рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Проблемная ситуация и социальное взаимодействие: важность

Проблемная ситуация и социальное взаимодействие: важность - раздел Социология, СОЦИОЛОГИЯ Культуры Взаимосвязи Понятий. Представленные Теоретические Концеп...

взаимосвязи понятий. Представленные теоретические концепции

социального взаимодействия свидетельствуют о необходимос-

ти проследить его порождение, специфичные формы, способы реа-

лизации, последствия для акторов. При рутинных интеракциях все

эти аспекты тесно переплетены и плохо поддаются аналитической

дифференциации. В то же время известно, что они становятся бо-

раз дел 1. соц иолог ия культуры как область з нания

лее заметными, когда речь идет о проблемных ситуациях, где люди

взаимодействуют более рефлексивно и демонстративно. В рамках

социологии культуры проблемные ситуации и соответствующие им

формы интеракции не стали объектами специального внимания.

Однако такие сюжеты, как чрезвычайные, неизвестные или непред-

сказуемые обстоятельства, конфронтации интересов и т. п., вполне

отвечают понятию «проблемная ситуация». Социологическое их

осмысление можно представить двумя показательными для соци-

ологии культуры темами, которые сегодня широко обсуждаются в

профессиональной среде — «культурная травма» в концептуализа-

ции П. Штомпки1 и «риск» в интерпретации Э. Гидденса2.

Концепция культурной травмы. Согласно П. Штомпке, куль-

турная травма возникает, когда на уровне общества в массовом

масштабе проявляются «дезорганизация, смещения, несогласован-

ности в социальной структуре или культуре, иными словами, когда

контекст человеческой жизни и социальных действий теряет го-

могенность, согласованность и стабильность, делаясь другим, даже

противоположным культурным комплексом». Причем, при условии,

что все это возникает быстро и неожиданно и охватывает ключевые

компоненты культуры, — ценности, верования, нормы. Концепция

культурной травмы оказывается полезной при выявлении базовых

принципов социального взаимодействия в проблемных ситуациях.

Это патологическое состояние проявляется при определен-

ных обстоятельствах («благоприятный для него контекст»), когда

деструктивное воздействие травмирующих факторов охватывает

и социально–структурые, и культурные основания совместного

существования людей. В таком контексте речь идет о столкновении

с новыми аспектами окружения, которые становятся императива-

ми к поискам новых способов социокультурной адаптации. В све-

те теории социального становления (в том числе микродинамики)

«под этим следует понимать сложный, искусственный вид чело-

веческой коллективности, дающий возможность его творческой

самотрансформации»3. Иными словами, имеется в виду актуали-

зация механизмов социальных взаимодействий и коммуникаций,

способствующих преодолению травмы.

Травматическая ситуация (событие) может быть определена

как состояние напряжения в обществе, связанное с конкретными

социальными изменениями. Они отличаются следующими харак-

теристиками:

– во времени появляются неожиданно и быстро;

1 Штомпка П. Социальное изменение как травма. images/

pubs/2007/05/07/0000307513/1– Shtom pka.pdf С. 8.

2 Гидденс Э. Модерн и самоидентичность. Цит.раб. A. Giddens. Modernity and

Self–Identity. Oxford UK: Blackwell Publishers Ltd. 2002.

3 Штомпка П. Цит. Раб. С. 24.

часть 2. Теор етическ ие ос новы р ешения пробл ем соц иолог ии культуры

– по содержанию и размаху являются радикальными, глубокими,

многомерными, затрагивающими основы социальных и культур-

ных порядков;

– с точки зрения истоков считаются экзогенными, внешними

негативными воздействиями, (люди «страдают» от травм, травмы

«происходят с ними», они «сталкиваются» с травмами);

– на когнитивном уровне воспринимаются как нечто неожидан-

ное, непредсказуемое, удивительное, шокирующее, отталкивающее.

Ответными реакциями на травмирующие события и ситуации

становятся индивидуальные и коллективные попытки справиться

с ними. По Дж. Александеру1, их конвенциональное определение

как социально значимых проблем предполагает динамичный про-

цесс культурного конструирования, или «травматическую после-

довательность» (traumatic sequence), которая состоит из следую-

щих компонент:

– контролирование средств символического производства, или вы-

деление наиболее социально приемлемых интерпретаций ситуации;

– кодирование (coding) травмы как «зла», как того, что необходи-

мо преодолеть;

– наделение ситуации смысловым весом (weighting): «нормальное

зло и радикальное зло не могут быть одинаковыми»,

– нарративная представленность свойств ситуации с точки зрения

содержания в ней «зла»: каковы его истоки, кто его жертвы, кто

несет ответственность за них, каковы его последствия и т. п.

Риск как проблемообразующий фактор. Как подчеркивает Гидденс, в современных обще-

ствах риск стал постоянно действую-

щим социальным фактором. Это происходит не только из-за увели-

чения сложности и динамизма окружения, с которыми приходится

иметь дело людям. Качественное изменение претерпевают струк-

туры их контроля над упорядоченностью текущей социокультур-

ной жизни. Кроме того, все более непредсказуемым становится

даже самое близкое будущее. Соответственно риск оказывается не

столько чрезвычайной характеристикой современной социальной

ситуации, сколько ее параметром и конституирующим фактором.

Возрастающая неопределенность, «климат риска» в современном

обществе приводят к тому, что «и для дилетанта, и для эксперта

постоянным и непреложным опытом становится мышление в тер-

минах риска»2. Высокий уровень неопределенности в обществе

не дает сложиться рутине повседневной жизни. Но именно она,

согласно Гидденсу, обеспечивает людям онтологическую безопас-

ность. Из нее, как правило, удаляются все те экзистенциальные мо-

менты, которые чреваты нравственными беспокойством и кризи-

1 См. Семашко Л.М. Смыслы культурной социологии. http://www.

peacefromharmony.org/

2 Гидденс Э. Модерн и самоидентичность. С. 105.

раз дел 1. соц иолог ия культуры как область з нания

сами. Люди стремятся изолироваться от ситуаций, которые потен-

циально опасны для их привычного существования1. Это закреп-

ляется в моральных нормах, нравах и обычаях. Такие культурные

формы поддерживаются до тех пор, пока ритм обыденной жизни

не нарушается факторами, находящимися вне власти индивидов,

по ту сторону их «защитного контура».

В условиях неопределенности у людей появляется радикаль-

ное сомнение в устойчивости их жизненного мира. Но если они не

располагают никакой опорой вовне (вера, авторитет, традиция), то

их базисное доверие к своей онтологической безопасности и иден-

тичности постоянно подвергается испытанию. Проблемные ситуа-

ции становятся частью социальной жизни, но не воспринимаются

как ее норма: стремление к их срочному и социально приемлемому

(адекватному) решению возрастает.

Осмысление этих явлений как в принципе поддающихся со-

циальному контролю порождает процесс постоянных подсчетов

соответствующих возможностей и ресурсов. В результате риски,

связанные с проблемными ситуациями, институционализируют-

ся, чтобы стать объектом целенаправленного регулирования. Их

постоянный рефлексивный мониторинг в современных обществах

приводит к возникновению особых экспертных систем, где они ос-

мысляются, оцениваются и на этой основе строятся рекомендации.

Но сами такие системы находятся в рамках трансформирующихся

институтов, которые сейчас оказываются разобщенными и со-

средоточенными на решении собственных проблем.

Анализируя особенности механизмов связи между социеталь-

ной структурой и миром повседневности, Гидденс отмечает, что

институциональная рациональность сегодня расходится с необ-

ходимостями обыденной жизни2. В немалой степени это связано с

тем, что в процесс личностной идентификации оказываются вовле-

ченными абстрактные системы, которые предлагают целый набор

альтернативных рекомендаций (педагогических, медицинских,

психологических и т. д.). Они заменили собой однозначную и про-

зрачную для понимания традицию (этапы инициации, например)3.

С одной стороны, это позволяет каждому обретать новые полномо-

чия, умения, опыт, с другой — означает зависимость от экспертных

систем. Кроме того, сам факт умножения в обществе их разнока-

чественности и неоднородности привносит в возможность реали-

зации рекомендаций элемент риска. Необходимость выбора среди

них заставляет людей в повседневной жизни постоянно испыты-

вать напряжение между чувством ненадежности окружающего

мира и желанием обрести базисное доверие к нему.

1 Там же. С. 108.

2 Там же. С. 99

3 Там же. С. 106

часть 2. Теор етическ ие ос новы р ешения пробл ем соц иолог ии культуры

Таким образом, хотя механизмы личностной идентичности

испытывают существенное влияние со стороны трансформиру-

ющихся, т. е. нестабильных социетальных институтов, уровень

субъективного доверия к ним оказывается невысоким. Однако, для

преодоления неопределенности в современном обществе чрезвы-

чайно важной оказывается организация повседневной практики

индивидов вокруг существующих институциональных форм. Это,

по мнению Гидденса, становится основой онтологической безопас-

ности личности: «Чувство доверия… является источником объек-

тивной стабильности внешнего мира и целостности самоотождест-

вленного «Я«»1.

Все сказанное свидетельствует о том, что понятия травмы и

риска связываются с представлением о неопределенности, на-

пряженности социокультурной жизни, вызывающей, согласно

Гидденсу, нарушение онтологической безопасности и базового до-

верия к окружению. Иными словами, их можно считать одним из

важных показателей проблемной ситуации в обществе. Когда они

обнаруживается и на институциональном, и на обыденном уровнях

социокультурной реальности, можно считать, что и на каждом из

них, и между ними нарушена работа механизмов, ответственных

за поддержание социально приемлемой степени определенности и

предсказуемости социальных и культурных процессов. Все это по-

буждает людей к поиску выходов из ситуации, который активизи-

рует процессы социального взаимодействия и коммуникации. В то

же время известно, что от его форм зависят и способы, и эффек-

тивность совместной активности. Однако им в работах, посвящен-

ных проблемообразующим факторам, не уделяется должного вни-

мания. В то же время их изучение необходимо, поскольку позволит

уточнить представления о механизмах, действующих в контексте

социокультурной микродинамики, и составляющих ее процессах.

Контрольные вопросы.

1.Познавательная значимость понятия «социальное взаимодейс-

твие» в социологии культуры.

2.Структурно-функциональная трактовка понятия «социальное

взаимодействие».

3.Феноменологические представления о социальном взаимодейс-

твии.

4.Функции понятия «социальное взаимодействие» в теории струк-

турации Э. Гидденса.

5.Особенности социального взаимодействия в экстремальных си-

туациях.

1 Там же. С. 101

раз дел 1. соц иолог ия культуры как область з нания

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

СОЦИОЛОГИЯ Культуры

Академический Проект... СОЦИОЛОГИЯ... Культуры...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Проблемная ситуация и социальное взаимодействие: важность

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Орлова Э.А.
Социология культуры Учебник для вузов. — М.: Академичес- кий Проект, 2011. — с. — (Gaudeamus) ISBN 978582911190 – 8 Аннотация В настоящем

Социологии культуры.
Появление современных ориентаций в области социологии культуры были обусловлены сменой познавательных парадигм, ко- торая существенным образом сказалась в социальных науках. Если

О необходимости смены познавательной парадигмы
В этих обстоятельствах социологи, разделяющие такую точку зрения, все более активно призывают к пересмотру исходных ос- нований своей науки и формированию новых фундаментальных

Теоретические предпосылки формирования социологии культуры
При выделении теоретических оснований современной соци- ологии культуры следует обратиться к работам классиков модер- на, с одной стороны, и тех ученых, чьи имена принято связыват

Социологии культуры.
Социология культуры в ее современном виде начала устойчиво распространяться в 1970–1980-х гг. Этому во многом способство- вало изменение мировоззренческих позиций, предопределенно

Ду социальным и культурным уровнями.
  Макросоциология культуры. Новые представления о связях между институциональными социетальными структурами и куль- турными образованиями с наиб

И культурная обусловленность социальной структуры
Сторонники этого направления утверждают идею отно- сительной автономности культуры от социальной структуры. Показательными примерами наиболее систематизированного оп- ред

Структурно-культурное направление с акцентом на культуре.
В большинстве работ этого направления культура не представлена в качестве объяснительного фактора. Однако здесь открыто и пос- ледовательно признается ее активное и действенное пр

Предметная область: «скрытая» и «явная» (записанная, репрезентативная) культура
В социологии мейнстрима акцент ставился на имплицитный, или незафиксированный в письменной, вещественной или ико- нической формах аспект культуры. Изучались ценности, мотивы,

Проблемное поле социологии культуры
Представленный выше краткий обзор основных теоретичес- ких направлений, которые к настоящему времени сформирова- лись в рамках социологии культуры, позволяет, во-первых, в об-

Определение понятия «культура» в антропологии
В антропологии понятие «культура» репрезентируется с помо- щью самых разных слов. Однако, несмотря на кажущееся разнооб- разие его трактовок, можно выделить некоторые общие позици

Определение понятия «культура» в социологии
В рамках социологии культуры, напротив, сами определения культуры выстраивались вокруг обсуждения этой связи. Дело в том, что здесь социальное понималось не в его фундаментальном

Социологии.
Сказанное выше позволяет сделать вывод, что представления о социальной реальности, сложившиеся к настоящему времени в со- циологии, подразумевают ее определенную упорядоченность.

Ти и социокультурного пространства
Социокультурная реальность, жизненный мир людей трак- туется в рамках социологии культуры как контекст их существо- вания, порождаемый и воспроизводимый ими самими и в то же

Строение маргинального социокультурного пространства.
Другая метафора, используемая Делезом и Гуаттари, — номады (ведущие кочевую жизнь) — обозначает социальные единицы, ко- торые образуют и определяют свойства своего социокультурног

Взаимодействии в современной социологии
Как уже было сказано, в качестве фундаментального основа- ния конституирования социальной реальности и социального про- странства как формы ее организации в социологии принимается

Исходные теоретические (социологические и антропологические) допущения
Построение идеально-типических моделей социокультурно- го пространства и парадигм социального взаимодействия предпола- гает формулировку исходных допущений, на которых она бази-

Определение ключевых понятий.
Представляемое здесь направление социологии культуры оп- ределяется совокупностью взаимосвязанных ключевых понятий. Они в самом общем виде организуют и ограничивают предметное

Фундаментальные свойства человека ,обеспечивающие его связи с окружением
Концепция человека как активного существа, способного к ре- зультативному взаимодействию с окружением, предполагает вы- деление набора необходимых и достаточных потенциальных врож

Способности человека ,связанные с результативной активностью
Перечисленные антропологические, врожденные свойства находят выра- жение в способностях, или их качественной определенности, проявляющейся в от- ношениях человека с окруж

Уровни рассмотрения социокультурной реальности.
При изучении динамических аспектов совместного существо- вания людей целесообразно в самом общем виде выделить следую- щие области кодирования такого опыта. Во-первых, это организ

Модель функциональной дифференциации социокультурного
пространства.Необходимые предпосылки формирования кон- цепции социокультурного пространства сводятся к определенным группам факторов, связанных с организацией

Взаимодействия
Важность выделения институциональ- ного уровня социокультурного пространства обусловлена значимостью социальных институтов в организации и регулировании совместного сущес

Институциональная область хозяйственной жизни.
Функциональная доминанта этой области связана с упорядо- чением и воспроизведением процессов социального взаимодейс- твия и коммуникации, направленных на жизнеобеспечение и

Политическая область институционального социокультурного пространства
Функциональная доминанта политической области институционального социокультурного пространства может быть определена как организация отношений между групп

Институциональное правовое пространство
В правовой области институционального социокультурного пространства реализуются важнейшие функции, связанные с ор- ганизацией социального взаимодействия. Здесь задаются г

Социально значимого знания.
Общественная жизнь упорядочивается не только в преде- лах институционального пространства организации социально- го взаимодействия. Как отмечалось ранее, оно сопровождает

Религия: область кумуляции опыта духовной жизни.
В данном случае религия осмысляется как область социокуль- турного пространства, т. е. не с какой- либо одной точки зрения, например, религиоведческой, политической или психологич

Искусство: образное освоение реальности
Многочисленные археологические и этнографические исследования убедительно доказывают, что проблема формообразо- вания, отыскания средств для выражения внутри- личностных

Философия: мир предельных значений
Философия — это область социокультурного пространства, максимально удаленная от обыденной жизни благодаря обобщен- ности, абстрактности используемых в ее рамках

Наука: рациональное общезначимое знание
раз дел 2. простра нст во соц иокультур ной микро динамики Научное познание занимает особое место в пространстве со- циально значимого опыта. В отличие от других типов рациональ-

Институциональное пространство
Принципы и формы социальной организации, навыки социаль- ного взаимодействия, социально значимое знание — все это люди должны осваивать, чтобы адекватно существовать в социокуль-

Образование: пространство трансляции социально необходимого знания
Сфера образования выделена в социокультурном пространс- тве специально в силу необходимости массовой трансляции социокультурно- го опыта из областей его кумуляции, от ста

Средства массовой информации в структуре институционализованного социокультурного пространства
  Трансляция социально значимой информации с помощью технических средств массовой коммуникации составляет сегодня один из наиболее значимых факторов, определяющих ст

Пространства обыденного уровня
Импульс к анализу этого уровня социокультурного пространс- тва обнаруживается в различных направлениях философской и социальной мысли ХХ в., например, в работах философа-прагма-

Механизмы обмена социокультурным опытом в первичных группах
Обмен культурным опытом в форме устных или письменных сообщений (нарративные формы). В этом случае члены группы рассказывают или сообщают в письмах друг другу о том, что они сч

Первичные социокультурные сети
Все сказанное выше относится к первичной группе как анали- тической, идеально-типической единице социальности, культур- ной специфичности. Однако несколько раз в тексте приходилос

Социокультурного пространства: характер взаимосвязи
Обыденный уровень социокультурного пространства был аналитически выделен для того, чтобы провести различие между специализированной деятельностью, объединяемой системой об-

Структура обыденного уровня социокультурного пространства.
Обыденная область социокультурного пространства имеет оп- ределенную пространственно-временную локализацию. Места, где протекает повседневная жизнь, в нем сегодня специально уста-

Трансляция и освоение общекультурной информации
В совокупности обыденные формы социальности и их пространс- твенно- временная локализация образуют устойчивые компонен- ты приватной среды, определяющие внерабочую структуру образ

Социокультурного пространства.
Различие между обыденным и специализированным уровнями социокультурного пространства современного общества определя- ются прежде всего теми социокультурными функциями, которые

Социокультурного пространства
Различие в социальных функциях и характере деятельности между приватным и социетально-институциональным уровнями социокуль- турного пространства обусловливает специфику структуры

Связи человека с социокультурной средой
Изучение социокультурного пространства через подвижные совокупности связей людей с окружением предполагает обраще- ние к их социокультурной жизни, ибо в обыденных и профе

Образ жизни как социокультурная категория
Категория «образ жизни» широко используется представите- лями различных дисциплин, связанных с изучением общества и культуры: экономики, социологии, социальной психологии

Образ жизни как процесс: понятие жизненной ситуации
Влияние внешних условий и личностных состояний людей на способы организации ими своего образа жизни меняются во вре- мени. Распределение времени и усилий людей между фундамен-

Понятия «социализация» и «инкультурация».
Процессы освоения индивидом социокультурного пространс- тва обозначаются понятиями «социализация» и «инкультурация», которые перекрывают друг друга по содержанию. Наличие

Социализация после раннего детства
Освоение различных областей социокультурного пространс- тва не ограничивается опытом раннего детства. Оно с различной степенью интенсивности происходит несколько раз в те

Норма и отклонение
Важной темой психологической антропологии в связи с кон- цепцией социализации была и остается относительность грани между психической нормой и патологией. Сама тема и базовая точ-

Пространстве
Категории «социализация» и «образ жизни» позволяют концептуально связать понятия личности и социокультурного пространс- тва. Однако, чтобы понять механизмы динамики таког

Социологическая представленность личности в контексте социального взаимодействия
В свете такой двойной обусловленности изучение процессов, происходящих в рамках социокуль- турного пространства состоит в рассмотрении со- циального взаимодействия с точки зрения

Концепция культурной идентичности
  Выше были проанализированы понятия, представляющие лич- ность в социокультурном пространстве через ее функциональные характеристики. Однако, как известно, активнос

Социальная и культурная представленность личности: динамика связей
Каждая культурно выделенная социальная позиция и связан- ные с ней статусы определяются не одной, но несколькими сопря- женными идентичностями в рамках одного и того же типа станд

Криминальная субкультура
Пространство социокультурного расслоения было бы непол- ным, если оставить без внимания криминальную субкультуру. Нередко она причисляется к низшим слоям общества. Но это не

По типам поселений
Результат концептуального совмещения институциональной и стратификационной точек зрения на организацию совместной активности лю- дей и ее результатов в обществе можно назвать его

Столицы и региональные центры
В соответствии с институциональным измерением можно выделить количество и иерархическую представленность инс- титуциональной сферы общества в каждом из типов поселений. М

Крупные города
Крупные города, не имеющие признаков столичности, отли- чаются своими особенностями социокультурного пространства. Обычно такие поселения формируются по нескольким функци-

Определение проблемной ситуации
В рамках социальных отношений наступает момент, когда под влиянием внутренних или внешних факторов их динамические формы оказываются необратимо нарушенными, а механизмы вос-

Предпосылки поведения людей в проблемной ситуации.
Возможность рациональным образом решить общественно значимую проблему обусловлена действием индивидуальных и социальных меха- низмов, подготавливающих людей к этому. Если в культу

Проблемной ситуации
Социально значимую проблемную ситуацию характеризует массовое распространение представлений о неопределенности социокультурных норм и взаимных ожиданий; социальной напря-

Результаты решения социально значимых проблем
Решения социально значимых проблем направлены в конечном итоге на то, чтобы в обществе различия в образе жизни, знаниях, навыках, структурах повседневных ин- теракций воспроизводи

Часть П. Парадигмы взаимодействия в проблемной ситуации
Все сказанное выше позволяет перейти к обсуждению организации возможных форм и направленности взаимодействия в проблемной ситуации по двум су- щественным измерениям. Во-первых, с

Ситуация ,благоприятная для консолидации
Предпосылки и условия возникновения ситуации консолидации. Объединение или интеграция людей для совместного решения проблемы — это процесс, предполагающий за- трат

Участники групп солидарности
Группы солидарности многофункциональны и системны, т. е. представляют собой упорядоченную совокупность комплементар- ных (дополнительных по отношению друг к другу) функций. Им

Динамический потенциал консолидации: признаки и показатели
К динамическому потенциалу консолидации можно отнес- ти все те факторы, которые влияют на воспроизведение групповой структуры, ее функций, на поддержание групповых стереотипов

Динамика консолидации: фазы взаимодействия при парадигме консолидации
Решение людей объединиться на основе парадигмы консоли- дации или усилить солидарность в проблемной ситуации, либо по- пытка внешнего агента создать такую группу предопределяют ди

Границы применимости парадигмы консолидации
В проблемной ситуации в рамках социальной системы всегда можно обнаружить предпосылки для консолидации: необходимость адаптации; желание объединиться; стремление к безопасности

Ситуация,благоприятная для конфликта
Построение парадигмы конфликтного взаимодействия в социально значимой проблемной ситуа- ции базируется на следующих исходных допущениях: – наличие конфликтной ситуации — необходим

Динамический потенциал конфликтного взаимодействия: признаки и показатели
Системное описание конфликтной ситуации позволяет выде- лить ее существенные структурные составляющие, организующие взаимодействие и обусловливающие его динамические черты.

Динамика конфликтного взаимодействия: фазы взаимодействия в конфликтной ситуации
Решение участников конфликтной ситуации вступить в проти- воборство предопределяет основания динамики взаимодействия: противостояние и борьба; получение выгоды за счет нанесения

Границы применимости конфликтной парадигмы
В любой области социокультурного пространства постоянно существуют предпосылки для конфликтных ситуаций: столкновения между группами интересов, социальное неравенство, спонтан- но

Ситуации, благоприятные для переговоров
О качестве переговоров можно судить по соответствию прини- маемых промежуточных и окончательных решений ряду критериев: – реалистичность, т.е. соотнесенность с силами и ресурсами

Стили переговорного взаимодействия
При необходимости примирения интересов в проблемной си- туации возможны несколько стилей ведения переговоров. Ориентация на сотрудничество («мягкий» стиль) В этом

Принципы преодоления межличностных затруднений
Нередко в процессе переговоров, ведущихся с самыми конс- труктивными и дружественными намерениями, возникают затруд- нения, обусловленные отнюдь не злонамеренностью партнеров,

Динамический потенциал переговоров: признаки и показатели
Структура переговорного взаимодействия. Обычно при пе- реговорах партнеры редко задумываются об установлении правил, упорядо- чивающих отношения между ними. Тем н

Динамика процесса переговоров: фазы переговорного взаимодействия
В ходе переговоров целесообразно поддержание такой структу- ры взаимодействия участников, которая обеспечивала бы благопри- ятную атмосферу выработки решений, их эффективность; сп

Границы применимости переговорной стратегии
Поскольку в любой социальной системе расхождения в инте- ресах между составляющими ее группами неустранимы, основа- ния для переговорных отношений можно найти всегда. В проблем-

Факторы, определяющие выбор парадигмы.
Толератность в отношении проблемной ситуации. Обычно, если в культуре или субкультуре установился высокий уровень то- лерантности к наличию социально значимых про

Закономерности взаимоперехода парадигм в проблемной ситуации
Из сказанного следует, что в ходе взаимодействия парадигмы могут сменяться «естественным» образом, т. е. без изначальной преднамеренности участников. Поскольку было продемонстриро

В проблемных ситуациях
Сказанное означает, что фундаментальные парадигмы взаимо- действия людей в проблемных ситуациях в дополнение к самостоя- тельным стратегическим функциям, имеют тенденцию к взаимоп

Микродинамики средствами социологии
Внимание социологов культуры к микроуровню социальной реальности, ее культурному измерению можно считать определен- ным продвижением в рамках этой науки по сравнению с устояв-

Часть I.Современное состояние социологии культуры.
Глава 1. Предпосылки формирования современного понимания социологии культуры. О необходимости смены познавательной парадигмы: Междисциплинарность. Преодоление существующих дисц

Часть II. Теоретические основы решения проблем социологии культуры
Глава 1. Определение понятия «культура» в антропологии и социологии. Определение понятия «культура» в антропологии: Культурные универсалии. Культура как содержательный аспект с

Часть I. Институциональное пространство социального взаимодействия
Глава 1.Институциональное пространство социальной организации Институциональная область хозяйственной жизни Политическая область институционального социокультурного пространства

Часть II. Социокультурное пространство обыденной жизни
Глава 1. Механизмы формирования социокультурного пространства обыденной жизни Социокультурные характеристики первичных групп: структура, содержание связей Механизмы обмена социоку

Часть I. Социально значимые проблемы как источник социокультурных изменений.
Глава 1. Концепция социально значимой проблемной ситуации Определение проблемной ситуации Основания типологии проблемных ситуаций: Источники проблемы. Социальная значимость про

Часть П.Парадигмы взаимодействия в проблемной ситуации
Глава 1. Консолидация и солидарность Ситуация, благоприятная для консолидации Участники групп солидарности Динамический потенциал консолидации: признаки и показатели

Часть I.Современное состояние социологии культуры.
Глава 1. Предпосылки формирования современного понимания социологии культуры. О необходимости смены познавательной парадигмы: Междисциплинарность. Преодоление существующих дисц

Часть II. Теоретические основы решения проблем социологии культуры
Глава 1.Определение понятия «культура» в антропологии и социологии Определение понятия «культура» в антропологии: Культурные универсалии. Культура как содержательный аспект соц

Часть III. Социология культуры как аналитическое поле для изучения социокультурной микродинамики
Глава 1. Основания изучения социокультурной микродинамики Исходные теоретические (социологические и антропологические) допущения Определение ключевых понятий Культура

Часть I. Институциональное пространство социального взаимодействия
Глава 1.Институциональное пространство социальной организации Институциональная область хозяйственной жизни Политическая область институционального социокультурного пространства

Часть II. Социокультурное пространство обыденной жизни
Глава 1. Механизмы формирования социокультурного пространства обыденной жизни Социокультурные характеристики первичных групп: структура, содержание связей Механизмы обмена социоку

Часть I. Социально значимые проблемы как источник социокультурных изменений.
Глава 1. Концепция социально значимой проблемной ситуации Определение проблемной ситуации Основания типологии проблемных ситуаций: Источники проблемы. Социальная значимость про

БИБЛИОГРАФИЯ
Оглавление Введение........................................................................................................................3 Раз дел I. Соц иолог ия культуры ка

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги