рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

О САМОВОСПИТАНИИ

О САМОВОСПИТАНИИ - раздел Педагогика, ХРЕСТОМАТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ: СВОБОДНОЕ ВОСПИТАНИЕ (...) Вся Ценность Нашей Внутренней Жизни, Все Наше Человеческое Достоинство,...

(...) Вся ценность нашей внутренней жизни, все наше человеческое достоинство, вся полнота нашей духовной природы зависит от того, насколько мы подчиняем себе свои низменные побуждения, побеждаем их, властвуем над ними. Каждая наша победа в этой области укрепляет нас нравственно, открывает в глубине нашей души тот чистый духовный источник, откуда мы черпаем бодрость, жизненную энергию, освежаемся духовно. К этому происходящему в нас, реально ощущаемому нами и в то же самое время глубоко таинственному по своей природе духовному процессу очень чутко относятся окружающие нас люди, как взрослые, так и дети. Они понимают нас, чувствуют в наших поступках и словах нравственную крепость как результат духовной победы, одержанной нами над нашими эгоистическими стремлениями. Слова наши тогда не пустой звук для людей, не мертвая форма без всякого содержания, а полная внутреннего смысла живая действительность, уже в силу своей жизненности заразительно действующая на окружающих.

Со словом человека борющегося и побеждающего считаются как с нравственной силой, которая всегда чувствуется, никогда не остается в скрытом состоянии, проявляется во время общения человека с окружающими людьми, в тоне и смысле его речи, в его суждении о жизненных явлениях, в оценке этих явлений, их внутренней ценности, их настоящего значения. (...)

Человек, духовно борющийся со своими низшими инстинктами и подчиняющий их высшим стремлениям, твердо знает, чем красна человеческая жизнь, где кроется то вечное, незыблемое начало, на котором, как на твердом фундаменте, должно строится истинно человеческое существование, и что нужно откидывать, как наносное, вредное, марающее картину человеческой жизни.

Разобравшись в своей человеческой природе и отделив в ней все мишурное от истинно ценного, отобрав зерно от плевел, одержавший над собой нравственную победу человек тем самым познает вообще человеческую природу своих ближних, ибо в самом главном, основном природа всех людей в общем однородна... Нравственный закон играет в ней или руководящую роль, сообразно с чем она выигрывает или теряет в своей ценности: человек подымается до уровня сознательного, разумно мыслящего существа, в результате чего является богатая внутренним содержанием духовная жизнь, или падает, понижается до животного, камня или растения, причем круг его духовной жизни суживается до самых жалких, ничтожных размеров.

Познав и оценив себя нравственно, стойкий человек вырабатывает верный масштаб, точный критерий для оценки и познания вообще людей: ни одна мелочь из всего их духовного облика не ускользнет от его зорких глаз: ему достаточно окинуть человека быстрым взглядом с головы до ног, послушать немного его речей для того, чтобы с меткостью истинного художника оценить всю картину его духовной жизни, определить, к чему стремиться, что любить, чем живо стоящее перед ним существо, выяснить, где находится центр тяжести его духовной жизни, каковы его основные цели и побуждения.

Люди вообще чутко относятся к нравственно твердому, духовно-сильному человеку. Они точно чуют всю ценность происходящей в нем сложной духовной работы и тянутся к ней, как растение к солнечному свету, как к единственному просвету в тьме, в которой они ощупью блуждают.(...)

Все основатели религий, выдающиеся ораторы, проповедники, писатели и общественные деятели в сильной степени обладали этим притягательным магнитом, тем замечательно тонким и сложным духовным механизмом, который они вырабатывали в себе неустанной внутренней работой, сознательными и свободными усилиями для разрушения основной задачи и смысла жизни. Они прошли настоящую науку жизни, причем главным объектом для исследования, для неустанной любознательности являлось самое близкое им существо, всегда находящееся у них под рукой, всегда доступное, поддающееся самому тонкому и глубокому анализу и изучению и полное самого живого и неисчерпаемого интереса, - их собственная человеческая личность. В результате такого исследования для познания самого себя получается всегда самое твердое, точное знание, так как кто и что может быть так близко и доступно нам, как не мы сами; биение чьего сердца слышим мы так явственно и живо, как свое, чьи душевные движения и побуждения, чью духовную работу можем мы проследить так точно и во всех подробностях, как свою собственную?

Мы твердо знаем, что получается в результате усилий нашего духа, наших стремлений к достижению той или иной цели в жизни, - мы каждую минуту стоим на страже у самих себя, проверяем каждый свой шаг в том или ином направлении, сознаем в себе это всегда открытое, вечно бодрствующее духовное критическое око, которое умеет разбираться в результатах затраченных нами усилий и определять их сравнительную жизненную ценность.

То, что сознательно воспринимают от нравственно стойких людей окружающие их взрослые люди, инстинктивно чуют и впитывают в себя также и маленькие дети. Правда, им недоступно понимание сложного процесса, происходящего в душе сознательно нравственных людей, но им полностью доступна оценка их поступков, понимание нравственной чистоты того духа, который выражается, проявляет себя во внешних действиях.

Дети чувствуют это непосредственно в силу врожденного им, как маленьким людям, гуманного инстинкта человечности. Они всем своим существом воспринимают доброе, любовное отношение к ним взрослого человека, прекрасно понимают характер этой любви, этого доброго чувства, кроется ли в нем слащавая сентиментальность, расплывчатая любовь, не относящаяся со строгостью ни к себе, ни к окружающим, кротко улыбающаяся вообще всем и не умеющая вовремя живым, энергичным словом вмешаться в окружающую жизнь, деятельно реагировать на то или иное жизненное явление. Дети хорошо знают, насколько человек строг по отношению к самому себе, насколько он обдумывает каждый свой шаг, каждый свой поступок и только тогда принимают от него порою как должное любовную строгость по отношению к ним. Они полностью сознают тогда то равенство, которое водворяется в таких случаях между взрослым человеком и детьми и только на почве этого равенства способны воспринять нравственное влияние взрослого человека.

Тут перед нашими глазами происходит то же самое явление, что и в известном физическом опыте, когда вода, налитая в стеклянную трубку с загнутыми концами, подымается в них до одинакового уровня. (...)

Попробуйте морализировать перед детьми, только говорить, вещать им сверху вниз, а не жить согласно своим словам. Вы не добьетесь ничего и в лучшем случае будете только осмеяны детьми. Ваши слова возымеют на них тогда такое же действие, как проповедь одного комического апостола трезвости, который горячо говорил на одном народном собрании против употребления вина, и только от времени до времени, умолкая и оборачиваясь спиною к публике, вытаскивал из кармана бутылочку крепкого напитка, прикладывался к ней и, объяснив, озадаченному его странными поступками собранию, что он делает это только для того, чтобы подкрепить свои силы, опять продолжал свою подогретую спиртом трезвенную речь.

Дети прекрасно понимают всегда, что в словах попусту морализирующих родителей, наставников и воспитателей звучит не сила убеждения, не выношенная в душе живая вера, а простая сухая техника, стремящаяся внешними бездушными приемами поставить в должные рамки этих маленьких людей, заставить их слушать себя.

Сколько бы мы ни старались скрыть от себя и от окружающих нас взрослых и детей отсутствие в нас серьезных стремлений и усилий для того, чтобы стать самим нравственно чище, усовершенствовать свою собственную жизнь, мы ничего, конечно, не добьемся. (...)

Для всех, я думаю, является бесспорной истиной, что в душе детей мы находим все задатки взрослого человека. Восприимчивость, способность заражаться стремлениями окружающих людей и подражать им в своих поступках проявляется в детях гораздо сильнее, чем во взрослых людях. Дети в этом отношении ближе к природе, чем взрослые люди. (...)

Сознание как прочная регулирующая деятельность взрослого человека духовная сила еще слабо в детях. Оно только постепенно крепнет, формируется в них под влиянием фактов, явлений из окружающей жизни. Поэтому-то явления эти, носящие в наших глазах обыденный, будничный характер, вследствие того что мы успели присмотреться, привыкнуть к ним, представляются детям полными живого, жизненного содержания.

Отсюда является вполне понятным, почему примеры из окружающей жизни так глубоко отпечатываются в душе детей: они имеют в их глазах самостоятельную, самодовлеющую ценность. Ребенка поучают и наставляют главным образом факты, действия, поступки окружающих людей. Поступки эти, реальная, живая сила в их глазах, импонирующая им уже одним тем, что она носит жизненный, осязательный для них характер. Мораль, нравственное поучение вытекает тогда естественно из того, что дети видят воочию осуществляющимся в реальной жизни. Такая мораль уже не имеет безжизненного, беспочвенного характера в их глазах: она тогда сама действительность, такое же естественное явление, как тень, отбрасываемая деревом, глубоко коренящимся в твердой почве.

 

Свободное воспитание. 1908-1909, .№ 5. - С.42-50.

 

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ХРЕСТОМАТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ: СВОБОДНОЕ ВОСПИТАНИЕ

На сайте allrefs.net читайте: "ХРЕСТОМАТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ: СВОБОДНОЕ ВОСПИТАНИЕ"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: О САМОВОСПИТАНИИ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

СВОБОДНОЕ ВОСПИТАНИЕ
  Составитель, автор предисловия, примечаний, биографических сведений, указателя имен профессор Л. В. МАРДАХАЕВ    

ВОСПИТАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ
  (…) В понятии педагогов воспитание включает в себя преподавание. Так называемая наука педагогика занимается только воспитанием и смотрит на образовывающегося человека, как

ПРОГРЕСС И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
  Прогресс. (...) Благость прогресса я не признаю, пока мне не докажут ее, и потому, наблюдая явление образования, мне необходимо определение образования, и я вновь повт

О НАРОДНОМ ОБРАЗОВАНИИ
(...) Потребность образования лежит в каждом человеке; народ любит и ищет образования, как любит и ищет воздуха для дыхания; правительство и общество сгорают желанием образовать народ, и, несмотря

О НАРОДНОМ ОБРАЗОВАНИИ
  (...) Безобразные явления мнимого развития я не мог назвать хорошими и в том, что развитие ученика дурно, я тоже не мог убедиться, и потому я стал доискиваться, что такое

В ЧЕМ ГЛАВНАЯ ЗАДАЧА УЧИТЕЛЯ
( из беседы с народными учителями)   (...) Когда я занимался в своей школе, я поступал так: Прежде всего я прочитывал ученикам из Евангелия от Матфе

О ВОСПИТАНИИ
(В ответ на письмо Г-ой)   (...) Очень может быть, что в моих статьях о воспитании и образовании, давнишних и последних, окажутся и противоречия и неясности.

ОБЩИЕ ЗАМЕЧАНИЯ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Для того чтобы ученик учился хорошо, нужно, чтобы он учился охотно; для того чтобы он учился охотно, нужно: 1) чтобы то, чему учат ученика, было понятно и занимательно и 2) чтобы душевные

ВЫДЕРЖКИ ИЗ ПИСЕМ И ДНЕВНИКОВ
Родители, живя развратною, невоздержанною в пище, праздною, в неуважении к людям - жизнью, всегда требуют от детей воздержания, деятельности, уважения к людям. Но язык жизни, примера далеко слышен

Л.Н. ТОЛСТОГО
Жизнь человеческая должна быть руководима тем нравственным началом, которое составляет основу жизни человека и проявляется любовью.   Всем нам нужно одно: учиться жить всегда

I. Общий очерк теории свободного воспитания
(…) На теорию свободного воспитания мы можем смотреть, как на естественную наследницу всего предшествующего развития педагогической мысли, линия которого идет, начиная от Монтеня, Амоса Коменского,

IV. Осуществима ли теория свободного воспитания
(…) В трех сферах жизни практикуется над ребенком насилие: во-1-х, в области политических учреждений и установлений, вообще везде, где он фигурирует как член определенного государства (...); во-2-х

Среда как фактор нравственного воспитания
  (...) Факт, что у хороших людей, озабоченных участью своих детей, несмотря на ряд применяемых ими систематических мер, рекомендуемых современной педагогией, получаются подчас очень

Оказываемого ими на волю
  Каждое впечатление, оказываемое на нас окружающей средой, так или иначе, но необходимо отражается в конце концов и на нашей воле. Оно является не только тем материалом, который ложи

II. Что следует понимать под средою
(...) Среда - это все то, что находится вне данного индивидуума, что его окружает, среди чего он живет. В этом смысле пришлось бы назвать средою весь внешний мир, всю вселенную. И это в известной м

К которым оно приводит
(...) Установление психического взаимодействия предполагает выработку языка и способности понимать выразительные движения других, нам подобных существ. Общество существует благодаря психическому вз

Для нравственного развития ребенка
  (...) Только главным образом на почве психического взаимодействия могут создаться те могучие светлые активные идеи и чувства, которые обусловливают развитие в ребенке нравственной в

Связь педагогики с социологией
  (...) Воспитатель должен заботиться о том, чтобы среде не приходилось умерять наши идеальные порывы, чтобы сама среда, напротив, была так устроена, что толкала бы нас к добру, к пра

IV. Нормальные отношения детей и воспитателей
  (...) Ребенок и воспитатель - это две равноценные единицы. Если между ними устанавливается то общественное отношение, которое может быть названо воспитывающим общением, то это воспи

Вступление
(...) Освобождение ребенка и доставление освобожденному ребенку всех положительных данных для развития его своеобразной индивидуальности, его свободной личности, для раскрытия и наиболее полного ра

Доклад, прочитанный на Первом всероссийском съезде по-семейному
воспитанию в Петербурге 2 января 1913 года)   (...) Всякая система воспитания как система есть ограничение свободы как воспитателя, так и воспитанника. Систе

I. Права личности и общества в деле образования
О вопросах подобных тому, которому я посвящаю эту книжку, можно рассуждать с двух точек зрения, смотря по тому, какая сторона предмета, подлежащего рассмотрению, выдвигается на первый план, именно

II. Общественная школа и личное самообразование
Всякая человеческая потребность может удовлетворяться индивидуальным и социальным, т.е. коллективным способом. Независимо от того, имеем ли мы учителя или нет, мы можем учиться либо в одиночку, либ

Образования
Истинность того или другого положения определяется его фактическими или логическими основаниями, независимо от того, соответствует ли оно или нет национальным традициям или мнению большинства нации

V. Наука и политика в деле образования
(...) Всякое, исходящее из того или другого фанатизма, деспотическое навязывание учащимся абсолютных догматов находится в полном противоречии с основной целью образования - свободным развитием личн

VI. Общественный интерес в деле образования
Кроме разных вероисповеданий, национальностей, классов и партий, могущих проявлять свои интересы в вопросах воспитания и образования, в обществе существуют и другие группы, для которых школьное дел

III. Нравственное воспитание
(...) Все знают, каким опасностям подвергается масса городских и даже деревенских детей. То, что они обыкновенно видят и слышат вокруг себя, мало способствует сохранению их нравственного здоровья.

I. Первое и второе детство
(...) Очевидно, что все роды деятельности, из которых складывается жизнь, совершаются в гармоническом общении, сплетаясь теснейшим образом между собой, чему нельзя препятствовать, не тормозя общего

V. Нравственное воспитание
Переходим к воспитанию нравственному. Цель этого воспитания - познание законов, управляющих поведением, и развитие способности согласоваться с ними. Эта последняя задача представляется нес

Первое письмо
Вопрос о воспитании и образовании у нас является одним из самых важнейших, жгучих и неотложных, и нет сомнения, что правильное его разрешение отразится на всех сторонах - жизни нашей родины в смысл

Второе письмо
(...) Едва ли нужно доказывать, что главнейшая задача родителей и воспитателей в данном случае заключается в неустанной заботе о том, чтобы их родное детище обладало прежде всего крепким здоровьем,

Третье письмо
(...) В процессе первоначального воспитания человека участвует много всевозможных факторов. Влияние их крайне различно и, если можно так выразиться, как в качественном, так и в количественном отнош

Четвертое письмо
В предыдущем письме я сказал, что в ряду главнейших факторов в деле воспитания стоит режим семьи. Под последним разумею весь строй, всю совокупность условий и обстановку семейной жизни, в которой п

Ребенок в деревенской и в городской квартире
  Но вот наш новорожденный превратился уже в отрока. Он давно бросил свою детскую, в ней стало ему тесно, его потянуло в мир, к обществу, в соседние комнаты, к старшим членам семьи. (

О товариществе, занятиях и развлечениях
  Очень важную роль при воспитании играет товарищество. Стремление быть в обществе, иметь около себя соседа появляется в ребенке очень рано; но в самый первый период детства оно удовл

О религии
Дать религию и воспитать в молодом существе правильное религиозное чувство есть священнейшая и первая обязанность родителей. (...) Мне кажется, что во всяком религиозном чувстве всегда лежат две ос

Главные типы современных родителей
(...) Мои многолетние скитания по белому свету и педагогический опыт дают мне некоторое основание и материал для разделения наших родителей на несколько более или менее характерных типов.

Организация родительских кружков и союзов
(...) Жизнь и обстоятельства бывают иногда выше наших сил; под их натиском пасует часто самая твердая воля и сильная энергия. (...) Для достижения необходимой солидарности в деле воспитани

СВОБОДНОЕ ВОСПИТАНИЕ И ДИСЦИПЛИНА
Перейдя к нам в Россию еще в 60-х годах, идея свободного воспитания получила, с легкой руки Толстого, особенное распространение с 1905 г. Правда, последнее время увлечение свободным воспитанием нес

И значение для педагогики
  Современная педагогика стремится рассматривать все вопросы воспитания при свете точно установленных факторов духовного развития ребенка. (...) Наиболее наблюдательные учителя давно

ЗНАЧЕНИЕ ВОСПИТАНИЯ И ЕГО ГРАНИЦЫ
  Воспитание подрастающего поколения - это одна из труднейших проблем, которые предстоит разрешить человечеству. Вместе с тем она и самая важная. От того или иного решения этой пробле

Вместо предисловия
Общественная школа господствующего типа каждого народа и каждой эпохи отражает в себе общественно-педагогические идеи данного времени. В истории школы бывают моменты, когда искусственно задержанная

Свободная школа
Следует строго различать истинную духовную свободу от свободы внешней: политической и гражданской. Для громадного большинства людей последняя, правда, является необходимым условием и первою ступень

Организация свободной школы
Школа должна быть учреждением, созданным коллективным трудом и мыслью группы лиц, соединившихся для совместной работы над воспитанием и обучением детей. Эта группа, естественно, состоит из всех род

Учебный план
Учебный план свободной школы прежде всего должен отличаться от обычных планов существующих учебных заведений отсутствием каких бы то ни было твердо поставленных программ, обязательных для прохожден

Вторая и третья ступень обучения
Предполагая, что проектируемая свободная школа может функционировать вполне правильно только при том условии, если воспитанники ее получат правильную, т.е. свободную подготовку на первой ступени в

Воспитательное влияние школы
Человека воспитывает не одна школа или семья, а вся совокупность окружающей его жизни, и это воспитание начинается не с момента поступления в школу, а гораздо раньше - с первых проблесков сознания

Связь школы и семьи
Выше мы уже говорили о том, какое участие могут принимать родители в деле первоначальной организации училища. Связь семьи и школы не должна ограничиваться этим. Школа всеми силами должна поддержива

Общественная задача свободной школы
  Мы далеки от мысли считать, что устройство школы с такой организацией возможно в настоящее время везде и что именно такая школа должна лечь в основание организации современного обуч

ДВА ПУТИ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ
(...) Будет ли жизнь нас, взрослых, жизнью эгоистов или альтруистов, жизнью эксплуататоров или тружеников, стремлением к нравственной чистоте или развращенности, жизнью деспотизма или самоотвержени

В ИСКАНИИ ЛУЧШЕГО
(Из записной книжки)   (…) Школа (...) должна начинать с изучения каждого ребенка, для которого она начинает работать. Надо исследовать детские силы, детские

С Е М Ь Я
Известный, весьма вдумчивый психолог Перре в труде своем о психологии детского возраста научно устанавливает, что в первые годы человеческой жизни душа ребенка усваивает гораздо больше нравственног

ВОСПИТАНИЕ И ДОГМАТИЗМ
  Догматизм уже давно осужден бесповоротно. Вместе с крушением идеологии средневековья рушились теоретические твердыни авторитета и догматизма; на их месте стали возводить свои филосо

ОТВЕТ НА ПИСЬМО МАТЕРИ
(Г-же Н.М. в Петерб.)   Физическая, умственная, а также и нравственно-чувственная сторона человека складывается определенно благодаря трем факторам. Во-первы

И ЧЕМ ЕЕ СЛЕДУЕТ ЗАМЕНИТЬ
(...) Главным недостатком учебно-воспитательной практики нашей средней школы является принцип принуждения, на котором она основывается. Внешний надзор, запись в кондуит, понижение балла по

И душевных болезней
  В чем задача воспитания? Какие цели должно оно преследовать? Что мы вправе требовать от него? Существуют бесчисленные, часто разноречивые, часто противоположные ответы на э

И образования
Идея нового воспитания и образования, основывающегося на свободном проявлении и свободном удовлетворении детских запросов в области умственной, нравственной и физической жизни, начинает выходить, т

Детский музей, как воспитатель
  Под таким заглавием в № 1 “Вестника Воспитания” появилась интересная статья О. В. Полетаевой. (...) Большая часть статьи посвящена деятельности бруклинского детского музея

БЕСЕДЫ С ЧИТАТЕЛЕМ
(...) У нас в России часто слышишь споры сторонников того или другого взгляда на идеалы воспитания. Выделяются сторонники так называемого общественного воспитания и семейного воспитания. Была пора,

Некрасов
Наблюдайте, изучайте детей, когда они играют. В играх детей много поучительного, интересного; в играх детей, как в зеркале, отражается жизнь взрослых, отражаются события общественной, народной, гос

Значение творчества в жизни ребенка и взрослого
(...) В первую очередь задачею школы я ставлю развитие в детях духа инициативы, творческих стремлений и интереса к знанию жизни. Чтобы школа могла послужить в данном отношении, необходимо в наше пр

К ВОПРОСУ О СВОБОДНОЙ ШКОЛЕ
(...) Успех всякой свободной школы больше всего зависит от ее организации. Учителю новой школы нужен гораздо больше организаторский, чем преподавательский талант; он должен суметь сорганизовать общ

Доклады, читанные на I Всероссийском
съезде по народному образованию)   Идея трудового воспитания выросла на почве общего и более широкого процесса демократизации школы. Правда, практическое осу

ПРАВА ДЕТСТВА
(Доклад, сделанный на I съезде по народному образованию)   (...) Природа ребенка общественна, как и все развитие его. Язык, который он усваивает путем общени

МЫСЛИ О СВОБОДНОМ ВОСПИТАНИИ
  Человек не машина. Нельзя думать о нем в том смысле, что толчки, давление извне побудят и приучат его к работе. Мы ясно видим, что получается в результате такого давления и механиче

ВИНОВНИКИ ГИБЕЛИ ДЕТЕЙ
Когда, от времени до времени, гибнут там и сям дети и юноши, - питомцы наших учебных заведений, - в печати раздаются возмущенные голоса: мечут громы и молнии на учебные заведения, убивающие детей.

УЧИТЕСЬ У ДЕТЕЙ!
Всем нам хорошо знакомы маленькие люди, которых мы зовем детьми. Мы их очень любим и только. Очень мало хорошего, разумного делаем мы для них. Все наши заботы и усилия направлены к тому, чтобы восп

ЕДИНЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ
Отсутствие самодеятельности и взаимопомощи – вот коренное зло, от которого так страдает наше общество. Каждый из нас точно свыкся с долголетней внешней опекой, не принесшей ему никакого счастья, и

НАШ ДОБРЫЙ ГЕНИЙ
В чем тайна очищающего, облагораживающего влияния детской души на душу взрослого человека? Когда мы ласкаем ребенка, слышим его милый лепет, смотрим ему в глазки, - мы бессознательно точно

ЧУТКИЙ ДРУГ ЖИВОТНЫХ
(...) Все проявления духовной жизни, присущие человеку, - его ум, совесть, чувство, - его сердце и душа, - все это в зачаточной, первоначальной, упрощенной форме мы наблюдаем и у животных. Разница

ТАЙНА СЧАСТЬЯ
(Мысли о детях и взрослых)   (...) Дети - люди, и мы тоже люди, но, посмотрите, какая огромная разница между нами: точно мы обитатели двух совершенно различн

ВОЗМОЖНО ЛИ ПЛАНОМЕРНОЕ ВОСПИТАНИЕ?
(...) Наша работа представит собою одно из побудительных условий к тому, чтобы вопрос о пользе планомерного воспитания был всесторонне разработан, чтобы за такую работу взялись лица, не только не б

МЫСЛИ О ВОСПИТАНИИ
I   Что такое цель и задача воспитания? Очевидно, те же, что и цель и задача жизни вообще: способствование созданию хорошего, счастливого человека. Поэтому задача воспитания

О Г Л А В Л Е Н И Е
Предисловие Раздел 1. Основоположники идей свободного воспитания в России Толстой Л.Н. Воспитание и образо

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги