Проблема текста в социально-гуманитарных науках. - раздел Философия, Философия
Как Уже Отмечалось, Изучая Социальную Реальность, Социально-Г...
Как уже отмечалось, изучая социальную реальность, социально-гуманитарные науки в конечном счете исследуют деятельность людей. Для обозначения качественного отличия объекта социально-гуманитарного познания вводится понятие «текста». Понятие текста имеет принципиальное значение для социального познания. М.М. Бахтин (1895-1975), один из активных исследователей этого вопроса, писал, что текст есть «первичная данность (реальность) всякой гуманитарной дисциплины». Текст стал объектом философского анализа в герменевтике.
Текстом называется любая знаковая система, которая является носителем смысловой информации и имеет знаковую природу. Текст – последовательность знаков, образующих единое целое. Как отмечал М. Хайдеггер, «естественнонаучному эксперименту соответствует в историко-гуманитарных науках критика источников», т. е. текстов различной природы. Где нет текста, там нет и объекта исследования для социально-гуманитарных наук. Это особенно наглядно видно в таких гуманитарных науках, как лингвистика, филология, литературоведение, искусствоведение и т. д. Для гуманитарных наук их предмет исследования, подчеркивал Бахтин, т. е. «дух (и свой, и чужой) не может быть дан как вещь (прямой объект естественных наук), а только в знаковом выражении, реализации в текстах и себя самого, и другого». Вот, почему для ученых-гуманитариев необходимо глубокое и тонкое понимание текста.
Бахтин отмечает, что за каждым текстом стоит система языка, т. е. общепринятая система знаков (например, язык искусства, философии и т. п.). Если за текстом не стоит язык в какой-либо своей форме, то это уже не текст, а естественно-натуральное (незнаковое) явление, например, крики, стоны животных и пр. Согласно Бахтину, «чистых текстов нет и быть не может». В каждом тексте есть ряд незнаковых технических, естественных, натуральных моментов, например, типографские огрехи, плохая дикция, звуковые помехи и пр. Эти элементы лишены всякой знаковости и потому выходят за пределы непосредственного гуманитарного исследования, но в определенной степени все же им учитываются.
Важнейшей характерной особенностью текста М.М. Бахтин считал его диалогический характер, проявляющийся в его «двухполюстности»: один полюс – это то, что находится вне данного текста (т. е. контекст), второй полюс – сам данный текст как нечто индивидуальное и неповторимое. Этот второй полюс, т. е. сам текст, неразрывно связан с моментом авторства.
Существуют конкретные виды текстов: научный, художественный, религиозный, политический и др. Помимо них Бахтин выделял потенциальный текст, под которым понимал человеческий поступок как определенную социальную активность, но не как физическое действие. Например, спасение утопающего человека. Это социальный поступок, который заслуживает высокой нравственной оценки. Хотя при этом спасающий человек осуществил и ряд физических действий, его значение оценивается не по этим действиям, а по социальному смыслу. Этот поступок может быть отнесен к тексту, поскольку понимается в диалогическом контексте своего времени.
Характерной особенность естественнонаучных текстов является одноплановость семантики, что связано со стремлением к точности и однозначности. Более того, сама структура текстов естественных наук либо совсем исключает, либо резко ограничивает возможности для различной интерпретации. Однако иногда и научный текст может быть организован так, что приобретает художественную ценность и позволяет широко его интерпретировать. Таковы, например, тексты исторической науки. Можно указать и на возможность философской интерпретации научных текстов, которая представляет собой мировоззренческий взгляд на результаты исследований. Впрочем, философская интерпретация распространяется не только на научные, но и на любые тексты культуры. Философское истолкование научного текста иногда значительно расширяет тот смысл, который вкладывал к него автор, а порой и вступает в противоречие с авторской позицией. Это связано с тем, что текст, независимо от воли автора, может содержать скрытые ответы на возникавшие в науке и практике проблемы. Мировоззренчески оценивая научные тексты, философия способствует и максимальному использованию их эвристических функций в других науках и иных областях человеческой деятельности, развиваясь в то же время сама.
Философские тексты отличаются от научных тем, что они обладают более широким диапазоном интерпретации и большей полисемантичностью, чем первые. Кроме того, они позволяют осмысливать их содержание каждый раз в новых исторических условиях. Другими словами, поле их интерпретации распространяется как по горизонтали, так и по вертикали. Философские тексты отличаются своей индивидуальностью, что несвойственно естественнонаучным текстам и в малой степени присуще текстам гуманитарных наук.
М.М. Бахтин выделяет в отдельную группу авторитарные и публицистические тексты. Для них характерно прежде всего то, что они нацелены не столько в сообщение определенной информации, сколько в привлечение единомышленников и сочувствующих читателей. К авторитарным текстам М.М. Бахтин относит политические, религиозные, моральные тексты, которые организуют вокруг себя массу иных текстов. По мнению философа, авторитарный текст предполагает однозначное толкование. Особенно это касается политических текстов. Однако это утверждение на практике не всегда реализуется. Так, религиозные тексты с ведущей внушающей функцией казалось бы должны восприниматься всеми одинаково. Однако существует большое количество толкований библейских положений, что связано с особенностью структуры этих текстов, наличием многоярусной семантики, символичность языка.
Художественный текст дает весьма широкие возможности для интерпретации, которые определяются его многозначностью, недосказанностью, символичностью и субъективной окрашенностью. Многозначность – одна из важнейших характеристик художественного текста, который в отличие, например, от научного изначально ориентирован на множество толкований. При создании художественного текста автор свободен от достоверности сообщаемого. Лишаясь гарантии однозначного прочтения, читатель перестает воспринимать смысл единиц текста как буквальный. Так начинает свое действие принцип относительности буквального смысла, который влечет за собой поиски скрытого смысла, позволяющему художественному тексту быть многозначным в содержательном плане. Однако многозначность художественного текста не бесконечна, она имеет свои пределы, при выходе за которые интерпретация становится неадекватной тексту. Задавая вариативность прочтения, художественный текст вместе с тем накладывает на него и определенные ограничения.
С многозначностью связано и такое свойство художественного текста, как его недосказанность, которая настраивает на сотворчество интерпретатора. Еще одна особенность художественного текста – символичность, которая роднит его с религиозными текстами. Именно она придает художественному образу многомерность и многосмысленность. Чем более символично произведение, тем больше возможностей его истолкования.
Существенной особенностью художественного текста является его субъективная окрашенность, выражающее определенное миропонимание, оценку событий с точки зрения героя произведения и в определенной мере самого автора произведения. Мир в искусстве преломляется через личность художника, и поэтому художественный текст раскрывает нравственные, философские, религиозные, политические взгляды своего творца. Художественный текст отличается от научного тем, что он всегда сугубо индивидуален, а научный лишен индивидуальности. В процессе восприятия художественного произведения личность автора и авторская позиция интерпретируются и оцениваются.
Проведенный анализ некоторых видов текстов позволяет выделить ряд особенностей, характерных социально-гуманитарным текстам.
Во-первых, текст может быть источником множества его пониманий и толкований. Поскольку произведение содержит в себе одновременно несколько смыслов, авторское понимание одно из многих. Поэтому понимание зависит не только от того смысла, который вложил в него автор произведения, но и от его интерпретатора. Однако зависимость понимания текста от конкретных исторических условий его интерпретации и интерпретатора не превращает процесс понимания в чисто психологический и субъективный, хотя личные пристрастия и опыт интерпретатора играют здесь далеко не последнюю роль.
Во-вторых, эта множественность смыслов раскрывается не вдруг и не сразу, ибо смысл может существовать потенциально, в скрытом виде и раскрыться только в благоприятных условиях, в культурных контекстах последующих исторических эпох.
В-третьих, смысл текста в процессе исторического развития изменяется. Каждая эпоха, особенно в великих произведениях, открывает что-то новое, свое. Новое понимание «снимает» старый смысл, переоценивает, углубляет, расширяет его. Так, в течение многих столетий человечество читает «Диалоги» Платона, и каждый раз находит это для себя поучительным.
В-четвертых, понимание текста – это не готовый результат, а диалектический процесс, диалог разных культурных миров, результат столкновения смыслов «свое-чужое», диалог текстов.
В-пятых, реальный человек как общественное существо, как предмет социально-гуманитарных наук всегда, так или иначе, выражает себя через текст какой-либо природы. Поэтому к человеку и его деятельности можно подойти не иначе как через созданные или создаваемые им знаковые тексты. Последние требуют понимания, которое осуществляется в диалоге. Поэтому важной гносеологической проблемой социально-гуманитарных наук является проблема понимания, нуждающаяся в дальнейшем рассмотрении.
Основная проблематика направлений философии науки ХХ века.
Наука стала привлекать внимание философов в качестве объекта исследования когда сформировалась наука Нового времени. Активная дифференциация и интеграция науки, ее практическая роль
Проблема исторического возраста науки.
Человеческая жизнедеятельность коренным образом отличается от жизни животных. Для того, чтобы как и все живые существа приспособиться к окружающему миру, человек должен его познать. Познание есть с
Функции науки в общественной жизни.
Наука выполняет важные функции в современной общественной жизни. В общем виде можно выделить следующие функции науки: а) познавательная, б) культурно-мировоззренческая, в) образо
Модели развития науки.
Как показал предшествующий анализ, наука уже длительное время сопровождает существование общества. В связи с этим возникают по крайней мере два вопроса: почему, по каким причинам это происходит и к
Анализ науки как знания.
Наука возникла в результате отмежевания от мифологии и религии, от объяснения явлений сверхъестественными причинами. Наука представляет собой сложное общественн
Наука как специфический вид деятельности.
Обратимся теперь к рассмотрению науки как особой деятельности.Наука как деятельность относится к разряду духовной деятельности, которая целенаправленно ориентирована на
Вненаучное знание и его формы.
В противовес науке помимо обыденного, в современных условиях существует вненаучное или паранаучное познание, которое нередко именуют как эзотеризм (о
Тема 3. Проблема отношения науки и техники.
Принципиальный характер сегодня приобретает вопрос об отношении науки и техники. «Техника» от греческого слова «тэхнэ», в переводе означает «умение», «мастерство», «искусство». Существует несколько
Понятия «субъект» и «объект» познания.
Познавательная деятельность всегда осуществляется при наличии отношения субъекта к объекту. Однако для вычленения этого отношения и его философского анализа потребовался знач
Проблема истины в процессе познания.
В научно познавательной деятельности принципиальное значение имеет какое знание мы получаем в итоге. Можем ли мы достичь истины, или нет? Проблема истины встала уже перед античными
Истина и заблуждение. Истина и ложь.
Преодоление догматизма и релятивизма предполагает диалектическую трактовку истины и заблуждения. Еще Аристотель определял истину как соответствие представлений действительности, заб
Критерий истины.
Проблема критерия истины является одной из сложных и дискутируемых проблем в гносеологии. В истории философии было выдвинуто ряд вариантов ответа на этот вопрос.
Пе
Философские методы исследования.
Как следует из названия, философские методы разрабатываются в рамках философии. Философские методы задают исследованию лишь самые общие регулятивные установки, его генеральную страт
Общенаучные методы эмпирического уровня.
Эмпирический уровень научного познания строится главным образом на живом созерцании исследуемых объектов, хотя рациональное познание присутствует в качестве обязательной компоненты,
Общенаучные методы теоретического познания.
Теоретический уровень научного познания отражает явления и процессы со стороны их универсальных внутренних связей и закономерностей, достигая этого путем рациональной обработки данн
Формализация. Язык науки.
Под формализацией понимается особый подход в научном познании, который заключается в использовании специальной символики, позволяющей отвлечься от изучения реальных объектов
Физическое моделирование.
Оно характеризуется физическим подобием между моделью и оригиналом и имеет целью воспроизведение в модели процессов, свойственных оригиналу. По результатам исследования тех или иных физических свой
Символическое (знаковое) моделирование.
Оно связано с условно-знаковыми представлениями каких-то свойств, отношений объекта-оригинала. К символическим (знаковым) моделям относятся разнообразные топологические и графические представления
Анализ и синтез.
Под анализом понимают метод, при котором происходит мысленное или реальное разделение предмета исследования на составные части с целью их отдельного изучения. В качестве частей
Разберем индукцию как прием эмпирического познания.
Обоснование индукции как метода связано с именем Аристотеля. Для Аристотеля была характерна так называемая интуитивная индукция. Это одно из первых представлений об индукции
Метод абдукции.
Анализируемые выше методы индукции и традиционные формы дедуктивных умозаключений не могут рассматриваться как оптимальные средства открытия новых идей, хотя в этом были убеждены и Ф. Бэкон и Р. Де
Определение понятия формы научного познания.
В науке, как уже отмечалось, различают два уровня исследования: эмпирический и теоретический. Эмпирическое исследование направлено непосредственно на объект
Научная проблема.
Ситуация, когда существует необходимость теоретического объяснения фактов, называется научной проблемой.
Научные проблемы возникают при следующих условиях:
Гипотеза.
Необходимость гипотезы обуславливается тем обстоятельством, что законы непосредственно не видны в отдельных фактах, как думали, в частности, индуктивисты и эмпирики. Как бы много фактов мы не накоп
Теория, ее сущность, структура и функции.
Термин «теория» используется достаточно широко. Так, иногда теорией называют вообще умственную деятельность. Часто под теорией подразумевают то, что фактически является гипо
Определение социальной реальности.
Социальная философия, будучи наиболее обобщающим философским анализом общества, своей первостепенной методологической задачей имеет исследование социального познания как специфической по сравнению
Тема 2. Специфика социального познания.
Как показал анализ истории становления социального познания к концу ХIХ – началу ХХ века стало очевидным, что науки о культуре (или о духе) должны иметь свой собственный концептуаль
Понимание и объяснение как гносеологические процедуры.
Начало гносеологическому анализу процедур понимания и объяснения положила герменевтика, речь о которой подробнее пойдет в следующем разделе. Хотя в повседневной речевой практике, а
Проблема истины в социальном познании. Истина и идеология.
Сложнейшей гносеологической проблемой социально-гуманитарных наук является вопрос о возможности достижения истинного знания в этих науках. Если взять, к примеру, историю, то достиж
Характеристика эмпирического уровня социального познания.
Эмпирическое исследование – это процесс непосредственного взаимодействия субъекта и объекта познания. Оно выполняет функцию выявления фактов и эмпирических зависимостей с помощью ср
Общая характеристика философии позитивизма.
Для философии как и других наук свойственно внутренняя дифференциация знания. Философия науки как особый раздел философского знания оформилась лишь во второй половине 20 века. Предм
Трактовка науки в раннем позитивизме.
Первый позитивизм начал складываться во Франции как реакция на французское Просвещение, утопический социализм, а в последствии и на идеологию пролетариата. Исхо
Концепция науки эмпириокритицизма.
Второй исторической формой позитивизма является махизм или эмпириокритицизм. Он возникает в последнее десятилетие 19 века и формируется под влиянием революционных изменений в естест
Концепция науки в неопозитивизме.
Неопозитивизм, или аналитическая философия, возникает в 20-х годах 20 столетия как попытка продолжить решение вопроса о взаимоотношении философии и науки в новых условиях неклассиче
Критический рационализм К. Поппера.
Философская деятельность К. Поппера началась с участия в Венском кружке логических позитивистов. Но Поппера не удовлетворял принцип верификации, и в связи с этим начался его отход от неопозитивизма
Концепция исследовательских программ И. Лакатоса.
Недостатки концепции фальсификации как критерия демаркации научного знания от ненаучного и как ключевого элемента схемы развития научного знания послужили поводом для создания своей
Концепция неявного знания М. Полани.
Выделение научной традиции в развивающемся знании Куном стало точкой отсчета в дальнейшем движении философии науки. Еще одним из представителей исторического направления философии н
Тематический анализ науки Д. Холтона.
Историцистский вариант нормативного подхода к развитию науки предложен в концепции американского философа и историка науки Джеральда Холтона (1922 г. рож.), получив
Тема 3. Методологические аспекты герменевтики.
Философская герменевтика – влиятельное направлений современной философии. Основоположником его является Ханс Георг Гадамер (1900-2002), немецкий философ, труд котор
Тема 4. Методологические аспекты структурализма.
Начиная с 70-х годов ХХ столетия внимание философской общественности было привлечено к зарождающемуся новому типу философствования во Франции, получившему название структурализм. В
Тема 5. Постструктурализм.
Постструктурализмом обозначают ряд подходов в социально-гуманитарном познании, сформировавшихся в 70-е - 80-е годы ХХ столетия и связанных с критикой и преодолением
Тема 1. Возникновение античной науки.
Под наукой понимается не просто совокупность каких-то отрывочных, разрозненных сведений, а определенная система знаний, являющаяся результатом деятельности особой группы людей – уче
Тема 2. Средневековая наука.
Под средневековьем обычно понимают период от заката античной культуры (5 в.) до эпохи Возрождения включительно, что составляет около 10 столетий. В истории Западной Европы этот пери
Тема 3. Наука эпохи Возрождения.
Европейское Возрождение охватывает период 15-16 вв. и формирует переходную от средневековья к Новому времени культуру. Важной чертой эпохи Возрождения является рождение нового мышле
Понятие научной картины мира.
Человек испытывает потребность в целостном представлении об окружающем мире. Это позволяет ему приобрести некоторую уверенность в собственных силах. Термин «картина мира» появился в физике благодар
Тема 8. Актуальные проблемы науки ХХI века.
Прогноз о состоянии науки в текущем столетии является исключительно важным для будущего общественного развития, но одновременно эта задача исключительной сложности. Для ответа на по
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Новости и инфо для студентов