рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Вненаучное знание и его формы.

Вненаучное знание и его формы. - раздел Философия, Философия В Противовес Науке Помимо Обыденного, В Современных Условиях Существует ...

В противовес науке помимо обыденного, в современных условиях существует вненаучное или паранаучное познание, которое нередко именуют как эзотеризм (от греч. - внутренний; тайное, скрытое знание). Это познание претендует на статус науки, но таковым не является. Оно часто использует научную терминологию, но в действительности несовместимо с наукой. Это прежде всего так называемые оккультные науки: алхимия, астрология, магия и др. Возникнув в эпоху поздней античности и получив развитие в средние века, они не исчезли в настоящее время, несмотря на развитие и распространение научных знаний. Этому явлению есть как гносеологические, так и социальные причины. Несмотря на рост научного знания, существует еще много «белых пятен», которые наука не в силах объяснить. Это порождает вненаучные толкования. С другой стороны, социальные кризисы способствуют росту оккультного знания. В переломные эпохи, когда общий кризис сопровождается духовным кризисом, происходит оживление оккультизма, отход от рационального к иррациональному. Возрождается вера в колдунов, хиромантов, астрологические прогнозы, спиритизм. Так было в годы кризиса, порожденного первой мировой войной, когда возникли «теория психотрансмутации» Г.Ю. Годжиева, антропософия Р. Штейнера, теософия Е.П. Блаватской и др. учения. В 60-е годы ХХ столетия во время кризиса в странах Запада оказались модными эзотерические учения. Кризис в нашей стране, порожденный перестроечными процессами, создал духовный вакуум, который быстро заполнился «учениями» далекими от науки. Даже телевидение стало пропагандировать экстрасенсов и других целителей.

Принято выделять следующие формы вненаучного знания:

1) ненаучное, т. е. несистематизированное, неформализованное, входящее в противоречие с научной картиной мира;

2) паранаучное, т. е. околонаучное, несовместимое с гносеологическими стандартами науки и критериями научного знания;

3) лженаучное, т. е. использующее сознательно домыслы, предрассудки, неверные толкования явлений;

4) антинаучное, т. е. утопическое, искаженное представление о действительности;

5) псевдонаучное, т. е. некая интеллектуальная активность по поводу сенсационных положений (снежного человека, чудовища озера Лох-Несс, НЛО и пр.);

6) квазинаучное, т. е. поддерживаемое насильственными, идеологическими методами (например, лысенковщина);

7) знание паранормальных явлений.

Не все эзотерические знания равноценны и равнозначны. Нельзя не отметить, что некоторые паранаучные теории содержали в себе полезные знания. Так, в поисках «философского камня» для превращения неблагородных металлов в золото и серебро средневековыми исследователями были обнаружены реальные свойства металлов, что способствовало в дальнейшем формированию химии как науки. Но в сущностном своем выражении паранаучные теории не отвечают требованиям научного знания. Поиск сверхразумных средств познания, сверхъестественных сил как причин тех или иных явлений, иррационализм и мистика делают эти знания несовместимыми с научным познанием, представляющем собой высший вид познания и знания.

Особый класс вненаучного знания составляют так называемые паранормальные явления, порождающие паранормальное знание. Это учения о тайных природных и психических силах и отношениях, скрывающихся за необычными явлениями. Наука пока еще не может объяснить задействованные в данном случае механизмы, но не может и игнорировать эти феномены. Среди паранормальных явлений различают экстрасенсорное восприятие, разделяющееся на телепатию и ясновидение, и психокинез. Телепатия предполагает обмен информацией между двумя и более особями паранормальным способом, т. е. не прибегая к непосредственным физическим приемам. Ясновидение означает способность получать информацию по некоторому неодушевленному предмету (ткань, кошелек, фотография и пр.). Психокинез – это способность воздействовать на внешние предметы без непосредственного участия моторной деятельности, другими словами, перемещать предметы нефизическим способом. Своей таинственностью эти явления всегда привлекали внимание, но сейчас делается попытка исследовать их средствами науки.

 

Тема 2. Наука в системе духовной жизни общества.

 

Общество не только материальное, но и духовное образование, поскольку люди, составляющие общество, имеют духовные потребности, т. е. потребности в общении, наслаждении прекрасным, познании и пр. Системообразующим фактором духовной жизни общества выступает общественное сознание. Общественное сознание есть совокупность идей, взглядов, настроений, социальных чувств, характерных для общества в целом. Структурно общественное сознание представлено в виде семи форм, в том числе, политическим сознанием, правосознанием, религиозным сознанием, нравственностью, искусством, философией и наукой. Каждая из форм общественного сознания относительно самостоятельна, но находится в тесной связи и взаимодействии с другими. Поэтому все рассмотренные выше аспекты науки как системы знания, деятельности и социального института будут неполными без анализа науки как формы общественного сознания. Как форма общественного сознания она является важнейшим компонентом духовной жизни общества и тесно связана с другими формами общественного сознания – философией, религией, моралью, искусством и др. Начнем с анализа отношения науки и философии. Этот вопрос достаточно щепетилен, поскольку длительное время философия рассматривалась как наука и даже высшая наука. Для античности такие понятия как знание – наука – философия синонимы. Потребовался значительный отрезок времени прежде чем наука и философия утвердились как самостоятельные области духовной культуры.

Является ли философия наукой? Сопоставим по ряду показателей науку и философию. Во-первых, обратимся к предмету изучения. Философия исследует отношение мира и человека, отдельные частные науки – стороны бытия. Научное мышление погружено в конечный материал, философию интересует мир в целом, она устремлена к целостному постижению универсума.

Во-вторых, по характеру получаемого знания наука стремится достигнуть систематизированное, обоснованное, доказательное, истинное, объективное знание о действительности. Философия стремится к осмыслению таких проблем, как место человека в мире, смысложизненные вопросы и т. д. На эти вопросы философия давала ответы на протяжении всей истории своего существования, но каждый раз в соответствии с эпохой. Поэтому философия не дает однозначных решений в отличие от науки.

В-третьих, по средствам добывания знания. Наука опирается на факты, на экспериментальную проверку. Философия – чисто теоретическое, умозрительное, рефлексивное знание, «схватывание» действительности в целостности.

В-четвертых, по характеру понятийного аппарата. Язык науки однозначен. К примеру, такие понятия как ускорение, масса, спин и др. понятия физики определяются во всех случаях одинаково и имеют один и тот же смысл. Философия оперирует категориальным аппаратом, который отражает всеобщее, причем у каждого философа может быть свой категориальный аппарат, свой язык. Существуют философские категории, например, причина и следствие, необходимость и случайность, форма и содержание и др., которые встречаются в языке большинства философских систем, но при этом они имеют свою трактовку у отдельных авторов, не всегда совпадающую с позициями других. Например, для Д. Юма причинность есть психологическая привычка, а для Гольбаха – объективная закономерность: все в мире причинно обусловлено. Но есть понятия и категории, которые встречаются в языке только у отдельных философов и по ним можно с большой долей уверенности сказать, чей это текст. Например, «вещь в себе» (И.Кант), «бытие-в-себе», «бытие-для-себя», «бытие-для-другого» (Ж.-П. Сартр) – это понятия, связанные с определенными философскими системами.

В-пятых, не бывает национальной науки, а философия имеет ярко выраженный национальный элемент по своему содержанию и, главное, форме. Например, яркий, сочный язык произведений французских философов и тяжелые, умозрительные рассуждения немецких философов.

В-шестых, в естественной науке ценностный аспект отнесен на второй план, а в философии ценностные ориентации имеют важное значение. Все это позволяет нам заключить, что философия, не являясь некой отдельной частной наукой, в то же время является теоретическим знанием как и наука, но отличным от нее.

Длительное время философия опекала науку и поддерживала свой статус «науки наук». Реакция на эти претензии последовала в начале ХIХ века: позитивизм выдвинул лозунг «Наука – сама себе философия» и отказал философии в праве называться наукой. Однако конфликт между философией и наукой привел к мировоззренческому дефициту, утверждению сциентизма, т. е. уверенности в том, что только наука способна решить все вопросы. Но на деле оказалось, что это не так. Наука не может решать целый ряд смысложизненных вопросов, сущностного понимания мира и т. п. Это прерогатива философии и религии. Но не только в этой связи должна существовать наряду с наукой такая форма общественного сознания как философия. Философия нужна науке и для решения ее собственных проблем. Философия снабжает науку методами, правилами и операциями мышления, она наделяет ее мировоззренческими ориентирами, предлагает круг нерешенных проблем и даже некоторые идеи, разъясняет гносеологические вопросы и пр.

История науки показывает, что развитие научных идей происходит в рамках фундаментальных принципов, выработанных философией. Именно в этом смысле философия и наука неотделимы друг от друга. Но в то же время, это самостоятельные области духовной культуры. Развитие науки носит диалектический характер: на каждом новом историческом этапе она создает свою картину мира и научную парадигму, одни идеи она отбрасывает, другие сохраняет. Философские проблемы вечны и их решения не теряют силу со временем. Более того, существует много вариантов философских решений и все они имеют право на существование. В отличие от научных, правильность решения философских проблем невозможно подвергнуть прямому испытанию практикой. На определенном этапе развития науки те или иные философские идеи становятся востребованными, отдельные учения актуальными. Таким образом, не отрицая, а дополняя друг друга, философия и наука сосуществуют рядом как самостоятельные формы общественного сознания, создающие свои виды знания – научное и философское.

Сложные отношения существуют между наукой и религией. Их объединяет то обстоятельство, что и наука, и религия стремятся постичь мир, но делают это по-разному. Наука познает мир в форме систематизированного знания, теорий, объективной истины, религия – в форме фантастических образов, путем веры. Исходной предпосылкой религиозного мировоззрения является принятие без всяких доказательств догматов веры. В средние века было сделано множество попыток рационального доказательства догматов священного писания, но все они потерпели крах. Научное познание, напротив, основано на доказательствах. Ни одно научное положение не считается истинным, если оно не подтверждено чаще всего эмпирическим, опытным путем. В этом кардинальное расхождение религии и науки.

Однако, несмотря на столь значительные отличия, наука и религия в средние века находились в тесном контакте. Более того, религия подчинила себе науку, да и философию тоже. Основные усилия науки в этот период направлялись на толкование Священного писания и комментарии к Библии. Одной из типичных форм схоластической, т. е. умозрительной, созерцательной, науки стал диспут. На диспутах и в комментариях оттачивались положения формальной логики, благодаря которым мышление оказалось подготовленным к революции в науке Нового времени. В связи с этим неверно считать средние века в отношении науки бесплодными.

Подчинив себе науку и философию, теология достаточно успешно лидировала в духовном мире человека, борясь со всем, что расценивалось ею как еретическое. Первое серьезное столкновение религии с наукой произошло с открытием Коперником гелиоцентрической картины мира. Наука оспорила святая святых – право религии единолично формировать воззрения на мир. Более того, для того, чтобы принять гелиоцентрическую концепцию Коперника, надо было отказаться не только от некоторых догматов теологии, но и от представлений обыденного познания, т. е. наблюдений жизненного опыта. В этой борьбе победила наука. Постепенно она освободилась от пут религии, оттеснила ее в системе первичных духовных ценностей и заняла лидирующее положение.

Сегодня существует более взвешенное отношение науки и религии. Каждая из них занимает свою нишу в духовном мире человека и не посягает на сферу действия другой. Прошли времена как воинствующих клерикалов, так и воинствующих атеистов. Предлагая людям свои вечные ценности – любви, надежды, спасения, терпения и др., религия по-своему наделяет человека житейской мудростью и знанием, не подменяя и не отбирая достоинств научного познания мира.

Свою лепту в получении знаний о мире вносит и искусство. В отличие от науки, которая постигает мир на языке абстрактных понятий и категорий, законов и теорий, искусство отражает действительность в художественных образах при помощи естественного языка. Знание, добываемое искусством, постигается не абстрактным, а чувственно-эмоциональным путем. Это делает его доступным всем людям и не требует профессионального навыка. Причем гениальные произведения дают подчас более глубокие знания о человеке и обществе, чем гуманитарные науки. Не зря писателей называют «инженерами человеческих душ». Видимо не случайно в процессе профессиональной подготовки юристов в некоторых университетах на Западе в обязательном порядке изучают «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского. Однако как бы не были глубоки в ряде случаев знания, доставляемые искусством, они не сопоставимы по объему и масштабам системным знаниям науки.

Сложные отношения существуют и между моралью и наукой. Мораль есть форма общественного сознания, важнейший феномен духовной культуры, который регулирует отношения людей в обществе при помощи не писанных законов, норм и правил поведения, выработанных людьми в процессе естественного хода их жизни в обществе. Мораль и наука являются самостоятельными сферами духовной жизни общества, но при этом находятся в тесной связи и взаимовлиянии. Так, мораль, или нравственность, является объектом изучения этики, философской дисциплины, формирующей идеи о должном, о добре, о зле, о справедливости и т. д. Моральные нормы и принципы не могут не пронизывать функционирование науки как специфического вида деятельности, как социальный институт. Выше мы уже ссылались на Аристотеля, который писал: «Кто двигается вперед в науках, но отстает в нравственности, тот более идет назад, чем вперед», тем самым обращая внимание на глубинную связь науки и морали.

Этическое регулирование науки имело место всегда, хотя для многих это не было очевидным. Так, некоторые исследователи, рассматривая сам процесс оперирования идеальными объектами (числами, геометрическими фигурами, понятиями, гипотезами, законами и т. д.) как познавательный акт не обнаруживают в нем этического регулирования и на этом основании отказываются от признания этического влияния на науку. В этом аспекте познавательного отношения действительно не обнаруживаются отношения добра и зла, справедливости и несправедливости, должного и не должного, чести, достоинства и других этических отношений. Этическое регулирование касается взаимоотношений людей, человека и общества, а не отношения исследователя к математическим и физическим объектам и мыслительным операциям. Но наука является плодом деятельности людей, поэтому в ней обязательно присутствует этический компонент.

Влияние моральных ценностей на науку можно рассматривать в двух планах: внутреннем и внешнем. Внутренний план взаимодействия науки и морали обнаруживается в атмосфере творчества научных коллективов. Если в отношениях между коллегами царит взаимопонимание, уважение к иному мнению, поддержка, доверие, научная добросовестность, можно сказать о положительном этическом регулировании научной деятельности. Если же в отношениях в коллективе царит недоброжелательность, подсиживание, угодничество и т. п., это мешает научному творчеству и можно сказать, что в этом случае имеет место отрицательное влияние нравственности на науку.

Однако наука функционирует в обществе и как особый социальный институт. Научные открытия могут серьезно повлиять на общественную жизнь, международные отношения. Достаточно сослаться на открытие ядерной реакции, создание ядерной бомбы и позднее строительство ядерных электростанций. В этой связи исследователь и научное сообщество в целом несут ответственность за те последствия, к которым ведет применение научных открытий. Однако ответственны за последствия применения научных открытий не только ученые, но и конструкторы, разработчики, политики, бизнесмены и др. На научном сообществе лежит значительная доля ответственности за нынешнее состояние науки, за ее успехи и провалы, за степень эффективности исполнения наукой ее социокультурных функций. Все это составляет внешний план отношения науки и морали.

Таким образом, наука развивается не в этическом вакууме, а в тесной связи с нравственным состояние общества и, как было отмечено выше, во многом определяется политическими задачами и экономическими и техническими возможностями.

Итак, завершая общефилософский анализ науки дадим следующее обобщающее определение науки: наука есть высшая форма познавательной деятельности, направленная на получение систематизированного, выверенного практикой, объективного знания в процессе специально ориентированной на это духовной деятельности профессионально подготовленных людей в соответствующих учреждениях и организациях. Как основная форма человеческого познания наука в наши дни становится ведущей социальной силой, способной решать назревшие проблемы цивилизации при условии правильного морального и политического выбора человека.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Философия

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ... ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ... ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Вненаучное знание и его формы.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Философия науки как философское направление и как современная философская дисциплина.
  В философской литературе, когда речь заходит о философии науки, имеют в виду, во-первых, направление в западной и отечественной философии, ориентированное на

Основная проблематика направлений философии науки ХХ века.
  Наука стала привлекать внимание философов в качестве объекта исследования когда сформировалась наука Нового времени. Активная дифференциация и интеграция науки, ее практическая роль

Соотношение философии науки, истории науки, науковедения, наукометрии и социологии науки.
  Наукой интересуются разные области знания. Возникает необходимость в уточнении их предметов и тех задач, которые они перед собой ставят, исследуя науку. Так, история наук

Проблема исторического возраста науки.
Человеческая жизнедеятельность коренным образом отличается от жизни животных. Для того, чтобы как и все живые существа приспособиться к окружающему миру, человек должен его познать. Познание есть с

Функции науки в общественной жизни.
  Наука выполняет важные функции в современной общественной жизни. В общем виде можно выделить следующие функции науки: а) познавательная, б) культурно-мировоззренческая, в) образо

Модели развития науки.
Как показал предшествующий анализ, наука уже длительное время сопровождает существование общества. В связи с этим возникают по крайней мере два вопроса: почему, по каким причинам это происходит и к

Анализ науки как знания.
  Наука возникла в результате отмежевания от мифологии и религии, от объяснения явлений сверхъестественными причинами. Наука представляет собой сложное общественн

Наука как специфический вид деятельности.
Обратимся теперь к рассмотрению науки как особой деятельности.Наука как деятельность относится к разряду духовной деятельности, которая целенаправленно ориентирована на

Тема 3. Проблема отношения науки и техники.
Принципиальный характер сегодня приобретает вопрос об отношении науки и техники. «Техника» от греческого слова «тэхнэ», в переводе означает «умение», «мастерство», «искусство». Существует несколько

Понятия «субъект» и «объект» познания.
  Познавательная деятельность всегда осуществляется при наличии отношения субъекта к объекту. Однако для вычленения этого отношения и его философского анализа потребовался знач

Проблема истины в процессе познания.
  В научно познавательной деятельности принципиальное значение имеет какое знание мы получаем в итоге. Можем ли мы достичь истины, или нет? Проблема истины встала уже перед античными

Истина и заблуждение. Истина и ложь.
  Преодоление догматизма и релятивизма предполагает диалектическую трактовку истины и заблуждения. Еще Аристотель определял истину как соответствие представлений действительности, заб

Критерий истины.
  Проблема критерия истины является одной из сложных и дискутируемых проблем в гносеологии. В истории философии было выдвинуто ряд вариантов ответа на этот вопрос. Пе

Философские методы исследования.
  Как следует из названия, философские методы разрабатываются в рамках философии. Философские методы задают исследованию лишь самые общие регулятивные установки, его генеральную страт

Общенаучные методы эмпирического уровня.
  Эмпирический уровень научного познания строится главным образом на живом созерцании исследуемых объектов, хотя рациональное познание присутствует в качестве обязательной компоненты,

Существует несколько видов измерений: статические и динамические, прямые и косвенные.
Первые определяются характером зависимости определяемой величины от времени. Так, при статических измерениях величина, которую мы измеряем, остается постоянной во времени. При динамических измерени

Общенаучные методы теоретического познания.
  Теоретический уровень научного познания отражает явления и процессы со стороны их универсальных внутренних связей и закономерностей, достигая этого путем рациональной обработки данн

Формализация. Язык науки.
Под формализацией понимается особый подход в научном познании, который заключается в использовании специальной символики, позволяющей отвлечься от изучения реальных объектов

Общенаучные методы, применяемые как на эмпирическом, так и теоретическом уровнях научного познания.
  Существует ряд методов, которые с успехом применимы на любом уровне научного познания. Это методы аналогии и моделирования. Под аналогией

Физическое моделирование.
Оно характеризуется физическим подобием между моделью и оригиналом и имеет целью воспроизведение в модели процессов, свойственных оригиналу. По результатам исследования тех или иных физических свой

Символическое (знаковое) моделирование.
Оно связано с условно-знаковыми представлениями каких-то свойств, отношений объекта-оригинала. К символическим (знаковым) моделям относятся разнообразные топологические и графические представления

Численное моделирование на электронных вычислительных машинах (ЭВМ).
Эта разновидность моделирования основывается на ранее созданной математической модели изучаемого объекта или явления и применяется в случаях больших объемов вычислений, необходимых для исследования

Анализ и синтез.
Под анализом понимают метод, при котором происходит мысленное или реальное разделение предмета исследования на составные части с целью их отдельного изучения. В качестве частей

Разберем индукцию как прием эмпирического познания.
Обоснование индукции как метода связано с именем Аристотеля. Для Аристотеля была характерна так называемая интуитивная индукция. Это одно из первых представлений об индукции

Метод абдукции.
Анализируемые выше методы индукции и традиционные формы дедуктивных умозаключений не могут рассматриваться как оптимальные средства открытия новых идей, хотя в этом были убеждены и Ф. Бэкон и Р. Де

Определение понятия формы научного познания.
  В науке, как уже отмечалось, различают два уровня исследования: эмпирический и теоретический. Эмпирическое исследование направлено непосредственно на объект

Факт 2» - как эмпирическое предложение является исходным элементом научного знания.
Хотя научное исследование и начинается с непосредственно эмпирического, экспериментального изучения фактов, оно этим не ограничивается. Необходимо все собранные факты систематизировать и обобщить.

Формы теоретического уровня научного познания: научная проблема, идея, гипотеза, теория.
  Остановимся на вопросе отличительных признаков теоретического знания, прежде чем перейдем к рассмотрению его форм. Согласно диалектико-материалистическому видению проблемы

Научная проблема.
Ситуация, когда существует необходимость теоретического объяснения фактов, называется научной проблемой. Научные проблемы возникают при следующих условиях:

Гипотеза.
Необходимость гипотезы обуславливается тем обстоятельством, что законы непосредственно не видны в отдельных фактах, как думали, в частности, индуктивисты и эмпирики. Как бы много фактов мы не накоп

Теория, ее сущность, структура и функции.
Термин «теория» используется достаточно широко. Так, иногда теорией называют вообще умственную деятельность. Часто под теорией подразумевают то, что фактически является гипо

Синтезирующая, объяснительная, прогностическая, методологическая и практическая.
Этими функциями определяется объективная необходимость включения теоретических знаний в структуру науки. Ведущей функцией теории является объяснительная. Объяснение всегда

Представления о социальном познании в истории философской мысли.
  Социальное или социально-гуманитарное познание есть определенный вид научно-познавательной деятельности, направленный на изучение социальных процессов и явлений, протекающих в общес

Определение социальной реальности.
Социальная философия, будучи наиболее обобщающим философским анализом общества, своей первостепенной методологической задачей имеет исследование социального познания как специфической по сравнению

Тема 2. Специфика социального познания.
  Как показал анализ истории становления социального познания к концу ХIХ – началу ХХ века стало очевидным, что науки о культуре (или о духе) должны иметь свой собственный концептуаль

Проблема текста в социально-гуманитарных науках.
  Как уже отмечалось, изучая социальную реальность, социально-гуманитарные науки в конечном счете исследуют деятельность людей. Для обозначения качественного отличия объекта социально

Понимание и объяснение как гносеологические процедуры.
  Начало гносеологическому анализу процедур понимания и объяснения положила герменевтика, речь о которой подробнее пойдет в следующем разделе. Хотя в повседневной речевой практике, а

Проблема истины в социальном познании. Истина и идеология.
  Сложнейшей гносеологической проблемой социально-гуманитарных наук является вопрос о возможности достижения ис­тинного знания в этих науках. Если взять, к примеру, историю, то достиж

Тема 4. Теоретико-методологические проблемы социального познания.
  Как и в естествознании, в структуре социального познания выделяются эмпирический и теоретический уровни познания. Эмпирический уровень познания формируется в непосредственном опыте

Характеристика эмпирического уровня социального познания.
  Эмпирическое исследование – это процесс непосредственного взаимодействия субъекта и объекта познания. Оно выполняет функцию выявления фактов и эмпирических зависимостей с помощью ср

Теоретический уровень социального познания, его особенности, проблемность толкования.
  Как бы многочисленны не были факты, только теория дает всеобъемлющий, всесторонний анализ социальной действительности. Теория не есть простое суммирование эмпирических данных, ибо о

Современное состояние социальной теории: проблемы и перспективы.
  Создание социальной теории начинается с определения объекта исследования, т. е. социальной реальности. Она, в свою очередь, не лежит непосредственно на поверхности явлений, а требуе

Общая характеристика философии позитивизма.
  Для философии как и других наук свойственно внутренняя дифференциация знания. Философия науки как особый раздел философского знания оформилась лишь во второй половине 20 века. Предм

Трактовка науки в раннем позитивизме.
  Первый позитивизм начал складываться во Франции как реакция на французское Просвещение, утопический социализм, а в последствии и на идеологию пролетариата. Исхо

Концепция науки эмпириокритицизма.
  Второй исторической формой позитивизма является махизм или эмпириокритицизм. Он возникает в последнее десятилетие 19 века и формируется под влиянием революционных изменений в естест

Концепция науки в неопозитивизме.
  Неопозитивизм, или аналитическая философия, возникает в 20-х годах 20 столетия как попытка продолжить решение вопроса о взаимоотношении философии и науки в новых условиях неклассиче

Критический рационализм К. Поппера.
Философская деятельность К. Поппера началась с участия в Венском кружке логических позитивистов. Но Поппера не удовлетворял принцип верификации, и в связи с этим начался его отход от неопозитивизма

Концепция исследовательских программ И. Лакатоса.
  Недостатки концепции фальсификации как критерия демаркации научного знания от ненаучного и как ключевого элемента схемы развития научного знания послужили поводом для создания своей

Концепция неявного знания М. Полани.
  Выделение научной традиции в развивающемся знании Куном стало точкой отсчета в дальнейшем движении философии науки. Еще одним из представителей исторического направления философии н

Тематический анализ науки Д. Холтона.
  Историцистский вариант нормативного подхода к развитию науки предложен в концепции американского философа и историка науки Джеральда Холтона (1922 г. рож.), получив

Тема 2. Эволюционная эпистемология и эволюционная концепция Стивена Тулмина.
  Эволюционная эпистемология – одно из направлений в современной теории научного познания. Она рассматривает познание как момент эволюции живой природы и описывает механизмы познания

Тема 3. Методологические аспекты герменевтики.
  Философская герменевтика – влиятельное направлений современной философии. Основоположником его является Ханс Георг Гадамер (1900-2002), немецкий философ, труд котор

Тема 4. Методологические аспекты структурализма.
  Начиная с 70-х годов ХХ столетия внимание философской общественности было привлечено к зарождающемуся новому типу философствования во Франции, получившему название структурализм. В

Тема 5. Постструктурализм.
  Постструктурализмом обозначают ряд подходов в социально-гуманитарном познании, сформировавшихся в 70-е - 80-е годы ХХ столетия и связанных с критикой и преодолением

Тема 1. Возникновение античной науки.
  Под наукой понимается не просто совокупность каких-то отрывочных, разрозненных сведений, а определенная система знаний, являющаяся результатом деятельности особой группы людей – уче

Афинский этап (5-4 вв. до н. э.) знаменит в первую очередь атомистическим учением Левкиппа и Демокрита.
Основные принципы атомистики: 1)Вся Вселенная состоит из мельчайших материальных частиц – атомов и незаполненного пространства – пустоты, в котором атомы передвигаю

Тема 2. Средневековая наука.
  Под средневековьем обычно понимают период от заката античной культуры (5 в.) до эпохи Возрождения включительно, что составляет около 10 столетий. В истории Западной Европы этот пери

Тема 3. Наука эпохи Возрождения.
  Европейское Возрождение охватывает период 15-16 вв. и формирует переходную от средневековья к Новому времени культуру. Важной чертой эпохи Возрождения является рождение нового мышле

Тема 5. Особенности развития науки в 19 веке. Диалектизация естествознания.
  Диалектизация естествознания, т. е. отход от метафизических представлений о мире начинается с гипотезы И. Канта (1724-1804). В своем труде «Все

Понятие научной картины мира.
Человек испытывает потребность в целостном представлении об окружающем мире. Это позволяет ему приобрести некоторую уверенность в собственных силах. Термин «картина мира» появился в физике благодар

Тема 8. Актуальные проблемы науки ХХI века.
  Прогноз о состоянии науки в текущем столетии является исключительно важным для будущего общественного развития, но одновременно эта задача исключительной сложности. Для ответа на по

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги