рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

ЗНАЧЕНИЕ ВОСПИТАНИЯ И ЕГО ГРАНИЦЫ

ЗНАЧЕНИЕ ВОСПИТАНИЯ И ЕГО ГРАНИЦЫ - раздел Педагогика, ХРЕСТОМАТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ: СВОБОДНОЕ ВОСПИТАНИЕ   Воспитание Подрастающего Поколения - Это Одна Из Труднейших П...

 

Воспитание подрастающего поколения - это одна из труднейших проблем, которые предстоит разрешить человечеству. Вместе с тем она и самая важная. От того или иного решения этой проблемы зависит счастье или несчастье индивидуумов, благосостояние целых обществ и даже будущее всего человечества. В воспитании, по замечанию Канта, кроется тайна усовершенствования человеческой природы. Мысль о громадном значении воспитания высказывается не только такими великими теоретиками философами, как Кант, но с большой силой и убедительностью и такими выдающимися педагогами-практиками, как Коменский и Песталоцци. “Человек делается человеком, - говорит Песталоцци, - лишь благодаря искусству воспитания”.

Громадное значение воспитания обуславливается крайней беспомощностью вступающего в жизнь ребенка, как в физическом, так и в психическом отношении. В то время как животные рождаются более или менее подготовленными к борьбе за существование, ребенок появляется на свет совершенно беспомощным. (...) Мы слышим, говорил Гете, то, что понимаем. Поэтому-то ребенок так мало наблюдателен и так плохо ориентируется в окружающей его обстановке. (...)

Молодая душа, подобно семени растения, развивается изнутри, самостоятельно, но и для нее необходимы - как для растения - влага, почва, солнце и т.д. - известные благоприятные условия, создаваемые воспитанием в интересах наилучшего приспособления ребенка к условиям окружающей жизни. Поэтому-то дети, поставленные в неблагоприятные условия для развития, например лишенные некоторых органов чувств или совершенно оставленные без воспитания, заброшенные, развиваются медленно и не достигают высоких степеней развития. (...) Дети, лишенные воспитания, заброшенные, дичают, способности их настолько атрофируются, что потом уже не удается возвратить потерянное. Интересен в этом отношении пример Каспара Гаузера. Этот несчастный до 16 лет провел в одиночестве в подземной пещере. Когда его освободили оттуда, он не умел говорить, ходил с большим трудом, видел плохо, ум его оставался совершенно неразвитым: нравственные и религиозные представления были ему чужды. Но в то же время он не был идиотом или тупоумным. (...)

Особенно опасно лишение правильного и разумного воспитания для нравственного развития ребенка. Фундамент последнего обыкновенно закладывается в раннем детстве прочными ассоциациями нравственных понятий, которые, капитализируясь в привычках, определяют настроение человека и направление его характера. (...) По данным статистики, наибольший процент преступников дают беспризорные дети, не получившие правильного нравственного воспитания. Само собою разумеется, что причины преступности кроются и в социальных условиях их жизни, и экономических явлениях, но, когда слабость нравственных убеждений обнаруживается людьми вполне обеспеченными и с широким умственным развитием, причины этого явления приходится искать исключительно в условиях воспитания этих людей. В недостатке правильного нравственного воспитания в раннем детстве, без сомнения, кроется одна из главных причин глубокого разлада между делом и словом, идеями и жизнью, который не только наблюдается на каждом шагу в жизни обыкновенных людей, но и в жизни выдающихся людей, стоявших гораздо выше во многих отношениях толпы и даже являвшихся руководителями общества, в жизни ученых, философов, общественных деятелей, например: Бэкона, Байрона, Руссо, Гегеля, Шопенгауэра и др. (...)

Это печальное явление, несомненно, объясняется недостатком правильного нравственного воспитания, особенно, в раннем детстве, когда закладываются основы характера человека. Очевидно, у таких людей нравственные убеждения не сроднились с природным характером настолько, чтобы укрепить волю в каждом отдельном случае; их мысли вырабатываются в лаборатории их разума и не доходят до сердца, живущего, так сказать, собственною жизнью и, как всегда, руководящего волей. Добрыми же привычками - этим, по справедливости, неистощимым нравственным капиталом, откуда сердце всегда бы могло черпать импульсы для деятельности, они в молодости не запаслись. Относительно Бэкона, Руссо и многих других - это вполне справедливо. (...)

Считая влияние воспитания на развитие человека несомненным и глубоким, мы должны, однако, признать, что это влияние далеко не безгранично. Известно, что философы 18-го века, а вслед за ними и педагоги, сильно преувеличивали значение воспитания. Исходя из той мысли, что душа ребенка чистая таблица или мягкий воск, они хотели видеть в воспитании панацею от всех социальных зол и опору для переустройства общественного организма по своему желанию. Так, напр., Локк в своем трактате о воспитании, утверждает, что из ста человек 90 оказываются хорошими или дурными исключительно благодаря тому воспитанию, которое они получили. Другие вычеркнули и последние десять процентов. (...) В детях они видели кондильяковскую статую, психическая жизнь которой слагается всецело из внешних впечатлений; они полагали, что все люди при рождении о д и н а к о в ы, разница же между ними обуславливается или средою, т.е. воспитанием естественным, или искусственным, и что поэтому путем воспитания можно сделать человека и талантливым, и добродетельным. Это мнение поддерживалось и некоторыми из педагогов и в более позднее, близкое к нам время (напр.: Бенеке, Жакото, Кифер, Гауффе, Браубах и др.). Большинством же педагогов, под влиянием успехов биологии и разработки учения о наследственности, оно оставлено. Даже более, стало высказываться противоположное мнение о крайне незначительной роли воспитания в сравнении с прирожденными и унаследованными задатками человека. “Воспитание, - говорит Рибо, - никогда не оказывает абсолютного влияния; настоящий характер бывает врожденным и никогда не изменяется”. Ту же мысль еще раньше высказал Гальтон. По его мнению, влияние хорошего воспитания на умы высшего разряда очень незначительно. Еще более резко высказывает это положение Шопенгауэр. Он считает законы характера такими же неумолимыми и вечными, как и законы природы, и ребенка точным прообразом взрослого человека. Таким образом, границы воспитания строго определяются наследственными предрасположениями индивидуума. “О воре можно сказать, - говорит Маудсли, - что и о поэте: он рождается, а не становится таковым”. Если этот взгляд справедлив, то границы воспитания крайне узки. Необходимо поэтому определить, что действительно передается по наследству.

(...) Унаследовать можно наружный вид тела, фигуру, рост, сложение, склонность к долгой или краткой жизни, к болезням, душевным и нравственным особенностям. Наследуется даже почерк родителей, которые не учили детей письму сами. Наследственность - это родовая память человечества... Наследственное влияние может сказываться в образовании человека: туловища, головы, даже ногтей или волос, но в особенности - в лице, в выражении или чертах физиономии... Наследуются действия инстинктивные, так, например, пугливость перед опасными животными у птиц или умение охотиться у собак; наследуются чувственные способности: слабость, сила или острота зрения, слуха, обоняния, вкуса; даже память и привычки, воображение, разум, чувствования и страсти.

Но наследуются ли добродетели и пороки? Мало есть таких распространенных в человечестве убеждений, говорит Ушинский, как убеждение в наследственности добродетели и порока, наследственности греха. Такая повсеместность убеждений есть уже само по себе лучшее доказательство, что в основе их лежит своя доля правды. (...)

Особенно часто наследуются дурные наклонности в с в я з и с д у ш е в н ы м и б о л е з н я м и. (...) Иногда порочная наследственность обнаруживается в самом р а н н е м д е т с т в е. Все исследователи психической жизни детей согласны в том, что у них очень часто без всяких, по-видимому, внешних поводов и довольно рано появляются злоба, гнев, жестокость, лживость и другие худшие пороки... Ежедневный опыт показывает нам, что двое детей - члены одной семьи - нередко обнаруживают большое нравственное несходство. С другой стороны, не менее известны факты, что некоторые дети, воспитанные среди доброй семьи, оказываются ленивыми, лживыми и вообще обнаруживают некоторую бесчувственность в отношении добрых примеров, подаваемых окружающими. Все эти примеры устанавливают тот несомненных факт, что дети рождаются н а с в е т н е с о д и н а к о в ы м и з а д а т к а м и к н р а в с т - в е н н о м у р а з в и т и ю. Но насколько опасна порочная наследственность для нравственного воспитания, п р е д о п р е д е л я е т л и она все дальнейшее направление развития ребенка? Для правильного ответа на этот вопрос необходимо сделать несколько замечаний относительно вышеприведенных фактов.

Во-первых, хотя факт наследственности и несомненен, он до сих пор еще не сделался полным достоянием науки и законы его далеко еще не определены. Даже не установлены его пределы наследственности.

(...) Приобретенные признаки по наследству не передаются. (...) В большинстве случаев дети, являющиеся жертвой порочной наследственности и требующие вследствие этого самого нежного и внимательного воспитания, воспитываются среди такой о б с т а- н о в к и, которая не может научить их ничему доброму. Посмотрите, говорит один педагог, как дети писателей непременно стремятся в известный период жизни (лет 10-11) писать романы, издавать журналы, и вы поймете, что приблизительно может чувствовать несчастный ребенок, живущий в семье воров или в обществе негодяев, пьяниц и развратников. Обычные впечатления среды, особенно семейные, действуют неизгладимым образом на воображение и рано или поздно дают всесильное направление всему бытию человека. Жизнь и душа ребенка, говорит Перэ, на три четверти подобие окружащих его. Дитя человека образованного, попавши к дикарям, станет строить шалаш. Ребенок, помимо своего сознания, как бы заражается недостатками взрослых, которые во всем превосходят его, и он начинает инстинктивно подражать им. Перэ рассказывает об одной девочке, которая, будучи всего 15-ти месяцев, стала перенимать у отца, как он хмурит брови, его крикливый голос и его раздражительность и вместе с тем стала сама выражать то гнев, то нетерпение. У Диккенса, Достоевского, в их рассказах о детской жизни мы находим много подобных примеров, доказывающих непреодолимое влияние дурной с р е д ы на чистую детскую душу. Но даже и дурным воспитанием нельзя вполне объяснить в с е х случаев проявления ранней развращенности в детстве. (...) Грудные дети (...) не могли, конечно, заразиться пороком от окружающей среды. Также и стремление к убийству, о котором рассказывает Эскироль, не могло, конечно, быть внушено детям родителями. В данных случаях, очевидно, приходится иметь дело с н а с л е д с т в е н н ы м и д е ф е к т а м и н е р в- н о - п с и х и ч е с к о й о р г а н и з а ц и и; с такими случаями, когда дети, часто при нормальных умственных способностях, оказываются совершенно неспособными усваивать нравственные понятия. Такие дети отлично знают, ч т о добро и ч т о зло, и знают о каждом отдельном случае, что они делают дурно, но делать иначе не могут, совесть их молчит. Много рассказов подобного рода о детях находится в интересном труде Эммингауза[1]. Вот наиболее характерные из них. Мальчик 6 лет с самого раннего возраста обнаруживает большую запальчивость и гнев. Он сопротивляется ласкам, бьет детей и называет глупым отца. Чувства любви и сострадания он совершенно не понимает, все попадавшее под руку он уничтожает, особенно любит при этом доставить кому-нибудь неприятность, ворует, обижает других детей, сознается, что его поступки нехороши, но говорит, что вовсе не нужно быть хорошим мальчиком. Умственные способности его вполне нормальны. О подобном же еще более характерном случае рассказывает Маудсли[2]. Мальчик 2 лет от роду был столь зол и непослушен, что нельзя было держать его дома, на 10 году он наводил ужас на семейство. Все попадавшее ему под руки он разрушал. Дружба и мягкость были неизвестны его сердцу, с другими детьми он не играл, с животными был жесток. Память его была хороша. И он отлично сознавал свое положение; он говорил иногда, высказывал желание умереть: "Бог не создал меня подобно другим детям”.

Это больные так называемым нравственным помешательством (moral insany), и таких детей надо уже не воспитывать, а лечить. Неспособность приобретать нравственные понятия, говорит знаменитый французский психиатр Морель, не происходит ни от дурного воспитания, ни от среды, ни от пагубных примеров, ни от идей, распространяемых вредными книгами, как обыкновенно склонны думать. Она имеет свои источники в самой о р г а н и з а ц и и индивидуума, во влиянии болезненной наследственности, которое господствует над положением, и которое при известных условиях, роковым образом порождает у своих жертв дурные инстинктивные склонности. (...) Как правило, по словам Эммингауза, эта болезнь есть продукт тяжелого болезненного [пред]расположения, потому что страдающие ею представляют многочисленные морфологические и функциональные признаки в ы р о ж д е н и я. Но это случается сравнительно редко. Точное сопоставление относящихся сюда случаев, по словам одного психолога, приводит к выводу, что наследственность психических болезней встречается не так часто и безусловно, как это можно было бы думать под впечатлением имеющихся случаев. Иногда обнаружение ранней безнравственности у детей бывает следствием случайных дефектов или повреждений нервной системы. Что вообще повреждение нервной системы может вести за собою изменение или порчу нравственного характера, это факт, твердо установленный современной психологией и психопатологией. (...) Много из того, что нам кажется проявлением злой воли в детях, есть не что иное, как более или менее быстро переходящая реакция впечатлительного организма на вредоносные внешние импульсы. Наконец, кое-что из того, что считается пороками и недостатками детей, надо отнести на долю темперамента, имеющего не меньшее, чем наследственное, влияние на образование характера. Но, что такое темперамент? По остроумному определению Шмидта, темперамент - это климат человека, как всякая страна, говорит он, имеет свой климат, так и всякий человек имеет свой темперамент; темперамент страны - ее климат, климат человека - его темперамент. Подобно тому как есть страны со счастливым климатом, так есть и люди, обладающие счастливым темпераментом.

По словам Вундта, меланхолики и флегматики по природе склонны к пессимизму, т.к. видят только настоящее, сангвиники и холерики смотрят в будущее, верят в улучшение настоящего. Кант думал, что темперамент оказывает влияние даже на отношение ч е- л о в е к а к р е л и г и и. В религии, говорит он, холерик будет ортодоксальным, сангвиник – свободомыслящим, меланхолик – мечтателем, флегматик - индифферентистом. Естественно, что сангвиник будет менее устойчивым и в нравственном отношении.

Однако вполне отрицать значение психопатической наследственности, ведущее к вырождению, невозможно. Такие яды, как алкоголь и сифилис, отравляют нервную систему не только родителей, но их детей, их потомства.

С другой стороны, границы воспитания ставятся наследственностью и хороших, добрых задатков, предопределяющих до некоторой степени будущую судьбу ребенка.

Изучение автобиографий и биографий замечательных людей убеждает нас в громадном значении н а с л е д с т в е н н о с т и в жизни людей и совершенно подрывает доверие к педагогическим теориям, вроде Граубаха, Бенеке и других, верящих в о д и н а к о- в ы е с п о с о б н о с т и в с е х л ю д е й, они наследуют от родителей не только то или другое направление ума, но часто их страсти и характер. (...)

Несомненна также и н а с л е д с т в е н н о с т ь х а р а к т е- р а. Она подтверждается многочисленными примерами из жизни выдающихся людей, о родителях и детстве которых история сохранила сведения. (...) Как думает Рибо, что влияние природы всегда берет перевес, но в то же время намечает границы воспитания, через которые не всегда удается перешагнуть. “Как бы ни было могущественно влияние воспитания, - говорит справедливо Маудсли, - оно строго ограничено размерами способности, присущей природе личности. Нет в свете такого воспитания, которое виноград заставило бы расти на яблоне, а винные ягоды на чертополохе. Подобным же образом ни один смертный не может перешагнуть через свою природу. В каждом отдельном яйце индивидуальная наследственность заготовляет для каждой личности особую будущность. Судьба каждого из нас устроена предками, и кто бы ни пытался, никто не может избежать тирании своей организации”. Отсюда ясно, что школе только тогда удастся достигнуть своей цели, если она сумеет разобраться в природных задатках каждого индивидуума и сообразовать с ними свои воспитательные воздействия. Здесь на первый план выступают дети или отягощенные тяжелой психопатической наследственностью, или, наоборот, богато одаренные. И те и другие требуют к себе особой внимательности. (...) Что касается детей, отягощенных нервно-патологической наследственностью, то ясно, что и для них обычные школы совершенно бесполезны. Причем здесь необходимо различать два случая: имеем ли мы дело с детьми умственно отсталыми или нравственно больными. И те и другие нуждаются в особом заботливом, хотя и совершенно различном уходе. Детей последней категории обычная нормальная школа обыкновенно удаляет, большей частью в период переходного возраста, когда их недостатки обнаруживаются особенно резко. (...) Умелый, заботливый уход, который невозможен в общих школах, таких детей сделает полезными членами общества. Наконец, и среди нормальных детей мы встречаем бесконечное разнообразие индивидуальных задатков, от умелого использования которых зависит всецело успех воспитания. Несчастье наших школ главным образом заключается в том, что они ко всем детям предъявляют одинаковые требования, не считаясь ни с размерами их душевных способностей, ни с направлением их духовных интересов. В интересах как будущности детей, так и своих собственных, педагог никогда не должен забывать, что “воспитание строго ограничено размерами способности, присущей природе личности”.

 

Вопросы воспитания: Сб. ст. О. Мессмера, В. Рахманова, Н. Румянцева. - С.-Пб: Изд. газеты “Школа и жизнь”, 1911.- С. 45-63.

 

 


Н. В. Чехов*

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

ХРЕСТОМАТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ: СВОБОДНОЕ ВОСПИТАНИЕ

На сайте allrefs.net читайте: "ХРЕСТОМАТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ: СВОБОДНОЕ ВОСПИТАНИЕ"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ЗНАЧЕНИЕ ВОСПИТАНИЯ И ЕГО ГРАНИЦЫ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

СВОБОДНОЕ ВОСПИТАНИЕ
  Составитель, автор предисловия, примечаний, биографических сведений, указателя имен профессор Л. В. МАРДАХАЕВ    

ВОСПИТАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ
  (…) В понятии педагогов воспитание включает в себя преподавание. Так называемая наука педагогика занимается только воспитанием и смотрит на образовывающегося человека, как

ПРОГРЕСС И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
  Прогресс. (...) Благость прогресса я не признаю, пока мне не докажут ее, и потому, наблюдая явление образования, мне необходимо определение образования, и я вновь повт

О НАРОДНОМ ОБРАЗОВАНИИ
(...) Потребность образования лежит в каждом человеке; народ любит и ищет образования, как любит и ищет воздуха для дыхания; правительство и общество сгорают желанием образовать народ, и, несмотря

О НАРОДНОМ ОБРАЗОВАНИИ
  (...) Безобразные явления мнимого развития я не мог назвать хорошими и в том, что развитие ученика дурно, я тоже не мог убедиться, и потому я стал доискиваться, что такое

В ЧЕМ ГЛАВНАЯ ЗАДАЧА УЧИТЕЛЯ
( из беседы с народными учителями)   (...) Когда я занимался в своей школе, я поступал так: Прежде всего я прочитывал ученикам из Евангелия от Матфе

О ВОСПИТАНИИ
(В ответ на письмо Г-ой)   (...) Очень может быть, что в моих статьях о воспитании и образовании, давнишних и последних, окажутся и противоречия и неясности.

ОБЩИЕ ЗАМЕЧАНИЯ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Для того чтобы ученик учился хорошо, нужно, чтобы он учился охотно; для того чтобы он учился охотно, нужно: 1) чтобы то, чему учат ученика, было понятно и занимательно и 2) чтобы душевные

ВЫДЕРЖКИ ИЗ ПИСЕМ И ДНЕВНИКОВ
Родители, живя развратною, невоздержанною в пище, праздною, в неуважении к людям - жизнью, всегда требуют от детей воздержания, деятельности, уважения к людям. Но язык жизни, примера далеко слышен

Л.Н. ТОЛСТОГО
Жизнь человеческая должна быть руководима тем нравственным началом, которое составляет основу жизни человека и проявляется любовью.   Всем нам нужно одно: учиться жить всегда

I. Общий очерк теории свободного воспитания
(…) На теорию свободного воспитания мы можем смотреть, как на естественную наследницу всего предшествующего развития педагогической мысли, линия которого идет, начиная от Монтеня, Амоса Коменского,

IV. Осуществима ли теория свободного воспитания
(…) В трех сферах жизни практикуется над ребенком насилие: во-1-х, в области политических учреждений и установлений, вообще везде, где он фигурирует как член определенного государства (...); во-2-х

Среда как фактор нравственного воспитания
  (...) Факт, что у хороших людей, озабоченных участью своих детей, несмотря на ряд применяемых ими систематических мер, рекомендуемых современной педагогией, получаются подчас очень

Оказываемого ими на волю
  Каждое впечатление, оказываемое на нас окружающей средой, так или иначе, но необходимо отражается в конце концов и на нашей воле. Оно является не только тем материалом, который ложи

II. Что следует понимать под средою
(...) Среда - это все то, что находится вне данного индивидуума, что его окружает, среди чего он живет. В этом смысле пришлось бы назвать средою весь внешний мир, всю вселенную. И это в известной м

К которым оно приводит
(...) Установление психического взаимодействия предполагает выработку языка и способности понимать выразительные движения других, нам подобных существ. Общество существует благодаря психическому вз

Для нравственного развития ребенка
  (...) Только главным образом на почве психического взаимодействия могут создаться те могучие светлые активные идеи и чувства, которые обусловливают развитие в ребенке нравственной в

Связь педагогики с социологией
  (...) Воспитатель должен заботиться о том, чтобы среде не приходилось умерять наши идеальные порывы, чтобы сама среда, напротив, была так устроена, что толкала бы нас к добру, к пра

IV. Нормальные отношения детей и воспитателей
  (...) Ребенок и воспитатель - это две равноценные единицы. Если между ними устанавливается то общественное отношение, которое может быть названо воспитывающим общением, то это воспи

Вступление
(...) Освобождение ребенка и доставление освобожденному ребенку всех положительных данных для развития его своеобразной индивидуальности, его свободной личности, для раскрытия и наиболее полного ра

Доклад, прочитанный на Первом всероссийском съезде по-семейному
воспитанию в Петербурге 2 января 1913 года)   (...) Всякая система воспитания как система есть ограничение свободы как воспитателя, так и воспитанника. Систе

I. Права личности и общества в деле образования
О вопросах подобных тому, которому я посвящаю эту книжку, можно рассуждать с двух точек зрения, смотря по тому, какая сторона предмета, подлежащего рассмотрению, выдвигается на первый план, именно

II. Общественная школа и личное самообразование
Всякая человеческая потребность может удовлетворяться индивидуальным и социальным, т.е. коллективным способом. Независимо от того, имеем ли мы учителя или нет, мы можем учиться либо в одиночку, либ

Образования
Истинность того или другого положения определяется его фактическими или логическими основаниями, независимо от того, соответствует ли оно или нет национальным традициям или мнению большинства нации

V. Наука и политика в деле образования
(...) Всякое, исходящее из того или другого фанатизма, деспотическое навязывание учащимся абсолютных догматов находится в полном противоречии с основной целью образования - свободным развитием личн

VI. Общественный интерес в деле образования
Кроме разных вероисповеданий, национальностей, классов и партий, могущих проявлять свои интересы в вопросах воспитания и образования, в обществе существуют и другие группы, для которых школьное дел

III. Нравственное воспитание
(...) Все знают, каким опасностям подвергается масса городских и даже деревенских детей. То, что они обыкновенно видят и слышат вокруг себя, мало способствует сохранению их нравственного здоровья.

I. Первое и второе детство
(...) Очевидно, что все роды деятельности, из которых складывается жизнь, совершаются в гармоническом общении, сплетаясь теснейшим образом между собой, чему нельзя препятствовать, не тормозя общего

V. Нравственное воспитание
Переходим к воспитанию нравственному. Цель этого воспитания - познание законов, управляющих поведением, и развитие способности согласоваться с ними. Эта последняя задача представляется нес

Первое письмо
Вопрос о воспитании и образовании у нас является одним из самых важнейших, жгучих и неотложных, и нет сомнения, что правильное его разрешение отразится на всех сторонах - жизни нашей родины в смысл

Второе письмо
(...) Едва ли нужно доказывать, что главнейшая задача родителей и воспитателей в данном случае заключается в неустанной заботе о том, чтобы их родное детище обладало прежде всего крепким здоровьем,

Третье письмо
(...) В процессе первоначального воспитания человека участвует много всевозможных факторов. Влияние их крайне различно и, если можно так выразиться, как в качественном, так и в количественном отнош

Четвертое письмо
В предыдущем письме я сказал, что в ряду главнейших факторов в деле воспитания стоит режим семьи. Под последним разумею весь строй, всю совокупность условий и обстановку семейной жизни, в которой п

Ребенок в деревенской и в городской квартире
  Но вот наш новорожденный превратился уже в отрока. Он давно бросил свою детскую, в ней стало ему тесно, его потянуло в мир, к обществу, в соседние комнаты, к старшим членам семьи. (

О товариществе, занятиях и развлечениях
  Очень важную роль при воспитании играет товарищество. Стремление быть в обществе, иметь около себя соседа появляется в ребенке очень рано; но в самый первый период детства оно удовл

О религии
Дать религию и воспитать в молодом существе правильное религиозное чувство есть священнейшая и первая обязанность родителей. (...) Мне кажется, что во всяком религиозном чувстве всегда лежат две ос

Главные типы современных родителей
(...) Мои многолетние скитания по белому свету и педагогический опыт дают мне некоторое основание и материал для разделения наших родителей на несколько более или менее характерных типов.

Организация родительских кружков и союзов
(...) Жизнь и обстоятельства бывают иногда выше наших сил; под их натиском пасует часто самая твердая воля и сильная энергия. (...) Для достижения необходимой солидарности в деле воспитани

СВОБОДНОЕ ВОСПИТАНИЕ И ДИСЦИПЛИНА
Перейдя к нам в Россию еще в 60-х годах, идея свободного воспитания получила, с легкой руки Толстого, особенное распространение с 1905 г. Правда, последнее время увлечение свободным воспитанием нес

И значение для педагогики
  Современная педагогика стремится рассматривать все вопросы воспитания при свете точно установленных факторов духовного развития ребенка. (...) Наиболее наблюдательные учителя давно

Вместо предисловия
Общественная школа господствующего типа каждого народа и каждой эпохи отражает в себе общественно-педагогические идеи данного времени. В истории школы бывают моменты, когда искусственно задержанная

Свободная школа
Следует строго различать истинную духовную свободу от свободы внешней: политической и гражданской. Для громадного большинства людей последняя, правда, является необходимым условием и первою ступень

Организация свободной школы
Школа должна быть учреждением, созданным коллективным трудом и мыслью группы лиц, соединившихся для совместной работы над воспитанием и обучением детей. Эта группа, естественно, состоит из всех род

Учебный план
Учебный план свободной школы прежде всего должен отличаться от обычных планов существующих учебных заведений отсутствием каких бы то ни было твердо поставленных программ, обязательных для прохожден

Вторая и третья ступень обучения
Предполагая, что проектируемая свободная школа может функционировать вполне правильно только при том условии, если воспитанники ее получат правильную, т.е. свободную подготовку на первой ступени в

Воспитательное влияние школы
Человека воспитывает не одна школа или семья, а вся совокупность окружающей его жизни, и это воспитание начинается не с момента поступления в школу, а гораздо раньше - с первых проблесков сознания

Связь школы и семьи
Выше мы уже говорили о том, какое участие могут принимать родители в деле первоначальной организации училища. Связь семьи и школы не должна ограничиваться этим. Школа всеми силами должна поддержива

Общественная задача свободной школы
  Мы далеки от мысли считать, что устройство школы с такой организацией возможно в настоящее время везде и что именно такая школа должна лечь в основание организации современного обуч

ДВА ПУТИ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ
(...) Будет ли жизнь нас, взрослых, жизнью эгоистов или альтруистов, жизнью эксплуататоров или тружеников, стремлением к нравственной чистоте или развращенности, жизнью деспотизма или самоотвержени

В ИСКАНИИ ЛУЧШЕГО
(Из записной книжки)   (…) Школа (...) должна начинать с изучения каждого ребенка, для которого она начинает работать. Надо исследовать детские силы, детские

С Е М Ь Я
Известный, весьма вдумчивый психолог Перре в труде своем о психологии детского возраста научно устанавливает, что в первые годы человеческой жизни душа ребенка усваивает гораздо больше нравственног

ВОСПИТАНИЕ И ДОГМАТИЗМ
  Догматизм уже давно осужден бесповоротно. Вместе с крушением идеологии средневековья рушились теоретические твердыни авторитета и догматизма; на их месте стали возводить свои филосо

ОТВЕТ НА ПИСЬМО МАТЕРИ
(Г-же Н.М. в Петерб.)   Физическая, умственная, а также и нравственно-чувственная сторона человека складывается определенно благодаря трем факторам. Во-первы

И ЧЕМ ЕЕ СЛЕДУЕТ ЗАМЕНИТЬ
(...) Главным недостатком учебно-воспитательной практики нашей средней школы является принцип принуждения, на котором она основывается. Внешний надзор, запись в кондуит, понижение балла по

И душевных болезней
  В чем задача воспитания? Какие цели должно оно преследовать? Что мы вправе требовать от него? Существуют бесчисленные, часто разноречивые, часто противоположные ответы на э

И образования
Идея нового воспитания и образования, основывающегося на свободном проявлении и свободном удовлетворении детских запросов в области умственной, нравственной и физической жизни, начинает выходить, т

Детский музей, как воспитатель
  Под таким заглавием в № 1 “Вестника Воспитания” появилась интересная статья О. В. Полетаевой. (...) Большая часть статьи посвящена деятельности бруклинского детского музея

БЕСЕДЫ С ЧИТАТЕЛЕМ
(...) У нас в России часто слышишь споры сторонников того или другого взгляда на идеалы воспитания. Выделяются сторонники так называемого общественного воспитания и семейного воспитания. Была пора,

Некрасов
Наблюдайте, изучайте детей, когда они играют. В играх детей много поучительного, интересного; в играх детей, как в зеркале, отражается жизнь взрослых, отражаются события общественной, народной, гос

Значение творчества в жизни ребенка и взрослого
(...) В первую очередь задачею школы я ставлю развитие в детях духа инициативы, творческих стремлений и интереса к знанию жизни. Чтобы школа могла послужить в данном отношении, необходимо в наше пр

К ВОПРОСУ О СВОБОДНОЙ ШКОЛЕ
(...) Успех всякой свободной школы больше всего зависит от ее организации. Учителю новой школы нужен гораздо больше организаторский, чем преподавательский талант; он должен суметь сорганизовать общ

Доклады, читанные на I Всероссийском
съезде по народному образованию)   Идея трудового воспитания выросла на почве общего и более широкого процесса демократизации школы. Правда, практическое осу

ПРАВА ДЕТСТВА
(Доклад, сделанный на I съезде по народному образованию)   (...) Природа ребенка общественна, как и все развитие его. Язык, который он усваивает путем общени

МЫСЛИ О СВОБОДНОМ ВОСПИТАНИИ
  Человек не машина. Нельзя думать о нем в том смысле, что толчки, давление извне побудят и приучат его к работе. Мы ясно видим, что получается в результате такого давления и механиче

О САМОВОСПИТАНИИ
(...) Вся ценность нашей внутренней жизни, все наше человеческое достоинство, вся полнота нашей духовной природы зависит от того, насколько мы подчиняем себе свои низменные побуждения, побеждаем их

ВИНОВНИКИ ГИБЕЛИ ДЕТЕЙ
Когда, от времени до времени, гибнут там и сям дети и юноши, - питомцы наших учебных заведений, - в печати раздаются возмущенные голоса: мечут громы и молнии на учебные заведения, убивающие детей.

УЧИТЕСЬ У ДЕТЕЙ!
Всем нам хорошо знакомы маленькие люди, которых мы зовем детьми. Мы их очень любим и только. Очень мало хорошего, разумного делаем мы для них. Все наши заботы и усилия направлены к тому, чтобы восп

ЕДИНЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ
Отсутствие самодеятельности и взаимопомощи – вот коренное зло, от которого так страдает наше общество. Каждый из нас точно свыкся с долголетней внешней опекой, не принесшей ему никакого счастья, и

НАШ ДОБРЫЙ ГЕНИЙ
В чем тайна очищающего, облагораживающего влияния детской души на душу взрослого человека? Когда мы ласкаем ребенка, слышим его милый лепет, смотрим ему в глазки, - мы бессознательно точно

ЧУТКИЙ ДРУГ ЖИВОТНЫХ
(...) Все проявления духовной жизни, присущие человеку, - его ум, совесть, чувство, - его сердце и душа, - все это в зачаточной, первоначальной, упрощенной форме мы наблюдаем и у животных. Разница

ТАЙНА СЧАСТЬЯ
(Мысли о детях и взрослых)   (...) Дети - люди, и мы тоже люди, но, посмотрите, какая огромная разница между нами: точно мы обитатели двух совершенно различн

ВОЗМОЖНО ЛИ ПЛАНОМЕРНОЕ ВОСПИТАНИЕ?
(...) Наша работа представит собою одно из побудительных условий к тому, чтобы вопрос о пользе планомерного воспитания был всесторонне разработан, чтобы за такую работу взялись лица, не только не б

МЫСЛИ О ВОСПИТАНИИ
I   Что такое цель и задача воспитания? Очевидно, те же, что и цель и задача жизни вообще: способствование созданию хорошего, счастливого человека. Поэтому задача воспитания

О Г Л А В Л Е Н И Е
Предисловие Раздел 1. Основоположники идей свободного воспитания в России Толстой Л.Н. Воспитание и образо

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги