Тема 8. Актуальные проблемы науки ХХI века. - раздел Философия, Философия
Прогноз О Состоянии Науки В Текущем Столетии Является Исключи...
Прогноз о состоянии науки в текущем столетии является исключительно важным для будущего общественного развития, но одновременно эта задача исключительной сложности. Для ответа на поставленную задачу проанализируем проблему в трех аспектах. Во-первых, выясним каковы перспективы науки как социального института. Человечество в настоящее время, выражаясь языком синергетики, находится в опасной бифуркационной ситуации. Причем реальной является как возможность дальнейшего прогресса нынешней цивилизации, так и ее общая гибель. Человечество может выжить и успешно жить в третьем тысячелетии только в том случае, если будет выработана такая стратегия его развития, которая позволит преодолеть беспрецедентный вызов, бросаемый ему глобальными проблемами современности. Подобная стратегия, требующая нового стиля научного и политического мышления, является императивом современной эпохи. Именно поэтому в 21 веке наука не может закрываться в национальных границах. Необходимо активное сотрудничество и обмен информацией между национальными научными школами, работа по единым научно-исследовательским программам для решения фундаментальных вопросов ведущих отраслей знания.
Только общими усилиями всего научного мирового сообщества можно предотвратить экологическую катастрофу, справиться с эпидемическими заболеваниями, одолеть голод и нищету на нашей планете, открыть новые источники энергии. Поэтому важнейшей задачей науки как социального института является ее организационная глобализация, работа не на отдельную страну, а на мировое сообщество в целом. Необходимо, чтобы средства на содержание мировой науки вносили все страны мира без исключения, а ее достижениями пользовались без ограничения все народы мира.
Некоторые примеры этому уже налицо. Так, в частности, международная космическая станция является детищем ряда стран мира. На ее опыте можно было бы проработать организационные меры и принципы работы международных научных проектов. Вопрос этот в принципе решаем, но нужна политическая воля. Многое в современном мире упирается в поведение США, которые придерживаются политики узко национальных интересов. Другим примером, который показывает необходимость совместных научный усилий, является недавняя эпидемия нетипичной пневмонии, эпидемия СПИДа и т. п.
ХХ век завершился беспрецедентной по масштабам встречей лидеров более 150 государств мира. Проходившая в Нью-Йорке под эгидой ООН историческая встреча глав государств и правительств получила название «Саммита тысячелетия». На этой встрече были обсуждены жизненно важные проблемы, имеющие значение для всего человечества, которое вступило в принципиально новую эру глобализации. Главной задачей «Саммита тысячелетия» было продемонстрировать, что мировое сообщество осознает остроту тех глобальных проблем, с которыми оно сталкивается на рубеже второго и третьего тысячелетий, и готово серьезно реагировать на эти проблемы, искать их эффективные решения.
Мировой форум завершился принятием «Декларации тысячелетия», в которой лидеры стран мира заявили о своей решимости сделать все возможное, чтобы избавить человечество от войн, нищеты и экологической катастрофы. В «Декларации» была также выражена всемерная поддержка развитию демократии и прав человека во всех странах без исключения.
Подчеркивая огромную роль ООН в решении этих задач, на форуме в то же время высказывалось мнение о необходимости реформирования ООН с тем, чтобы повысить ее международный авторитет. Для этого предлагалось изменить состав Совета Безопасности, пересмотреть механизмы осуществления миротворческих операций в «горячих точках» планеты и др. Вопрос о создании глобальных организационных форм науки не поднимался. Эту актуальную задачу мировому сообществу еще предстоит осознать.
Второй аспект, через призму которого следует рассматривать актуальные проблемы науки 21 века, является, на наш взгляд, изменение лидирующего статуса отдельных наук в системе наук в целом. Длительное время в 20 веке лидировали физика, затем биология. Но сегодня необходимо усиление гуманитарных наук, чтобы преодолеть односторонне технократическое мышление и технократический подход в решении современных вопросов науки.
Нынешняя цивилизация нуждается в гуманистическом преображении. Однако речь идет не об абстрактном гуманизме, сводящемся к формальному провозглашению прав человека, к восхищению личностью и т. п. «Гуманизм есть возвращение человеку человечности и это должно относиться к каждому индивиду, независимо от его социального статуса. Современный гуманизм отличается от классического прежде всего своей социальной направленностью применительно к условиям и технологическому уровню информационной цивилизации. Его содержание неразрывно связано с решением основных проблем человека, реализацией его физических и духовных возможностей». В связи с этим особую роль приобретает этический аспект науки, социальная и экологическая экспертиза научных проектов.
Третий аспект в исследовании актуальных проблем науки 21 века состоит в перечне тех сложных комплексных проблем, которые предстоит исследовать отдельным наукам или группе наук. Одной из таких трудно решаемых проблем науки является проблема «вписанности» человека в планетарные и космические процессы. Об этом рассуждали еще русские космисты. Большой вклад в осмысление этого вопроса внес Лев Николаевич Гумилев (1912-1992). Он ввел понятие этносферы, которая имеет свои закономерности развития, отличные от природных и социальных, но связанные с ними. Одним из характерологических признаков этносферы, по Гумелеву, является пассионарность. Под пассионарностью он понимает не атрибут сознания, а некое энергетическое конституционное свойство нервной системы, связанное с внутренним стремлением к деятельности, направленной на осуществление какой-либо цели. Пассионарность есть некая «точка» – источник волны, заставляющий всякий раз материю реорганизовываться. Это биофизический фактор, который выступает в виде способности и стремления к изменению окружающей среды, к нарушению ее информационного состояния.
В общем плане источник феномена пассионарности связывается с факторами космического порядка и, в частности, с циклическими процессами солнечной активности, о которых писал другой отечественный ученый Александр Леонидович Чижевский (1897 – 1964). Феномен пассионарности, выявленный Л.Н. Гумилевым, позволяет принять представление о человеке как о «реальной географической силе наряду с прочими», сформулированное еще В.И. Вернадским. Сила эта не всегда созидательная, чаще ведет к разрушительным последствиям. Таким образом, проблема человека как биогеосоцио индивида есть комплексная проблема, она является одной из актуальных проблем современной науки.
Другой не менее значимой научной проблемой, связанной с первой, является проблема коэволюции общества и природы. Эволюция биоты реализуется через процесс видообразования. Биосфера – сложная система, развивающаяся крайне неустойчиво. Ее эволюция знает множество катастроф. По современным данным для естественного образования нового биологического вида требуется не менее 10 тыс. лет. Эволюция человеческого общества происходит при сохранении генетических констант вида Homo sapiensи реализуется через взаимосвязанные процессы развития социальных структур, общественное сознание, науку, технику, материальную и духовную культуру.
Существует большая разница в скоростях протекания биологической и технической эволюции, в связи с чем трудно в настоящее время говорить об их коэволюции. Наблюдаются очаговые и локальные последствия деградации окружающей среды, что приводит к заболеваниям, смертности, генетическому уродству. Техногенные воздействия чреваты региональными и глобальными последствиями. Собственно говоря, вся деятельность человека, начиная с самых древних времен есть сплошное возмущение биосферы. Сейчас вопрос стоит особенно остро. Необходимо решить в каких объемах в настоящее время возможна нагрузка на биосферу со стороны антропоморфного фактора, чтобы сохранялась возможность ее стабильного существования. В это суть принципа коэволюции. Очевидно, что проблема коэволюции, как и первая, тоже комплексная. Но она решается не только силами естественных наук, а силами науки и политики вместе.
Следующей животрепещущей проблемой современности является проблема биотехнологий, в целом, и биотехнологии клонирования, в частности. В общем смысле клонированием может быть назван процесс, предполагающий создание существа, генетически тождественного родительским. До тех пор, пока речь шла об эффективности клонирования в рыбном, сельском хозяйстве, растениеводстве, проблема не обретала такой остроты, какой она достигла, когда речь зашла о человеке. В этом случае мы можем получить копии взрослых людей и попадем в ситуацию реальной множественности, когда трудно будет отличить, где подлинное человеческое существо, а где артефакт.
Одной из серьезных проблем, стоящих перед современной наукой, является энергетическая проблема. Дело в том, что запасы топлива – нефти, угля, газа, которыми пользуется современная промышленность, на земле ограничены. Есть предположения, что они исчерпаются к середине – концу 21 века. Наука должна найти альтернативные виды топлива, чтобы общество смогло избежать энергетического «голода». Термоядерная энергетика как альтернатива пока не создана, да и ядерная энергетика имеет свои неприятные последствия. Человечество мечтает о таких безопасных источниках энергии как солнечная, сила ветра, но воплотить это в практику пока не удается.
Не менее важной проблемой современной науки является проблема борьбы с тяжелыми недугами человека – инфарктом, инсультом, раком, генетическими заболеваниями, массовыми эпидемиями и т. п. Здесь очень важен обмен опытом медиков и ученых разных стран мира. К сожалению, фармакология в современном обществе является доходным бизнесом со всеми вытекающими отсюда следствиями. А медицинская техника имеет запредельные цены. Все это мешает распространению достижений медицины повсеместно на нашей планете, делает целые народы и континенты изгоями. Поэтому преодоление и борьба с тяжелыми болезнями человека упирается не только в чисто медицинские проблемы, но и вопросы социально-политического и экономического порядка.
Контрольные вопросы:
1.Какова роль древних греков в возникновении науки?
2.Какие достижения в области науки и техники имели место в средние века?
3.С какой великой гипотезы начинает формироваться научная картина мира?
4.В чем заслуга Галилея в формировании науки Нового времени?
5.На каких принципах строятся механистическая, неклассическая и постнеклассическая картины мира?
6.Какие научные революции имели место в истории науки?
7.Что характерно для глобальных научных революций?
Темы рефератов:
1.Космоцентризм древнегреческой натурфилософии.
2.Естествознание Нового времени и проблема философского метода.
3.Синергетика и современная наука.
4.Противоречивость современной научной картины мира.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ... ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ... ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:
Тема 8. Актуальные проблемы науки ХХI века.
Что будем делать с полученным материалом:
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Основная проблематика направлений философии науки ХХ века.
Наука стала привлекать внимание философов в качестве объекта исследования когда сформировалась наука Нового времени. Активная дифференциация и интеграция науки, ее практическая роль
Проблема исторического возраста науки.
Человеческая жизнедеятельность коренным образом отличается от жизни животных. Для того, чтобы как и все живые существа приспособиться к окружающему миру, человек должен его познать. Познание есть с
Функции науки в общественной жизни.
Наука выполняет важные функции в современной общественной жизни. В общем виде можно выделить следующие функции науки: а) познавательная, б) культурно-мировоззренческая, в) образо
Модели развития науки.
Как показал предшествующий анализ, наука уже длительное время сопровождает существование общества. В связи с этим возникают по крайней мере два вопроса: почему, по каким причинам это происходит и к
Анализ науки как знания.
Наука возникла в результате отмежевания от мифологии и религии, от объяснения явлений сверхъестественными причинами. Наука представляет собой сложное общественн
Наука как специфический вид деятельности.
Обратимся теперь к рассмотрению науки как особой деятельности.Наука как деятельность относится к разряду духовной деятельности, которая целенаправленно ориентирована на
Вненаучное знание и его формы.
В противовес науке помимо обыденного, в современных условиях существует вненаучное или паранаучное познание, которое нередко именуют как эзотеризм (о
Тема 3. Проблема отношения науки и техники.
Принципиальный характер сегодня приобретает вопрос об отношении науки и техники. «Техника» от греческого слова «тэхнэ», в переводе означает «умение», «мастерство», «искусство». Существует несколько
Понятия «субъект» и «объект» познания.
Познавательная деятельность всегда осуществляется при наличии отношения субъекта к объекту. Однако для вычленения этого отношения и его философского анализа потребовался знач
Проблема истины в процессе познания.
В научно познавательной деятельности принципиальное значение имеет какое знание мы получаем в итоге. Можем ли мы достичь истины, или нет? Проблема истины встала уже перед античными
Истина и заблуждение. Истина и ложь.
Преодоление догматизма и релятивизма предполагает диалектическую трактовку истины и заблуждения. Еще Аристотель определял истину как соответствие представлений действительности, заб
Критерий истины.
Проблема критерия истины является одной из сложных и дискутируемых проблем в гносеологии. В истории философии было выдвинуто ряд вариантов ответа на этот вопрос.
Пе
Философские методы исследования.
Как следует из названия, философские методы разрабатываются в рамках философии. Философские методы задают исследованию лишь самые общие регулятивные установки, его генеральную страт
Общенаучные методы эмпирического уровня.
Эмпирический уровень научного познания строится главным образом на живом созерцании исследуемых объектов, хотя рациональное познание присутствует в качестве обязательной компоненты,
Общенаучные методы теоретического познания.
Теоретический уровень научного познания отражает явления и процессы со стороны их универсальных внутренних связей и закономерностей, достигая этого путем рациональной обработки данн
Формализация. Язык науки.
Под формализацией понимается особый подход в научном познании, который заключается в использовании специальной символики, позволяющей отвлечься от изучения реальных объектов
Физическое моделирование.
Оно характеризуется физическим подобием между моделью и оригиналом и имеет целью воспроизведение в модели процессов, свойственных оригиналу. По результатам исследования тех или иных физических свой
Символическое (знаковое) моделирование.
Оно связано с условно-знаковыми представлениями каких-то свойств, отношений объекта-оригинала. К символическим (знаковым) моделям относятся разнообразные топологические и графические представления
Анализ и синтез.
Под анализом понимают метод, при котором происходит мысленное или реальное разделение предмета исследования на составные части с целью их отдельного изучения. В качестве частей
Разберем индукцию как прием эмпирического познания.
Обоснование индукции как метода связано с именем Аристотеля. Для Аристотеля была характерна так называемая интуитивная индукция. Это одно из первых представлений об индукции
Метод абдукции.
Анализируемые выше методы индукции и традиционные формы дедуктивных умозаключений не могут рассматриваться как оптимальные средства открытия новых идей, хотя в этом были убеждены и Ф. Бэкон и Р. Де
Определение понятия формы научного познания.
В науке, как уже отмечалось, различают два уровня исследования: эмпирический и теоретический. Эмпирическое исследование направлено непосредственно на объект
Научная проблема.
Ситуация, когда существует необходимость теоретического объяснения фактов, называется научной проблемой.
Научные проблемы возникают при следующих условиях:
Гипотеза.
Необходимость гипотезы обуславливается тем обстоятельством, что законы непосредственно не видны в отдельных фактах, как думали, в частности, индуктивисты и эмпирики. Как бы много фактов мы не накоп
Теория, ее сущность, структура и функции.
Термин «теория» используется достаточно широко. Так, иногда теорией называют вообще умственную деятельность. Часто под теорией подразумевают то, что фактически является гипо
Определение социальной реальности.
Социальная философия, будучи наиболее обобщающим философским анализом общества, своей первостепенной методологической задачей имеет исследование социального познания как специфической по сравнению
Тема 2. Специфика социального познания.
Как показал анализ истории становления социального познания к концу ХIХ – началу ХХ века стало очевидным, что науки о культуре (или о духе) должны иметь свой собственный концептуаль
Проблема текста в социально-гуманитарных науках.
Как уже отмечалось, изучая социальную реальность, социально-гуманитарные науки в конечном счете исследуют деятельность людей. Для обозначения качественного отличия объекта социально
Понимание и объяснение как гносеологические процедуры.
Начало гносеологическому анализу процедур понимания и объяснения положила герменевтика, речь о которой подробнее пойдет в следующем разделе. Хотя в повседневной речевой практике, а
Проблема истины в социальном познании. Истина и идеология.
Сложнейшей гносеологической проблемой социально-гуманитарных наук является вопрос о возможности достижения истинного знания в этих науках. Если взять, к примеру, историю, то достиж
Характеристика эмпирического уровня социального познания.
Эмпирическое исследование – это процесс непосредственного взаимодействия субъекта и объекта познания. Оно выполняет функцию выявления фактов и эмпирических зависимостей с помощью ср
Общая характеристика философии позитивизма.
Для философии как и других наук свойственно внутренняя дифференциация знания. Философия науки как особый раздел философского знания оформилась лишь во второй половине 20 века. Предм
Трактовка науки в раннем позитивизме.
Первый позитивизм начал складываться во Франции как реакция на французское Просвещение, утопический социализм, а в последствии и на идеологию пролетариата. Исхо
Концепция науки эмпириокритицизма.
Второй исторической формой позитивизма является махизм или эмпириокритицизм. Он возникает в последнее десятилетие 19 века и формируется под влиянием революционных изменений в естест
Концепция науки в неопозитивизме.
Неопозитивизм, или аналитическая философия, возникает в 20-х годах 20 столетия как попытка продолжить решение вопроса о взаимоотношении философии и науки в новых условиях неклассиче
Критический рационализм К. Поппера.
Философская деятельность К. Поппера началась с участия в Венском кружке логических позитивистов. Но Поппера не удовлетворял принцип верификации, и в связи с этим начался его отход от неопозитивизма
Концепция исследовательских программ И. Лакатоса.
Недостатки концепции фальсификации как критерия демаркации научного знания от ненаучного и как ключевого элемента схемы развития научного знания послужили поводом для создания своей
Концепция неявного знания М. Полани.
Выделение научной традиции в развивающемся знании Куном стало точкой отсчета в дальнейшем движении философии науки. Еще одним из представителей исторического направления философии н
Тематический анализ науки Д. Холтона.
Историцистский вариант нормативного подхода к развитию науки предложен в концепции американского философа и историка науки Джеральда Холтона (1922 г. рож.), получив
Тема 3. Методологические аспекты герменевтики.
Философская герменевтика – влиятельное направлений современной философии. Основоположником его является Ханс Георг Гадамер (1900-2002), немецкий философ, труд котор
Тема 4. Методологические аспекты структурализма.
Начиная с 70-х годов ХХ столетия внимание философской общественности было привлечено к зарождающемуся новому типу философствования во Франции, получившему название структурализм. В
Тема 5. Постструктурализм.
Постструктурализмом обозначают ряд подходов в социально-гуманитарном познании, сформировавшихся в 70-е - 80-е годы ХХ столетия и связанных с критикой и преодолением
Тема 1. Возникновение античной науки.
Под наукой понимается не просто совокупность каких-то отрывочных, разрозненных сведений, а определенная система знаний, являющаяся результатом деятельности особой группы людей – уче
Тема 2. Средневековая наука.
Под средневековьем обычно понимают период от заката античной культуры (5 в.) до эпохи Возрождения включительно, что составляет около 10 столетий. В истории Западной Европы этот пери
Тема 3. Наука эпохи Возрождения.
Европейское Возрождение охватывает период 15-16 вв. и формирует переходную от средневековья к Новому времени культуру. Важной чертой эпохи Возрождения является рождение нового мышле
Понятие научной картины мира.
Человек испытывает потребность в целостном представлении об окружающем мире. Это позволяет ему приобрести некоторую уверенность в собственных силах. Термин «картина мира» появился в физике благодар
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Новости и инфо для студентов