Тема 3. Наука эпохи Возрождения. - раздел Философия, Философия
Европейское Возрождение Охватывает Период 15-16 Вв. И Формиру...
Европейское Возрождение охватывает период 15-16 вв. и формирует переходную от средневековья к Новому времени культуру. Важной чертой эпохи Возрождения является рождение нового мышления, основным содержанием которого выступает гуманизм. Гуманисты ратовали за создание нового уклада жизни, за возврат к духовным ценностям античности.
В эпоху Возрождения блестящее развитие получила литература и изобразительное искусство – живопись, скульптура. С этой эпохой связаны великие имена Леонардо да Винчи (1452-1519), Уильяма Шекспира (1564-1616), Мигеля де Сервантеса Сааведра (1547-1616). Можно отметить и крупных натурфилософов – Николая Кузанского (1401-1464), Пико делла Мирандола (1463-1494), Бернардино Телезио (1509-1588), Джордано Бруно (1548-1600) и др., а также ученых и в первую очередь Николая Коперника (1473-1543).
Имя великого художника Леонардо да Винчи известно всему миру. Такие его полотна, как «Тайная вечеря», портрет Моны Лизы («Джоконда»), стали шедеврами изобразительного искусства. Изобретательская и научная деятельность Леонардо да Винчи оставалась долгие годы неизвестной. Только в конце 18 века началось изучение трудных для понимания рукописей Леонардо. Эти рукописи написаны особым способом – так ,что их можно читать только в зеркале. В настоящее время историки техники насчитывают сотни изобретений Леонардо да Винчи, найденных в его записных тетрадях. Наиболее часто эти изобретения изображены в виде чертежей с короткими ремарками. Более всего известны такие изобретения, как цепная передача, ременная передача, роликовые опоры, карданное зацепление, различного рода станки – молотобойный, для нанесения насечек на инструменты, ткацкие машины, приспособления для чеканки монет и др. Много изобретений Леонардо сделал в области гидравлики. Он принимал участие в организации мелиорационных работ, в устройстве гидросооружений в Наваре, проектировал отвод русла реки Арно у Пизанского моста. Леонардо разработал механизмы, сходные с устройством современных землечерпалок, усовершенствовал конструкцию шлюзов.
Несомненно мечтой Леонардо был полет человека. Он спроектировал в 1490 г., а возможно и построил, модель летательного аппарата с крыльями как у летучей мыши. Аппарат должен был использовать мускульные усилия рук и ног. Леонардо понимал , что существует подъемная сила крыла, думал о полете с помощью ветра (парящем полете). Самый ранний дошедший до нас проект парашюта принадлежит Леонардо да Винчи. Проектам летательных аппаратов он посвятил почти четверть века своей жизни, возможно поэтому современники считали его не то магом, не то слегка сумасшедшим.
Одной из теоретических проблем науки, привлекавших внимание ученых Возрождения, были вопросы магнетизма и электричества. Английского ученого Вильяма Гилберта (1544-1603) называют «отцом науки об магнетизма и электричестве». Гильберт был врачом, но интересовался «магнитной философией» с целью улучшения работы компаса. Это отвечало интересам Англии в ее стремлении господствовать на море. В своем сочинении «О магните» Гильберт описал ставшие классическими опыты с магнитной стрелкой. Он показал, что всякий магнит имеет полюсы, что свойство полюсов взаимопротивоположны, разноименные полюса притягиваются, одноименные отталкиваются, что нельзя, разламывая магнит, получить один полюс, и другие. Гильберт предположил, что наша Земля - большой круглый магнит и что географические полюса совпадают с магнитными. Для доказательства своего предположения Гильберт изготовил из естественного магнита шар. Приближая к шару легкую магнитную стрелку, Гильберт мог наглядно демонстрировать поведение этой стрелки при ее перемещении по поверхности шара, т. е. как бы в различных точках земной поверхности. Это один из ранних классических естественнонаучных экспериментов, имеющий глубокий мировоззренческий смысл.
Гильберт расширил перечень материалов, обладающих свойством притяжения при натирании (сапфир, алмаз, аметист, стекло, сера и др.) Он же установил, что свойства притяжения теряются у этих предметов при нагревании. Многочисленные эксперименты по электричеству Гильберт пытался связать в теории электромагнитного притяжения, но это ему не удалось. Он не вышел за пределы представлений античности, например, не считал мнение о существовании души у магнита, высказанное еще Фалесом, абсурдным. По Гильберту, первичными элементами являются вода и земля. Свойствами притяжения обладают тела, происходящие из воды.
Наиболее выдающихся достижений в эпоху Возрождения достиг Н. Коперник (1473-1543). Образование он получил в Ягеллонском университете в Кракове, а затем 10 лет совершенствовал свои знания в Италии, где знакомится с достижениями великих творцов Возрождения, изучает живопись, астрономию, математику, философию, греческий язык. В Падуанском университете он изучает юриспруденцию и становится специалистом по каноническому праву. В 1503 г. Коперник получает диплом доктора права и в 1505 г. возвращается на родину, становится каноником Вармейской епархии, где и прожил до конца своих дней.
К гелиоцентрической модели устройства мира Коперник пришел от неудовлетворенности восприятия системы Птолемея. Коперник был убежден в гармоничности, простоте и разумности природы, а система Птолемея была громоздкой, сложной по расчетам, что вызывало его сомнения. Таким образом, к идеи пересмотра системы мироздания Коперник пришел не от научных открытий, а от чувства эстетической неудовлетворенности, т. е. от искусства, которое было основой мироощущения человека Возрождения.
Концептуальное изложение своей системы Коперник дал в 1515 г. в рукописном труде «Малый комментарий о гипотезах, относящихся к небесным движениям». Накануне своего 60-летия он закончил знаменитый труд «О вращении небесных сфер», в котором сформулировал новую гипотезу об устройстве мира. Сочинение состояло из 6 книг.
-В первой приводятся аргументы Коперника о движении Земли и ее месте во Вселенной. Здесь также рассматривается вся Солнечная система в целом и излагается новое учение. Заканчивается первая книга трактатом по тригонометрии.
-Во второй книге содержатся элементы сферической астрономии и приводится каталог 1025 звезд.
-Третья книга трактует о видимом движении Солнца.
-В четвертой излагается теория движения Луны и ее затмений.
-В пятой и шестой книгах рассматривается видимое движение планет и объясняется с точки зрения новой теории неправильность и запутанность описания этих движений.
Система Коперника выглядела следующим образом. В ее центре находится Солнце, вокруг которого по круговым орбитам последовательно вращаются планеты, первой из которых является Меркурий, делающий свой оборот вокруг Солнца за 88 дней, затем Венера за 9 месяцев, затем Земля вместе с орбитой Луны за 1 год, затем Марс за 2 года, затем Юпитер за 12 лет, затем Сатурн за 30 лет. На конце системы находится сфера неподвижных звезд. «Солнце, как бы восседая на царском престоле, управляет вращающимся около него семейством светил,» - пишет он. Совершая вращение вокруг Солнца, Земля одновременно вращается вокруг своей оси, чем объясняется смена дня и ночи, видимое движение звезд на небе.
Коперник не решался издавать это произведение, справедливо опасаясь гнева церкви. Сочинение было издано спустя 10 лет в 1543 г. в Нюрнберге по настоянию молодого профессора Виттенбергского университета Ретикуса. Книга была посвящена Папе Павлу 111. Коперник увидел свою книгу лишь за несколько часов до смерти. В 1616 г. произведение Коперника было внесено католической церковью в «Индекс запрещенных книг». Запрет был снят спустя более, чем 200 лет.
Открытие Коперника справедливо называют первой научной революцией. Ее сущность может быть изложена следующим образом:
-Коперник высказал мысль о движении как естественном свойстве небесных и земных объектов ,подчиненным некоторым общим закономерностям единой механики.
-Отпала необходимость в перводвигателе и тем самым был брошен вызов религиозному миропониманию. Религиозная картина мира исходила из признания центрального положения Земли, поскольку это давало основание утверждать человека центром и высшей целью мироздания. Кроме того, религиозное миропонимание противопоставляло земное, как телесное и тленное, небесному, как нетленному. Но в свете идей Коперника Земля становилась обычной «рядовой» планетой.
-Предложив новую концепцию мироздания, Коперник в то же время продемонстрировал ограниченность чувственного познания и наблюдения и указал необходимость для науки критического разума.
Существенным недостатком взглядов Коперника было то, что он разделял господствующую в то время точку зрения на конечность мироздания. Он считал, что Вселенная заканчивается твердой сферой ,на которой закреплены неподвижные звезды. Несостоятельность этого взгляда была показана в расчетах орбиты кометы, проведенных датским астрономом Тихо Браге (1546-1601). В 1577 г. он сумел рассчитать орбиту кометы, проходившую вблизи планеты Венера. Согласно его расчетам, эта комета должна была натолкнуться на твердую поверхность сферы, ограничивающую Вселенную. Но этого не произошло.
Одним из активных сторонников гипотезы Коперника был Дж. Бруно (1548-1600). Он дал философское обоснование взглядам Коперника и сделал следующий шаг в его развитии, отказавшись от идеи конечности Вселенной. Согласно Бруно, у Вселенной нет центра вообще. Она бесконечна и состоит из множества миров, подобных нашему. Причем многие из бесчисленного количества миров, считал он, обитаемы и, по сравнению с Землей, «если не больше и не лучше, то во всяком случае не меньше и не хуже». За свои убеждения Дж. Бруно поплатился жизнью. Как еретик, он был сожжен на костре по Площади цветов в Риме 17 февраля 1600 г.
Но научный прогресс это уже не могло остановить Наступали иные времена – эпоха Нового времени.
Тема 4. Наука Нового времени.
Новое время, начало которого относят к 17 веку и начинают отчет с имени Френсиса Бэкона (1561-1626), стало временем, когда наука приобретает доминирующее значение в постижении бытия. Именно этот английский философ-материалист уловил, что «знание – сила», что единое ранее знание, именуемое философией, в силу экономических, политических и иных причин начинает объективно расчленяться на собственно философию и науку. Его считают основателем философии Нового времени и всего экспериментирующего естествознания. Свою научную программу Бэкон назвал «Великое восстановление наук» и для целей ее осуществления разработал метод индукции. Прогресс науки, по его мнению, возможен на эмпирическом пути: от наблюдения, анализа, классификации, и сравнения к выводу законов и их опытной проверке. Рациональным, силлогистическим выводам он не доверял, так как всецело олицетворял их со средневековой схоластикой.
Почву для постройки новой рациональной науки создал другой основатель философии Нового времени – Рене Декарт (1596-1650). Им был разработан метод дедукции, который опирался на ясные и отчетливые идеи сознания, т. е. прочным основанием метода был сам человеческий разум. С Декарта начинается поклонение человеческому разуму как высшей инстанции познания. Среди многих достижений ученого и философа особую роль играет создание аналитической геометрии. Она, по его мнению, должна была стать универсальной наукой, тождественной методу. Создав систему координат и введя представление об одновременной взаимозависимости двух величин – функции и аргумента – Декарт внес в математику принцип движения. С этого момента математика становится рациональным приемом, обеспечивающим формализацию исследуемого явления, появилась возможность любую реальность представлять количественно.
В своих взглядах на природу (материю) Декарт придерживался материалистической позиции, хотя в целом по своим философским взглядам был дуалист. Атрибутом, т. е. неотъемлемым свойством материи, с точки зрения Декарта, является пространство. Оно непрерывно, но делимо до бесконечности и беспредельно. Поэтому космос у него беспределен. Но идею Бруно о множественности миров Декарт не разделял.
Философ внес свой вклад в учение о движении. Движение Декарт понимает как относительное: нет абсолютного покоя, тело может двигаться относительно одних тел и покоится относительно других. Источником движения является Бог – он перводвигатель.
Декарт дает первую формулировку принципу инерции: тело, раз начав двигаться, продолжает это движение и никогда само собой не останавливается.
Второй закон движения, предложенный Декартом, утверждает, что всякое тело стремится продолжить свое движение по прямой.
Третий закон определял принцип движения сталкивающихся тел.
В дальнейшем первый и второй законы движения признавались в науке Нового времени, третий подвергся резкой критике. Гарантом первого и второго законов движения, согласно Декарту, является Бог.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ... ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ... ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:
Тема 3. Наука эпохи Возрождения.
Что будем делать с полученным материалом:
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Основная проблематика направлений философии науки ХХ века.
Наука стала привлекать внимание философов в качестве объекта исследования когда сформировалась наука Нового времени. Активная дифференциация и интеграция науки, ее практическая роль
Проблема исторического возраста науки.
Человеческая жизнедеятельность коренным образом отличается от жизни животных. Для того, чтобы как и все живые существа приспособиться к окружающему миру, человек должен его познать. Познание есть с
Функции науки в общественной жизни.
Наука выполняет важные функции в современной общественной жизни. В общем виде можно выделить следующие функции науки: а) познавательная, б) культурно-мировоззренческая, в) образо
Модели развития науки.
Как показал предшествующий анализ, наука уже длительное время сопровождает существование общества. В связи с этим возникают по крайней мере два вопроса: почему, по каким причинам это происходит и к
Анализ науки как знания.
Наука возникла в результате отмежевания от мифологии и религии, от объяснения явлений сверхъестественными причинами. Наука представляет собой сложное общественн
Наука как специфический вид деятельности.
Обратимся теперь к рассмотрению науки как особой деятельности.Наука как деятельность относится к разряду духовной деятельности, которая целенаправленно ориентирована на
Вненаучное знание и его формы.
В противовес науке помимо обыденного, в современных условиях существует вненаучное или паранаучное познание, которое нередко именуют как эзотеризм (о
Тема 3. Проблема отношения науки и техники.
Принципиальный характер сегодня приобретает вопрос об отношении науки и техники. «Техника» от греческого слова «тэхнэ», в переводе означает «умение», «мастерство», «искусство». Существует несколько
Понятия «субъект» и «объект» познания.
Познавательная деятельность всегда осуществляется при наличии отношения субъекта к объекту. Однако для вычленения этого отношения и его философского анализа потребовался знач
Проблема истины в процессе познания.
В научно познавательной деятельности принципиальное значение имеет какое знание мы получаем в итоге. Можем ли мы достичь истины, или нет? Проблема истины встала уже перед античными
Истина и заблуждение. Истина и ложь.
Преодоление догматизма и релятивизма предполагает диалектическую трактовку истины и заблуждения. Еще Аристотель определял истину как соответствие представлений действительности, заб
Критерий истины.
Проблема критерия истины является одной из сложных и дискутируемых проблем в гносеологии. В истории философии было выдвинуто ряд вариантов ответа на этот вопрос.
Пе
Философские методы исследования.
Как следует из названия, философские методы разрабатываются в рамках философии. Философские методы задают исследованию лишь самые общие регулятивные установки, его генеральную страт
Общенаучные методы эмпирического уровня.
Эмпирический уровень научного познания строится главным образом на живом созерцании исследуемых объектов, хотя рациональное познание присутствует в качестве обязательной компоненты,
Общенаучные методы теоретического познания.
Теоретический уровень научного познания отражает явления и процессы со стороны их универсальных внутренних связей и закономерностей, достигая этого путем рациональной обработки данн
Формализация. Язык науки.
Под формализацией понимается особый подход в научном познании, который заключается в использовании специальной символики, позволяющей отвлечься от изучения реальных объектов
Физическое моделирование.
Оно характеризуется физическим подобием между моделью и оригиналом и имеет целью воспроизведение в модели процессов, свойственных оригиналу. По результатам исследования тех или иных физических свой
Символическое (знаковое) моделирование.
Оно связано с условно-знаковыми представлениями каких-то свойств, отношений объекта-оригинала. К символическим (знаковым) моделям относятся разнообразные топологические и графические представления
Анализ и синтез.
Под анализом понимают метод, при котором происходит мысленное или реальное разделение предмета исследования на составные части с целью их отдельного изучения. В качестве частей
Разберем индукцию как прием эмпирического познания.
Обоснование индукции как метода связано с именем Аристотеля. Для Аристотеля была характерна так называемая интуитивная индукция. Это одно из первых представлений об индукции
Метод абдукции.
Анализируемые выше методы индукции и традиционные формы дедуктивных умозаключений не могут рассматриваться как оптимальные средства открытия новых идей, хотя в этом были убеждены и Ф. Бэкон и Р. Де
Определение понятия формы научного познания.
В науке, как уже отмечалось, различают два уровня исследования: эмпирический и теоретический. Эмпирическое исследование направлено непосредственно на объект
Научная проблема.
Ситуация, когда существует необходимость теоретического объяснения фактов, называется научной проблемой.
Научные проблемы возникают при следующих условиях:
Гипотеза.
Необходимость гипотезы обуславливается тем обстоятельством, что законы непосредственно не видны в отдельных фактах, как думали, в частности, индуктивисты и эмпирики. Как бы много фактов мы не накоп
Теория, ее сущность, структура и функции.
Термин «теория» используется достаточно широко. Так, иногда теорией называют вообще умственную деятельность. Часто под теорией подразумевают то, что фактически является гипо
Определение социальной реальности.
Социальная философия, будучи наиболее обобщающим философским анализом общества, своей первостепенной методологической задачей имеет исследование социального познания как специфической по сравнению
Тема 2. Специфика социального познания.
Как показал анализ истории становления социального познания к концу ХIХ – началу ХХ века стало очевидным, что науки о культуре (или о духе) должны иметь свой собственный концептуаль
Проблема текста в социально-гуманитарных науках.
Как уже отмечалось, изучая социальную реальность, социально-гуманитарные науки в конечном счете исследуют деятельность людей. Для обозначения качественного отличия объекта социально
Понимание и объяснение как гносеологические процедуры.
Начало гносеологическому анализу процедур понимания и объяснения положила герменевтика, речь о которой подробнее пойдет в следующем разделе. Хотя в повседневной речевой практике, а
Проблема истины в социальном познании. Истина и идеология.
Сложнейшей гносеологической проблемой социально-гуманитарных наук является вопрос о возможности достижения истинного знания в этих науках. Если взять, к примеру, историю, то достиж
Характеристика эмпирического уровня социального познания.
Эмпирическое исследование – это процесс непосредственного взаимодействия субъекта и объекта познания. Оно выполняет функцию выявления фактов и эмпирических зависимостей с помощью ср
Общая характеристика философии позитивизма.
Для философии как и других наук свойственно внутренняя дифференциация знания. Философия науки как особый раздел философского знания оформилась лишь во второй половине 20 века. Предм
Трактовка науки в раннем позитивизме.
Первый позитивизм начал складываться во Франции как реакция на французское Просвещение, утопический социализм, а в последствии и на идеологию пролетариата. Исхо
Концепция науки эмпириокритицизма.
Второй исторической формой позитивизма является махизм или эмпириокритицизм. Он возникает в последнее десятилетие 19 века и формируется под влиянием революционных изменений в естест
Концепция науки в неопозитивизме.
Неопозитивизм, или аналитическая философия, возникает в 20-х годах 20 столетия как попытка продолжить решение вопроса о взаимоотношении философии и науки в новых условиях неклассиче
Критический рационализм К. Поппера.
Философская деятельность К. Поппера началась с участия в Венском кружке логических позитивистов. Но Поппера не удовлетворял принцип верификации, и в связи с этим начался его отход от неопозитивизма
Концепция исследовательских программ И. Лакатоса.
Недостатки концепции фальсификации как критерия демаркации научного знания от ненаучного и как ключевого элемента схемы развития научного знания послужили поводом для создания своей
Концепция неявного знания М. Полани.
Выделение научной традиции в развивающемся знании Куном стало точкой отсчета в дальнейшем движении философии науки. Еще одним из представителей исторического направления философии н
Тематический анализ науки Д. Холтона.
Историцистский вариант нормативного подхода к развитию науки предложен в концепции американского философа и историка науки Джеральда Холтона (1922 г. рож.), получив
Тема 3. Методологические аспекты герменевтики.
Философская герменевтика – влиятельное направлений современной философии. Основоположником его является Ханс Георг Гадамер (1900-2002), немецкий философ, труд котор
Тема 4. Методологические аспекты структурализма.
Начиная с 70-х годов ХХ столетия внимание философской общественности было привлечено к зарождающемуся новому типу философствования во Франции, получившему название структурализм. В
Тема 5. Постструктурализм.
Постструктурализмом обозначают ряд подходов в социально-гуманитарном познании, сформировавшихся в 70-е - 80-е годы ХХ столетия и связанных с критикой и преодолением
Тема 1. Возникновение античной науки.
Под наукой понимается не просто совокупность каких-то отрывочных, разрозненных сведений, а определенная система знаний, являющаяся результатом деятельности особой группы людей – уче
Тема 2. Средневековая наука.
Под средневековьем обычно понимают период от заката античной культуры (5 в.) до эпохи Возрождения включительно, что составляет около 10 столетий. В истории Западной Европы этот пери
Понятие научной картины мира.
Человек испытывает потребность в целостном представлении об окружающем мире. Это позволяет ему приобрести некоторую уверенность в собственных силах. Термин «картина мира» появился в физике благодар
Тема 8. Актуальные проблемы науки ХХI века.
Прогноз о состоянии науки в текущем столетии является исключительно важным для будущего общественного развития, но одновременно эта задача исключительной сложности. Для ответа на по
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Новости и инфо для студентов