И значение для педагогики - раздел Педагогика, ХРЕСТОМАТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ: СВОБОДНОЕ ВОСПИТАНИЕ
Современная Педагогика Стремится Рассматривать Все Вопросы Во...
Современная педагогика стремится рассматривать все вопросы воспитания при свете точно установленных факторов духовного развития ребенка. (...) Наиболее наблюдательные учителя давно уже заметили, что душевная жизнь детей отличается от жизни взрослых своеобразными особенностями и что для обеспечения успеха в воспитании и обучении необходимо принимать во внимание при обращении с детьми как эти особенности, так и те, которыми дети отличаются друг от друга. Уже древнеримская педагогика в лице, например, Квинтиллиана, обращала внимание на необходимость приспосабливаться к индивидуальным особенностям и дарованиям детей, так как одни склонны к истории, другие к правоведению, третьи к красноречию, а четвертые к земледелию; одни нуждаются в подбадривании, а другие в сдерживании. В средние века мысль о необходимости сообразовываться в воспитании с особенностями детской природы высказывалась и писателями-теоретиками, затрагивавшими педагогические вопросы, как Рабле, Монтень и такими выдающимися педагогами-практиками, как Витторино да Фельтре. В новое время на мысли о приспособлении воспитания и обучения к природе детей останавливаются все лучшие представители педагогики, особенно: Коменский, Локк, Руссо, Песталоцци, Фребель, Гербарт и другие. Так, Коменский в своей великой дидактике обращает внимание на то, что развитие человека подчиняется тем же законам, какими управляется жизнь всей природы. Поэтому, если мы хотим понять законы развития человека, то должны обратиться к природе, а в ней нет скачков, все развивается последовательно и постепенно. Та же закономерность проявляется и в развитии человека, и с ней надо сообразоваться воспитателю. (...) Кроме того, воспитатель обязан приспосабливаться и к индивидуальности ребенка, так как дети так сильно различаются по своим способностям, что предъявление ко всем однообразных требований противоречило бы природе. (…)
По мнению Локка (...) наблюдение над душевной жизнью воспитуемых и изучение их природы важно не только для решения вопросов о средствах воспитания, но и для выяснения цели воспитания, его идеала. (...) “Тот, кто берет на себя заботу о воспитании детей, должен изучить их натуру и способности, испытывать в какую сторону они легче всего склоняются и что наиболее всего соответствует их внутренним свойствам, наблюдать, каков природный объем их ума, каким образом можно его увеличить и к чему применить, узнавать, чего им недостает и способны ли они себе усвоить это прилежанием и упражнением, равно как стоит ли труда этого добиться, так как в большинстве случаев все, чего мы можем достигнуть (и к достижению чего должны стремиться), - это утилизировать лучшую часть из того, что природа дала ребенку, предотвратить пороки и недостатки, к которым склонен данный характер, и развить в нем те выгодные стороны, к которым он способен. Руссо идет еще дальше в развитии мысли о том, что воспитание должно быть приспособлено к природе ребенка, что педагогика должна основываться на изучении природы детей”. (...)
По мнению Песталоцци, идеал школы заключается во всестороннем гармоническом развитии природных сил и способности человека при помощи самодеятельности, в воспитании людей труда путем разумной, осмысленной работы, причем весь ход преподавания должен строго приспособляться к естественному ходу развития ребенка. Эти мысли развивали и углубляли педагоги, следовавшие за Песталоцци и шедшие большей частью по указанному им пути. Они, между прочим, обратили внимание и на то, что игнорирование психологического обоснования воспитания вредит школьному делу, задерживает духовное развитие ребенка. По выражению Фребеля, “воспитание не должно быть чеканкой на подобие монет по одному образцу, оно, наоборот, проявление внутренней силы”. “Мы слишком мало, - замечает он, - придаем значения внутренней и одухотворяющей силе ребенка и отрока, и поэтому она дает в последствии такие ничтожные результаты; неупотребление внутренней силы приводит в конце концов к исчезновению самой силы”. Подобным же образом предостерегает неразумных родителей и воспитателей и Гербарт от обычая “ломать по своему вкусу своих питомцев и наводить на них, как на необтесанное дерево, всевозможный лак, который в зрелые годы все равно будет удален и, конечно, не без вреда и боли”. (...)
Не менее убедительно о необходимости изучения и понимания детской природы говорили учителя, наши выдающиеся педагоги: Ушинский, Пирогов, Толстой, Лесгафт и другие. Пирогов приглашал родителей и воспитателей войти в таинственно-священный храм детской души. Ушинский требовал, чтобы учитель, взявшись за воспитание духовной стороны человека, употреблял все зависящие от него средства, чтобы познакомиться насколько возможно ближе с предметом деятельности своей жизни. (...)
К изучению духовной деятельности детей более старшего возраста ученые приступили только в конце последней четверти прошлого столетия. Мост между исследованиями первого периода и второго перекинул известный физиолог В. Прейер, сочинение которого “Душа ребенка”, появившееся в 1882 г., (...) охватывает период только первых трех лет жизни ребенка, (...) имеет в виду изучение духовного развития - чувств, воли, рассудка и языка. Это сочинение обилием фактического материала и научностью его обработки оказало большое влияние на развитие науки о детях, заинтересовало изучением детей и показало, как надо приступать к делу. “Душа только что родившегося ребенка, - говорит Прейер в предисловии к своему сочинению, - не представляет собою листа, на котором позднее заносят свои впечатления органы чувств. Душевное содержание человека обуславливается не одними чувственными впечатлениями: еще до появления на свет, его белый лист исписан множеством неразборчивых, неясных и невидимых знаков, т.е. следами бесчисленных чувственных впечатлений, испытанных давно - минувшими поколениями. Эти остатки так стерты и неотчетливы, что душевную организацию принимали за белый лист, пока не ознакомились с ее изменениями в первое время жизни ребенка. Чем внимательнее стали наблюдать ребенка, тем разборчивее становятся непонятные вначале письмена, которые он приносит с собою в мир“. Разобрать эти неясные, неразборчивые знаки, прочесть иероглифы детской души и ставит своей задачей Прейер. Он обращает, между прочим, вполне справедливо внимание на то, что психология детства является основой научной педагогики. “Все более и более, - по его мнению, - прокладывает путь сознание, что психогенезис составляет необходимую основу педагогики. Только изучение душевного развития маленького ребенка может действительно поставить на ноги воспитание и образование”. (...) Понимание психологии ребенка школьного возраста невозможно без ясного представления истории его развития в более раннюю пору, в тот период, когда завязывались почки тех духовных способностей, которые теперь развертываются благодаря вашей деятельности и духовному росту ребенка. Психология раннего детства прокладывает дорогу для изучения психологии школьного возраста.
(...) Изучение детей школьного возраста выдвинуло практический вопрос о помощи малоспособным, отстающим, об организации для них особых вспомогательных школ. Выдвинутый врачами вопрос о вспомогательных школах для умственно отсталых и нравственно дефектных детей еще более привлек внимание к изучению детей школьного возраста при помощи точных приемов, когда первые организаторы школ для отсталых детей встретились с вопросом об отборе таких детей из нормальных школ, о точном определении степени отсталости данного ребенка. (...)
Первую попытку в этом направлении сделал американский исследователь профессор С. Холл, оказавший громадное влияние на направление педагогической науки нового времени. Заслуга этого ученого заключается в объединении отдельных разрозненных исследований о детях в одну науку о ребенке (педология), имеющую своим предметом изучение физической и духовной природы детей во всех отношениях и выяснение ее значения для воспитания. Главным недостатком современной школы, по мнению С. Холла, является то обстоятельство, что она старается втиснуть каждого ребенка в раз навсегда выработанные формы воспитания, приноровленные к среднему, в действительности не существующему ученику, в том, что как будто не школа существует для детей, а дети для школы. Наша школа, по мнению Холла, схолоцентрична, - она старается приноровить силы учащихся к раз [и] навсегда выработанным методам и программам, должна же она быть, наоборот, педоцентричной, такой, в которой все для ребенка и все исходит из понимания детской природы. Поэтому педагогика должна основываться на исследовании учащихся. (...)
Мейман (...) показывает, какое громадное значение для всей постановки дела воспитания имеют сведения, добытые при помощи точных наблюдений. Они требуют преобразования школы из школы пассивного обучения в школу активной самостоятельной работы, воспитания не только ума, интеллекта, но всего человека, его чувств и воли. “Самый общий вывод из всех наблюдений и опытов, который мы должны сделать, - по его мнению, - состоит в том, что только при правильном уходе за эмоциональной и волевой жизнью детей возможна правильная система воспитания, а сущность правильного ухода за эмоциональной и волевою жизнью заключается в тех мероприятиях и приемах воспитателя, которые увеличивают в детях доверие к себе, научают их правильно оценивать свои силы, ведут к развитию личности с сильной волей”. (...)
Изучая шаг за шагом развитие у ребенка различных душевных функций, он [Компере] обращает внимание воспитателей постоянно на то, какое большое значение имеет самостоятельное развитие ребенка, но в то же время отмечает, что “самостоятельного развития недостаточно. И психология детства, давая нам возможность оценить необходимость вмешательства, указывает нам средства точно и успешно регулировать это вмешательство”. (...)
Профессор Клапаред совершенно верно отмечает, что изучение психологии детства является испытанием педагогических способностей учителя. “Цель психологии детства, - говорит он, - в том и состоит, чтобы обратить внимание учителей на детские интересы, заставить их изучить. Учитель, который окажется неспособным заглянуть умом и сердцем в детскую душу, понять все, что ее волнует и радует, очевидно, ошибся в своем призвании и выбрал неподходящую профессию”. По мнению Селли, психология детства поможет учителю понять, что за сложная вещь человеческая душа в ранние периоды своего развития и как замысловато в ней переплетены между собой различные отличительные свойства. (...)
Все темы данного раздела:
СВОБОДНОЕ ВОСПИТАНИЕ
Составитель,
автор предисловия, примечаний,
биографических сведений,
указателя имен
профессор Л. В. МАРДАХАЕВ
ВОСПИТАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ
(…) В понятии педагогов воспитание включает в себя преподавание.
Так называемая наука педагогика занимается только воспитанием и смотрит на образовывающегося человека, как
ПРОГРЕСС И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Прогресс. (...) Благость прогресса я не признаю, пока мне не докажут ее, и потому, наблюдая явление образования, мне необходимо определение образования, и я вновь повт
О НАРОДНОМ ОБРАЗОВАНИИ
(...) Потребность образования лежит в каждом человеке; народ любит и ищет образования, как любит и ищет воздуха для дыхания; правительство и общество сгорают желанием образовать народ, и, несмотря
О НАРОДНОМ ОБРАЗОВАНИИ
(...) Безобразные явления мнимого развития я не мог назвать хорошими и в том, что развитие ученика дурно, я тоже не мог убедиться, и потому я стал доискиваться, что такое
В ЧЕМ ГЛАВНАЯ ЗАДАЧА УЧИТЕЛЯ
( из беседы с народными учителями)
(...) Когда я занимался в своей школе, я поступал так:
Прежде всего я прочитывал ученикам из Евангелия от Матфе
О ВОСПИТАНИИ
(В ответ на письмо Г-ой)
(...) Очень может быть, что в моих статьях о воспитании и образовании, давнишних и последних, окажутся и противоречия и неясности.
ОБЩИЕ ЗАМЕЧАНИЯ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Для того чтобы ученик учился хорошо, нужно, чтобы он учился охотно; для того чтобы он учился охотно, нужно:
1) чтобы то, чему учат ученика, было понятно и занимательно и 2) чтобы душевные
ВЫДЕРЖКИ ИЗ ПИСЕМ И ДНЕВНИКОВ
Родители, живя развратною, невоздержанною в пище, праздною, в неуважении к людям - жизнью, всегда требуют от детей воздержания, деятельности, уважения к людям. Но язык жизни, примера далеко слышен
Л.Н. ТОЛСТОГО
Жизнь человеческая должна быть руководима тем нравственным началом, которое составляет основу жизни человека и проявляется любовью.
Всем нам нужно одно: учиться жить всегда
I. Общий очерк теории свободного воспитания
(…) На теорию свободного воспитания мы можем смотреть, как на естественную наследницу всего предшествующего развития педагогической мысли, линия которого идет, начиная от Монтеня, Амоса Коменского,
IV. Осуществима ли теория свободного воспитания
(…) В трех сферах жизни практикуется над ребенком насилие: во-1-х, в области политических учреждений и установлений, вообще везде, где он фигурирует как член определенного государства (...); во-2-х
Среда как фактор нравственного воспитания
(...) Факт, что у хороших людей, озабоченных участью своих детей, несмотря на ряд применяемых ими систематических мер, рекомендуемых современной педагогией, получаются подчас очень
Оказываемого ими на волю
Каждое впечатление, оказываемое на нас окружающей средой, так или иначе, но необходимо отражается в конце концов и на нашей воле. Оно является не только тем материалом, который ложи
II. Что следует понимать под средою
(...) Среда - это все то, что находится вне данного индивидуума, что его окружает, среди чего он живет. В этом смысле пришлось бы назвать средою весь внешний мир, всю вселенную. И это в известной м
К которым оно приводит
(...) Установление психического взаимодействия предполагает выработку языка и способности понимать выразительные движения других, нам подобных существ. Общество существует благодаря психическому вз
Для нравственного развития ребенка
(...) Только главным образом на почве психического взаимодействия могут создаться те могучие светлые активные идеи и чувства, которые обусловливают развитие в ребенке нравственной в
Связь педагогики с социологией
(...) Воспитатель должен заботиться о том, чтобы среде не приходилось умерять наши идеальные порывы, чтобы сама среда, напротив, была так устроена, что толкала бы нас к добру, к пра
IV. Нормальные отношения детей и воспитателей
(...) Ребенок и воспитатель - это две равноценные единицы. Если между ними устанавливается то общественное отношение, которое может быть названо воспитывающим общением, то это воспи
Вступление
(...) Освобождение ребенка и доставление освобожденному ребенку всех положительных данных для развития его своеобразной индивидуальности, его свободной личности, для раскрытия и наиболее полного ра
Доклад, прочитанный на Первом всероссийском съезде по-семейному
воспитанию в Петербурге 2 января 1913 года)
(...) Всякая система воспитания как система есть ограничение свободы как воспитателя, так и воспитанника. Систе
I. Права личности и общества в деле образования
О вопросах подобных тому, которому я посвящаю эту книжку, можно рассуждать с двух точек зрения, смотря по тому, какая сторона предмета, подлежащего рассмотрению, выдвигается на первый план, именно
II. Общественная школа и личное самообразование
Всякая человеческая потребность может удовлетворяться индивидуальным и социальным, т.е. коллективным способом. Независимо от того, имеем ли мы учителя или нет, мы можем учиться либо в одиночку, либ
Образования
Истинность того или другого положения определяется его фактическими или логическими основаниями, независимо от того, соответствует ли оно или нет национальным традициям или мнению большинства нации
V. Наука и политика в деле образования
(...) Всякое, исходящее из того или другого фанатизма, деспотическое навязывание учащимся абсолютных догматов находится в полном противоречии с основной целью образования - свободным развитием личн
VI. Общественный интерес в деле образования
Кроме разных вероисповеданий, национальностей, классов и партий, могущих проявлять свои интересы в вопросах воспитания и образования, в обществе существуют и другие группы, для которых школьное дел
III. Нравственное воспитание
(...) Все знают, каким опасностям подвергается масса городских и даже деревенских детей. То, что они обыкновенно видят и слышат вокруг себя, мало способствует сохранению их нравственного здоровья.
I. Первое и второе детство
(...) Очевидно, что все роды деятельности, из которых складывается жизнь, совершаются в гармоническом общении, сплетаясь теснейшим образом между собой, чему нельзя препятствовать, не тормозя общего
V. Нравственное воспитание
Переходим к воспитанию нравственному.
Цель этого воспитания - познание законов, управляющих поведением, и развитие способности согласоваться с ними. Эта последняя задача представляется нес
Первое письмо
Вопрос о воспитании и образовании у нас является одним из самых важнейших, жгучих и неотложных, и нет сомнения, что правильное его разрешение отразится на всех сторонах - жизни нашей родины в смысл
Второе письмо
(...) Едва ли нужно доказывать, что главнейшая задача родителей и воспитателей в данном случае заключается в неустанной заботе о том, чтобы их родное детище обладало прежде всего крепким здоровьем,
Третье письмо
(...) В процессе первоначального воспитания человека участвует много всевозможных факторов. Влияние их крайне различно и, если можно так выразиться, как в качественном, так и в количественном отнош
Четвертое письмо
В предыдущем письме я сказал, что в ряду главнейших факторов в деле воспитания стоит режим семьи. Под последним разумею весь строй, всю совокупность условий и обстановку семейной жизни, в которой п
Ребенок в деревенской и в городской квартире
Но вот наш новорожденный превратился уже в отрока. Он давно бросил свою детскую, в ней стало ему тесно, его потянуло в мир, к обществу, в соседние комнаты, к старшим членам семьи. (
О товариществе, занятиях и развлечениях
Очень важную роль при воспитании играет товарищество. Стремление быть в обществе, иметь около себя соседа появляется в ребенке очень рано; но в самый первый период детства оно удовл
О религии
Дать религию и воспитать в молодом существе правильное религиозное чувство есть священнейшая и первая обязанность родителей. (...) Мне кажется, что во всяком религиозном чувстве всегда лежат две ос
Главные типы современных родителей
(...) Мои многолетние скитания по белому свету и педагогический опыт дают мне некоторое основание и материал для разделения наших родителей на несколько более или менее характерных типов.
Организация родительских кружков и союзов
(...) Жизнь и обстоятельства бывают иногда выше наших сил; под их натиском пасует часто самая твердая воля и сильная энергия. (...)
Для достижения необходимой солидарности в деле воспитани
СВОБОДНОЕ ВОСПИТАНИЕ И ДИСЦИПЛИНА
Перейдя к нам в Россию еще в 60-х годах, идея свободного воспитания получила, с легкой руки Толстого, особенное распространение с 1905 г. Правда, последнее время увлечение свободным воспитанием нес
ЗНАЧЕНИЕ ВОСПИТАНИЯ И ЕГО ГРАНИЦЫ
Воспитание подрастающего поколения - это одна из труднейших проблем, которые предстоит разрешить человечеству. Вместе с тем она и самая важная. От того или иного решения этой пробле
Вместо предисловия
Общественная школа господствующего типа каждого народа и каждой эпохи отражает в себе общественно-педагогические идеи данного времени. В истории школы бывают моменты, когда искусственно задержанная
Свободная школа
Следует строго различать истинную духовную свободу от свободы внешней: политической и гражданской. Для громадного большинства людей последняя, правда, является необходимым условием и первою ступень
Организация свободной школы
Школа должна быть учреждением, созданным коллективным трудом и мыслью группы лиц, соединившихся для совместной работы над воспитанием и обучением детей. Эта группа, естественно, состоит из всех род
Учебный план
Учебный план свободной школы прежде всего должен отличаться от обычных планов существующих учебных заведений отсутствием каких бы то ни было твердо поставленных программ, обязательных для прохожден
Вторая и третья ступень обучения
Предполагая, что проектируемая свободная школа может функционировать вполне правильно только при том условии, если воспитанники ее получат правильную, т.е. свободную подготовку на первой ступени в
Воспитательное влияние школы
Человека воспитывает не одна школа или семья, а вся совокупность окружающей его жизни, и это воспитание начинается не с момента поступления в школу, а гораздо раньше - с первых проблесков сознания
Связь школы и семьи
Выше мы уже говорили о том, какое участие могут принимать родители в деле первоначальной организации училища. Связь семьи и школы не должна ограничиваться этим. Школа всеми силами должна поддержива
Общественная задача свободной школы
Мы далеки от мысли считать, что устройство школы с такой организацией возможно в настоящее время везде и что именно такая школа должна лечь в основание организации современного обуч
ДВА ПУТИ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ
(...) Будет ли жизнь нас, взрослых, жизнью эгоистов или альтруистов, жизнью эксплуататоров или тружеников, стремлением к нравственной чистоте или развращенности, жизнью деспотизма или самоотвержени
В ИСКАНИИ ЛУЧШЕГО
(Из записной книжки)
(…) Школа (...) должна начинать с изучения каждого ребенка, для которого она начинает работать. Надо исследовать детские силы, детские
С Е М Ь Я
Известный, весьма вдумчивый психолог Перре в труде своем о психологии детского возраста научно устанавливает, что в первые годы человеческой жизни душа ребенка усваивает гораздо больше нравственног
ВОСПИТАНИЕ И ДОГМАТИЗМ
Догматизм уже давно осужден бесповоротно. Вместе с крушением идеологии средневековья рушились теоретические твердыни авторитета и догматизма; на их месте стали возводить свои филосо
ОТВЕТ НА ПИСЬМО МАТЕРИ
(Г-же Н.М. в Петерб.)
Физическая, умственная, а также и нравственно-чувственная сторона человека складывается определенно благодаря трем факторам. Во-первы
И ЧЕМ ЕЕ СЛЕДУЕТ ЗАМЕНИТЬ
(...) Главным недостатком учебно-воспитательной практики нашей средней школы является принцип принуждения, на котором она основывается.
Внешний надзор, запись в кондуит, понижение балла по
И душевных болезней
В чем задача воспитания? Какие цели должно оно преследовать? Что мы вправе требовать от него?
Существуют бесчисленные, часто разноречивые, часто противоположные ответы на э
И образования
Идея нового воспитания и образования, основывающегося на свободном проявлении и свободном удовлетворении детских запросов в области умственной, нравственной и физической жизни, начинает выходить, т
Детский музей, как воспитатель
Под таким заглавием в № 1 “Вестника Воспитания” появилась интересная статья О. В. Полетаевой. (...)
Большая часть статьи посвящена деятельности бруклинского детского музея
БЕСЕДЫ С ЧИТАТЕЛЕМ
(...) У нас в России часто слышишь споры сторонников того или другого взгляда на идеалы воспитания. Выделяются сторонники так называемого общественного воспитания и семейного воспитания. Была пора,
Некрасов
Наблюдайте, изучайте детей, когда они играют. В играх детей много поучительного, интересного; в играх детей, как в зеркале, отражается жизнь взрослых, отражаются события общественной, народной, гос
Значение творчества в жизни ребенка и взрослого
(...) В первую очередь задачею школы я ставлю развитие в детях духа инициативы, творческих стремлений и интереса к знанию жизни. Чтобы школа могла послужить в данном отношении, необходимо в наше пр
К ВОПРОСУ О СВОБОДНОЙ ШКОЛЕ
(...) Успех всякой свободной школы больше всего зависит от ее организации. Учителю новой школы нужен гораздо больше организаторский, чем преподавательский талант; он должен суметь сорганизовать общ
Доклады, читанные на I Всероссийском
съезде по народному образованию)
Идея трудового воспитания выросла на почве общего и более широкого процесса демократизации школы. Правда, практическое осу
ПРАВА ДЕТСТВА
(Доклад, сделанный на I съезде по народному образованию)
(...) Природа ребенка общественна, как и все развитие его. Язык, который он усваивает путем общени
МЫСЛИ О СВОБОДНОМ ВОСПИТАНИИ
Человек не машина. Нельзя думать о нем в том смысле, что толчки, давление извне побудят и приучат его к работе. Мы ясно видим, что получается в результате такого давления и механиче
О САМОВОСПИТАНИИ
(...) Вся ценность нашей внутренней жизни, все наше человеческое достоинство, вся полнота нашей духовной природы зависит от того, насколько мы подчиняем себе свои низменные побуждения, побеждаем их
ВИНОВНИКИ ГИБЕЛИ ДЕТЕЙ
Когда, от времени до времени, гибнут там и сям дети и юноши, - питомцы наших учебных заведений, - в печати раздаются возмущенные голоса: мечут громы и молнии на учебные заведения, убивающие детей.
УЧИТЕСЬ У ДЕТЕЙ!
Всем нам хорошо знакомы маленькие люди, которых мы зовем детьми. Мы их очень любим и только. Очень мало хорошего, разумного делаем мы для них. Все наши заботы и усилия направлены к тому, чтобы восп
ЕДИНЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ
Отсутствие самодеятельности и взаимопомощи – вот коренное зло, от которого так страдает наше общество. Каждый из нас точно свыкся с долголетней внешней опекой, не принесшей ему никакого счастья, и
НАШ ДОБРЫЙ ГЕНИЙ
В чем тайна очищающего, облагораживающего влияния детской души на душу взрослого человека?
Когда мы ласкаем ребенка, слышим его милый лепет, смотрим ему в глазки, - мы бессознательно точно
ЧУТКИЙ ДРУГ ЖИВОТНЫХ
(...) Все проявления духовной жизни, присущие человеку, - его ум, совесть, чувство, - его сердце и душа, - все это в зачаточной, первоначальной, упрощенной форме мы наблюдаем и у животных. Разница
ТАЙНА СЧАСТЬЯ
(Мысли о детях и взрослых)
(...) Дети - люди, и мы тоже люди, но, посмотрите, какая огромная разница между нами: точно мы обитатели двух совершенно различн
ВОЗМОЖНО ЛИ ПЛАНОМЕРНОЕ ВОСПИТАНИЕ?
(...) Наша работа представит собою одно из побудительных условий к тому, чтобы вопрос о пользе планомерного воспитания был всесторонне разработан, чтобы за такую работу взялись лица, не только не б
МЫСЛИ О ВОСПИТАНИИ
I
Что такое цель и задача воспитания? Очевидно, те же, что и цель и задача жизни вообще: способствование созданию хорошего, счастливого человека. Поэтому задача воспитания
О Г Л А В Л Е Н И Е
Предисловие
Раздел 1. Основоположники идей свободного воспитания в России
Толстой Л.Н. Воспитание и образо
Новости и инфо для студентов