рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Характеристика эмпирического уровня социального познания.

Характеристика эмпирического уровня социального познания. - раздел Философия, Философия   Эмпирическое Исследование – Это Процесс Непосредственного Вза...

 

Эмпирическое исследование – это процесс непосредственного взаимодействия субъекта и объекта познания. Оно выполняет функцию выявления фактов и эмпирических зависимостей с помощью средств наблюдения, измерения, описания, сравнения, эксперимента и т. д. При эмпирическом исследовании используются также общелогические методы и приемы исследования: анализ, абстрагирование, обобщение, идеализация, индукция, аналогия, моделирование и т. д.

В социально-гуманитарных науках кроме философских и общенаучных применяются специфические средства, методы познания, обусловленные особенностями предмета этих наук. Среди них можно назвать следующие:

1) идиографический метод – описание индивидуальных особенностей единичных исторических фактов и событий.

2) Диалог.

3) Герменевтический метод.

4) Анализ документов.

5) Опросы – интервью, анкетирование, почтовый или телефонный опросы, экспертные оценки и пр.

6) Проективные методы (характерны для психологии) – способ опосредованного изучения личностных особенностей человека по результатам его продуктивной деятельности.

7) Тестирование (в психологии и педагогике).

8) Биографический и автобиографический методы.

9) Метод социометрии – применение математических средств к изучению социальных явлений (используется в социологии).

10) Игровые методы – применяются при выработки управленческих решений и др.

Из всех названных методов, используемых в социально-гуманитарном познании, наиболее отражающих его специфику, является метод диалога. Первым указал на значение диалога в процессе постижения истины Ф. Шлейермахер. Он ссылался на Сократа как основоположника этого метода. Взятый в широком контексте (а не в обыденном смысле как беседа двух лиц), диалог представляет собой замечательный пример активного отношения к собеседнику. Сократ, по его словам, выступает в роли «повивальной бабки», помогающей рождению истины у своих оппонентов. Диалогический метод Сократа является искусством целенаправленной постановки вопросов собеседнику, благодаря которым собеседник незаметно для себя обнаруживает противоречия в своих тезисах, затем их неверность, наконец, отказывается от них и принимает точку зрения Сократа.

Однако не выставление собеседника в невыгодном свете было целью Сократа, желание помочь ему найти истину посредством его же собственного разума. Процесс совместного поиска истины шел в сопряжении с процессом достижения взаимопонимания. Метод диалогического обмена мнениями в ходе совместного поиска истины вытекал из самой живой природы человеческого общения и был исключительно продуктивным. Его применяли в античных учебных заведениях, в частности, в «Академии» Платона, «Ликеи» Аристотеля, в «Саде» Эпикура.

В наше время под названием сократического метода он нашел применение в активизации учебного процесса, в юридической практике (диалог обвинителя и защитника), в научных дискуссиях и т. д. Однако он активно используется в самой практике творческой работы ученого, в том числе и прежде всего гуманитария. Написание любой монографии обязательно включает в себя на ее страницах заочную полемику со специалистами в той области, которой касается данная монография. Особо следует отметить использование сократического диалога при анализе художественных произведений, проведенный М.М. Бахтиным. Он сумел через диалог по-новому посмотреть на процесс художественного творчества вообще и на творчество Ф. М. Достоевского, в частности.

М.М. Бахтин создал концепцию диалогизма понимания и общения. В своих работах он утверждал уникальность, неповторимость каждого человека, которая формируется и познается в общении особого рода – в диалоге. В работе о поэтике Ф.М. Достоевского Бахтин характеризует человека как субъекта общения. «Только в общении, во взаимодействии человека с человеком раскрывается «человек в человеке» как для других, так и для себя самого», - писал он.

Диалог рассматривается М.М. Бахтиным не просто как средство формирования и социализации личности, но и как ее самобытие. «Диалогические отношения … - это почти универсальное явление, пронизывающее всю человеческую речь т все отношения и проявления человеческой жизни, вообще все, что имеет смысл и значение … Где начинается сознание, там … начинается и диалог», - писал он.

Основной заслугой Ф.М. Достоевского М.М. Бахтин считал создание нового типа художественного мышления, «новой художественной модели мира», нового типа романа – полифонического. Он писал , что «множественность самостоятельных и неслянных голосов и сознаний, подлинная полифония полноценных голосов действительно является основною особенностью романов Достоевского».

Диалог как особая форма взаимодействия между равноправными и равноценными сознаниями дает возможность героям Ф.М. Достоевского «раскрыться и самоуясниться». При этом голос автора не сливается с голосами героев, а вступает с ними в равноправный диалог, его голос-позиция наравне противостоит другим голосам-позициям.

Если читатель за строками текста сумеет увидеть автора, его позицию; если автор и читатель спорят на равных, если они друг друга вопрошают и друг другу отвечают, то можно сказать, что диалог-понимание состоялся, что читатель понял идею, замысел автора. Именно в таком со-творчестве, со-понимании, взаимопонимании заключается смысл встречи двух сознаний – автора и читателя. К этому же сводится и внутренняя логика научного гуманитарного исследовательского процесса. Поэтому диалог не просто один из методов социально-гуманитарного познания: он его подлинное бытие, живая плоть.

Исходный пункт знания об обществе – изучение социальных фактов, наблюдение социальных процессов в конкретном опыте. Специфика наблюдения в социальном познании состоит в том, что 1) субъект наблюдения одновременно в другом отношении является и объектом наблюдения; 2) наблюдателю необходимо совместить объективность наблюдения с субъективностью переживаемого опыта и 3) объект надо постигать одновременно извне и изнутри, т. е. в двух измерениях – социально-историческом и субъективно-психологическом.

Таким образом, в отличие от природных феноменов социальные факты воплощают собой единство материального и духовного, объективного и субъективного, что обнаруживается как в деятельности наблюдаемого объекта, так и наблюдающего субъекта. Поэтому позитивистская ориентация общественной мысли на игнорирование всего субъективного, на поиск «голых» фактов несостоятельна. Необходимо рассматривать социальные факты не просто как «мир вещей», но прежде всего как мир субъективных смыслов и человеческих ценностей.

Социальные факты не лежат на поверхности общественной жизни, само их «конструирование» требует определенных мыслительных усилий. Например, первоначальное накопление капитала как социальный факт не может быть представлен в виде единичных событий, их описание требует теоретических обобщений.

В определенном смысле научный факт является «производным» от теории, которая как бы «конструирует» из разнородного эмпирического материала некоторую целостность, т. е. обобщенный факт. Фактическое знание в социальных науках имеет смысл лишь в связи с определенной теоретической концепцией, которая служит его обоснованием. Вот, поэтому один и тот же фактический материал может иметь совершенно разное социальное звучание в зависимости от применяемого категориального аппарата, от ценностной позиции познающего субъекта, теории. Так, события октября 1917 года одними авторами трактуются как революция, другими – как государственный переворот.

Для более детального исследования эмпирического уровня в социальном познании обратимся для примера к исторической науке и посмотрим как осуществляется здесь познание на эмпирическом уровне. Прежде всего следует назвать те методы, которые применяются при эмпирическом историческом исследовании. Это – описание, сравнение, обобщение и анализ.

Описание является ведущим методом познания исторической науки на эмпирическом уровне. Это даже послужило поводом назвать историческую науку описательной. Этой характеристикой широко пользовались в 19 веке. К числу описательных наук, помимо истории, относили географию, этнографию, филологические науки и др. В противоположность «описательным» выделяли «теоретические» науки, в число которых включали физику, математику и др. Предполагалось, что «описательные» науки являются науками как бы второго сорта, поскольку они не способны в силу своей природы давать знание о законах возникновения, функционирования и развития изучаемого объекта. На этом основании эти науки ограничивались только эмпирическим уровнем.

Так что же собой представляет историческое описание? Является ли оно столь же однозначной эмпирической процедурой, как в естествознании? Историческое описание – это письменное свидетельство о каких-то событиях, например, политических, дипломатических, военных. Их основная задача зафиксировать некоторые акты. Например, в месопотамских летописях содержится информация об ассиро-вавилонских войнах. Каждое описание касается конкретной войны: числа участников, трофеев, убитых и раненых, взятых в плен, сожженных городов и пр. Принципиально важной методологической проблемой является вопрос о том, являются ли эти описания сугубо индивидуальными, идиографическими, неповторимыми или они несут на себе характер обобщения?

Очевидно, что в подавляющем большинстве случаев эти описания легко поддаются обобщениям. Например, информация из месопотамских летописей может быть сведена к следующему обобщению: «Войны ассиро-вавилонских царей ХII – VIII вв. до н. э. отличались большой жестокостью и завершались большими опустошениями, грабежом, покорением народов». Для формирования обобщений, исторические описания предварительно подвергаются анализу и сравнению. Завершается эмпирическая процедура формирование исторического факта.

Вопрос о сущности исторического факта является достаточно дискуссионным, и обсуждается он в литературе начиная с 19 века.

Исторический «факт» трактуется в двух значениях:

1)под фактом понимается фрагмент действительности, объективное событие, ситуация или процесс. В этом смысле фактом является, например, прибытие в Москву посольства от Казанского хана.

2)под фактом понимается особое знание о существующем событии, фактофиксирующее предложение.

Первая трактовка исторического факта является онтологической, вторая – гносеологической. Первая была распространена в 19 – начале 20 века, вторая – преимущественно в 20 веке.

Именно с гносеологической трактовкой исторического факта связано представление об активной деятельности самого исследователя, который «конструирует» факты, восстанавливая недостающую информацию о прошлом.

Тезис, согласно которому исторический факт строится, конструируется историком из некоторого специфического сырья – исторических свидетельств получил в современной западной методологии истории довольно широкое распространение. Сам по себе конструктивный момент действительно присутствует в формировании исторического факта. Но он может быть истолкован чисто субъективистски и тогда исследователь попадает в лоно кантианской трактовки знания. В этом случае факт не является адекватной формой воспроизведения и отражения исторической реальности. Таким образом, вопрос состоит не в том, чтобы отрицать элемент конструктивизма в формировании факта, а в том, признавать или нет факт отражением действительности.

Исторический конструктивизм совершенно верно отмечает, что факты не извлекаются историком из исторических источников в готовом виде, а представляют собой результат интеллектуальной активности субъекта. Но сторонники конструктивизма утверждают, что содержание исторического факта определяется не его объективной стороной, а концептуальной схемой, взятой за основу исторического знания. В этом случае проблематичным становится вопрос об определении истинности факта.

Таким образом, можно признать, что исторический факт не лежит на поверхности, а представляет собой результат интеллектуальной абстрагирующей деятельности исследователя. Однако это не означает, что он не может быть объективным в своем содержании. Его объективность подтверждается исторической практикой, прямо или косвенно через различные свидетельства.

Уваров А.И. в книге «Гносеологический анализ теории в исторической науке» (Калинин, 1973 г.) дает следующее определение факта: «Исторический факт – это такое достоверное знание о событиях и процессах социального прошлого, где чувственное и рациональное знание синтезированы, а общее – обязательно облечено в единичную или особенную форму; знание, которое строго фиксировано по отношению к определенным историческим явлениям и относительно завершено в самом себе». (С.21-22)

Уваров разъясняет, что факт и описание тесно связаны: исторический факт всегда выступает в форме описаний, но не всякое описание по своему содержанию является историческим фактом. Факт есть обобщающее знание, выступающее в форме единичного описания.

Исторические факты могут быть представлены двумя группами. Первую группу составляют эпистемологические факты, которые отличаются друг от друга отражательными ситуациями. Среди них выделяют: экзистенциальные, квалификационные, количественные, темпоральные, локографические, актомотивационные.

Экзистенциальные факты отвечают на вопрос о существовании того или иного события, исторического лица, ситуации и т.п. Логическая форма экзистенциального факта следующая: «В эпоху Х происходил процесс В» или «Существовало А».

Квалификационные факты дают ответ на вопрос, что именно существовало? Например, политической системой Древней Греции в 5 веке до н. э. были города-полисы. Причем квалификационные факты могут фиксировать как чувственную сторону событий, так и сущность процессов.

Количественные, или квантитативные факты содержат в себе количественную информацию. Например, «в событии А приняло участие Х человек».

Темпоральные факты содержат в себе сведения временного характера. Например, «событие А произошло в момент Т», или «событие А происходило раньше В» и т. п.

Локографические факты содержат в себе сведения пространственного характера. Например, «процесс Х, начавшись в пункте А, перешел в пункт В».

Актомотивационные факты являются отражением мотивов и действий людей на основании исторических источников. Например, «борьба за власть привела к военным действия».

Помимо эпистемологической классификации исторических фактов существует методологическая типология исторических фактов. Она включает в себя четыре типа приемов и процедур установления исторических фактов: типизацию, аналитическую процедуру, статистическую обработку, фиксацию общего и достоверного.

Типизацией называется прием выделения типического через отождествление с единичными данными. Это имеет место в том случае, когда историк располагает единственным свидетельством, прямым или косвенным, об отдельном событии или процессе.

Аналитической процедурой является процедура сравнения единичных данных, их критика, оценка и выделение реального содержания противоречащих или не совпадающих свидетельств. В итоге формируется так называемый аналитический факт.

Статистическая обработка – это применение к единичным данным методов статистики. Итогом является формирование статистических фактов.

Фиксация общего и достоверного является процедурой, связанной с наличием внутренних и внешних описаний в системе источников. Такая процедура дает конфигуративный факт.

Чтобы исторические описания стали историческими фактами, а не продуктами свободного воображения субъекта, они должны соответствовать следующим требованиям:

- отвечать критерию объективной истинности. Уточнение таких фактов представляет собой последовательное приближение к исторической реальности.

- каждый элемент исторической реальности может быть использован как факт с разными целевыми установками, но сам факт при этом должен иметь объективное содержание. Например, численность погибших в том или ином бою может быть истолкована как проявление героизма солдат и офицеров, а может толковаться как бездарность командования. Однако сам факт боя и числа погибших должен соответствовать исторической реальности.

- Исторические факты могут иметь различную интерпретацию, но решающая роль в их оценке принадлежит критически проверенным и отражающим объективную реальность данным.

Таким образом, на эмпирическом уровне социального познания исследователь с помощью наиболее соответствующих данной социально-гуманитарной науке методов (например, социологии – опросов, истории – анализа документов, педагогике – тестирования и т. д.) накапливает эмпирический материал, анализирует и обобщает его и оформляет его в виде научных фактов, подготавливая тем самым почву для теоретического познания.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Философия

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ... ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ... ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Характеристика эмпирического уровня социального познания.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Философия науки как философское направление и как современная философская дисциплина.
  В философской литературе, когда речь заходит о философии науки, имеют в виду, во-первых, направление в западной и отечественной философии, ориентированное на

Основная проблематика направлений философии науки ХХ века.
  Наука стала привлекать внимание философов в качестве объекта исследования когда сформировалась наука Нового времени. Активная дифференциация и интеграция науки, ее практическая роль

Соотношение философии науки, истории науки, науковедения, наукометрии и социологии науки.
  Наукой интересуются разные области знания. Возникает необходимость в уточнении их предметов и тех задач, которые они перед собой ставят, исследуя науку. Так, история наук

Проблема исторического возраста науки.
Человеческая жизнедеятельность коренным образом отличается от жизни животных. Для того, чтобы как и все живые существа приспособиться к окружающему миру, человек должен его познать. Познание есть с

Функции науки в общественной жизни.
  Наука выполняет важные функции в современной общественной жизни. В общем виде можно выделить следующие функции науки: а) познавательная, б) культурно-мировоззренческая, в) образо

Модели развития науки.
Как показал предшествующий анализ, наука уже длительное время сопровождает существование общества. В связи с этим возникают по крайней мере два вопроса: почему, по каким причинам это происходит и к

Анализ науки как знания.
  Наука возникла в результате отмежевания от мифологии и религии, от объяснения явлений сверхъестественными причинами. Наука представляет собой сложное общественн

Наука как специфический вид деятельности.
Обратимся теперь к рассмотрению науки как особой деятельности.Наука как деятельность относится к разряду духовной деятельности, которая целенаправленно ориентирована на

Вненаучное знание и его формы.
В противовес науке помимо обыденного, в современных условиях существует вненаучное или паранаучное познание, которое нередко именуют как эзотеризм (о

Тема 3. Проблема отношения науки и техники.
Принципиальный характер сегодня приобретает вопрос об отношении науки и техники. «Техника» от греческого слова «тэхнэ», в переводе означает «умение», «мастерство», «искусство». Существует несколько

Понятия «субъект» и «объект» познания.
  Познавательная деятельность всегда осуществляется при наличии отношения субъекта к объекту. Однако для вычленения этого отношения и его философского анализа потребовался знач

Проблема истины в процессе познания.
  В научно познавательной деятельности принципиальное значение имеет какое знание мы получаем в итоге. Можем ли мы достичь истины, или нет? Проблема истины встала уже перед античными

Истина и заблуждение. Истина и ложь.
  Преодоление догматизма и релятивизма предполагает диалектическую трактовку истины и заблуждения. Еще Аристотель определял истину как соответствие представлений действительности, заб

Критерий истины.
  Проблема критерия истины является одной из сложных и дискутируемых проблем в гносеологии. В истории философии было выдвинуто ряд вариантов ответа на этот вопрос. Пе

Философские методы исследования.
  Как следует из названия, философские методы разрабатываются в рамках философии. Философские методы задают исследованию лишь самые общие регулятивные установки, его генеральную страт

Общенаучные методы эмпирического уровня.
  Эмпирический уровень научного познания строится главным образом на живом созерцании исследуемых объектов, хотя рациональное познание присутствует в качестве обязательной компоненты,

Существует несколько видов измерений: статические и динамические, прямые и косвенные.
Первые определяются характером зависимости определяемой величины от времени. Так, при статических измерениях величина, которую мы измеряем, остается постоянной во времени. При динамических измерени

Общенаучные методы теоретического познания.
  Теоретический уровень научного познания отражает явления и процессы со стороны их универсальных внутренних связей и закономерностей, достигая этого путем рациональной обработки данн

Формализация. Язык науки.
Под формализацией понимается особый подход в научном познании, который заключается в использовании специальной символики, позволяющей отвлечься от изучения реальных объектов

Общенаучные методы, применяемые как на эмпирическом, так и теоретическом уровнях научного познания.
  Существует ряд методов, которые с успехом применимы на любом уровне научного познания. Это методы аналогии и моделирования. Под аналогией

Физическое моделирование.
Оно характеризуется физическим подобием между моделью и оригиналом и имеет целью воспроизведение в модели процессов, свойственных оригиналу. По результатам исследования тех или иных физических свой

Символическое (знаковое) моделирование.
Оно связано с условно-знаковыми представлениями каких-то свойств, отношений объекта-оригинала. К символическим (знаковым) моделям относятся разнообразные топологические и графические представления

Численное моделирование на электронных вычислительных машинах (ЭВМ).
Эта разновидность моделирования основывается на ранее созданной математической модели изучаемого объекта или явления и применяется в случаях больших объемов вычислений, необходимых для исследования

Анализ и синтез.
Под анализом понимают метод, при котором происходит мысленное или реальное разделение предмета исследования на составные части с целью их отдельного изучения. В качестве частей

Разберем индукцию как прием эмпирического познания.
Обоснование индукции как метода связано с именем Аристотеля. Для Аристотеля была характерна так называемая интуитивная индукция. Это одно из первых представлений об индукции

Метод абдукции.
Анализируемые выше методы индукции и традиционные формы дедуктивных умозаключений не могут рассматриваться как оптимальные средства открытия новых идей, хотя в этом были убеждены и Ф. Бэкон и Р. Де

Определение понятия формы научного познания.
  В науке, как уже отмечалось, различают два уровня исследования: эмпирический и теоретический. Эмпирическое исследование направлено непосредственно на объект

Факт 2» - как эмпирическое предложение является исходным элементом научного знания.
Хотя научное исследование и начинается с непосредственно эмпирического, экспериментального изучения фактов, оно этим не ограничивается. Необходимо все собранные факты систематизировать и обобщить.

Формы теоретического уровня научного познания: научная проблема, идея, гипотеза, теория.
  Остановимся на вопросе отличительных признаков теоретического знания, прежде чем перейдем к рассмотрению его форм. Согласно диалектико-материалистическому видению проблемы

Научная проблема.
Ситуация, когда существует необходимость теоретического объяснения фактов, называется научной проблемой. Научные проблемы возникают при следующих условиях:

Гипотеза.
Необходимость гипотезы обуславливается тем обстоятельством, что законы непосредственно не видны в отдельных фактах, как думали, в частности, индуктивисты и эмпирики. Как бы много фактов мы не накоп

Теория, ее сущность, структура и функции.
Термин «теория» используется достаточно широко. Так, иногда теорией называют вообще умственную деятельность. Часто под теорией подразумевают то, что фактически является гипо

Синтезирующая, объяснительная, прогностическая, методологическая и практическая.
Этими функциями определяется объективная необходимость включения теоретических знаний в структуру науки. Ведущей функцией теории является объяснительная. Объяснение всегда

Представления о социальном познании в истории философской мысли.
  Социальное или социально-гуманитарное познание есть определенный вид научно-познавательной деятельности, направленный на изучение социальных процессов и явлений, протекающих в общес

Определение социальной реальности.
Социальная философия, будучи наиболее обобщающим философским анализом общества, своей первостепенной методологической задачей имеет исследование социального познания как специфической по сравнению

Тема 2. Специфика социального познания.
  Как показал анализ истории становления социального познания к концу ХIХ – началу ХХ века стало очевидным, что науки о культуре (или о духе) должны иметь свой собственный концептуаль

Проблема текста в социально-гуманитарных науках.
  Как уже отмечалось, изучая социальную реальность, социально-гуманитарные науки в конечном счете исследуют деятельность людей. Для обозначения качественного отличия объекта социально

Понимание и объяснение как гносеологические процедуры.
  Начало гносеологическому анализу процедур понимания и объяснения положила герменевтика, речь о которой подробнее пойдет в следующем разделе. Хотя в повседневной речевой практике, а

Проблема истины в социальном познании. Истина и идеология.
  Сложнейшей гносеологической проблемой социально-гуманитарных наук является вопрос о возможности достижения ис­тинного знания в этих науках. Если взять, к примеру, историю, то достиж

Тема 4. Теоретико-методологические проблемы социального познания.
  Как и в естествознании, в структуре социального познания выделяются эмпирический и теоретический уровни познания. Эмпирический уровень познания формируется в непосредственном опыте

Теоретический уровень социального познания, его особенности, проблемность толкования.
  Как бы многочисленны не были факты, только теория дает всеобъемлющий, всесторонний анализ социальной действительности. Теория не есть простое суммирование эмпирических данных, ибо о

Современное состояние социальной теории: проблемы и перспективы.
  Создание социальной теории начинается с определения объекта исследования, т. е. социальной реальности. Она, в свою очередь, не лежит непосредственно на поверхности явлений, а требуе

Общая характеристика философии позитивизма.
  Для философии как и других наук свойственно внутренняя дифференциация знания. Философия науки как особый раздел философского знания оформилась лишь во второй половине 20 века. Предм

Трактовка науки в раннем позитивизме.
  Первый позитивизм начал складываться во Франции как реакция на французское Просвещение, утопический социализм, а в последствии и на идеологию пролетариата. Исхо

Концепция науки эмпириокритицизма.
  Второй исторической формой позитивизма является махизм или эмпириокритицизм. Он возникает в последнее десятилетие 19 века и формируется под влиянием революционных изменений в естест

Концепция науки в неопозитивизме.
  Неопозитивизм, или аналитическая философия, возникает в 20-х годах 20 столетия как попытка продолжить решение вопроса о взаимоотношении философии и науки в новых условиях неклассиче

Критический рационализм К. Поппера.
Философская деятельность К. Поппера началась с участия в Венском кружке логических позитивистов. Но Поппера не удовлетворял принцип верификации, и в связи с этим начался его отход от неопозитивизма

Концепция исследовательских программ И. Лакатоса.
  Недостатки концепции фальсификации как критерия демаркации научного знания от ненаучного и как ключевого элемента схемы развития научного знания послужили поводом для создания своей

Концепция неявного знания М. Полани.
  Выделение научной традиции в развивающемся знании Куном стало точкой отсчета в дальнейшем движении философии науки. Еще одним из представителей исторического направления философии н

Тематический анализ науки Д. Холтона.
  Историцистский вариант нормативного подхода к развитию науки предложен в концепции американского философа и историка науки Джеральда Холтона (1922 г. рож.), получив

Тема 2. Эволюционная эпистемология и эволюционная концепция Стивена Тулмина.
  Эволюционная эпистемология – одно из направлений в современной теории научного познания. Она рассматривает познание как момент эволюции живой природы и описывает механизмы познания

Тема 3. Методологические аспекты герменевтики.
  Философская герменевтика – влиятельное направлений современной философии. Основоположником его является Ханс Георг Гадамер (1900-2002), немецкий философ, труд котор

Тема 4. Методологические аспекты структурализма.
  Начиная с 70-х годов ХХ столетия внимание философской общественности было привлечено к зарождающемуся новому типу философствования во Франции, получившему название структурализм. В

Тема 5. Постструктурализм.
  Постструктурализмом обозначают ряд подходов в социально-гуманитарном познании, сформировавшихся в 70-е - 80-е годы ХХ столетия и связанных с критикой и преодолением

Тема 1. Возникновение античной науки.
  Под наукой понимается не просто совокупность каких-то отрывочных, разрозненных сведений, а определенная система знаний, являющаяся результатом деятельности особой группы людей – уче

Афинский этап (5-4 вв. до н. э.) знаменит в первую очередь атомистическим учением Левкиппа и Демокрита.
Основные принципы атомистики: 1)Вся Вселенная состоит из мельчайших материальных частиц – атомов и незаполненного пространства – пустоты, в котором атомы передвигаю

Тема 2. Средневековая наука.
  Под средневековьем обычно понимают период от заката античной культуры (5 в.) до эпохи Возрождения включительно, что составляет около 10 столетий. В истории Западной Европы этот пери

Тема 3. Наука эпохи Возрождения.
  Европейское Возрождение охватывает период 15-16 вв. и формирует переходную от средневековья к Новому времени культуру. Важной чертой эпохи Возрождения является рождение нового мышле

Тема 5. Особенности развития науки в 19 веке. Диалектизация естествознания.
  Диалектизация естествознания, т. е. отход от метафизических представлений о мире начинается с гипотезы И. Канта (1724-1804). В своем труде «Все

Понятие научной картины мира.
Человек испытывает потребность в целостном представлении об окружающем мире. Это позволяет ему приобрести некоторую уверенность в собственных силах. Термин «картина мира» появился в физике благодар

Тема 8. Актуальные проблемы науки ХХI века.
  Прогноз о состоянии науки в текущем столетии является исключительно важным для будущего общественного развития, но одновременно эта задача исключительной сложности. Для ответа на по

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги