Реферат Курсовая Конспект
А. Н. Новиков - раздел Философия, Измененные Состояния Сознания История Неосознанного Использования Гипноза В Человеческом Обществе Нас...
|
История неосознанного использования гипноза в человеческом обществе насчитывает десятки тысяч лет. Его
появление, по-видимому, можно связать с возникновением верований, религиозных культов и, естественно, их служителей - жрецов. Живописные обряды и служения направлены на то, чтобы как можно более полно завладеть вниманием верующих, что позволяет проводить внушение, вводить присутствующих в транс и таким образом при помощи внушения укреплять веру в божества и их посредников. Они утверждали представление о гипнозе как о состоянии непостижимом, сверхъестественном, доступном лишь людям избранным, получившим исключительный дар от божественных сил.
В одном из древнеегипетских папирусов археологами была найдена следующая запись: «Принеси опрятную и начищенную лампу, наполни ее лучшим ароматным маслом и повесь ее на клин из куста лаврового дерева на стене, расположенной с утренней стороны. Затем поставь перед ней мальчика. Погрузи его в сон своей рукой и зажги лампу. Произнеси над ним слова заклинаний до семи раз. Снова разбуди и спроси: «Что видел ты?». Он ответит: «Да, я видел богов вокруг лампы». Тогда будут ему говорить боги все. о чем их будут спрашивать». Как видно, в своих познаниях гипноза древние служители культов не намного отставали от современных гипнологов.
Вера в богов укреплялась не только пророчествами сомнамбул, но и чудесными гипнотическими излечениями некоторых заболеваний психосоматического происхождения, таких как глухота, слепота, потеря речи, различного рода параличи, потеря способности ходить, психические нарушения и тому подобное. На толпу такие исцеления действовали очень впечатляюще.
Способностям «психотерапевтов» прошлого обязательно приписывалось божественное происхождение. Тысячелетиями гипноз пребывал в тисках мистики. Но пытливые умы старались раскрыть тайну этого явления, пытаясь найти объяснения более рациональные, чем про-
явление божественных и демонических сил. Одна из ранних попыток найти объяснение гипноза была связана со свойствами магнита, обладающего способностью притягивать металлические предметы. Явление магнетизма привлекло внимание естествоиспытателей, и, так как в ту пору странные свойства магнита не могли быть истолкованы наукой, они были механически перенесены на гипноз.
Эта идея была популяризована талантливым гипнологом А. Месмером. Он начал работать с магнетическими металлами и постепенно разработал теорию животного магнетизма. Свою докторскую диссертацию он написал на весьма экстравагантную тему «О влиянии планет на человеческие организмы», которую защитил в 1766 г. В этой работе он указывал на влияние, которое оказывает притяжение звезд на живые тела при помощи проникающего в них невидимого «магнетического» духа (невесомого флюида), распространенного во всей вселенной. Он управляет движением планет, незаметно для людей влияет на их здоровье, судьбу и тому подобное.
Однажды Месмер заметил, что в тех случаях, когда помогает магнит, результат бывает тот же, что и при простом прикосновении его рук. Пациент при этом погружается в сон и, пробуждаясь, выздоравливает. Месмер подумал, что в его собственном организме концентрируется и может проистекать из рук особая невидимая жидкость - благотворный «магнетический флюид» (приверженцы восточных психоэнергетических практик скажут, что это ци или прана). Убедившись в том, что можно оказывать на людей такое же магнетическое влияние и без магнита, Месмер выдвинул новую теорию, в которой говорит уже о «животном магнетизме». Его теория утверждает существование «магнетического духа», который в разной степени накапливается в людях. По представлению Месмера, благотворные магнетические флюиды обладают способностью передаваться от одного
субъекта к другому. После установления раппорта (гипнотической связи) при помощи пассов врач добивается терапевтического криза.
Месмер продолжал лечить страждущих. Случаи моментального выздоровления сильно действовали на воображение людей и граничили с мистикой.
Месмер не мог оказать помощь всем жаждущим лечиться у него. И тут он пускался на уловки: для богатых и знатных больных он сооружает большие баки с выходящими из них стержнями, держась за которые больные должны получать целебный флюид. Обстановка, в которой Месмер проводил сеансы, была тщательно продумана: стены расписаны загадочными узорами, окна занавешены темными шторами, шум шагов, заглушается мягкими коврами. Сам Месмер принимал больных в расшитом серебром и золотом камзоле с многочисленными перстнями на руках. Пристально вглядываясь в глаза больных, он касался их тел, произнося при этом несколько внушительно звучащих слов. Иногда с первого же раза больные объявляли себя здоровыми или чувствовали себя лучше. Другие нуждались в повторных сеансах. А о тех, которые не чувствовали улучшения своего состояния и не выздоравливали, просто умалчивалось, хотя их было гораздо больше, чем исцеленных.
Сила Месмера росла вместе с его славой и усилением веры в него среди людей. Месмер «магнетизирует» для бедных дерево напротив своего дома. Считалось, что стоит только ступить под сень этого дерева, как поток магнетического флюида, оставленный в нем Месмером, проникнет в тело и душу страждущего.
В связи с настойчивыми требованиями Месмера, добивающегося признания своего метода лечения официальной медициной, а также под давлением некоторых влиятельных особ, французское правительство было вынуждено вмешаться в этот спор. Созданная по указу Людовика XVI комиссия, в состав которой входили круп-
нейшие ученые того времени — Лавуасье, Франклин, Байли, Жюсье, - рассмотрев доклады о «животном магнетизме», представленные Королевским медицинским обществом и Парижской академией наук, и проведя тщательное расследование, установила, что сверхъестественного магнетического духа (флюида) не существует.
11 августа 1784 г. комиссия приняла постановление: «После того, как члены комиссии установили, что флюид животного магнетизма не познается ни одним из наших органов чувств и не производит никакого действия ни на них самих, ни на больных, которых они при помощи его испытывали; после того, как они установили, что касания лишь в редких случаях вызывали благотворное изменение в организме и имели своим постоянным следствием описанные потрясения в области воображения; после того, как они, с другой стороны, доказали, что воображение без магнетизма может вызвать судороги, а магнетизм без воображения ничего не в состоянии вызвать, - они единогласно постановили, что ничто не доказывает существование животного магнетизма и что, таким образом, не поддающийся познанию флюид бесполезен» .
Кроме того, вместе с постановлением на имя короля было направлено секретное донесение, в котором говорилось, что увлечение магнетизмом опасно для общественной нравственности. Однако один из членов этой комиссии Лоран де Жюсье не подписал составленный ею доклад, а в своей записке, которая имела громкий успех, допускал, что в месмеризме есть какое-то рациональное зерно.
Отнюдь не оправдывая мошеннических проделок и не признавая мистическую теорию Месмера, Жюсье считал, что не стоит забывать некоторых, несомненно, истинных проявлений благотворного воздействия магнетизма на психику больных, приводивших порой к их выздоровлению. Заключение Жюсье было, пожалуй, наи-
более объективным и верным. Но, тем не менее, путь в
науку для животного магнетизма был закрыт.
И все же трудно переоценить значение ненамеренно высказанного членами комиссии открытия. Они допустили, что воображение может стать ведущей силой для осуществления «благотворных изменений в организме». То есть огромные скрытые резервы человеческого организма можно пробудить как с посторонней помощью (кто-то должен хотя бы дать толчок воображению), так и самостоятельно. Как удачно заметил один из последователей Месмера: «Если медицина воображения является лучшей, то почему бы нам не заняться ею».
Ф. А. Месмер не был шарлатаном, но он был врачом, глубоко убежденным в правоте своей идеи, искренне желавшим помочь своим больным. Его недостаток состоял лишь в том, что истинные механизмы, приводившие к излечению больных, остались для него совершенно недоступны. Впрочем, для самого Месмера этот недостаток компенсировался его талантом к гипнозу и внушению. От недостатков его теории страдали больше те неудачные последователи, которые, тратя огромное количество времени и сил, пытались строить для лечения больных хитроумные устройства, улавливающие из окружающей среды «магнетический дух», но не добиваясь никакого успеха в своей деятельности, действительно прослывали шарлатанами.
Стоит, однако, сказать, что далеко не все идеи Месмера относительно «магнетического флюида» можно считать чистым заблуждением. По крайней мере, этот вопрос до сегодняшнего дня остается спорным. Некоторые из известных современных гипнологов, психотерапевтов от официальной медицины, например доктор Евтушенко, Альберт Игнатенко, Валерий Авдеев, Юрий Горный и некоторые другие, считают, что внушение часто может подкрепляться специальным энергетическим посылом пациенту.
Предшественником научной гипнологии следует считать португальского аббата Фариа, деяния которого незаслуженно забыты, хотя именно он впервые ввел методику словесного погружения в гипноз. Большинство читателей, по-видимому, даже не подозревают, что им с детства хорошо известна жизнь и судьба аббата Фариа, хотя его работы в области гипноза знакомы далеко не каждому психотерапевту. Итак, вспомним аббата Фариа, романтического узника замка Иф, о трагической судьбе которого повествует Дюма в знаменитом романе «Граф Монте-Кристо». Фариа - реальное историческое лицо. Родина Фариа - Индия, точнее, Гоа. Побывав в столице Гоа Панаджи, возле старинного дворца можно увидеть необычный памятник - бронзовую фигуру священника в сутане с распростертыми над больной женщиной руками. Это памятник аббату Фариа.
Аббат Фариа (1756 - 1819), изучивший гипноз, утверждал, что тот не связан ни с какими сверхъестественными силами и его природа кроется в психике человека. Широкое увлечение магнетизмом привлекло к нему внимание научно мыслящих людей. Борцом за право применять «магнетизм» для лечения больных был английский хирург из Манчестера Джеймс Бред (1795 -I860). К занятиям «магнетизмом» Бред пришел не сразу: как и большинство врачей, к явлению магнетизма вначале он относился с недоверием. Трижды побывав на сеансах известного в то время гипнотизера Лефонтена, он убедился, что видения - отнюдь не шарлатанские фокусы с подставными лицами. От пытливого взгляда Бреда не ускользнуло, что глаза «замагнетизированного закрыты и он просто не в силах их открыть, хотя и пытается сделать это, что видно по выражению его лица и сокращению некоторых групп мышц мимической мускулатуры». Хирург с интересом и пристальным вниманием наблюдал, как почтенного жителя города кололи иглами, а он, по-видимому, не ощущал боли, заставляли
нюхать крепкий нашатырный спирт, а он, судя по выражению лица, испытывал удовольствие.
Бред приступает к опытной проверке своих догадок. Первый сеанс магнетизма он провел на семейном вечере. Уже тогда он начал догадываться, что «магнетизм» является следствием постепенного воздействия на нервную систему, утомления органов чувств. Почти уверенный в своей правоте, Бред впервые в жизни усыпляет своего друга, фиксируя его взгляд на одном предмете. Таким образом, в течение последующих месяцев Бред, фиксируя взгляд человека на разнообразных предметах, например на бутылочной пробке, усыпляет сначала родных, друзей, знакомых, слуг - всех, кто только соглашался, а потом и пациентов. Бред накапливает опытные данные, внимательно исследует интересное явление «магнетизм».
Бред доказывает, что нет никакой разницы между тем «состоянием особого сна», который вызывал он, и таинственным магнетизмом, ибо это суть одно и то же явление. Он впервые вводит для него название гипноз, подчеркивая этим его близость к обычному нормальному сну. В поисках объяснений гипнотических явлений он стремится отбросить всякие толкования мистического характера, в том числе и предположение о существовании каких-то особых магических сил, которые подвластны будто бы одним лишь магнетизерам, возводимым в категорию сверхлюдей. Кроме того, он считает, что пассы, применяемые ими, не совсем удачный прием, так как рассеивают внимание «магнетизируемого». Этим и объясняется то, что «магнетизеры» далеко не всегда добиваются успеха на своих сеансах. По мнению Бреда, метод фиксирования взгляда на неподвижном предмете более целесообразен и позволяет добиться гораздо большего эффекта.
Результаты проводимой им исследовательской работы все больше убеждали экспериментатора в огромной
ценности гипноза как метода лечения целого ряда заболеваний, связанных с расстройством нервной системы, особенно функциональных параличей истерического происхождения. Бред также замечает, что восприимчивость людей к гипнотизации неодинакова, что глубина гипноза может меняться, сопровождаясь изменением физиологических функций организма. Кроме того, он обнаружил, что загипнотизированного можно лечить сном, внушая ему мысль о выздоровлении. Просто удивительно, что до этого ни одному из «магнетизеров» не приходила в голову такая идея. Возможно, эта мысль казалась им слишком простой, чтобы быть правдой.
Бред определил гипноз как «первичный сон или то своеобразное состояние нервной системы, которое может быть вызвано продолжительным сосредоточением и напряжением чувствительного взора, в особенности на предмете раздражающего свойства». По его мнению, на субъект в состоянии гипноза можно действовать трояко: посредством мускульного чувства, посредством давления на кожу (френогипнология) и посредством слов. Все эти воздействия Бред называл внушением.
Действие внушения посредством слова Бред называл «моноидеизмом», по поводу которого пишет: «Моноидеизм есть учение о влиянии господствующих идей на духовную и физическую деятельность. Моноидеизм есть состояние, в котором душа подчинена одной господствующей идее... Моноидеодинамические изменения суть физические и духовные изменения, как возбуждение, так и угнетение, появляющиеся вследствие моноидеизма».
В XIX веке гипноз стал приобретать больше признания со стороны официальной медицины. Метод стал широко внедряться в хирургическую практику для обезболивания операций. Особенно блестящие результаты гипнотическое обезболивание дало в Индии. Госпитальный хирург в Калькутте доктор Эсдель сообщил, что в
течение шести лет он произвел более шестисот хирургических операций, пользуясь для обезболивания гипнозом. Сообщенные данные были подтверждены комиссией, специально направленной правительством.
Но все же несмотря на блестящие результаты попыток хирургов применять гипноз для обезболивания, он не нашел широкого применения прежде всего потому, что вызвать потерю чувствительности, а тем более полную, возможно лишь у небольшого количества больных.
Продолжил начатые Бредом исследования гипноза врач из французского города Нэнси Амвросий Льебо (1823 - 1904). Еще не используя в своей практике гипнотический метод лечения, он обратил внимание на то огромное влияние, которое оказывает на психику больного умное, вовремя сказанное слово врача. Больные, которых лечил Льебо, страдали в основном нервными и психическими заболеваниями. Целенаправленная беседа, которую Льебо умно вел, обследуя таких больных, нередко оказывалась куда более эффективнее лекарств.
В 1860 году Льебо ознакомился с методом гипнотизирования, предложенным Бредом. С этого началось его углубленное изучение гипноза. За 25 лет своей практики врача-гипнотизера он излечил гипнозом более семи тысяч больных, причем некоторых с успехом гипнотизировал по несколько десятков раз. Научное наследие Льебо интересно тем, что его взгляды на природу гипноза в течение жизни несколько раз претерпевали кардинальное изменение. Публикацией своего небольшого труда «Исследование зоомагнетизма» он признал, что гипнотическое действие может быть обусловлено лишь «психологическим влиянием либо непосредственным нервным воздействием одного человека на другого» (1883). Впоследствии Льебо пришел в своих опытах к использованию «магнетизированной воды». Однако вскоре он стал применять псевдомагнетизированную воду и получил тот же результат, что заставило его снова признать значе-
ние внушения и отказаться от флюидизма. Та же концепция изложена им в работе «Суггестивная терапия», однако и эта позиция не была окончательной. Хотя у Льебо больше не было работ, посвященных этому вопросу, он в возрасте 77 лет стал почетным председателем общества по изучению психики, члены которого были заведомо флюидистами.
Огромный вклад в развитие теории и практики гипноза сделал знаменитый французский невропатолог Жан Мартин Шарко (1825 - 1893), который руководил крупнейшей психиатрической больницей Сальпетриер в Париже. Его исследования убедили французскую академию наук в реальности гипнотических феноменов, которые стали объектом серьезных научных исследований. Он считал гипноз одним из важнейших инструментов исследования тайн человеческой психики. «Между правильным функционированием организма и спонтанными нарушениями, вызванными болезнью, гипнотизм занимает промежуточное положение и открывает путь к эксперименту. Гипнотическое состояние - это не что иное, как искусственное или экспериментально вызванное нервное состояние,.. многочисленные проявления которого исчезают или возникают по воле наблюдателя. Рассматриваемый таким образом гипноз становится драгоценным и неисчерпаемым источником исследований для врача».
Дальнейшие исследования гипнозапродвигались по мере развития общепсихологических и общефизиологических знаний. Исследования гипноза проводились не только на человеке, но и на животных. Выяснилось, что погружать в гипнотический сон можно самых различных представителей животного царства: лягушек, кроликов, птиц, ящериц, змей, тритонов, черепах, крокодилов и так далее. Способность погружаться в гипнотический сон у животных в значительно меньшей степени, чем у людей, зависит от индивидуальных особенностей особи. В то время как у людей внушаемость очень силь-
но зависит от особенностей характера и типа темперамента. Все эти исследования подтверждают, что гипноз - нормальное физиологическое состояние, характерное для большинства представителей животного мира. В то же время невозможность или затрудненность достижения этого состояния могут свидетельствовать о явном отклонении от нормы. Например, лягушки теряют способность погружаться в гипнотический сон при удалении у них больших полушарий головного мозга.
Для человека гипноз имеет в равной степени как психологические, так и физиологические основания. В своем отношении к гипнозу человек характеризуется двумя свойствами - внушаемостью и гипнабельностью. Внушаемость - это свойство скорее психологического характера, а гипнабельность - физиологического.
Внушаемость и гипнабельностьвзаимозависимы, но как понятия совершенно различны. Гипнабельность характеризует способность погружаться в гипнотический сон. Внушаемость - это степень восприимчивости к внушению, определяемая субъективной готовностью подвергнуться и подчиниться внушающему воздействию или готовность изменить поведение не на основании разумных доводов или мотивов, а по одному лишь требованию или предложению, которое исходит от другого лица или группы людей. Погружение в гипнотический сон для человека возможно как благодаря психологическому, так и вследствие физиологического воздействия, а также при их сочетании. Каждый из методов гипнотизации характеризуется тем, какого рода воздействие в нем преобладает. О здоровье человеческой психики по способности к гипнотизации позволяют судить лишь методы, основанные больше на физиологическом воздействии.
Трудно переоценить важность научных знаний, полученных в результате изучения гипноза. Существуют предположения, что в определенных ситуациях они оказывали решающее влияние на развитие некоторых круп-
ных исторических событий. Предполагается, что открытия выдающегося русского невропатолога В. М. Бехтерева (1857 - 1927), который исследовал механизмы возникновения психических эпидемий и роль внушения, самовнушения и гипноза в их зарождении и распространении во время кризисных ситуаций в обществе, могли быть использованы для становления и укрепления культов личности Сталина и Гитлера. Известно, что немецкие ученые принимали непосредственное участие в исследованиях этого ученого. И Гитлер, и Сталин питали повышенный интерес к этой области знаний. Гитлер создал сеть научно-исследовательских институтов, изучавших сенситивные способности человека, методы воздействия на человеческую психику, силы астральной плоскости, для создания стратегии и тактики покорения мира с помощью этих сил. По приказу третьего рейха в Германии был создан биорадиологический институт закрытого типа, куда студентов отбирали по конкурсу, в том числе и по данным их гороскопов. В этом институте изучали проблемы передачи энергии и информации между человеком и средой, процессы психического воздействия на человека. Лекции студентам читали специалисты, приглашенные со всех уголков мира, в том числе и тибетские ламы, индийские йоги, китайские врачи.
Когда один из величайших в истории суггестологов В. Мессинг, спасаясь от возмездия Гитлера, тайно перебрался в Советский Союз, Сталин через некоторое время приказал доставить его к себе и имел с ним продолжительный разговор. Затем по инициативе Сталина последовала проверка способностей Мессинга - получение 100 тыс. рублей в Госбанке по чистой бумажке вместо чека. Мессинг с легкостью выполнил это задание.
Существуют свидетельства, что сам Виссарион Сталин имел способность к самопогружению в глубокий транс. Благодаря этой чрезвычайно продвинутой своеобразной медитации он получал дополнительный заряд
энергии и стимулировал раскрытие необычных сенситивных возможностей.
Вообще же интерес научной общественности к гипнозу сильно менялся в различные периоды времени. Только после второй мировой войны явление гипноза начинает окончательно и бесповоротно признаваться научной общественностью различных стран мира. В серии отчетов научных обществ, которые ставят вехи в истории гипноза, записан отчет Британской научной ассоциации (1955), которая официально реабилитирует гипноз в Великобритании. Только в 1958 году Американская медицинская ассоциация официально включает гипноз в медицину.
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
На сайте allrefs.net читайте: "Измененные Состояния Сознания"
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: А. Н. Новиков
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов