Теоретический уровень социального познания, его особенности, проблемность толкования.
Теоретический уровень социального познания, его особенности, проблемность толкования. - раздел Философия, Философия
Как Бы Многочисленны Не Были Факты, Только Теория Дает Всеобъ...
Как бы многочисленны не были факты, только теория дает всеобъемлющий, всесторонний анализ социальной действительности. Теория не есть простое суммирование эмпирических данных, ибо она формируется в процессе диалектического перехода от явления к сущности, от абстрактного к конкретному, от единичного ко всеобщему, от случайного к необходимому.
Та или иная социальная теория всегда характеризуется основной идеей, объединяющей разнообразное знание в целостное единство. Теоретический уровень социального познания находится в непосредственной зависимости от философской культуры и философской методологии.
Если теоретический уровень естествознания не вызывает сомнения, то социальные теории принимаются далеко неоднозначно. Целый ряд философских течений не признают объективный характер социальных теорий, отрицают наличие объективных законов функционирования и развития общества. Поэтому вопрос о критерии научности социального знания довольно сложный и дискуссионный.
Позитивизм, претендовавший на роль основной методологии науки, считал, что все социальные законы, суждения и понятия должны быть объяснены единичными фактами, наблюдаемыми исследователем. С их точки зрения, только обращение к фактам имеет смысл для исследователя. Но единичные факты представляют собой «реальность», лишь будучи интегрированными в систему, т. е. когда исследователь переходит к обобщению и системному анализу. А это значит, что он переходит на теоретический уровень социального познания. Поэтому социальное познание не может быть сведено к наукам о фактах, как полагали позитивисты. Социальное знание в его научной, а не обыденной, форме есть теоретическое знание.
Несмотря на разность объектов исследования в естественнонаучном и социальном познании, обнаруживается единство их методологической структуры. Это видно в следующем:
1) в описании и обобщении фактов;
2) в установлении логических и математических связей, дедукции законов;
3) в построении идеализированных моделей, адаптированных к фактам;
4) в объяснении и предсказании явлений.
Одна и та же логика научного поиска пронизывает как естественные, так и социальные науки. Всем исследованиям в одинаковой мере присущи формулировка вопроса, проблемы, выдвижение гипотез, их экспериментальное подтверждение или опровержение, интерпретация результатов.
Различие между естественными и социальными науками основано скорее на предпосылках познания, чем на его внутренней логике. Главное отличие состоит в том, что социальное знание характеризуется несравненно большей ролью ценностных предпосылок, чем естественнонаучное. В природе субъективное начало отсутствует.
В естественных науках объективность знания гарантируется возможностью экспериментальной проверки и применения точных методов. Прогресс социальных наук также связан с совершенствованием техники наблюдения, экспериментальных и количественных методов, но лишь частично. В социальных науках существенное неизмеримо, а измеримое подчас несущественно. Ограничены и возможности экспериментирования с объектом изучения. Здесь успехи зависят от совершенствования логики абстрактного мышления.
Специфика теоретической гуманитарной мысли состоит в том, что – это диалог, восходящий к диалектике. Тексты, в которых излагается и теоретически осмысливается социальное исследование, содержат изложение разных точек зрения. Умение выносить свои идеи на критическое рассмотрение коллег и вновь возвращаться к анализу вопроса с учетом противоположных мнений – конкретный теоретический путь гуманитария. Не будет преувеличением сказать, что логика диалога во многом заменяет эксперимент в гуманитарных науках.
Творческое мышление путем диалога требует известного мужества, чтобы достойно оценить чужие взгляды и критически пересмотреть собственную позицию в свете противоположных мнений. Поэтому в гуманитарных науках чаще, чем в других областях исследования, этика познания приобретает гносеологическое значение признака научности.
Ключевыми моментами диалога являются интерпретация и понимание. Как правило, интерпретатор «вычитывает» в изучаемых культурных феноменах больший смысл, чем тот, который изложен автором. Каждая новая интерпретация несет с собой новый смысл. Такова специфика гуманитарного знания, как творческого диалога, осуществляющегося в плане столкновения разных концептуальных «систем отсчета» – интерпретируемой и интерпретирующей.
В гуманитарных науках мы имеем дело с научной объективностью, которую невозможно ограничить однозначным соответствием знания действительности. Любой социокультурный феномен содержит возможность различных интерпретаций в зависимости от развитости продуктивного воображения субъекта познания. Не ведет ли это к «культурному релятивизму», к относительности всех форм гуманитарного знания? Такая точка зрения существует. Однако нет оснований полагать, что все интерпретации обязаны своим происхождением только конструкциям воображения, что ни одна из них не дает адекватного понимания человеческого бытия.
Действительно, существует широкий простор для творческого воображения при интерпретации социально-культурной реальности, но есть и факторы, ограничивающие полет фантазии. Интерпретация ограничена, во-первых, предметной областью, необходимостью адекватного воспроизведения содержания изучаемого объекта; во-вторых, условием взаимопонимания в рамках диалогической ситуации; в-третьих, критическим рассмотрением самих предпосылок познания; в-четвертых, необходимостью согласования интерпретации с принятой идеологической позицией.
Социальные науки имеют дело с человеческой деятельностью, которая зависит и определяется целым комплексом экономических, социальных и культурных условий. Социальные факты и связи между ними отличаются большой сложностью, уникальностью, изменчивостью. Несомненно, существует определенная специфика познания социальных процессов, обусловленная этими моментами, но не в такой степени, чтобы общественные науки лишать права на формулировку теоретических законов. Такая точка зрения утверждалась в конце ХIХ – начале ХХ века представителями неокантианства баденской школы и сохраняет свое влияние по настоящее время. Поскольку в это время наиболее разработанной и старейшей гуманитарной наукой была история, то и весь спор о возможности существования теоретического знания в социальном познании и его главного признака - законов общества, шел вокруг исторического познания. Так как история, по мнению неокантианциев, имеет дело с описанием отдельных событий, явлений, которые уникальны, и этим ограничивается, то до понимания общего она не поднимается, а следовательно и не может открывать никакие законы. Более того, и в самой социальной реальности нет никакой закономерности. Во взглядах на историческую реальность баденцы номиналисты.
Историческое познание в его современной профессиональной форме не обладает такой теорией, которая воспроизводит эпистемологический идеал. Вместе с тем, историческая наука обладает большим объемом теоретического знания. Внутри исторического познания, рассматриваемого как особый класс в системе наук, роль теоретического знания выполняет философия истории. Она формирует концепции общественно-исторического развития, обозначает движущие силы, описывает общественный прогноз и т. д.
Теоретическое знание, специальным и наиболее важным видом которого является теория, имеет такие познавательные функции, как объяснение, предсказание, систематизация, классификация, идентификация и конструктивная трансформация наблюдаемых явлений. Именно этим и определяется объективная необходимость включения теоретических знаний в структуру науки. Не случайно формы познания, в которых функционируют теоретические знания, а не только строгие теории, обладают статусом научного знания. Это положение распространяется не только на историю, но и на социально-гуманитарное знание в целом. Свой теоретический уровень это знание обретает в той степени, в которой оно осваивает философское видение своих проблем.
В противоположность неокантианцам марксисты отстаивали возможность существования наук об обществе и раскрытие законов его функционирования и развития. К. Маркс открыл материалистическое понимание истории, сформулировав ряд общесоциологических законов развития и функционирования общества.Среди них:
- закон первичности общественного бытия по отношению к общественному сознанию;
- закон естественноисторического развития общества как закон смены общественно-экономических формаций;
- закон определяющей роли способа производства в общественном развитии;
- закон соответствия производительных сил общества производственным отношениям как условие прогрессивного развития общества;
- закон о классовой борьбе как движущей силе развития общества и др.
Открытые Марксом законы общественного развития нашли свое подтверждение в реальной действительности. И хотя не все положения марксизма сохраняют свое значение по настоящее время, научная значимость материалистического понимания истории принимается всеми серьезными учеными мира.
С точки зрения марксизма, теория может считаться научной лишь в том случае, если она имеет практическую направленность и допускает практическую проверку. Если справедливо положение о практической природе познания вообще, то еще в большей степени оно справедливо для социального познания в силу специфики самого объекта исследования.
Основная проблематика направлений философии науки ХХ века.
Наука стала привлекать внимание философов в качестве объекта исследования когда сформировалась наука Нового времени. Активная дифференциация и интеграция науки, ее практическая роль
Проблема исторического возраста науки.
Человеческая жизнедеятельность коренным образом отличается от жизни животных. Для того, чтобы как и все живые существа приспособиться к окружающему миру, человек должен его познать. Познание есть с
Функции науки в общественной жизни.
Наука выполняет важные функции в современной общественной жизни. В общем виде можно выделить следующие функции науки: а) познавательная, б) культурно-мировоззренческая, в) образо
Модели развития науки.
Как показал предшествующий анализ, наука уже длительное время сопровождает существование общества. В связи с этим возникают по крайней мере два вопроса: почему, по каким причинам это происходит и к
Анализ науки как знания.
Наука возникла в результате отмежевания от мифологии и религии, от объяснения явлений сверхъестественными причинами. Наука представляет собой сложное общественн
Наука как специфический вид деятельности.
Обратимся теперь к рассмотрению науки как особой деятельности.Наука как деятельность относится к разряду духовной деятельности, которая целенаправленно ориентирована на
Вненаучное знание и его формы.
В противовес науке помимо обыденного, в современных условиях существует вненаучное или паранаучное познание, которое нередко именуют как эзотеризм (о
Тема 3. Проблема отношения науки и техники.
Принципиальный характер сегодня приобретает вопрос об отношении науки и техники. «Техника» от греческого слова «тэхнэ», в переводе означает «умение», «мастерство», «искусство». Существует несколько
Понятия «субъект» и «объект» познания.
Познавательная деятельность всегда осуществляется при наличии отношения субъекта к объекту. Однако для вычленения этого отношения и его философского анализа потребовался знач
Проблема истины в процессе познания.
В научно познавательной деятельности принципиальное значение имеет какое знание мы получаем в итоге. Можем ли мы достичь истины, или нет? Проблема истины встала уже перед античными
Истина и заблуждение. Истина и ложь.
Преодоление догматизма и релятивизма предполагает диалектическую трактовку истины и заблуждения. Еще Аристотель определял истину как соответствие представлений действительности, заб
Критерий истины.
Проблема критерия истины является одной из сложных и дискутируемых проблем в гносеологии. В истории философии было выдвинуто ряд вариантов ответа на этот вопрос.
Пе
Философские методы исследования.
Как следует из названия, философские методы разрабатываются в рамках философии. Философские методы задают исследованию лишь самые общие регулятивные установки, его генеральную страт
Общенаучные методы эмпирического уровня.
Эмпирический уровень научного познания строится главным образом на живом созерцании исследуемых объектов, хотя рациональное познание присутствует в качестве обязательной компоненты,
Общенаучные методы теоретического познания.
Теоретический уровень научного познания отражает явления и процессы со стороны их универсальных внутренних связей и закономерностей, достигая этого путем рациональной обработки данн
Формализация. Язык науки.
Под формализацией понимается особый подход в научном познании, который заключается в использовании специальной символики, позволяющей отвлечься от изучения реальных объектов
Физическое моделирование.
Оно характеризуется физическим подобием между моделью и оригиналом и имеет целью воспроизведение в модели процессов, свойственных оригиналу. По результатам исследования тех или иных физических свой
Символическое (знаковое) моделирование.
Оно связано с условно-знаковыми представлениями каких-то свойств, отношений объекта-оригинала. К символическим (знаковым) моделям относятся разнообразные топологические и графические представления
Анализ и синтез.
Под анализом понимают метод, при котором происходит мысленное или реальное разделение предмета исследования на составные части с целью их отдельного изучения. В качестве частей
Разберем индукцию как прием эмпирического познания.
Обоснование индукции как метода связано с именем Аристотеля. Для Аристотеля была характерна так называемая интуитивная индукция. Это одно из первых представлений об индукции
Метод абдукции.
Анализируемые выше методы индукции и традиционные формы дедуктивных умозаключений не могут рассматриваться как оптимальные средства открытия новых идей, хотя в этом были убеждены и Ф. Бэкон и Р. Де
Определение понятия формы научного познания.
В науке, как уже отмечалось, различают два уровня исследования: эмпирический и теоретический. Эмпирическое исследование направлено непосредственно на объект
Научная проблема.
Ситуация, когда существует необходимость теоретического объяснения фактов, называется научной проблемой.
Научные проблемы возникают при следующих условиях:
Гипотеза.
Необходимость гипотезы обуславливается тем обстоятельством, что законы непосредственно не видны в отдельных фактах, как думали, в частности, индуктивисты и эмпирики. Как бы много фактов мы не накоп
Теория, ее сущность, структура и функции.
Термин «теория» используется достаточно широко. Так, иногда теорией называют вообще умственную деятельность. Часто под теорией подразумевают то, что фактически является гипо
Определение социальной реальности.
Социальная философия, будучи наиболее обобщающим философским анализом общества, своей первостепенной методологической задачей имеет исследование социального познания как специфической по сравнению
Тема 2. Специфика социального познания.
Как показал анализ истории становления социального познания к концу ХIХ – началу ХХ века стало очевидным, что науки о культуре (или о духе) должны иметь свой собственный концептуаль
Проблема текста в социально-гуманитарных науках.
Как уже отмечалось, изучая социальную реальность, социально-гуманитарные науки в конечном счете исследуют деятельность людей. Для обозначения качественного отличия объекта социально
Понимание и объяснение как гносеологические процедуры.
Начало гносеологическому анализу процедур понимания и объяснения положила герменевтика, речь о которой подробнее пойдет в следующем разделе. Хотя в повседневной речевой практике, а
Проблема истины в социальном познании. Истина и идеология.
Сложнейшей гносеологической проблемой социально-гуманитарных наук является вопрос о возможности достижения истинного знания в этих науках. Если взять, к примеру, историю, то достиж
Характеристика эмпирического уровня социального познания.
Эмпирическое исследование – это процесс непосредственного взаимодействия субъекта и объекта познания. Оно выполняет функцию выявления фактов и эмпирических зависимостей с помощью ср
Общая характеристика философии позитивизма.
Для философии как и других наук свойственно внутренняя дифференциация знания. Философия науки как особый раздел философского знания оформилась лишь во второй половине 20 века. Предм
Трактовка науки в раннем позитивизме.
Первый позитивизм начал складываться во Франции как реакция на французское Просвещение, утопический социализм, а в последствии и на идеологию пролетариата. Исхо
Концепция науки эмпириокритицизма.
Второй исторической формой позитивизма является махизм или эмпириокритицизм. Он возникает в последнее десятилетие 19 века и формируется под влиянием революционных изменений в естест
Концепция науки в неопозитивизме.
Неопозитивизм, или аналитическая философия, возникает в 20-х годах 20 столетия как попытка продолжить решение вопроса о взаимоотношении философии и науки в новых условиях неклассиче
Критический рационализм К. Поппера.
Философская деятельность К. Поппера началась с участия в Венском кружке логических позитивистов. Но Поппера не удовлетворял принцип верификации, и в связи с этим начался его отход от неопозитивизма
Концепция исследовательских программ И. Лакатоса.
Недостатки концепции фальсификации как критерия демаркации научного знания от ненаучного и как ключевого элемента схемы развития научного знания послужили поводом для создания своей
Концепция неявного знания М. Полани.
Выделение научной традиции в развивающемся знании Куном стало точкой отсчета в дальнейшем движении философии науки. Еще одним из представителей исторического направления философии н
Тематический анализ науки Д. Холтона.
Историцистский вариант нормативного подхода к развитию науки предложен в концепции американского философа и историка науки Джеральда Холтона (1922 г. рож.), получив
Тема 3. Методологические аспекты герменевтики.
Философская герменевтика – влиятельное направлений современной философии. Основоположником его является Ханс Георг Гадамер (1900-2002), немецкий философ, труд котор
Тема 4. Методологические аспекты структурализма.
Начиная с 70-х годов ХХ столетия внимание философской общественности было привлечено к зарождающемуся новому типу философствования во Франции, получившему название структурализм. В
Тема 5. Постструктурализм.
Постструктурализмом обозначают ряд подходов в социально-гуманитарном познании, сформировавшихся в 70-е - 80-е годы ХХ столетия и связанных с критикой и преодолением
Тема 1. Возникновение античной науки.
Под наукой понимается не просто совокупность каких-то отрывочных, разрозненных сведений, а определенная система знаний, являющаяся результатом деятельности особой группы людей – уче
Тема 2. Средневековая наука.
Под средневековьем обычно понимают период от заката античной культуры (5 в.) до эпохи Возрождения включительно, что составляет около 10 столетий. В истории Западной Европы этот пери
Тема 3. Наука эпохи Возрождения.
Европейское Возрождение охватывает период 15-16 вв. и формирует переходную от средневековья к Новому времени культуру. Важной чертой эпохи Возрождения является рождение нового мышле
Понятие научной картины мира.
Человек испытывает потребность в целостном представлении об окружающем мире. Это позволяет ему приобрести некоторую уверенность в собственных силах. Термин «картина мира» появился в физике благодар
Тема 8. Актуальные проблемы науки ХХI века.
Прогноз о состоянии науки в текущем столетии является исключительно важным для будущего общественного развития, но одновременно эта задача исключительной сложности. Для ответа на по
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Новости и инфо для студентов