чаще обычного прибегают к чертежам и предметным моделям. В результате одну и ту же деятельность разные люди выполняют разными путями и способами и вполне успешно. Не следует всем навязывать один-единственный способ деятельности, если у людей находятся свои, не менее успешные.
У
УМ См. Интеллект.
УМЕНИЯ – системные образования, устойчивые целостности в структуре праксиса субъекта, включающие тактики и стратегии ориентировки во внешней и внутренней обстановке деятельности, знания, навыки исполнения и гибкой перестройки деятельности в зависимости от меняющихся условий. Внешне умение обнаруживается в успешном и, по видимости, легком решении профессиональных или (и) жизненных задач. Ошибочно сводить умение только к исполнительной стороне поведения и недооценивать обеспечивающую это поведение познавательную и мотивационную основу.
Ф
ФАНТАЗИЯ См. Воображение.
ФИЛОГЕНЕЗ ПСИХИКИ См. Развитие психики.
X
ХАРАКТЕР – система устойчивых отношений личности. См. Отношения личности.
э
ЭКСПЕРИМЕНТ В ПСИХОЛОГИИ – в отличие от эксперимента в естественных науках проводится не только с учетом познавательных задач и технических, организационных возможностей, но и моральных этических норм, ограничений (скажем, не только нельзя испытывать человека на предельную выносливость к психическим травмам, но и изучать его серьезно, «лезть ему в душу» нельзя без его добровольного согласия и без установки на содействие его развитию; существует система норм профессиональной этики психолога, ограничивающая свободу, полет мысли экспериментатора). См. Математические методы в психологии и § 1 6.
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
Предисловие... Во многой мудрости много печали Екклезиаст... Знание научное достоверное обобщенное прогностичное не всегда приятно...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Краткий словарь-указатель психологических терминов
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов