рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

I. Права личности и общества в деле образования

I. Права личности и общества в деле образования - раздел Педагогика, ХРЕСТОМАТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ: СВОБОДНОЕ ВОСПИТАНИЕ О Вопросах Подобных Тому, Которому Я Посвящаю Эту Книжку, Можно Рассуждать С ...

О вопросах подобных тому, которому я посвящаю эту книжку, можно рассуждать с двух точек зрения, смотря по тому, какая сторона предмета, подлежащего рассмотрению, выдвигается на первый план, именно личная или общественная, точнее - индивидуалистическая или социальная. В самом деле, на общее образование мы можем смотреть, как на нечто, нужное прежде всего (и даже, пожалуй, исключительно) самому индивидууму, его получающему, или как на нечто, нужное прежде всего ( и даже исключительно) тому обществу, в котором этому индивидууму предназначено жить. (...) В жизни человечества личное и общественное так всегда сплетены одно с другим, что отделить одно от другого позволительно лишь в интересах научного анализа, - так сказать, на время, как раз пока этого требует самая цель научного анализа, - отнюдь не всегда: рано или поздно, когда одна и другая сторона вопроса уже достаточно исследована в самой себе, обе они должны быть соединены для совместного рассмотрения, которое одно только и может дать правильное понимание предмета, взятого в его целом. Само соединение обеих точек зрения не должно быть чисто механическим - так де выходит с точки зрения индивидуалистической, а вот как с точки зрения социальной, - но должно быть примирением их в высшем, объединяющем взгляде. Различение между личным и общественным заключает в себе некоторую противоположность, и если мы будем смотреть на предмет лишь с одной из указанных точек зрения или с обеих разом, не заботясь о снятии их противоположности, мы так и будем обречены либо на ту или иную односторонность, либо на своего рода дуализм, исполненный колебаний и противоречий. (...)

Общества вне составляющих его индивидуумов, собственно говоря, не существует, а потому нужным для общества (...) может быть только то, что нужно каждому его члену взятому в отдельности. (...) Единственные реальные существа в обществе суть люди, которые поэтому только и могут рассматриваться как цели самого существования общества, все же остальное, без чего общество немыслимо: язык и культура, государство и право и т.д., - суть только способы и средства для удовлетворения различных потребностей отдельных личностей и условия, - в которых совершается деятельность этих отдельных личностей.

Это - соображение теоретического свойства, а этическое заключается целиком в признании за каждою отдельною личностью ее человеческого достоинства, не позволяющего превращать ее в простое средство для достижения каких-либо целей, ей посторонних. Если бы в вопросах образования мы выдвигали на первый план, положим, только интересы национальной самобытности или государственной службы, совершенно игнорируя потребности живой человеческой личности, то тем самым мы отказали бы ей в значении личности, в самой себе носящей цели своего существования, и видели бы в ней только одно из орудий национального самосохранения или одно из колес государственного механизма. Но давно уже было сказано: “Суббота для человека, а не человек для субботы”. (...)

Образование должно иметь в виду прежде всего самого человека, а потом уже общество: иначе мы будем мыслить какое-то общество вне людей и этому отвлеченному понятию, как некоему божеству, приносить в жертву живые человеческие личности. (...) Образование, ставящее своей целью не выработку в индивидууме личности, а исключительно выработку орудий для тех или других общественных целей, в конце концов наносит вред самому обществу, хотя бы и достигались временно (к сожалению, часто и долговременно) частные общественные цели, требующие той или другой дрессировки. Правда, и общество, в смысле известной культурной среды или социальной организации, неизбежно ставит образование своих будущих членов в известные условия или предъявляет ему известные требования, но отношения этих условий и требований к индивидуальным целям образования могут быть весьма различные, благоприятные в одних случаях и неблагоприятные в других, и говорить о противоположности личных и общественных целей в деле образования мы имеем право лишь тогда, когда общественные условия и требования неблагоприятны для развития личности. Но в таком случае, как это должно быть понятно всякому здравомыслящему человеку, общественные цели, стоящие в связи с неблагоприятными для личности условиями и требованиями, сами себя осуждают... (...)

Худшее отношение, это - то, когда в общественных целях, известным образом понятых, искажают самую сущность образования, заменяя его дрессировкою в целях, лежащих вне самой личности. Когда не просто хотят развить ум человека, а навязать ему известные традиции и сделать его голову недоступною для идей, считаемых “превратными”, то в основу всей системы общественного образования кладутся догматизм, фанатизм и деспотизм, стремящиеся прежде всего убить в воспитаннике все проявления его “я”, сколько-нибудь не поддающиеся этой дрессировке. Здесь - прямая, хотя бы и не всегда вполне осознанная вражда к личному развитию, к индивидуальной инициативе, ко всякому отклонению от едино спасающей истины. Такова была школа иезуитов, подчинявшая воспитание юношества интересам католической церкви. Тем же духом отличался и российский классицизм последней трети XIX в. (...) От людей, взгляды которых логически должны доводить до враждебного отношения к свободному развитию личности во имя, напр., национальной самобытности, следует отличать людей, хотя и не думающих о какой-либо идеологической дрессировке юношества, но и не понимающих сущности образования в видах развития в воспитаннике человеческой личности. Исходя из того, что обществу нужны врачи и фельдшера, механики и слесаря, агрономы и садовники, равно как и учителя, чиновники, адвокаты и т. п., иные всю силу образования видят в профессионализме или в приготовлении к профессионализму. С этой точки зрения так называемое общее образование признается нужным, главным образом, как степень, которую нужно пройти, чтобы быть в состоянии обучиться лечению людей, постройке машин, заведованию сложным хозяйством и пр., и пр.

В обоих только что рассмотренных случаях цели общего образования искажаются - и в обоих случаях, так сказать, во имя общества по толкованию выходит так, что для данного общества существенно важно, чтобы человек всецело принимал такие-то и такие-то догматы, напр. националистического характера, по другому - чтобы человек был лишь специалистом какого-либо дела, находящего спрос в обществе, и очень часто оба требования сливаются в идеале хорошего работника и ревностного “патриота”.

Слово “патриот” я нарочно поставил в кавычках, чтобы оттенить тот особый смысл, в котором его употребляю. (...) Псевдопатриотизм, который один только и может требовать сохранения национальной самобытности во что бы то ни стало, с пожертвованием ему свободою личного развития. (...) В обоих случаях педагогическая цель заменяется политическою - “чтобы идей не было” или чтобы идеи были лишь известного сорта. Образование, ставящее своею целью развитие личности, тем самым содействует возникновению и укреплению личной инициативы, критического отношения к окружающей культурно-социальной действительности и стремления воплощать в жизни лично сознанную истину и лично сознанную справедливость. Делать из образования средство консолидации на веки вечные национальных идеалов и в то же время думать о развитии личности - две вещи несовместимые, но в том лишь случае между личностью и обществом возникает конфликт в части образования, когда интерес общества заключается в том чтобы подавлять индивидуальную свободу в сфере мысли. (...)

Воспитание гражданина должно быть не целью образования человека, а его результатом. Можно образовывать “человека вообще”, поскольку все дело здесь в известном развитии, в известных знаниях и умениях, но гражданина вообще воспитать нельзя, а только гражданина данной страны, выдвигать же такую задачу на первый план значит именно подчинять школу не педагогическим, а политическим требованиям. (...)

Рядом с общим образованием профессиональное. Необходимость последнего может быть доказана и с точки зрения индивидуалистической, и с точки зрения социальной: во-первых, чтобы существовать, человек должен быть работником, а во-вторых, и обществу нужны работники, причем некоторые специальности требуют более или менее продолжительной выучки, для которой и существует профессиональное образование. (...) Обществу, как работодателю, вовсе нет нужды в том, чтобы инженер, строящий его железные дороги, имел широкое общечеловеческое образование: дело именно в том и состоит, что работодательская точка зрения дальше узкого профессионализма и не может идти, хотя бы даже при удовлетворении потребностей не частного лица, а целого общества.

И общее, и профессиональное образование нужны прежде всего самому человеку, его получающему, как орудие его духовного развития, как усовершенствование его способностей, обогащение его знаниями и умениями, необходимыми для полноты жизни. Условия и требования окружающей общественности могут благоприятствовать или не благоприятствовать основной цели образования, достижение которой, наоборот, всегда должно сопровождаться благими результатами для общества. Все соответствие образования с условиями и требованиями данной общественной среды должно заключаться лишь в том, чтобы общее образование давало хорошее знание условий этой среды, а профессиональное удовлетворяло одну из существующих в этой среде потребностей, насколько сама эта потребность оправдывается с точки зрения развитого ума. (...)

Знание, чистое, бескорыстное знание обладает притягательной силой. Доказательства тому многочисленны и разнообразны. В сущности, одно и то же основное явление наблюдается и в любознательности, свойственной уже детскому возрасту, и в юношеском идеализме, характеризующемся жаждою идейного знания относительно главных вопросов мысли и жизни, и в той привычке приобретать новые знания, какую вырабатывают в себе многие люди к зрелому возрасту; наблюдается оно, это самое явление, и среди любителей серьезного чтения или посетителей публичных лекций не только разных возрастов, но и разных общественных положений, между прочим даже среди рабочих, придавленных материальною нуждою и тягостными условиями своего труда. (...)

Педагогика, которой прежде всего следует основываться на психологии детского и юношеского возраста, должна первою своею задачею ставить удовлетворение инстинктивной любви к знанию, тем самым ее, любовь эту, в то же время поддерживая, расширяя и осмысливая (...)

Ложна та педагогика, которая, стремясь сделать из воспитанника человека в будущем, не признает в нем человека и в настоящем. Нельзя, напр., достигнуть, чтобы в будущем человек полюбил умственный труд, когда его думают подготовить к проникновению этой любовью, заставляя трудиться над такими вещами, которые вызывают в нем одно отвращение, и, наоборот, лишая его той умственной пищи, к которой он сам стремится. (...) Чем выше духовное развитие общества, т.е. чем человечнее его идеалы и чем гуманнее в нем способы педагогического воздействия на подрастающие поколения, тем больше шансов, что последние сами захотят воспринять культурное наследство своих отцов и обнаружат способность к его усвоению. Если настоящие члены общества требуют от образования будущих его членов не дрессировки в целях (...), а развития в них личности, [то] между индивидуалистической и социальными точками зрения на образование нет и быть не может никакого несовпадения, но чтобы всегда и везде так было, необходимо одно: необходимо проникнуться сознанием - и положить этот принцип в основу всего педагогического дела, - что основная цель образования - индивидуальная, а не социальная, что в образовании не должно быть ничего, что не нужно было бы прежде всего самому индивидууму, и что образование никогда не даст благих социальных результатов, если будет игнорировать потребности, права и человеческое достоинство личности во имя какого-либо постороннего ей интереса, хотя бы последний и мог в том или другом случае назваться общественным.

______________

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ХРЕСТОМАТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ: СВОБОДНОЕ ВОСПИТАНИЕ

На сайте allrefs.net читайте: "ХРЕСТОМАТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ: СВОБОДНОЕ ВОСПИТАНИЕ"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: I. Права личности и общества в деле образования

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

СВОБОДНОЕ ВОСПИТАНИЕ
  Составитель, автор предисловия, примечаний, биографических сведений, указателя имен профессор Л. В. МАРДАХАЕВ    

ВОСПИТАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ
  (…) В понятии педагогов воспитание включает в себя преподавание. Так называемая наука педагогика занимается только воспитанием и смотрит на образовывающегося человека, как

ПРОГРЕСС И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
  Прогресс. (...) Благость прогресса я не признаю, пока мне не докажут ее, и потому, наблюдая явление образования, мне необходимо определение образования, и я вновь повт

О НАРОДНОМ ОБРАЗОВАНИИ
(...) Потребность образования лежит в каждом человеке; народ любит и ищет образования, как любит и ищет воздуха для дыхания; правительство и общество сгорают желанием образовать народ, и, несмотря

О НАРОДНОМ ОБРАЗОВАНИИ
  (...) Безобразные явления мнимого развития я не мог назвать хорошими и в том, что развитие ученика дурно, я тоже не мог убедиться, и потому я стал доискиваться, что такое

В ЧЕМ ГЛАВНАЯ ЗАДАЧА УЧИТЕЛЯ
( из беседы с народными учителями)   (...) Когда я занимался в своей школе, я поступал так: Прежде всего я прочитывал ученикам из Евангелия от Матфе

О ВОСПИТАНИИ
(В ответ на письмо Г-ой)   (...) Очень может быть, что в моих статьях о воспитании и образовании, давнишних и последних, окажутся и противоречия и неясности.

ОБЩИЕ ЗАМЕЧАНИЯ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Для того чтобы ученик учился хорошо, нужно, чтобы он учился охотно; для того чтобы он учился охотно, нужно: 1) чтобы то, чему учат ученика, было понятно и занимательно и 2) чтобы душевные

ВЫДЕРЖКИ ИЗ ПИСЕМ И ДНЕВНИКОВ
Родители, живя развратною, невоздержанною в пище, праздною, в неуважении к людям - жизнью, всегда требуют от детей воздержания, деятельности, уважения к людям. Но язык жизни, примера далеко слышен

Л.Н. ТОЛСТОГО
Жизнь человеческая должна быть руководима тем нравственным началом, которое составляет основу жизни человека и проявляется любовью.   Всем нам нужно одно: учиться жить всегда

I. Общий очерк теории свободного воспитания
(…) На теорию свободного воспитания мы можем смотреть, как на естественную наследницу всего предшествующего развития педагогической мысли, линия которого идет, начиная от Монтеня, Амоса Коменского,

IV. Осуществима ли теория свободного воспитания
(…) В трех сферах жизни практикуется над ребенком насилие: во-1-х, в области политических учреждений и установлений, вообще везде, где он фигурирует как член определенного государства (...); во-2-х

Среда как фактор нравственного воспитания
  (...) Факт, что у хороших людей, озабоченных участью своих детей, несмотря на ряд применяемых ими систематических мер, рекомендуемых современной педагогией, получаются подчас очень

Оказываемого ими на волю
  Каждое впечатление, оказываемое на нас окружающей средой, так или иначе, но необходимо отражается в конце концов и на нашей воле. Оно является не только тем материалом, который ложи

II. Что следует понимать под средою
(...) Среда - это все то, что находится вне данного индивидуума, что его окружает, среди чего он живет. В этом смысле пришлось бы назвать средою весь внешний мир, всю вселенную. И это в известной м

К которым оно приводит
(...) Установление психического взаимодействия предполагает выработку языка и способности понимать выразительные движения других, нам подобных существ. Общество существует благодаря психическому вз

Для нравственного развития ребенка
  (...) Только главным образом на почве психического взаимодействия могут создаться те могучие светлые активные идеи и чувства, которые обусловливают развитие в ребенке нравственной в

Связь педагогики с социологией
  (...) Воспитатель должен заботиться о том, чтобы среде не приходилось умерять наши идеальные порывы, чтобы сама среда, напротив, была так устроена, что толкала бы нас к добру, к пра

IV. Нормальные отношения детей и воспитателей
  (...) Ребенок и воспитатель - это две равноценные единицы. Если между ними устанавливается то общественное отношение, которое может быть названо воспитывающим общением, то это воспи

Вступление
(...) Освобождение ребенка и доставление освобожденному ребенку всех положительных данных для развития его своеобразной индивидуальности, его свободной личности, для раскрытия и наиболее полного ра

Доклад, прочитанный на Первом всероссийском съезде по-семейному
воспитанию в Петербурге 2 января 1913 года)   (...) Всякая система воспитания как система есть ограничение свободы как воспитателя, так и воспитанника. Систе

II. Общественная школа и личное самообразование
Всякая человеческая потребность может удовлетворяться индивидуальным и социальным, т.е. коллективным способом. Независимо от того, имеем ли мы учителя или нет, мы можем учиться либо в одиночку, либ

Образования
Истинность того или другого положения определяется его фактическими или логическими основаниями, независимо от того, соответствует ли оно или нет национальным традициям или мнению большинства нации

V. Наука и политика в деле образования
(...) Всякое, исходящее из того или другого фанатизма, деспотическое навязывание учащимся абсолютных догматов находится в полном противоречии с основной целью образования - свободным развитием личн

VI. Общественный интерес в деле образования
Кроме разных вероисповеданий, национальностей, классов и партий, могущих проявлять свои интересы в вопросах воспитания и образования, в обществе существуют и другие группы, для которых школьное дел

III. Нравственное воспитание
(...) Все знают, каким опасностям подвергается масса городских и даже деревенских детей. То, что они обыкновенно видят и слышат вокруг себя, мало способствует сохранению их нравственного здоровья.

I. Первое и второе детство
(...) Очевидно, что все роды деятельности, из которых складывается жизнь, совершаются в гармоническом общении, сплетаясь теснейшим образом между собой, чему нельзя препятствовать, не тормозя общего

V. Нравственное воспитание
Переходим к воспитанию нравственному. Цель этого воспитания - познание законов, управляющих поведением, и развитие способности согласоваться с ними. Эта последняя задача представляется нес

Первое письмо
Вопрос о воспитании и образовании у нас является одним из самых важнейших, жгучих и неотложных, и нет сомнения, что правильное его разрешение отразится на всех сторонах - жизни нашей родины в смысл

Второе письмо
(...) Едва ли нужно доказывать, что главнейшая задача родителей и воспитателей в данном случае заключается в неустанной заботе о том, чтобы их родное детище обладало прежде всего крепким здоровьем,

Третье письмо
(...) В процессе первоначального воспитания человека участвует много всевозможных факторов. Влияние их крайне различно и, если можно так выразиться, как в качественном, так и в количественном отнош

Четвертое письмо
В предыдущем письме я сказал, что в ряду главнейших факторов в деле воспитания стоит режим семьи. Под последним разумею весь строй, всю совокупность условий и обстановку семейной жизни, в которой п

Ребенок в деревенской и в городской квартире
  Но вот наш новорожденный превратился уже в отрока. Он давно бросил свою детскую, в ней стало ему тесно, его потянуло в мир, к обществу, в соседние комнаты, к старшим членам семьи. (

О товариществе, занятиях и развлечениях
  Очень важную роль при воспитании играет товарищество. Стремление быть в обществе, иметь около себя соседа появляется в ребенке очень рано; но в самый первый период детства оно удовл

О религии
Дать религию и воспитать в молодом существе правильное религиозное чувство есть священнейшая и первая обязанность родителей. (...) Мне кажется, что во всяком религиозном чувстве всегда лежат две ос

Главные типы современных родителей
(...) Мои многолетние скитания по белому свету и педагогический опыт дают мне некоторое основание и материал для разделения наших родителей на несколько более или менее характерных типов.

Организация родительских кружков и союзов
(...) Жизнь и обстоятельства бывают иногда выше наших сил; под их натиском пасует часто самая твердая воля и сильная энергия. (...) Для достижения необходимой солидарности в деле воспитани

СВОБОДНОЕ ВОСПИТАНИЕ И ДИСЦИПЛИНА
Перейдя к нам в Россию еще в 60-х годах, идея свободного воспитания получила, с легкой руки Толстого, особенное распространение с 1905 г. Правда, последнее время увлечение свободным воспитанием нес

И значение для педагогики
  Современная педагогика стремится рассматривать все вопросы воспитания при свете точно установленных факторов духовного развития ребенка. (...) Наиболее наблюдательные учителя давно

ЗНАЧЕНИЕ ВОСПИТАНИЯ И ЕГО ГРАНИЦЫ
  Воспитание подрастающего поколения - это одна из труднейших проблем, которые предстоит разрешить человечеству. Вместе с тем она и самая важная. От того или иного решения этой пробле

Вместо предисловия
Общественная школа господствующего типа каждого народа и каждой эпохи отражает в себе общественно-педагогические идеи данного времени. В истории школы бывают моменты, когда искусственно задержанная

Свободная школа
Следует строго различать истинную духовную свободу от свободы внешней: политической и гражданской. Для громадного большинства людей последняя, правда, является необходимым условием и первою ступень

Организация свободной школы
Школа должна быть учреждением, созданным коллективным трудом и мыслью группы лиц, соединившихся для совместной работы над воспитанием и обучением детей. Эта группа, естественно, состоит из всех род

Учебный план
Учебный план свободной школы прежде всего должен отличаться от обычных планов существующих учебных заведений отсутствием каких бы то ни было твердо поставленных программ, обязательных для прохожден

Вторая и третья ступень обучения
Предполагая, что проектируемая свободная школа может функционировать вполне правильно только при том условии, если воспитанники ее получат правильную, т.е. свободную подготовку на первой ступени в

Воспитательное влияние школы
Человека воспитывает не одна школа или семья, а вся совокупность окружающей его жизни, и это воспитание начинается не с момента поступления в школу, а гораздо раньше - с первых проблесков сознания

Связь школы и семьи
Выше мы уже говорили о том, какое участие могут принимать родители в деле первоначальной организации училища. Связь семьи и школы не должна ограничиваться этим. Школа всеми силами должна поддержива

Общественная задача свободной школы
  Мы далеки от мысли считать, что устройство школы с такой организацией возможно в настоящее время везде и что именно такая школа должна лечь в основание организации современного обуч

ДВА ПУТИ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ
(...) Будет ли жизнь нас, взрослых, жизнью эгоистов или альтруистов, жизнью эксплуататоров или тружеников, стремлением к нравственной чистоте или развращенности, жизнью деспотизма или самоотвержени

В ИСКАНИИ ЛУЧШЕГО
(Из записной книжки)   (…) Школа (...) должна начинать с изучения каждого ребенка, для которого она начинает работать. Надо исследовать детские силы, детские

С Е М Ь Я
Известный, весьма вдумчивый психолог Перре в труде своем о психологии детского возраста научно устанавливает, что в первые годы человеческой жизни душа ребенка усваивает гораздо больше нравственног

ВОСПИТАНИЕ И ДОГМАТИЗМ
  Догматизм уже давно осужден бесповоротно. Вместе с крушением идеологии средневековья рушились теоретические твердыни авторитета и догматизма; на их месте стали возводить свои филосо

ОТВЕТ НА ПИСЬМО МАТЕРИ
(Г-же Н.М. в Петерб.)   Физическая, умственная, а также и нравственно-чувственная сторона человека складывается определенно благодаря трем факторам. Во-первы

И ЧЕМ ЕЕ СЛЕДУЕТ ЗАМЕНИТЬ
(...) Главным недостатком учебно-воспитательной практики нашей средней школы является принцип принуждения, на котором она основывается. Внешний надзор, запись в кондуит, понижение балла по

И душевных болезней
  В чем задача воспитания? Какие цели должно оно преследовать? Что мы вправе требовать от него? Существуют бесчисленные, часто разноречивые, часто противоположные ответы на э

И образования
Идея нового воспитания и образования, основывающегося на свободном проявлении и свободном удовлетворении детских запросов в области умственной, нравственной и физической жизни, начинает выходить, т

Детский музей, как воспитатель
  Под таким заглавием в № 1 “Вестника Воспитания” появилась интересная статья О. В. Полетаевой. (...) Большая часть статьи посвящена деятельности бруклинского детского музея

БЕСЕДЫ С ЧИТАТЕЛЕМ
(...) У нас в России часто слышишь споры сторонников того или другого взгляда на идеалы воспитания. Выделяются сторонники так называемого общественного воспитания и семейного воспитания. Была пора,

Некрасов
Наблюдайте, изучайте детей, когда они играют. В играх детей много поучительного, интересного; в играх детей, как в зеркале, отражается жизнь взрослых, отражаются события общественной, народной, гос

Значение творчества в жизни ребенка и взрослого
(...) В первую очередь задачею школы я ставлю развитие в детях духа инициативы, творческих стремлений и интереса к знанию жизни. Чтобы школа могла послужить в данном отношении, необходимо в наше пр

К ВОПРОСУ О СВОБОДНОЙ ШКОЛЕ
(...) Успех всякой свободной школы больше всего зависит от ее организации. Учителю новой школы нужен гораздо больше организаторский, чем преподавательский талант; он должен суметь сорганизовать общ

Доклады, читанные на I Всероссийском
съезде по народному образованию)   Идея трудового воспитания выросла на почве общего и более широкого процесса демократизации школы. Правда, практическое осу

ПРАВА ДЕТСТВА
(Доклад, сделанный на I съезде по народному образованию)   (...) Природа ребенка общественна, как и все развитие его. Язык, который он усваивает путем общени

МЫСЛИ О СВОБОДНОМ ВОСПИТАНИИ
  Человек не машина. Нельзя думать о нем в том смысле, что толчки, давление извне побудят и приучат его к работе. Мы ясно видим, что получается в результате такого давления и механиче

О САМОВОСПИТАНИИ
(...) Вся ценность нашей внутренней жизни, все наше человеческое достоинство, вся полнота нашей духовной природы зависит от того, насколько мы подчиняем себе свои низменные побуждения, побеждаем их

ВИНОВНИКИ ГИБЕЛИ ДЕТЕЙ
Когда, от времени до времени, гибнут там и сям дети и юноши, - питомцы наших учебных заведений, - в печати раздаются возмущенные голоса: мечут громы и молнии на учебные заведения, убивающие детей.

УЧИТЕСЬ У ДЕТЕЙ!
Всем нам хорошо знакомы маленькие люди, которых мы зовем детьми. Мы их очень любим и только. Очень мало хорошего, разумного делаем мы для них. Все наши заботы и усилия направлены к тому, чтобы восп

ЕДИНЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ
Отсутствие самодеятельности и взаимопомощи – вот коренное зло, от которого так страдает наше общество. Каждый из нас точно свыкся с долголетней внешней опекой, не принесшей ему никакого счастья, и

НАШ ДОБРЫЙ ГЕНИЙ
В чем тайна очищающего, облагораживающего влияния детской души на душу взрослого человека? Когда мы ласкаем ребенка, слышим его милый лепет, смотрим ему в глазки, - мы бессознательно точно

ЧУТКИЙ ДРУГ ЖИВОТНЫХ
(...) Все проявления духовной жизни, присущие человеку, - его ум, совесть, чувство, - его сердце и душа, - все это в зачаточной, первоначальной, упрощенной форме мы наблюдаем и у животных. Разница

ТАЙНА СЧАСТЬЯ
(Мысли о детях и взрослых)   (...) Дети - люди, и мы тоже люди, но, посмотрите, какая огромная разница между нами: точно мы обитатели двух совершенно различн

ВОЗМОЖНО ЛИ ПЛАНОМЕРНОЕ ВОСПИТАНИЕ?
(...) Наша работа представит собою одно из побудительных условий к тому, чтобы вопрос о пользе планомерного воспитания был всесторонне разработан, чтобы за такую работу взялись лица, не только не б

МЫСЛИ О ВОСПИТАНИИ
I   Что такое цель и задача воспитания? Очевидно, те же, что и цель и задача жизни вообще: способствование созданию хорошего, счастливого человека. Поэтому задача воспитания

О Г Л А В Л Е Н И Е
Предисловие Раздел 1. Основоположники идей свободного воспитания в России Толстой Л.Н. Воспитание и образо

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги