рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Доклады, читанные на I Всероссийском

Доклады, читанные на I Всероссийском - раздел Педагогика, ХРЕСТОМАТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ: СВОБОДНОЕ ВОСПИТАНИЕ Съезде По Народному Образованию)   Ид...

съезде по народному образованию)

 

Идея трудового воспитания выросла на почве общего и более широкого процесса демократизации школы. Правда, практическое осуществление этой идеи, как и вообще осуществление всякой идеи, отклонялось в сторону от тех демократических основ, которые служили исходным пунктом теоретического и принципиального обоснования самой идеи. Но что всего важнее, это то, что, начиная с зарождения этой идеи вплоть до наших дней, в понятие трудового воспитания практически вкладывалось содержание, резко отличающееся от той логической и идейной сущности, которую имели в виду первоначальные теоретические защитники трудового воспитания. Вообще же под трудовым воспитанием в разное время подразумевалось разное, и этот лозунг (трудовое воспитание) и в настоящее время обнимает собою разные и даже довольно противоположные общественно-педагогические течения: одни под трудовым воспитанием понимают объединение труда физического и умственного, подъем “низшего”, грубого труда до степени “высшего” научного труда, синтезирование и уравнение обоих видов труда в правах занимать одинаково почетное место в воспитании соответственно тому значению и той роли, которую труд играл в истории человеческой культуры и научных изобретениях и которую он играет в современной социально-экономической и общекультурной жизни; другие сводят весь этот обширный и многосторонний вопрос к вопросу о профессиональной подготовке трудовой части населения, ограничивая его одним преподаванием ремесел или педантически систематизированного “ручного труда” с узкой целью “развития навыка и ловкости руки” и т. д. и т. д.

Для того чтобы как следует ориентироваться в тех разнородных течениях и толкованиях, которые объединяются одним общим, хотя и недостаточно точным лозунгом трудового воспитания, необходимо бросить хотя бы самый беглый взгляд на историю зарождения идеи трудового воспитания и на социальные факторы развития этой идеи и практического осуществления ее в самое последнее время, потому что только историческая перспектива и критический анализ социально-исторических факторов даст нам возможность отличать естественные, исторически необходимые и демократические тенденции этого движения в пользу трудового воспитания от всего наносного и случайного в нем, от искусственно навязанных ему антидемократических тенденций, с одной стороны, и узкоцеховых и педантически профессиональных - с другой. (...)

В одном немецком сочинении, написанном противником трудового воспитания и вышедшем в свет в 1914 году, трудовое воспитание трактуется как “новейшее увлечение педагогического нигилизма”, как новаторство самого последнего фасона, а между тем идея трудового воспитания стара, как само воспитание. Мы уже в древнееврейской письменности встречаем немало доказательств того, что воспитание у древнего Израиля было основано на труде и что такое воспитание вменялось в обязанность родителям и воспитателям и пользовалось всеобщим почетом.

Мы не можем здесь касаться истории вопроса в древнем мире, где трудовое воспитание, как и сам труд, трактуется совершенно иначе. Нам незачем идти дальше 17-го века.

Первое обоснование трудового воспитания в современном смысле этого слова мы встречаем у Яна Амоса Коменского, - значит, уже в начале 17-го столетия. С тех пор все самые выдающиеся и гениальные мыслители и педагоги теоретически защищали идею трудового воспитания и в той или иной форме пропагандировали практическое ее осуществление. (...)

В общем, картина получается такая: сотни лет необходимость трудового воспитания доказывается такими гениальными мыслителями и педагогами, как Коменским и Руссо, Песталоцци и Фребелем, Ад. Смитом и Дж. Локком, Гербартом и Фихте, но трудовой школы не было и не могло быть; в наше же время среди защитников трудовой школы нет ни одного гения, а между тем трудовая школа теперь не благое пожелание, а совершившийся факт. (...)

Первые попытки практического осуществления идеи трудового воспитания мы встречаем у филантропистов в начале 18-го века, т. е. 100 лет после Я.А. Коменского. И если в идее еще Коменский и его последователи стоят за принцип трудового воспитания, то на практике эта идея выливается в форму благотворительных учреждений с целью не трудового воспитания, а ремесленного образования для детей и трудящихся масс. В учрежденном филантропистом Франке сиротском доме в Галле [в] 1705 г. преподавание разных видов ручного труда носит характер ремесел с чисто хозяйственной целью. Напротив того, в учрежденном тем же Франке лицее для “благородных” детей, в так называемом “Педагогиуме”, преподавание ручного труда имеет воспитательное значение, “чтобы предотвратить вредные последствия праздности и заменить злонамеренные проказы и шалости полезным времяпрепровождением”.

Такой же характер преподавание ручного труда носит в учрежденных в середине 18 века реальных училищах (первое в 1747 г.).

К концу 18-го века широкое распространение по всему югу в Германии и по всей Австрии получает созданный Франке тип благотворительной ремесленной школы для народа, где, по примеру сиротских школ, преподавание ручного труда ставит себе целью “подготовить питомцев к будущей профессии путем приобретения необходимых ремесленных навыков”. Такие ремесленные школы (Industrieschule) являются продуктом той школьной политики того времени, которая пользовалась высоким покровительством Марии Терезии и Иозефа II в Австрии (Пабст “История трудового воспитания”), той самой, основанной Фридрихом Великим II в Прусии, политики, которая требовала “религии для народа”, с одной стороны, и “труда для народа” - с другой... Той самой школьной политики и педагогической практики, которая смотрела на трудовой принцип только как на средство, но отнюдь не средство для тех широких и далеких воспитательных целей, которые выдвигали гениальные мыслители - педагоги полета Руссо и Песталоцци, а как средство для определенной, довольно ограниченной практической воспитательной цели: “воспитать способных, дельных и трудолюбивых подданных”, как этого требовал школьный регламент Фридриха II, отвечавший общественно-экономическим запросам того времени, “воспитать хороших техников”, - как этого требовал Наполеон I “для создания великой и всемогущей армии”, или воспитать дельных, грамотных и трудолюбивых рабочих, как этого требовала промышленность того времени.

С точки зрения этой узкоутилитарной цели педагогическая практика того времени (конца 18-го и начала 19-го века) смотрела на преподавание ручного труда в школе, как на общеполезное воспитательное средство, как она смотрела на грамотность и т.п. Дальше этого узкого утилитаризма практика не шла вплоть до самого последнего времени (конца 19 века).

Другое дело теория, гениальные теоретики эпохи просвещения. Уже у Руссо, Песталоцци и в особенности у Фихте мы встречаем такое обоснование необходимости трудового воспитания, которое по размаху и широте своих задач вполне отвечает тем социально-педагогическим течениям конца 19-го и начала 20-го века, которые ставят трудовой принцип воспитания в главу угла всех современных требований реформы и реорганизации школы. Эти великие педагоги великой исторической эпохи уже тогда предвосхищали великие воспитательные цели грядущего века, чувствовали уже тогда историческую необходимость такой реформы школы и воспитания, которая вполне назрела в наши дни, несмотря на то, что социальные факторы, неумолимо диктующие эти реформы теперь, могли проявляться тогда лишь в зачаточной форме. (...)

Преподавание ручного труда в педагогической практике на протяжении всего почти 19-го столетия остается, по крайней мере в Европе, в узких рамках обучения ремесла, подготовки к будущей профессиональной деятельности для детей бедных и трудящихся масс населения и столь же узкого технического навыка “для развития руки” в разных видах “ручного труда”, “слойда” и т. п. для детей “высших”, имущих классов[3].

Эти, я бы сказал “ползучие”, тенденции педагогической практики в области трудового принципа, точнее преподавания ручного труда, сохранились и по сей день и культивируются определенной частью учительства: с одной стороны, конгресс немецких учителей в Кельне в 1900 году “предает анафеме” трудовой принцип воспитания, с другой - этот принцип сводится огромной частью педагогов-практиков к одной ручной технике, к “мануализму” (как ее ядовито называют), к выделке разных безделушек и т. д., а главное, все эти “мануалисты” совершенно игнорируют огромную связь трудового принципа с вопросом коренной реформы школы, вопроса о роли труда в воспитании и школе с вопросом о его роли в жизни. (...)

Школа (...) должна готовить к жизни, строго говоря - к жизни будущего, к тем формам и условиям действительной жизни, которые будут господствовать, когда данное молодое поколение подрастет и вступит в жизнь. Школа поэтому должна предвосхищать жизнь будущего, во всяком случае не должна приспособлять свою программу к ее запросам и требованиям.

Трудовую школу поэтому с полным основанием называют школой будущего; трудовая школа поэтому вполне основательно объявляет решительную войну старой школе, требует коренной реформы ее организации и господствующих в ней методов.

Вопрос о трудовой школе - это центральный пункт широких общественно-педагогических течений.

Не может быть и речи об исчерпывающем изложения этого обширного и сложного вопроса в нашем кратком докладе.

Постараемся, по крайней мере, в общих чертах охарактеризовать основную сущность вопроса, который распадается на две части:

1) Трудовая школа как принцип организации народного просвещения и образования.

Это значит - приспособление системы школьной организации и школьного образования к запросам жизни, к нуждам труда и трудящихся. Это значит - приспособление школьных программ к тому, чтобы школа действительно подготовляла подрастающее поколение к будущей трудовой и общественной жизни, воспитала таких граждан, которые способны принимать активное участие в общественно-экономическом производстве, в котором труд играет такую видную роль, и быть полезными, сознательно и целесообразно полагающими свои силы, гражданами того общества, 9/10 которого живут трудом в труде.

2) Трудовая школа как метод образования и воспитания. Это значит - построение всего учебного материала современной школы на труде и активной самодеятельности учеников. Это значит далее - соединение физического и умственного труда, связь между так называемыми общеобразовательными предметами и техническим ручным трудом. Наконец, использование трудового начала в школе, как фактора воспитания характера и воли.

Современные защитники идеи трудовой школы в теории и на практике исходит из:

а) социально-педагогических и социально-психологических оснований,

б) социально-экономических и

в) социально-этнических требований.

Первое, социально-психологическое и педагогическое течение исходит из того, что человеческая культура начинается не раньше того исторического момента, когда человек стал преодолевать окружающую его природу и в борьбе за существование стал выделывать орудия защиты, а потом - борьбы против стихийных сил природы, стал целесообразно трудиться. Ребенок в своем психическом и физическом развитии повторяет вкратце все наиболее важные этапы культурно-исторического развития человека. Этому естественному ходу развития должна следовать система воспитания: человечество достигло высокого уровня умственного и культурного развития не путем упражнения одних умственных способностей, а и в труде; оно приобрело свои знания, познало природу, ее силы и законы не как пассивный зритель и слушатель, а путем долгого и упорного труда. И чем больше такого культурного труда в борьбе за существование выпадет на долю того или иного человеческого племени, тем выше степень не только его социально-экономического, но и его духовного и даже этического развития. Поэтому и воспитание, и обучение ребенка должно быть основано на труде. Все его знания он должен приобретать на почве труда и активной самодеятельности. Он должен трудясь учиться, и учась - трудиться. Это и отвечает истинной природе ребенка.

“Человек не только духовное, но и телесное существо, - говорит Роберт Зейдель[4]. - Он не только чувствующее, воспринимающее и рассуждающее существо, но в гораздо большей степени он - обладающая волей, деятельная и творческая активная личность. В особенности эти последние качества сильно и ярко выступают на первый план у ребенка. Дитя проявляет свою волю, действует и творит много, и рассуждает мало. Его психофизический рост и развитие требуют активности, а не созерцательности”. (...)

“Ребенок по природе своей подвижен, - школа заставляет его часами просиживать неподвижно на одном месте. Ребенок деятелен и любит работать, - школа принуждает его часами напрягать свое внимание, чтобы выслушивать теоретические словесные премудрости и поучения, к которым у ребенка еще нет интереса, и т. д и т. д.”.

Второе течение подходит к вопросу о трудовой школе с точки зрения социально-экономической необходимости: рост и развитие промышленной техники, усовершенствование средств и форм производства, международных сообщений, общественных взаимоотношений, а главное, все возрастающая общественная роль и значение труда в промышленной и даже в научной технике создает все большую и большую необходимость в соответственно подготовленных работниках. Но это уже значит не только необходимость создать в достаточном количестве кадры грамотных рабочих. Нет, современная промышленная и научная техника, весь строй социально-экономических отношений современной жизни требует гораздо большего: воспитание из всего подрастающего поколения полезных трудящихся граждан, сознательно разбирающихся не только в окружающем их мире природных явлений , но и в области общественного производства, умеющих на любом поприще, к которому их влечет дарование и склонность, прилагать свои руки и участвовать в производительном труде, который, согласно требованиям современной промышленной техники, должен быть посвящен во все выводы науки, или в науке, которая, согласно требованиям прикладной научной техники, должна быть посвящена во все детали техники труда.

Поэтому новая школа - школа будущего должна воспитать детей к труду, на труде и самодеятельности приучать их к умственно-научной работе, синтезировать, гармонически слиять головной и ручной труд, теоретическую и практическую деятельность, т.е. должна быть трудовой школой.

Но социальная необходимость трудовой школы диктуется еще тем, что современная промышленность с ее разделением труда и концентрацией его в крупных фабриках и т. д. совершенно устранила тот семейный характер, какой труд имел еще в прошлые века. Современный ребенок вырастает вне трудовой обстановки семьи, вне воспитательного влияния труда. Но, что еще хуже, в большинстве случаев ребенок вообще лишен воспитательного влияния семейной обстановки, так как, в силу современных условий труда и материального положения трудящихся, все члены трудовой семьи все время заняты вне дома. Это возлагает на современную школу задачу - давать ребенку трудовое воспитание, которого не дает ему современная семья.

Третье течение к социально-экономическим мотивам прибавляет еще социально-этические мотивы: современное общество живет трудом, все его могущество, богатство и блага созданы трудом. Социальная справедливость требует, чтобы пользоваться благами и удобствами жизни, созданными человеческим трудом, имел право каждый член общества лишь в той мере, в какой он сам трудится и вообще в той или иной форме участвует в общественном производстве. Общество заинтересованно в том, чтобы воспитать из подрастающего молодого поколения граждан, способных платить здоровым, общественно-необходимым производительным трудом за те блага, которые общественная жизнь предоставляет в их распоряжение. Таких граждан может воспитать только трудовая школа.

Но социальная этика требует также, чтобы каждый член общества не только расплачивался за получаемые блага, но, главным образом, и то, чтобы он, внося в общую сумму общественно-необходимого производства и свою долю труда, получил бы все плоды своего труда полностью. Поэтому необходимы не благотворительные школы, по принципу Фридриха II, согласно которому “труд для народа”, а плоды труда - для кого угодно; не воспитание ремесленников и профессионалов, рабочих, а воспитание граждан - творцов своей собственной судьбы, личной и общественной, людей сильной воли и сознательного отношения к окружающему миру. Но для воспитания таких граждан необходима опять-таки трудовая школа, и только она.

Но при этом необходимо подчеркнуть, что трудовая школа имеет в виду синтезировать труд, умственный и физический, придавая ему широкий общеобразовательный характер, гармонически соединяя для этой цели науку и жизнь, теорию и трудовую практику, подобно тому, как труд и наука синтезированы в общекультурной жизни и технической промышленности.

Поэтому трудовое воспитание не следует смешивать с ремесленным или техническим образованием. Ограничивать трудовое воспитание этим последним - значит грешить тем же, что и старая, схоластическая учебная школа - сугубой односторонностью: развивать одну сторону человеческих способностей - одну технику, навыки и приемы - нисколько не лучше той односторонности старой школы, которая развивала одну абстрактность, одну “умственность”, память или рассудительность.

Трудовая школа это не школа, где только преподается ручной труд, как учебный предмет на ряду с другими “предметами” и где, стало быть, и без того перегруженная программа обременяется еще одним предметом. Нет, трудовая школа - это общеобразовательная школа, где на труде и посредством труда дети непосредственно знакомятся с явлениями и объектами живой и неживой природы, с законами, господствующими в ней, с научным объяснением этих законов и их взаимодействий.

Трудовой принцип воспитания - это принцип самодеятельности и активности учащихся, самостоятельного исследования и экспериментирования над предметами.

В старой школе господствовала пассивность, отвечающая духу старой схоластической науки: учащийся должен был принимать преподносимую ему науку на веру, брать готовые истины, готовые знания, стереотипно зафиксированные, отчеканенные. Естественно, поэтому и метод усвоения их был пассивный, одной памятью, зубрежкой, без участия всех психических и эмоциональных способностей ребенка. “Рассуждения”, критический анализ и - боже упаси! - эксперимент и самостоятельное исследование или проверка зазубренных истин не допускались, считались преступной ересью.

В новой, трудовой школе, наоборот, учащийся усваивает все свои знания при активном участии всех его физических и психических способностей.

Задача трудовой школы именно в том и заключается, чтобы на труде гармонически развивать все стороны человеческих способностей: умственные и технические, физические и психические, эстетические и даже моральные.

Сторонники гармонического трудового воспитания должны поэтому строго отмежеваться от того узкоутилитарного и профессионального понимания этого принципа, которое под трудовой школой понимает одно только преподавание так называемого “систематического ручного труда” и технических навыков. Есть огромная масса педагогов-профессионалов, которая ничего, кроме этого, в трудовой школе не видит и видеть не желает. (...) Но истинные друзья трудовой школы, школы будущего, должны быть на стороже, чтобы узкие профессионалы из великой идеи не сделали бы маленького дела... (...)

 

Свободное воспитание. - 1914-1915. - № 3. - С. 25-40.

 


М. Левитина*

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ХРЕСТОМАТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ: СВОБОДНОЕ ВОСПИТАНИЕ

На сайте allrefs.net читайте: "ХРЕСТОМАТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ: СВОБОДНОЕ ВОСПИТАНИЕ"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Доклады, читанные на I Всероссийском

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

СВОБОДНОЕ ВОСПИТАНИЕ
  Составитель, автор предисловия, примечаний, биографических сведений, указателя имен профессор Л. В. МАРДАХАЕВ    

ВОСПИТАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ
  (…) В понятии педагогов воспитание включает в себя преподавание. Так называемая наука педагогика занимается только воспитанием и смотрит на образовывающегося человека, как

ПРОГРЕСС И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
  Прогресс. (...) Благость прогресса я не признаю, пока мне не докажут ее, и потому, наблюдая явление образования, мне необходимо определение образования, и я вновь повт

О НАРОДНОМ ОБРАЗОВАНИИ
(...) Потребность образования лежит в каждом человеке; народ любит и ищет образования, как любит и ищет воздуха для дыхания; правительство и общество сгорают желанием образовать народ, и, несмотря

О НАРОДНОМ ОБРАЗОВАНИИ
  (...) Безобразные явления мнимого развития я не мог назвать хорошими и в том, что развитие ученика дурно, я тоже не мог убедиться, и потому я стал доискиваться, что такое

В ЧЕМ ГЛАВНАЯ ЗАДАЧА УЧИТЕЛЯ
( из беседы с народными учителями)   (...) Когда я занимался в своей школе, я поступал так: Прежде всего я прочитывал ученикам из Евангелия от Матфе

О ВОСПИТАНИИ
(В ответ на письмо Г-ой)   (...) Очень может быть, что в моих статьях о воспитании и образовании, давнишних и последних, окажутся и противоречия и неясности.

ОБЩИЕ ЗАМЕЧАНИЯ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Для того чтобы ученик учился хорошо, нужно, чтобы он учился охотно; для того чтобы он учился охотно, нужно: 1) чтобы то, чему учат ученика, было понятно и занимательно и 2) чтобы душевные

ВЫДЕРЖКИ ИЗ ПИСЕМ И ДНЕВНИКОВ
Родители, живя развратною, невоздержанною в пище, праздною, в неуважении к людям - жизнью, всегда требуют от детей воздержания, деятельности, уважения к людям. Но язык жизни, примера далеко слышен

Л.Н. ТОЛСТОГО
Жизнь человеческая должна быть руководима тем нравственным началом, которое составляет основу жизни человека и проявляется любовью.   Всем нам нужно одно: учиться жить всегда

I. Общий очерк теории свободного воспитания
(…) На теорию свободного воспитания мы можем смотреть, как на естественную наследницу всего предшествующего развития педагогической мысли, линия которого идет, начиная от Монтеня, Амоса Коменского,

IV. Осуществима ли теория свободного воспитания
(…) В трех сферах жизни практикуется над ребенком насилие: во-1-х, в области политических учреждений и установлений, вообще везде, где он фигурирует как член определенного государства (...); во-2-х

Среда как фактор нравственного воспитания
  (...) Факт, что у хороших людей, озабоченных участью своих детей, несмотря на ряд применяемых ими систематических мер, рекомендуемых современной педагогией, получаются подчас очень

Оказываемого ими на волю
  Каждое впечатление, оказываемое на нас окружающей средой, так или иначе, но необходимо отражается в конце концов и на нашей воле. Оно является не только тем материалом, который ложи

II. Что следует понимать под средою
(...) Среда - это все то, что находится вне данного индивидуума, что его окружает, среди чего он живет. В этом смысле пришлось бы назвать средою весь внешний мир, всю вселенную. И это в известной м

К которым оно приводит
(...) Установление психического взаимодействия предполагает выработку языка и способности понимать выразительные движения других, нам подобных существ. Общество существует благодаря психическому вз

Для нравственного развития ребенка
  (...) Только главным образом на почве психического взаимодействия могут создаться те могучие светлые активные идеи и чувства, которые обусловливают развитие в ребенке нравственной в

Связь педагогики с социологией
  (...) Воспитатель должен заботиться о том, чтобы среде не приходилось умерять наши идеальные порывы, чтобы сама среда, напротив, была так устроена, что толкала бы нас к добру, к пра

IV. Нормальные отношения детей и воспитателей
  (...) Ребенок и воспитатель - это две равноценные единицы. Если между ними устанавливается то общественное отношение, которое может быть названо воспитывающим общением, то это воспи

Вступление
(...) Освобождение ребенка и доставление освобожденному ребенку всех положительных данных для развития его своеобразной индивидуальности, его свободной личности, для раскрытия и наиболее полного ра

Доклад, прочитанный на Первом всероссийском съезде по-семейному
воспитанию в Петербурге 2 января 1913 года)   (...) Всякая система воспитания как система есть ограничение свободы как воспитателя, так и воспитанника. Систе

I. Права личности и общества в деле образования
О вопросах подобных тому, которому я посвящаю эту книжку, можно рассуждать с двух точек зрения, смотря по тому, какая сторона предмета, подлежащего рассмотрению, выдвигается на первый план, именно

II. Общественная школа и личное самообразование
Всякая человеческая потребность может удовлетворяться индивидуальным и социальным, т.е. коллективным способом. Независимо от того, имеем ли мы учителя или нет, мы можем учиться либо в одиночку, либ

Образования
Истинность того или другого положения определяется его фактическими или логическими основаниями, независимо от того, соответствует ли оно или нет национальным традициям или мнению большинства нации

V. Наука и политика в деле образования
(...) Всякое, исходящее из того или другого фанатизма, деспотическое навязывание учащимся абсолютных догматов находится в полном противоречии с основной целью образования - свободным развитием личн

VI. Общественный интерес в деле образования
Кроме разных вероисповеданий, национальностей, классов и партий, могущих проявлять свои интересы в вопросах воспитания и образования, в обществе существуют и другие группы, для которых школьное дел

III. Нравственное воспитание
(...) Все знают, каким опасностям подвергается масса городских и даже деревенских детей. То, что они обыкновенно видят и слышат вокруг себя, мало способствует сохранению их нравственного здоровья.

I. Первое и второе детство
(...) Очевидно, что все роды деятельности, из которых складывается жизнь, совершаются в гармоническом общении, сплетаясь теснейшим образом между собой, чему нельзя препятствовать, не тормозя общего

V. Нравственное воспитание
Переходим к воспитанию нравственному. Цель этого воспитания - познание законов, управляющих поведением, и развитие способности согласоваться с ними. Эта последняя задача представляется нес

Первое письмо
Вопрос о воспитании и образовании у нас является одним из самых важнейших, жгучих и неотложных, и нет сомнения, что правильное его разрешение отразится на всех сторонах - жизни нашей родины в смысл

Второе письмо
(...) Едва ли нужно доказывать, что главнейшая задача родителей и воспитателей в данном случае заключается в неустанной заботе о том, чтобы их родное детище обладало прежде всего крепким здоровьем,

Третье письмо
(...) В процессе первоначального воспитания человека участвует много всевозможных факторов. Влияние их крайне различно и, если можно так выразиться, как в качественном, так и в количественном отнош

Четвертое письмо
В предыдущем письме я сказал, что в ряду главнейших факторов в деле воспитания стоит режим семьи. Под последним разумею весь строй, всю совокупность условий и обстановку семейной жизни, в которой п

Ребенок в деревенской и в городской квартире
  Но вот наш новорожденный превратился уже в отрока. Он давно бросил свою детскую, в ней стало ему тесно, его потянуло в мир, к обществу, в соседние комнаты, к старшим членам семьи. (

О товариществе, занятиях и развлечениях
  Очень важную роль при воспитании играет товарищество. Стремление быть в обществе, иметь около себя соседа появляется в ребенке очень рано; но в самый первый период детства оно удовл

О религии
Дать религию и воспитать в молодом существе правильное религиозное чувство есть священнейшая и первая обязанность родителей. (...) Мне кажется, что во всяком религиозном чувстве всегда лежат две ос

Главные типы современных родителей
(...) Мои многолетние скитания по белому свету и педагогический опыт дают мне некоторое основание и материал для разделения наших родителей на несколько более или менее характерных типов.

Организация родительских кружков и союзов
(...) Жизнь и обстоятельства бывают иногда выше наших сил; под их натиском пасует часто самая твердая воля и сильная энергия. (...) Для достижения необходимой солидарности в деле воспитани

СВОБОДНОЕ ВОСПИТАНИЕ И ДИСЦИПЛИНА
Перейдя к нам в Россию еще в 60-х годах, идея свободного воспитания получила, с легкой руки Толстого, особенное распространение с 1905 г. Правда, последнее время увлечение свободным воспитанием нес

И значение для педагогики
  Современная педагогика стремится рассматривать все вопросы воспитания при свете точно установленных факторов духовного развития ребенка. (...) Наиболее наблюдательные учителя давно

ЗНАЧЕНИЕ ВОСПИТАНИЯ И ЕГО ГРАНИЦЫ
  Воспитание подрастающего поколения - это одна из труднейших проблем, которые предстоит разрешить человечеству. Вместе с тем она и самая важная. От того или иного решения этой пробле

Вместо предисловия
Общественная школа господствующего типа каждого народа и каждой эпохи отражает в себе общественно-педагогические идеи данного времени. В истории школы бывают моменты, когда искусственно задержанная

Свободная школа
Следует строго различать истинную духовную свободу от свободы внешней: политической и гражданской. Для громадного большинства людей последняя, правда, является необходимым условием и первою ступень

Организация свободной школы
Школа должна быть учреждением, созданным коллективным трудом и мыслью группы лиц, соединившихся для совместной работы над воспитанием и обучением детей. Эта группа, естественно, состоит из всех род

Учебный план
Учебный план свободной школы прежде всего должен отличаться от обычных планов существующих учебных заведений отсутствием каких бы то ни было твердо поставленных программ, обязательных для прохожден

Вторая и третья ступень обучения
Предполагая, что проектируемая свободная школа может функционировать вполне правильно только при том условии, если воспитанники ее получат правильную, т.е. свободную подготовку на первой ступени в

Воспитательное влияние школы
Человека воспитывает не одна школа или семья, а вся совокупность окружающей его жизни, и это воспитание начинается не с момента поступления в школу, а гораздо раньше - с первых проблесков сознания

Связь школы и семьи
Выше мы уже говорили о том, какое участие могут принимать родители в деле первоначальной организации училища. Связь семьи и школы не должна ограничиваться этим. Школа всеми силами должна поддержива

Общественная задача свободной школы
  Мы далеки от мысли считать, что устройство школы с такой организацией возможно в настоящее время везде и что именно такая школа должна лечь в основание организации современного обуч

ДВА ПУТИ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ
(...) Будет ли жизнь нас, взрослых, жизнью эгоистов или альтруистов, жизнью эксплуататоров или тружеников, стремлением к нравственной чистоте или развращенности, жизнью деспотизма или самоотвержени

В ИСКАНИИ ЛУЧШЕГО
(Из записной книжки)   (…) Школа (...) должна начинать с изучения каждого ребенка, для которого она начинает работать. Надо исследовать детские силы, детские

С Е М Ь Я
Известный, весьма вдумчивый психолог Перре в труде своем о психологии детского возраста научно устанавливает, что в первые годы человеческой жизни душа ребенка усваивает гораздо больше нравственног

ВОСПИТАНИЕ И ДОГМАТИЗМ
  Догматизм уже давно осужден бесповоротно. Вместе с крушением идеологии средневековья рушились теоретические твердыни авторитета и догматизма; на их месте стали возводить свои филосо

ОТВЕТ НА ПИСЬМО МАТЕРИ
(Г-же Н.М. в Петерб.)   Физическая, умственная, а также и нравственно-чувственная сторона человека складывается определенно благодаря трем факторам. Во-первы

И ЧЕМ ЕЕ СЛЕДУЕТ ЗАМЕНИТЬ
(...) Главным недостатком учебно-воспитательной практики нашей средней школы является принцип принуждения, на котором она основывается. Внешний надзор, запись в кондуит, понижение балла по

И душевных болезней
  В чем задача воспитания? Какие цели должно оно преследовать? Что мы вправе требовать от него? Существуют бесчисленные, часто разноречивые, часто противоположные ответы на э

И образования
Идея нового воспитания и образования, основывающегося на свободном проявлении и свободном удовлетворении детских запросов в области умственной, нравственной и физической жизни, начинает выходить, т

Детский музей, как воспитатель
  Под таким заглавием в № 1 “Вестника Воспитания” появилась интересная статья О. В. Полетаевой. (...) Большая часть статьи посвящена деятельности бруклинского детского музея

БЕСЕДЫ С ЧИТАТЕЛЕМ
(...) У нас в России часто слышишь споры сторонников того или другого взгляда на идеалы воспитания. Выделяются сторонники так называемого общественного воспитания и семейного воспитания. Была пора,

Некрасов
Наблюдайте, изучайте детей, когда они играют. В играх детей много поучительного, интересного; в играх детей, как в зеркале, отражается жизнь взрослых, отражаются события общественной, народной, гос

Значение творчества в жизни ребенка и взрослого
(...) В первую очередь задачею школы я ставлю развитие в детях духа инициативы, творческих стремлений и интереса к знанию жизни. Чтобы школа могла послужить в данном отношении, необходимо в наше пр

К ВОПРОСУ О СВОБОДНОЙ ШКОЛЕ
(...) Успех всякой свободной школы больше всего зависит от ее организации. Учителю новой школы нужен гораздо больше организаторский, чем преподавательский талант; он должен суметь сорганизовать общ

ПРАВА ДЕТСТВА
(Доклад, сделанный на I съезде по народному образованию)   (...) Природа ребенка общественна, как и все развитие его. Язык, который он усваивает путем общени

МЫСЛИ О СВОБОДНОМ ВОСПИТАНИИ
  Человек не машина. Нельзя думать о нем в том смысле, что толчки, давление извне побудят и приучат его к работе. Мы ясно видим, что получается в результате такого давления и механиче

О САМОВОСПИТАНИИ
(...) Вся ценность нашей внутренней жизни, все наше человеческое достоинство, вся полнота нашей духовной природы зависит от того, насколько мы подчиняем себе свои низменные побуждения, побеждаем их

ВИНОВНИКИ ГИБЕЛИ ДЕТЕЙ
Когда, от времени до времени, гибнут там и сям дети и юноши, - питомцы наших учебных заведений, - в печати раздаются возмущенные голоса: мечут громы и молнии на учебные заведения, убивающие детей.

УЧИТЕСЬ У ДЕТЕЙ!
Всем нам хорошо знакомы маленькие люди, которых мы зовем детьми. Мы их очень любим и только. Очень мало хорошего, разумного делаем мы для них. Все наши заботы и усилия направлены к тому, чтобы восп

ЕДИНЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ
Отсутствие самодеятельности и взаимопомощи – вот коренное зло, от которого так страдает наше общество. Каждый из нас точно свыкся с долголетней внешней опекой, не принесшей ему никакого счастья, и

НАШ ДОБРЫЙ ГЕНИЙ
В чем тайна очищающего, облагораживающего влияния детской души на душу взрослого человека? Когда мы ласкаем ребенка, слышим его милый лепет, смотрим ему в глазки, - мы бессознательно точно

ЧУТКИЙ ДРУГ ЖИВОТНЫХ
(...) Все проявления духовной жизни, присущие человеку, - его ум, совесть, чувство, - его сердце и душа, - все это в зачаточной, первоначальной, упрощенной форме мы наблюдаем и у животных. Разница

ТАЙНА СЧАСТЬЯ
(Мысли о детях и взрослых)   (...) Дети - люди, и мы тоже люди, но, посмотрите, какая огромная разница между нами: точно мы обитатели двух совершенно различн

ВОЗМОЖНО ЛИ ПЛАНОМЕРНОЕ ВОСПИТАНИЕ?
(...) Наша работа представит собою одно из побудительных условий к тому, чтобы вопрос о пользе планомерного воспитания был всесторонне разработан, чтобы за такую работу взялись лица, не только не б

МЫСЛИ О ВОСПИТАНИИ
I   Что такое цель и задача воспитания? Очевидно, те же, что и цель и задача жизни вообще: способствование созданию хорошего, счастливого человека. Поэтому задача воспитания

О Г Л А В Л Е Н И Е
Предисловие Раздел 1. Основоположники идей свободного воспитания в России Толстой Л.Н. Воспитание и образо

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги