Феноменологическое и этнометодологическое направления в соц-гии (Гуссерль, Шюц, Гарфинкель).
Феноменологическое и этнометодологическое направления в соц-гии (Гуссерль, Шюц, Гарфинкель). - раздел Социология, Объект и предмет социологии. Социология в системе общественных наук. 3 2. Уровни и стр-ра социол. знания. Специфика социол. знания: ее отражение в истории соц-гии. 6 Феноменология: Феноменолог. Парадигма Изучает Соц. Феномен П...
Феноменология: Феноменолог. парадигма изучает соц. феномен повседневной жизни, мир конструируется в процессе человеческой жизнедеятельности.1) мир объективен, но он имеет значение только в процессе его осознания. 2) задача преодолеть иллюзии, расколдовать мир, вскрыть латентные ф-ции феноменов.
Соц. мир – едиичный, целостный мир все имеет одно и тоже значение, но этот мир понимается как самоочевидный. Мир сущ-ет только как мир значений, все соц. феномены становятся многозначными. Задача соц-гов-феномен. – получить наиболее полные представления о мире, для этого необходимо понять точки зрения других людей.
Шюц Альфред (1899-1959): род. в Австрии, препод. в Гарварде.1) мир сущ-ет как интерс-й, т.е. мир возникает из взаимодействия инд-дов. 2) наше сознание интенционально, т.е. направлено на объект. Люди сталкиваются с мирами: 1. Формализованный (сущ-ет в понятиях); 2) повседневный (чкл. здесь субъект и объект), возникает в рез-те интеракций, в ходе которых символам придаются значения. Жизненный мир – это мир естесвенной установки, мир повседневной жизни; мир воспринимаемый как данность (целостный мир пережианий инд-да, обусловленый объектами, людьми и событиями, с которыми он сталкивается, преследуя свои практические жизненные цели.). Жизн. мир – это мир естественной установки, в нем вещи принимаются как нечто само собой разумеющееся. Для него хар-но: 1. Непосредственность его переживания. 2. «анонимность»; 3. Целостность, нерасчлененности, нетематизированность. ЖМ интерсубъективен, т.к. состоит из интеракций, к нему относят все что малоосознано, на уровне бессознательных реакций (т.е. не объясняется, а принимается как данность). Формы интерсуб: 1) взаимность перспектив – принцип взаимозаменяемости точек зрения (я и другой видим этот мир одинаково); 2) правило совпадения систем релевантности (я и другой воспринимаем на веру факты, это создает возможность к формир. Мы –реальности). Ш. вводит понятие альтер-эго – другое Я, но не Я (одни воспринимая другого в настоящем знают намного больше, чем тот сам о себе, т.к. он себя воспринимает после произошедшей ситуации). Ш. выд 2 вида других: мы-реальность – те ближние с кем мы непосредственно контактируем; вы-реальность – дальние, мы с ними контактируем, уважаем, мы с ними в опосредованном контакте.
Интенциональность – основополагающая хар-ка сознания, оно всегда сознание чего-то, и оно напрвлено на что-то. Интенционаьный объект – на кот., направлены интенции индивида и кот. имеется в поле зрения. Интенциональный акт – это любой акт, в кот. и посредствам которого, чел переживает в опыте физический или идеальный объект.
Гуссерль счит. что познавать мир нужно освобождаться нужно освобождаться от естественной установки.
Этнометодология:это изучение спонтанных социальных изменений, вызванных латентными, неосозноваемыми механизмами соц. коммуникаций м/у людьми. Этнометод – изучает методы, кот. используют люди в своей повседневной жизни, для описания и осмысления своих социальных действий.
Объект иссл-ния – коммуникации. Предмет исследования – это методы с помощью кот. люди придают смысл своим действиям.
Действие – продуманное человеческое поведение, поведение основанное на заранее составленном проекте. Проект – любое проектирование заключено в воображении будущего поведения, в воображении мы переносимся в будущее, т.е. туда где действие будет уже завершено.
Соц. действие (поступки) – переживания, фактически произошедшие действия и предвоспоминания будущих действий.
Мотивы ссоц. действия: 1) мотив «для –того-чтобы» - является движещей силой поведения, есть цели. 2) мотив «потому-что» - соотносит свершившееся действие с прошлым, не бывет побудительным мотивом для индивида, конструируется после действия.
Гарфинкель Гарольд: 1917Пытается понять, как возникает этот мир, в результате коммуникаций. Он счит. Что элементы мира – это единичные акты коммуникации м/у индивидами. Именно эти акты создают устойчивые соц. системы. Счит., что детерминация общих представлений задается обстоят-ми, кот. задаются людьми. Общее понимание индивидами соц. жизни приходит необязательно из вне, оно м. конструироваться изнутри. Соц. порядок, кот возник в результате взаимодействия, получается таким, каким его задают участники взаимодействия. По Г. сущ-ет множество рациональностей, любое суждение рационально.Рац-сть м.б. повседневной и неповседневной.
Соц. стр-ра действует на сознание индивида опосредовано, эти опосредования являются фоновыми ожиданиями (соц-но одобряемые установки, некие представления чела, мы действуем по ним). Инд-ды рассматриваются не только как субъекты взаимодействия, но и как субъекты творчества, т.е. в результате взаимодействия, чел. творит.
Соц. действия – адекватны оценке человека, собственная оценка базируется на соц. реальности. Соц. жизнь упорядочена т.к. общ-во активно занято приданием смыслов социальным действиям.
Уровни и стр ра социол знания Специфика социол знания ее отражение в истории соц гии... Общ во как соц система Соц связи и отношения Соц взаимодействия... Общ во как соц система Соц связи и отношения Соц взаимодействия...
Орг-ция (О) как объект социол. анализа.
Ключевое понятие, с которого следует начать анализ феномена организации, — это социальная система.
Соц система особый класс систем (наряду с техническими, биологическими, кибернетич
Глобализация (Г.) соц. процессов в мире.
Г. (от лат. шар, фр - всеобщий) - объективный процесс формирования, орг-ции, функц-ния и развития новой всемирной, глоб. системы на основе взаимосвязи и взаимозавис.
Персонал организации и методы работы с ним.
Управление персоналом – это целенапр-ная д-сть управ-щей подсистемы, включая разработку концепции и стратегии кадровой пол-ки, принципов и методов управ-ия персоналом.
Гипотезы в социологическом исследовании.
Гипотеза – главный методологический инструмент, который организует процесс исследования.
Гипотеза – основное предположение о структуре соц. объектов, характере связи между изучаемыми соц.
Возможны все опреции с числами.
32.Измерение количественных характеристик: интервальные шкалы и шкалы отношений. Возможности использования интервальной шкалы для измерения качественных характеристик и этапы ее постро
Способы проверки процедуры измерения на надежность.
Понятие надежности измерения правомерно относить именно к инструменту, с помощью которого производится измерение, но не к самим данным, подлежащим измерению, В отношении данных, как и заключитель
Основные виды выборок.
Основа выборки – перечень элементов генер. совокупности, кот. отвечает требованиям полноты, точности, адекватности. Полнота – когда все эл-ты генер. совокуп-ти представлены в основ
Разновидности соц. опроса.
К методу опроса исследователь обращается тогда, когда для решения поставленной задачи ему необходимо получить информацию о сфере сознания людей: об их мнениях, мотивах поведения, оценках окружающей
Методы социометрии и тестирования в социологическом исследовании.
Тестом наз. Кратковременное испытание, с помощью кот. Измеряется уровень развития или степень выраженности некоторого психического cв-ва (черты, характеристики), а так же совокупности психических c
Этапы становления социологической мысли.
Cоц-ия в кач-ве отд.науки начала признаваться научным сообщ-м в 40-х годах XIX в. после опубликования О. Контомтретьего тома «Курс позитивной философии»
Конт Исидор Огюст Мария Франсуа Ксавье (1798-1857).
Считал, что об-во развив. по объект. з-нам (з-н действует вне воли и сознания ч-ка). В раз-ии о-ва действ. з-н трех стадий. Во всех о-вах этот з-н действует железно. Стадии: 1)теологическая 2)метаф
Спенсер Герберт (1820-1903).
«Основания социологии»(1886г.). основоположник и наиболее видный представитель биологического направления, стремился развить социологию как естественную науку.Осн. идеи:1) идея либ
Формальная социология Г. Зиммеля и Ф. Тенниса
Формал. соц-я – аналит. соц-я. Попытка анализа наиб. общих форм, в кот. протекает соц. жизнь.
Теннис (1845-1936) «Община и общество». Попытка создания с помощиью эконом. и соц-антрополог.
Социология Франкфуртской школы.
Осн.представители: Т.Адорно, Герберт Маркузе, Эрих Фромм, Юрген Хабермас. Возникла в 20-е гг. В 60-70 гг оказ. больш. влияние на амер. и рус. социологию. По своим т
Особенности развитии социологии в России.
История социологии России XIX — начала XX веков — это часть общемировой социологической науки. Необходимо отметить особенность развития социологии в России и ее одностороннюю связь с наукой Зап
Символический интеракционизм Дж. Мида и Г. Блумера.
Мид Джордж Герберт (1863 – 1931). Рассматривает проблему соц. взаимодествия ч/з теорию символов изначений. Чел природа – коммуникативная. Под влиянием символов склады
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Новости и инфо для студентов