Реферат Курсовая Конспект
Трансовых состояний - раздел Философия, Измененные Состояния Сознания Постепенно, Шаг За Шагом Человек Должен Войти В Состояние Транса С Помощью...
|
Постепенно, шаг за шагом человек должен войти в состояние транса с помощью разума, подкрепленного убежденностью, и таким образом ум его должен сосредоточиться на душе и ни на чем другом.
Бхагавадгита
Медитация - это в отличие от гипноза всегда волевой акт со стороны медитирующего, и ее практика неизбежно ведет к увеличению способности к волевому са-
моуправлению личности. В основе волевого самоуправления, как и, можно сказать, в основе самой медитации, лежит способность к управлению вниманием. Наиболее очевидная цель любого вида медитации - развитие этой способности. В медитации внимание может быть либо сосредоточено, либо рассеяно, если телу и нервной системе необходимо дать отдых. Медитация может восстанавливать силы человека даже больше, чем сон, так как если в бодрствующем состоянии психика находится в напряженном состоянии, то напряжение не оставляет человека даже в неконтролируемом сновидении.
Обобщая вышесказанное, можно определить медитацию как метод саморегулирования, основанный на управлении вниманием для изменения психических процессов с конечной целью улучшения самочувствия и здоровья, расширения возможностей по управлению сознанием, направленный на разностороннее развитие и самосовершенствование личности.
Управление вниманием - жизненно необходимый навык, от степени его развития зависит эффективность как интеллектуального, так и физического функционирования. Поэтому современный большой спорт немыслим без психического совершенствования спортсмена, основу которого составляет медитация. Первостепенное внимание медитативной практике издавна уделялось в восточных единоборствах, где само искусство рукопашного боя считалось своеобразной медитацией, неотделимой частью общего духовного развития человека
И сегодня медитация является неотъемлемой частью подготовки в каратэ-до, айкидо, ушу и других видах единоборств. В реальной схватке, лицом к лицу с противником постоянно необходимо быть бдительным, решительным и готовым к действию. Ослабить внимание хотя бы на мгновение - означает поражение.
При занятиях спортом, особенно в тех случаях, когда необходима мобилизация сил на протяжении длитель-
ного времени, концентрация мысли на достижении поставленной цели, претворяет в действие основной принцип медитации.
Медитация — это магистраль с двусторонним движением, связывающая сознание и мышцы. Это означает, что, концентрируясь на работе мышц, можно добиться изменения концентрации сознания и, наоборот, определенные состояния сознания могут сильно повышать эффективность мышечной деятельности, что позволяет устанавливать рекорды.
Шведский психолог Ларс-Эрик Унесталь, обследовавший спортсменов сборных команд своей страны, приводит вот такие отчеты участников о выступлениях на соревнованиях:
«Предельно сконцентрировался на том, что делаю. Все окружающее перестало для меня существовать» (пловец).
«Ничего не существует, кроме игры. Я - единое целое с мячом и не думаю ни о результатах, ни об очках» (теннисист).
«Тело работало само, без усилия и какого-либо чувства утомления и боли» (лыжник).
Японский тренер Кийоски Накамура объясняет успехи своего ученика, одного из сильнейших марафонцев мира, Тошихоко Секо так: «Посмотрите, как свободно он бежит. Обратите внимание на беспристрастное выражение его лица. Здесь разгадка его необычайной выносливости. Это дзен. Главное заключается в том, чтобы освободить ум от всего и позволить ему работать естественно, без помех в виде мыслей. Этого не понимает большинство американцев и европейцев».
Но Кийоски Накамура не вполне прав: тренеры и психологи ряда стран, преодолевшие косность мышления, охотно берут на вооружение основывающиеся на медитации психотехники, методику восточных боевых искусств. Боксеры Кубы, добившиеся в начале 70-х годов больших успехов и потеснившие нашу сборную, гото-
225 вились под руководством не только специалистов по боксу, но и тренера по каратэ.
Приобретая в ходе медитации способность к отключению негативных, снижающих работоспособность мыслей и переживаний, спортсмен на длинной дистанции бега, плавания или велогонки избегает излишних рефлекторных мышечных напряжений, что повышает его возможность переносить длительные интенсивные нагрузки.
Такова роль медитации в циклических видах спорта, где почти все зависит от выносливости и умения терпеть. Но и в спортивных играх, где необходима быстрая реакция на действия противника, опыт медитации оказывается весьма полезным. Американский тренер по теннису Т. Голлуэй предлагает своим ученикам усвоить медитационный принцип «стараться не стараясь». По его мнению, большинство ошибок, совершаемых во время соревнований, происходит от того, что игроки слишком много раздумывают в ситуациях, требующих мгновенного реагирования. Избежать этого позволяет пассивная фокусировка внимания, лежащая в основе медитации. Следует, однако, иметь в виду, что такой подход годится лишь для спортсменов, уже достаточно хорошо владеющих техникой и тактикой своего вида спорта, но не для новичков, лишь начинающих осваивать элементарные приемы.
И еще об одном свойстве медитации необходимо сказать, завершая разговор о ее месте в спорте. Она - прекрасное восстановительное средство после физических нагрузок. Наглядным примером проделанной физической работы служит, как известно, концентрация лактатов (солей молочной кислоты) в крови тренирующегося, а по уменьшению этой концентрации судят о ходе процесса восстановления. Г. Рикерт (ФРГ) установил, что в первые 10 минут трансцендентальной медитации содержание лактатов в крови уменьшается почти в четыре раза быстрее, чем у человека, отдыхающего в положении лежа.
Медитация в большем или меньшем своем методическом разнообразии является неотъемлемой частью всех духовных и религиозных традиций. Например, в христианстве - это только молитва, в некоторых восточных религиях - молитвы, чтение мантр, созерцание...
Состояние медитации - это прежде всего состояние глубокой сосредоточенности психики и ума, которое вызывается и происходит в виде определенной последовательности психофизиологических актов, составляющих единый целостный непрерывный процесс самосовершенствования. Общей целью практически всех видов медитативной практики выступает результирующий ее эффект, о котором говорят как о просветлении, прозрении, озарении, экстазе. Такое состояние необходимо прежде всего для понимания и познания высших философских истин, большинство из которых можно реально постичь и применить к себе только через медитацию.
Некоторые последователи религиозно-мистических учений заявляют, что истинная медитация невозможна вне определенных религиозных воззрений. Или что медитация может быть использована только как путь к Богу, иначе она совершенно бессмысленна. В большинстве своем концепции различных таких учений противоречат друг другу, каждое из которых претендует на истинность. Последователи учений выбирают свой путь веры не на основе знаний, а по воле случая.
Интересно, что довольно часто современным людям различные пособия предлагают экзотические виды медитации с использованием различных мандал или же использующие сложную визуализацию, например: «...вообрази, что ты - это Божественная Посвященная Ваджра-Йогини красного цвета; такая же лучезарная, как сияние рубина, имеющая одно лицо, две руки, три глаза; правой рукой держащая блестящий светящийся изогнутый нож и размахивающая им высоко над головой, отсекая полностью все ментально мешающие мыслепроцессы; левой рукой держащая против ее груди человеческий череп, наполненный кровью; выражающая удовлетворение ее неисчерпаемым блаженством, с Тиарой из пяти высушенных черепов на ее голове; носящая нашейное ожерелье из пяти кровоточащих человеческих голов...».
Возможно, таинственность древних верований и загадочность связанных с ними символов способны впечатлить некоторых людей до такой степени, чтобы увеличить внушаемость и облегчить вхождение в транс. Но это случается довольно редко, сила первого впечатления поддерживает повышенную внушаемость недолго. Обычно сложные символы, вырванные из контекста каких-либо древних традиций, только осложняют медитацию. Возможно, в той социальной среде, где зарождались эти атрибуты медитации, они имели глубинный смысл для
сознания и даже подсознания воспитанных в этой среде людей. Культуры, порождавшие эти медитативные техники в той среде и в то время, имели группы сплоченных приверженцев. Поэтому сосредоточение на символах «живого» культа помогало медитирующему подключиться к соответствующему эгрегору. Но сейчас «старые Боги мертвы».
Даже если медитирующий подробно изучит и проникнется всем, что связано с символом, и ему удастся войти в связанное с ним энерго-информационное поле эгрегора, то вполне вероятно, что это не принесет человеку никакой пользы, а возможно, даже нанесет вред психике, так как эгрегоры древних религий и учений по своему ценностному и эмоциональному наполнению чуждо современному человеку.
Однако иногда древние религиозные и мифологические персонажи и символы спонтанно самопроизвольно возникают в пространстве ИСС. В таких случаях нужно быть предельно осторожным. Но полностью игнорировать их также не стоит. Это может свидетельствовать о какой-либо особой предрасположенности или привязанности к особым энерго-информационным структурам. И что бы это ни было, оно требует внимания, проработки, ведущей к расшифровке его значения и интеграции или утилизации того, что кроется за этим психологическим феноменом.
Все медитативные техники делятся на статические и динамические. В динамической медитации вхождению в ИСС помогает концентрация внимания на движении.
Медитация может ставить перед собой прагматические и общеразвивающие цели. Жизнь должна быть совершенствованием, иначе она теряет остатки всякого смысла. Медитация - совершенствование самого главного, чем мы обладаем как разумные существа. - сознания и его внимания. Таким образом, вся жизнь должна быть заполнена медитацией.
Медитация в повседневной жизни заключается во внимательном отношении ко всему, чем вы занимаетесь, будь то работа, свободное время, общение. Вы должны полностью осознавать, что вы делаете в каждый момент времени. Иными словами, человек должен пребывать в «здесь и сейчас» в каждый момент времени, иначе жизнь его будет затуманена блужданием в образах прошлого и иллюзиях мыслей о будущем. Лишь пребывание сознания в настоящем приносит ощущения наполненности жизни и удовлетворенности своей деятельностью, в противном случае создается лишь видимость деятельности. В ходе занятий медитацией приобретается навык в определенное время концентрировать внимание на одном предмете или процессе. Это важно для улучшения самоорганизации, повышения внутренней собранности. По мере того, как навык концентрации внимания будет распространяться на другие области жизни, человек обнаруживает, что становится способным распознавать те привычные схемы восприятия, чувства, стремления, которые прежде оказывали громадное влияние на жизнь, оставаясь в то же время вне пределов досягаемости сознания. Осознавая, может вмешиваться, вмешиваясь -изменяет. Таким образом человек получает возможность принимать более сознательное участие в своей жизни. Процесс медитации включает три стадии:
• расслабление;
• сосредоточение;
• собственно медитативное состояние, глубина которого может быть различной и зависит, в частности, от опыта занимающегося и продолжительности сеанса;
• выход из медитации.
Кстати, здесь стоит упомянуть, что, занимаясь медитацией, уходя в себя, вы можете самостоятельно изменять ее продолжительность. У нашего подсознания, которое в этом состоянии более активно, отлично разви-
то чувство времени. В среднем его ошибка у разных людей в отсчете времени может составлять полсекунды в минуту. Входя в транс, просто подумайте, как долго вы хотели бы в нем оставаться, и подсознание в нужный момент вернет вас к нормальному состоянию.
Рассмотрим названные стадии по порядку. Расслабление. Устранение чрезмерного нервно-мышечного напряжения (релаксация) является непременным условием начала медитации. Но развиваясь и переходя в сосредоточение, процесс медитации способствует дальнейшему расслаблению, здесь действует механизм положительной обратной связи. Чтобы облегчить расслабление и сосредоточение, медитировать следует в спокойном месте, обеспечивающем изоляцию от шума, яркого света и прочих внешних раздражителей. Это требование обязательно для начинающих, но когда человек овладеет искусством медитации, оно становится менее категоричным. Мы еще вернемся к этому вопросу позже, после обсуждения поз для медитации.
Сосредоточение. Оказавшись в спокойном месте и приняв удобное, расслабленное положение, мы сократили число нервных импульсов, идущих к центральной нервной системе от внешнего мира и мышечного аппарата организма. Однако в таких условиях левое полушарие головного мозга продолжает активно функционировать, и в начале каждого сеанса медитации в голову сами собой приходят различные мысли. Для успеха медитации следует, однако, эту активность прекратить или свести к минимуму.
Чтобы отключиться от мыслей, необходимо создать нейтральный фокус внимания. Таким фокусом может стать дыхание медитирующего, вновь и вновь повторяемые им слова или сочетания звуков, концентрация на предмете, рисунке.
Концентрация на выбранном объекте - дело для начинающего непростое: внимание неизбежно будет от-
влекаться, появятся блуждающие мысли. Не следует бороться с ними, гнать их прочь. Важный принцип медитации - пассивность отношения, «пусть это произойдет само собой». Пусть мысли приходят и уходят, не старайтесь активно отделаться от них, не пытайтесь не думать о розовых слонах, у вас все равно это не получится, просто оставьте их в покое - они идут сами. Мягко вернитесь к объекту внимания, не заботясь о том, сколько раз приходится направлять сознание к выбранному объекту фиксации.
Как мы уже говорили, существуют другие способы медитации, например концентрация внимания на движении. Медитирующий может, например, последовательно касаться большими пальцами рук всех остальных пальцев, полностью концентрируясь на этой процедуре.
В Ридзай-дзэне основным методом медитации является решение иррациональной загадки, размышление над алогичным вопросом (коан). Пример коана: «Мы знаем звук хлопка двумя ладонями, но как звучит хлопок одной?». В тщетных попытках найти ответ левое полушарие терпит неудачу и, образно говоря, капитулирует. Происходит то же, что и при полной концентрации внимания: доминантность левого полушария снижается.
Собственно медитативное состояние. Правое полушарие головного мозга, прежде подавлявшееся своим соседом, создает теперь свою целостную картину бытия. Психологи указывают, что человек обычно отсекает часть доступной ему информации, воспринимает ее выборочно, на происходящее отвечает заученными реакциями. Это не позволяет индивиду полностью осознать свое существование, мешает развитию. В такой перспективе медитация представляется попыткой на какое-то время выключить концептуальную систему, временно прекратить процессы обработки входящей информации.
В дзене перед медитирующим ставится задача: полностью сохраняя сознание, оставить всю умозрительную деятельность.
Говоря другими словами, процесс медитации можно в определенной степени сравнить с отпуском. Возвращаясь к внешнему миру после кратковременной «отлучки», мы находим его «новым», «другим». Наше сознание избавляется от автоматизмов, становится более эффективным в своей деятельности.
В традиции йоги считается, что цель медитации -достижение «самадхи», особого состояния интеграции всех элементов личности, в котором в человеке пробуждается вдруг способность видеть и принимать явления, обычно недоступные сознанию. В этой связи описываются многочисленные случаи , которые могут быть отнесены к разряду парапсихологических.
В дзене о медитации говорят как о пути к «сатори», пробуждению. Вышеприведенные метафоры эзотерических учений могут быть переведены на язык современной психологии как описывающие ограниченность, специфическую направленность нашего сознания, нашу приверженность стереотипам мышления, пребывание в плену категориальных систем. В результате медитации приходит понимание того, что наши представления бывают условны и если не искажают действительность, то соответствуют ей лишь очень приблизительно. Освободившись от цензуры логики в результате практики медитации, мы освобождаем путь интуиции и иногда вдруг мгновенно получаем ответ на самые трудные вопросы. Мы пробиваемся к сокровенной глубине своего существования, открываем свое подлинное скрытое «я». Сознание проясняется, а ведь это и есть пробуждение.
Выход из медитации. Возвращаться к НСС нужно очень постепенно, особенно, если сеанс был продолжительным. Резкое воздействие на находящегося в состоянии глубокого погружения человека может вызвать испуг или другие неблагоприятные состояния. По этой причине не следует для обозначения конца сеанса использовать будильник. Его звонок скорее всего будет
неприятен занимающемуся, как неприятно бывает, когда вас грубо и резко будят от сна.
Закончив медитацию, следует еще некоторое время находиться в той же позе, прекратив, однако сосредоточение и концентрацию внимания на объекте медитации. Не следует также резко открывать глаза, держите их полузакрытыми. Затем проделайте медленные движения головой, несколько раз закройте и откройте глаза, разомните слегка плечевые суставы.
Важнейший вопрос медитативной практики - выбор позы. Почему рекомендуется медитировать в определенных позах? Потому что принятие определенной позы поможет вам провести границу между нашей обычной повседневной деятельностью и медитацией и тем самым облегчить концентрацию.
Вовсе не безразлично, в какой позе медитировать. Давно известно, что каждой позе соответствует определенное внутреннее состояние. Не случайно в армии используется стойка по команде «смирно»: грудь вперед, живот втянут, руки по швам, стой и не шевелись. Именно такая поза создает готовность к восприятию команд и последующему беспрекословному их выполнению.
В медитации поза должна быть удобной, но в то же время оказывать на упражняющегося определенный мобилизующий эффект. Почти все восточные школы медитации придают большое значение прямому держанию туловища. Только в трансцендентальной медитации такого требования нет, здесь считается, что можно заниматься, сидя в мягком кресле. Но каждый, кто медитирует, рано или поздно приходит к выводу, что успех медитации во многом зависит от позы. Если человек внешне держится прямо, то и внутренне он скорее будет собранным, внимательным, в то время как небрежная поза предрасполагает к внутренней лености, вялости. Мягкие кресла не позволяют полностью выпрямить позвоночник и располагают к сонливости. Лучше всего медитиро-
вать, сидя на полу, положив коврик или одеяло. Но
можно также медитировать сидя на стуле или табурете.
В любом случае колени не должны располагаться выше тазобедренных суставов. Поэтому если стул слишком низкий, то следует скрестить ноги, тогда колени опустятся. Если же высота стула или табурета нормальная (для большинства занимающихся - 45 см), то ноги нужно держать слегка разведенными, а стопы параллельными, опираясь на пол всей подошвой. Садиться лучше ближе к переднему краю сиденья, особенно если оно, как это иногда бывает, имеет наклон к спинке.
Из-за слабости мышц спины удерживать туловище прямым большинству занимающихся будет поначалу трудно. Со временем мышцы окрепнут, и осанка уже не будет вызывать трудностей. Дело, впрочем, не только в силе мышц, но и в умении поддерживать равновесие тела, тогда понадобятся минимальные мышечные усилия. Но сначала необходимо развить чувство равновесия, научиться принимать оптимальное положение, что достигается практикой.
В первый период занятий в начале каждого сеанса, приняв позу, в которой вы собираетесь медитировать, медленно раскачивайте туловище вперед, назад и в стороны, а также делайте им круговые движения, стараясь уловить наиболее устойчивое положение.
Голова также держится прямо. Подбородок следует слегка взять на себя, но так, чтобы это не повлекло за собой наклона туловища.
Поза будет оптимальной тогда, когда спина остается прямой, удерживаемая позвоночником, а все остальные мышцы полностью расслаблены. Вышеприведенное требование полнее всего выполняется в трех классических позах для медитации, принимаемых на полу:
1) со скрещенными ногами (сидя «по-турецки»),
2) сидя на пятках,
3) «лотос».
Преимущество классических поз заключается также в следующем. У медитирующего, сидящего на стуле или табурете, может возникнуть беспокойство или даже страх перед падением в состоянии погружения, что мешает процессу медитации. Пол же дает чувство безопасности.
Для большинства начинающих скорее всего подойдет поза сидя на полу со скрещенными ногами. Иногда это положение называют «удобной позой». Сидеть так и впрямь приятно, а в некоторых восточных странах эта поза широко распространена в повседневной жизни. Собираясь медитировать в этой позе, следите за тем, чтобы ваша голова, шея, позвоночник составляли прямую линию
Как держать руки? Возможны два варианта. Первый заключается в том, что ладони держат на коленях. С него и следует начать. Во втором варианте, к которому можно перейти, приобретя некоторый опыт медитации, ладони надо сложить подобно двум чашам, вложенным друг в друга. В индийской традиции правая (активная) рука располагается снизу, левая сверху. У левшей - наоборот. Открытость ладоней указывает на то, что в данный момент вы не заняты какой-либо деятельностью, а готовитесь нечто предпринять. Большие пальцы слегка соприкасаются, как бы замыкая электрическую цепь.
Учителя дзена обращают большое внимание на положение ладоней своих учеников и на основании того, как они держат большие пальцы, определяют внутреннее состояние человека, его готовность или неготовность к началу медитации.
Если большие пальцы сильно прижаты друг к другу, так что направлены вверх, то это признак чрезмерного напряжения, которое будет мешать медитации. Опущенные большие пальцы, отсутствие контакта между ними свидетельствуют о вялости, что также не способствует успеху в предстоящем занятии. Большие пальцы
не должны образовывать «гору» или «овраг», им надлежит располагаться строго горизонтально.
Руки опираются на бедра, свободно свешиваться они не должны, так как в этом случае расслабления не получится. Ладони держатся близко к животу, но не давят на него. Желательно легкое прикосновение к животу, по крайней мере во время вдоха.
Вторая классическая поза для медитации - сидя на пятках. Чтобы принять ее, нужно стать на сведенные вместе колени, держа носки вместе, а пятки слегка разведенными. Затем опуститься на пятки. Голова, шея и туловище составляют прямую линию.
Эта поза широко распространена в Японии. Здесь в ней не только медитируют, но и читают, пишут, едят, выполняют различную работу. В отличие от японцев, привыкших к этой позе с детства, многим из нас, особенно людям с сильно развитыми мышцами бедер, она на первых порах покажется неудобной. Возможно неприятное напряжение в бедрах, боль в коленях. Болевые ощущения можно смягчить, подложив между пятками и седалищем подушку, под колени подушку и одеяло под голеностопные суставы; но лучше всего осваивать эту позу не торопясь, постепенно, возвращаясь при появлении неприятных ощущений в мышцах и связках на некоторое время к уже освоенной позе со скрещенными ногами.
При позе сидя на коленях блокируются крупные кровеносные сосуды бедер, что может оказать неблагоприятное воздействие на людей, склонных к расширению вен. Им следует отдать предпочтение позе со скрещенными ногами или позе лотоса.
Поза лотоса — одна из основных поз йоги - хорошо подходит для медитации. При опоре на таз и колени поддержание тела в вертикальном положении требует лишь минимальных усилий. Сидеть в позе лотоса легко и удобно, нет ни малейшего мышечного напряжения, мешающего полной концентрации.
237 Большинству занимающихся, однако, освоить «лотос» бывает непросто. Но при последовательной и целеустремленной работе это удается и в возрасте старше 50 лет. Однако следует подчеркнуть, что овладение позой лотоса не должно становиться самоцелью. Если у вас возникают трудности с ее освоением, не расстраивайтесь. Успешно можно медитировать и в других позах.
Тем же, кто решил научиться «лотосу», следует запастись терпением и регулярно, ежедневно, а по возможности и два раза в день проводить следующие подготовительные упражнения.
1. Сесть на пол и как можно больше развести ноги в
стороны. Затем согнуть правую ногу в колене и притя
нуть к себе правую стопу, чтобы она оказалась на левом
бедре у паха.
Туловище при этом следует держать выпрямленным, а колено должно держаться пола. Зафиксировать положение до появления дискомфорта, а затем проделать то же самое с левой ногой. Чтобы облегчить выполнение, можно сидеть на небольшой подушке.
2. Сидеть следует на одеяле, сложенном толщиной в
ладонь. Сначала выполняем упражнение 1: при прямой
левой ноге сгибаем в колене правую и прижимаем ее
стопой к левому бедру. Вслед за тем сгибаем также ле
вую ногу и располагаем стопу на правом бедре так, что
бы пальцы были обращены вверх. Важно помнить о том,
чтобы туловище было выпрямленным, а оба колена ка
сались пола.
В дополнение к трем основным рассмотрим две дополнительные позы для медитации.
Лежа на спине можно хорошо расслабиться, но эта поза располагает ко сну. Но только именно эта поза подходит для погружения в глубокий транс. Использовать эту позу можно только тем, кто уже имеет некоторый медитативный опыт и довольно хорошо владеет своим вниманием.
Лежать следует без подушки. Ноги и руки чуть-чуть разведены в стороны. Медитировать можно также в положении стоя. При этом стопы параллельны, на некотором расстоянии друг от друга, ноги слегка согнуты в коленях, руки висят полностью расслабленные. В этом положении можно медитировать, концентрируясь на мантре или на дыхании. Медитативное состояние делает стояние неутомительным. Медитация стоя хорошо подходит людям сидячих профессий. Для тех, кто долго выполняет медитацию сидя, она может оказаться полезным переключением.
Общую методику расслабления мы уже рассматривали выше, а теперь обратим внимание на некоторые особенности расслабления в позах для медитации.
Успешной медитация может быть только тогда, когда в принятой позе человек максимально расслаблен. При медитации в сидячем положении у многих очень часто, у некоторых почти всегда бывают напряжены мышцы плечевого пояса. Любой стресс или неприятности почти неизбежно ведут к напряжению, зажатости этих мышц. Плечи непроизвольно поднимаются, голова втягивается в них, как бы защищаясь от предстоящего удара. В конце концов в этой области возникает хроническое напряжение мышц, причиняющее много неприятностей. Избавиться от скованности плеч, приступая к медитации, можно следующим образом. Поднимите плечи, ощущая при этом неприятное напряжение, а затем «бросьте» их. Зафиксируйте возникшее ощущение и постарайтесь сохранить его в памяти.
Дополните расслабление активным воображением. Например, можно использовать такой образ. При расслаблении плеч представьте длинные ветви дерева, сгибающиеся под тяжестью обрушившегося на них снега. Ветви медленно все больше и больше сгибаются, и, наконец, снег соскальзывает с них, освобождая дерево от своего гнета. «Бросая» плечи, давая им «упасть», мы
обрасываем с себя все, что нас тяготит, освобождаемся от бремени забот.
Особое внимание в сидячих позах следует обратить напоясницу. Не должно быть никакого лишнего напряжения.
Теперь, после того как мы обсудили все предварительные моменты, перейдем к непосредственному рассмотрению медитативных техник.
Работу по самосовершенствованию и коррекции своей психики лучше всего осуществлять в состоянии глубокого транса. Но для этого сначала необходимо, как уже говорилось, научиться в достаточной мере владеть вниманием. Поэтому совершенствование в этом плане должно быть поэтапным.
Первый этап. Совершенствование внимания сознания
Куда бы ни убегал ум.
изменчивый и неустойчивый по природе,
нужно неизменно возвращать его назад.
под контроль своего «я».
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
На сайте allrefs.net читайте: "Измененные Состояния Сознания"
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Трансовых состояний
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов