ТАЙНА СЧАСТЬЯ - раздел Педагогика, ХРЕСТОМАТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ: СВОБОДНОЕ ВОСПИТАНИЕ (Мысли О Детях И Взрослых)
(...) Де...
(Мысли о детях и взрослых)
(...) Дети - люди, и мы тоже люди, но, посмотрите, какая огромная разница между нами: точно мы обитатели двух совершенно различных, не только не дружественных, но очень часто враждебно настроенных друг к другу миров.
Иногда просто становится страшно за себя, когда посмотришь в глаза ребенку. Видишь перед собой полного жизни маленького человека, а себя чувствуешь точно на три четверти умершим, еще при жизни безвременно угасшим человеком.
Отчего это произошло? Ведь все мы, взрослые, вначале были детьми. Ведь и в нас на заре жизни била эта чистая, светлая струя, отражая в себе лучи из какой-то таинственной, лучезарной отчизны человеческой души. Ведь та жизнь, которая мутными волнами так тяжело протекает в глубине души взрослого человека, была некогда так легка и прозрачна в детстве, в своих истоках. Откуда эта мука, откуда эта грязь и тяжесть?
Чем глубже думаешь над этим жизненным вопросом, тем больше убеждаешься, что этого не может быть. Все наши беды от того, что мы заблудились, сбились с верного пути, вообразили себя взрослыми, умудренными опытом людьми, в то время, как мы только всего-навсего сами себя не познавшие, зараженные манией взрослости, младенчески невежественные люди.
Профессиональный артист так часто заучивает и входит в роль других, совершенно чуждых ему людей, что уже совершенно не располагает временем для того, чтобы задуматься над ролью и назначением в мире самого близкого ему человека - самого себя.
Мы тоже так часто заучиваем и входим в роль родителей, учителей и воспитателей наших детей, что совершенно лишены возможности и времени задуматься над тем, какова наша роль и назначение в этой сфере жизни.
В самом деле, положа руку на сердце, искренно и просто спросим самих себя: точно ли мы призваны учить и воспитывать наших детей? Не может ли тут дело повернуться наизнанку, не должны ли мы многому поучиться у детей и воспитать самих себя по образу и подобию ребенка? (...)
Если мне удалось, помимо воли ребенка, наперекор ей, вложить какое-либо знание ему в верхний “чердачок”. Я мню себя исполнившим святое призвание учителя в этом мире. Я глубоко уверен, я воспитался в той мысли, что знание, которое я передаю ребенку, есть нечто само по себе ценное, какая-то самодовлеющая безотносительная самоценность.
Я совершенно упустил из вида, что человеческие мозги питаются кровью сердца. То знание, к которому не лежит сердце, только механически усваивается мозгом. Для того чтобы претворить его в нашу плоть и кровь, необходима исходящая из сердца теплая струя.
Мне возразят: все это легко сказать, но скажите нам, как это сделать?
Этому мы должны научиться у детей. Мы должны подойти к ним не как учителя, а как ученики. Нам необходимо глубоко и серьезно изучить отношение детей к окружающему миру для того, чтобы грубыми руками не разрывать их нежной духовной связи с мирозданием.
Луч солнца, свободно порхающая бабочка не задаются целью учить ребенка чему-нибудь, и он всею душой стремится к ним. Нам нужно глубоко задуматься над этим. Почему ребенок так любит природу, которой нет до него дела, и бежит к ней от нас, желающих ему всякого добра, близких ему людей? Все это потому, что мы думаем научить ребенка познанию природы, сами не зная ее совсем. Ребенок есть часть природы, скорее сама природа, и потому он так неудержимо, с такою горячею любовью стремится к ней. В его маленьком существе происходит такой же неустанный круговорот жизни, как в окружающей природе. Жизнь ребенка связана с жизнью мира невидимыми нитями какого-то тайного сродства. В его глазах горят те же свободно льющиеся на землю яркие лучи солнца; как порхающая бабочка, он весь охвачен радостным трепетом свободы.
Природа не думает учить ребенка ничему; она ему не навязывает ничего. Как равный к равному, свободно, без всякой задней мысли, подходит она к ребенку. И только усвоив ее методы, проникшись “тенденцией” природы, сможем мы сблизиться с детьми.
Мы должны подойти к ребенку так, как подходит к нему его сверстник и товарищ - маленький ребенок, которого тянет свободно, от полноты души, рассказать своему товарищу о том, что он узнал и видел. (...)
Племянница моей жены, восьмилетняя девочка средних способностей, очень быстро научила читать и писать своего брата, шестилетнего мальчугана. (...) Ни один профессор педагогики не сможет так быстро обучить грамоте ребенка. (...) Основой быстрого усвоения знания была свобода и равенство, сродство друг другу детских душ.
До тех пор, пока мы не станем на ту же почву, мы не сможем ничему истинно жизненному научить детей и попутно оживить свой безвременно угасший дух. (...)
Обучая детей насильно тому, к чему не лежит их душа, мы погашаем в них искру Божию и вместе с ними духовно гаснем сами. Нельзя безнаказанно быть тюремщиками человеческого духа. Тем же самым ключом, которым мы запираем в темнице наших ближних, мы навеки замыкаем свою душу для искренней человеческой радости и счастья. Унылая хмурость нашего лица - это печать того ремесла, которое мы на себя добровольно взяли сами. (...)
Свободное воспитание. - 1913-1914. - .№ 6. - С. 1-6.
В. Петров*
Все темы данного раздела:
СВОБОДНОЕ ВОСПИТАНИЕ
Составитель,
автор предисловия, примечаний,
биографических сведений,
указателя имен
профессор Л. В. МАРДАХАЕВ
ВОСПИТАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ
(…) В понятии педагогов воспитание включает в себя преподавание.
Так называемая наука педагогика занимается только воспитанием и смотрит на образовывающегося человека, как
ПРОГРЕСС И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Прогресс. (...) Благость прогресса я не признаю, пока мне не докажут ее, и потому, наблюдая явление образования, мне необходимо определение образования, и я вновь повт
О НАРОДНОМ ОБРАЗОВАНИИ
(...) Потребность образования лежит в каждом человеке; народ любит и ищет образования, как любит и ищет воздуха для дыхания; правительство и общество сгорают желанием образовать народ, и, несмотря
О НАРОДНОМ ОБРАЗОВАНИИ
(...) Безобразные явления мнимого развития я не мог назвать хорошими и в том, что развитие ученика дурно, я тоже не мог убедиться, и потому я стал доискиваться, что такое
В ЧЕМ ГЛАВНАЯ ЗАДАЧА УЧИТЕЛЯ
( из беседы с народными учителями)
(...) Когда я занимался в своей школе, я поступал так:
Прежде всего я прочитывал ученикам из Евангелия от Матфе
О ВОСПИТАНИИ
(В ответ на письмо Г-ой)
(...) Очень может быть, что в моих статьях о воспитании и образовании, давнишних и последних, окажутся и противоречия и неясности.
ОБЩИЕ ЗАМЕЧАНИЯ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Для того чтобы ученик учился хорошо, нужно, чтобы он учился охотно; для того чтобы он учился охотно, нужно:
1) чтобы то, чему учат ученика, было понятно и занимательно и 2) чтобы душевные
ВЫДЕРЖКИ ИЗ ПИСЕМ И ДНЕВНИКОВ
Родители, живя развратною, невоздержанною в пище, праздною, в неуважении к людям - жизнью, всегда требуют от детей воздержания, деятельности, уважения к людям. Но язык жизни, примера далеко слышен
Л.Н. ТОЛСТОГО
Жизнь человеческая должна быть руководима тем нравственным началом, которое составляет основу жизни человека и проявляется любовью.
Всем нам нужно одно: учиться жить всегда
I. Общий очерк теории свободного воспитания
(…) На теорию свободного воспитания мы можем смотреть, как на естественную наследницу всего предшествующего развития педагогической мысли, линия которого идет, начиная от Монтеня, Амоса Коменского,
IV. Осуществима ли теория свободного воспитания
(…) В трех сферах жизни практикуется над ребенком насилие: во-1-х, в области политических учреждений и установлений, вообще везде, где он фигурирует как член определенного государства (...); во-2-х
Среда как фактор нравственного воспитания
(...) Факт, что у хороших людей, озабоченных участью своих детей, несмотря на ряд применяемых ими систематических мер, рекомендуемых современной педагогией, получаются подчас очень
Оказываемого ими на волю
Каждое впечатление, оказываемое на нас окружающей средой, так или иначе, но необходимо отражается в конце концов и на нашей воле. Оно является не только тем материалом, который ложи
II. Что следует понимать под средою
(...) Среда - это все то, что находится вне данного индивидуума, что его окружает, среди чего он живет. В этом смысле пришлось бы назвать средою весь внешний мир, всю вселенную. И это в известной м
К которым оно приводит
(...) Установление психического взаимодействия предполагает выработку языка и способности понимать выразительные движения других, нам подобных существ. Общество существует благодаря психическому вз
Для нравственного развития ребенка
(...) Только главным образом на почве психического взаимодействия могут создаться те могучие светлые активные идеи и чувства, которые обусловливают развитие в ребенке нравственной в
Связь педагогики с социологией
(...) Воспитатель должен заботиться о том, чтобы среде не приходилось умерять наши идеальные порывы, чтобы сама среда, напротив, была так устроена, что толкала бы нас к добру, к пра
IV. Нормальные отношения детей и воспитателей
(...) Ребенок и воспитатель - это две равноценные единицы. Если между ними устанавливается то общественное отношение, которое может быть названо воспитывающим общением, то это воспи
Вступление
(...) Освобождение ребенка и доставление освобожденному ребенку всех положительных данных для развития его своеобразной индивидуальности, его свободной личности, для раскрытия и наиболее полного ра
Доклад, прочитанный на Первом всероссийском съезде по-семейному
воспитанию в Петербурге 2 января 1913 года)
(...) Всякая система воспитания как система есть ограничение свободы как воспитателя, так и воспитанника. Систе
I. Права личности и общества в деле образования
О вопросах подобных тому, которому я посвящаю эту книжку, можно рассуждать с двух точек зрения, смотря по тому, какая сторона предмета, подлежащего рассмотрению, выдвигается на первый план, именно
II. Общественная школа и личное самообразование
Всякая человеческая потребность может удовлетворяться индивидуальным и социальным, т.е. коллективным способом. Независимо от того, имеем ли мы учителя или нет, мы можем учиться либо в одиночку, либ
Образования
Истинность того или другого положения определяется его фактическими или логическими основаниями, независимо от того, соответствует ли оно или нет национальным традициям или мнению большинства нации
V. Наука и политика в деле образования
(...) Всякое, исходящее из того или другого фанатизма, деспотическое навязывание учащимся абсолютных догматов находится в полном противоречии с основной целью образования - свободным развитием личн
VI. Общественный интерес в деле образования
Кроме разных вероисповеданий, национальностей, классов и партий, могущих проявлять свои интересы в вопросах воспитания и образования, в обществе существуют и другие группы, для которых школьное дел
III. Нравственное воспитание
(...) Все знают, каким опасностям подвергается масса городских и даже деревенских детей. То, что они обыкновенно видят и слышат вокруг себя, мало способствует сохранению их нравственного здоровья.
I. Первое и второе детство
(...) Очевидно, что все роды деятельности, из которых складывается жизнь, совершаются в гармоническом общении, сплетаясь теснейшим образом между собой, чему нельзя препятствовать, не тормозя общего
V. Нравственное воспитание
Переходим к воспитанию нравственному.
Цель этого воспитания - познание законов, управляющих поведением, и развитие способности согласоваться с ними. Эта последняя задача представляется нес
Первое письмо
Вопрос о воспитании и образовании у нас является одним из самых важнейших, жгучих и неотложных, и нет сомнения, что правильное его разрешение отразится на всех сторонах - жизни нашей родины в смысл
Второе письмо
(...) Едва ли нужно доказывать, что главнейшая задача родителей и воспитателей в данном случае заключается в неустанной заботе о том, чтобы их родное детище обладало прежде всего крепким здоровьем,
Третье письмо
(...) В процессе первоначального воспитания человека участвует много всевозможных факторов. Влияние их крайне различно и, если можно так выразиться, как в качественном, так и в количественном отнош
Четвертое письмо
В предыдущем письме я сказал, что в ряду главнейших факторов в деле воспитания стоит режим семьи. Под последним разумею весь строй, всю совокупность условий и обстановку семейной жизни, в которой п
Ребенок в деревенской и в городской квартире
Но вот наш новорожденный превратился уже в отрока. Он давно бросил свою детскую, в ней стало ему тесно, его потянуло в мир, к обществу, в соседние комнаты, к старшим членам семьи. (
О товариществе, занятиях и развлечениях
Очень важную роль при воспитании играет товарищество. Стремление быть в обществе, иметь около себя соседа появляется в ребенке очень рано; но в самый первый период детства оно удовл
О религии
Дать религию и воспитать в молодом существе правильное религиозное чувство есть священнейшая и первая обязанность родителей. (...) Мне кажется, что во всяком религиозном чувстве всегда лежат две ос
Главные типы современных родителей
(...) Мои многолетние скитания по белому свету и педагогический опыт дают мне некоторое основание и материал для разделения наших родителей на несколько более или менее характерных типов.
Организация родительских кружков и союзов
(...) Жизнь и обстоятельства бывают иногда выше наших сил; под их натиском пасует часто самая твердая воля и сильная энергия. (...)
Для достижения необходимой солидарности в деле воспитани
СВОБОДНОЕ ВОСПИТАНИЕ И ДИСЦИПЛИНА
Перейдя к нам в Россию еще в 60-х годах, идея свободного воспитания получила, с легкой руки Толстого, особенное распространение с 1905 г. Правда, последнее время увлечение свободным воспитанием нес
И значение для педагогики
Современная педагогика стремится рассматривать все вопросы воспитания при свете точно установленных факторов духовного развития ребенка. (...) Наиболее наблюдательные учителя давно
ЗНАЧЕНИЕ ВОСПИТАНИЯ И ЕГО ГРАНИЦЫ
Воспитание подрастающего поколения - это одна из труднейших проблем, которые предстоит разрешить человечеству. Вместе с тем она и самая важная. От того или иного решения этой пробле
Вместо предисловия
Общественная школа господствующего типа каждого народа и каждой эпохи отражает в себе общественно-педагогические идеи данного времени. В истории школы бывают моменты, когда искусственно задержанная
Свободная школа
Следует строго различать истинную духовную свободу от свободы внешней: политической и гражданской. Для громадного большинства людей последняя, правда, является необходимым условием и первою ступень
Организация свободной школы
Школа должна быть учреждением, созданным коллективным трудом и мыслью группы лиц, соединившихся для совместной работы над воспитанием и обучением детей. Эта группа, естественно, состоит из всех род
Учебный план
Учебный план свободной школы прежде всего должен отличаться от обычных планов существующих учебных заведений отсутствием каких бы то ни было твердо поставленных программ, обязательных для прохожден
Вторая и третья ступень обучения
Предполагая, что проектируемая свободная школа может функционировать вполне правильно только при том условии, если воспитанники ее получат правильную, т.е. свободную подготовку на первой ступени в
Воспитательное влияние школы
Человека воспитывает не одна школа или семья, а вся совокупность окружающей его жизни, и это воспитание начинается не с момента поступления в школу, а гораздо раньше - с первых проблесков сознания
Связь школы и семьи
Выше мы уже говорили о том, какое участие могут принимать родители в деле первоначальной организации училища. Связь семьи и школы не должна ограничиваться этим. Школа всеми силами должна поддержива
Общественная задача свободной школы
Мы далеки от мысли считать, что устройство школы с такой организацией возможно в настоящее время везде и что именно такая школа должна лечь в основание организации современного обуч
ДВА ПУТИ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ
(...) Будет ли жизнь нас, взрослых, жизнью эгоистов или альтруистов, жизнью эксплуататоров или тружеников, стремлением к нравственной чистоте или развращенности, жизнью деспотизма или самоотвержени
В ИСКАНИИ ЛУЧШЕГО
(Из записной книжки)
(…) Школа (...) должна начинать с изучения каждого ребенка, для которого она начинает работать. Надо исследовать детские силы, детские
С Е М Ь Я
Известный, весьма вдумчивый психолог Перре в труде своем о психологии детского возраста научно устанавливает, что в первые годы человеческой жизни душа ребенка усваивает гораздо больше нравственног
ВОСПИТАНИЕ И ДОГМАТИЗМ
Догматизм уже давно осужден бесповоротно. Вместе с крушением идеологии средневековья рушились теоретические твердыни авторитета и догматизма; на их месте стали возводить свои филосо
ОТВЕТ НА ПИСЬМО МАТЕРИ
(Г-же Н.М. в Петерб.)
Физическая, умственная, а также и нравственно-чувственная сторона человека складывается определенно благодаря трем факторам. Во-первы
И ЧЕМ ЕЕ СЛЕДУЕТ ЗАМЕНИТЬ
(...) Главным недостатком учебно-воспитательной практики нашей средней школы является принцип принуждения, на котором она основывается.
Внешний надзор, запись в кондуит, понижение балла по
И душевных болезней
В чем задача воспитания? Какие цели должно оно преследовать? Что мы вправе требовать от него?
Существуют бесчисленные, часто разноречивые, часто противоположные ответы на э
И образования
Идея нового воспитания и образования, основывающегося на свободном проявлении и свободном удовлетворении детских запросов в области умственной, нравственной и физической жизни, начинает выходить, т
Детский музей, как воспитатель
Под таким заглавием в № 1 “Вестника Воспитания” появилась интересная статья О. В. Полетаевой. (...)
Большая часть статьи посвящена деятельности бруклинского детского музея
БЕСЕДЫ С ЧИТАТЕЛЕМ
(...) У нас в России часто слышишь споры сторонников того или другого взгляда на идеалы воспитания. Выделяются сторонники так называемого общественного воспитания и семейного воспитания. Была пора,
Некрасов
Наблюдайте, изучайте детей, когда они играют. В играх детей много поучительного, интересного; в играх детей, как в зеркале, отражается жизнь взрослых, отражаются события общественной, народной, гос
Значение творчества в жизни ребенка и взрослого
(...) В первую очередь задачею школы я ставлю развитие в детях духа инициативы, творческих стремлений и интереса к знанию жизни. Чтобы школа могла послужить в данном отношении, необходимо в наше пр
К ВОПРОСУ О СВОБОДНОЙ ШКОЛЕ
(...) Успех всякой свободной школы больше всего зависит от ее организации. Учителю новой школы нужен гораздо больше организаторский, чем преподавательский талант; он должен суметь сорганизовать общ
Доклады, читанные на I Всероссийском
съезде по народному образованию)
Идея трудового воспитания выросла на почве общего и более широкого процесса демократизации школы. Правда, практическое осу
ПРАВА ДЕТСТВА
(Доклад, сделанный на I съезде по народному образованию)
(...) Природа ребенка общественна, как и все развитие его. Язык, который он усваивает путем общени
МЫСЛИ О СВОБОДНОМ ВОСПИТАНИИ
Человек не машина. Нельзя думать о нем в том смысле, что толчки, давление извне побудят и приучат его к работе. Мы ясно видим, что получается в результате такого давления и механиче
О САМОВОСПИТАНИИ
(...) Вся ценность нашей внутренней жизни, все наше человеческое достоинство, вся полнота нашей духовной природы зависит от того, насколько мы подчиняем себе свои низменные побуждения, побеждаем их
ВИНОВНИКИ ГИБЕЛИ ДЕТЕЙ
Когда, от времени до времени, гибнут там и сям дети и юноши, - питомцы наших учебных заведений, - в печати раздаются возмущенные голоса: мечут громы и молнии на учебные заведения, убивающие детей.
УЧИТЕСЬ У ДЕТЕЙ!
Всем нам хорошо знакомы маленькие люди, которых мы зовем детьми. Мы их очень любим и только. Очень мало хорошего, разумного делаем мы для них. Все наши заботы и усилия направлены к тому, чтобы восп
ЕДИНЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ
Отсутствие самодеятельности и взаимопомощи – вот коренное зло, от которого так страдает наше общество. Каждый из нас точно свыкся с долголетней внешней опекой, не принесшей ему никакого счастья, и
НАШ ДОБРЫЙ ГЕНИЙ
В чем тайна очищающего, облагораживающего влияния детской души на душу взрослого человека?
Когда мы ласкаем ребенка, слышим его милый лепет, смотрим ему в глазки, - мы бессознательно точно
ЧУТКИЙ ДРУГ ЖИВОТНЫХ
(...) Все проявления духовной жизни, присущие человеку, - его ум, совесть, чувство, - его сердце и душа, - все это в зачаточной, первоначальной, упрощенной форме мы наблюдаем и у животных. Разница
ВОЗМОЖНО ЛИ ПЛАНОМЕРНОЕ ВОСПИТАНИЕ?
(...) Наша работа представит собою одно из побудительных условий к тому, чтобы вопрос о пользе планомерного воспитания был всесторонне разработан, чтобы за такую работу взялись лица, не только не б
МЫСЛИ О ВОСПИТАНИИ
I
Что такое цель и задача воспитания? Очевидно, те же, что и цель и задача жизни вообще: способствование созданию хорошего, счастливого человека. Поэтому задача воспитания
О Г Л А В Л Е Н И Е
Предисловие
Раздел 1. Основоположники идей свободного воспитания в России
Толстой Л.Н. Воспитание и образо
Новости и инфо для студентов