рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Участники групп солидарности

Участники групп солидарности - раздел Социология, СОЦИОЛОГИЯ Культуры Группы Солидарности Многофункциональны И Системны, Т. Е. Представляю...

Группы солидарности многофункциональны и системны, т. е.

представляют собой упорядоченную совокупность комплементар-

ных (дополнительных по отношению друг к другу) функций. Им

соответствуют идеально-типические роли, фиксированное выполнение которых обеспе-

чивает координацию

усилий и кооперацию членов группы.

 

Два их основных класса, обеспечивают, во-первых, решение

функциональных задач и, во-вторых, поддержание групповых от-

ношений.

Содержание ролей, связанных с решением функциональных

задач, имеет отношение не столько к непосредственной реализа-

ции индивидуальных интересов, сколько к выполнению группой

ее утилитарных функций в более широком социокультурном кон-

тексте. В этом случае принято выделять следующие наборы ролей.

Лидерские роли, определяющие организацию взаимодействия.

Одна из них — это источник идей, т. е. способность

обобщать групповое определение ситуации, формировать прием-

лемые для группы цели взаимодействия, подбирать соответствую-

щие им способы и средства осуществления взаимодействий, обеспечивать

критерии для внутригрупповой оценки получаемых результатов.

Для этого нужен высокий (относительно среднего уровня в группе)

интеллектуальный и личностный статус. Другая — организатор ре-

ализации идей, способный осуществить расстановку сил в группе,

координировать действия ее членов для решения задачи, распреде-

лять ресурсы между ними, получать вовремя готовые результаты.

гла ва 1. Консол идац ия и сол идар ность

Роли ответственных исполнителей. Они связанны с осущест-

влением таких действий, как внесение предложений, обращение

за информацией, обеспечение необходимой информации, реализа-

ция отдельных процедур, необходимых для получения требуемого

результата, промежуточное обобщение результатов. Их действия,

контролируются лидерами.

Роли рядовых исполнителей. Они выполняют рутинные действия

и не несут ответственности за решение задачи. В дополнение к это-

му за счет проявлений непонимания, вопросов, ошибок они способствуют уточнению

цели, задач, типов и критериев оценки результатов.

Между лидерами и исполнителями обычно существуют медиа-

торы двух типов. Один из них — это «инструктор», разъясняющий

исполнителям их позицию, задачи, способы действия при решении

каждой конкретной задачи. Другой — «эксперт», способный точно

оценить соответствие результатов работы исполнителей группо-

вым целям и требованиям той социальной единицы, которой под-

чиняется группа.

Таков необходимый и достаточный набор ролей, который

связан в группе солидарности с выполнением институционально

предписанных функций. Он может рассматриваться как необхо-

димый, поскольку относится к фундаментальным аспектам фун-

кционирования группы: интерпретация внешних требований в

соотнесении с интересами членов группы; направление действий

исполнителей на получение удовлетворительного для группы и ее

окружения результата; его оценка и корректировка. Его можно

считать достаточным, поскольку здесь представлены все основные

элементы системы, от которых зависит ее функционирование: вы-

работка решений; организация исполнения решений; реализация

решений; контроль над качеством и результатами деятельности

членов группы.

Другой набор связан с поддержанием согласия в группе. В этом случае

центр межличностных отношений представлен экспрессивным лидером

Он может

быть носителем либо патерналистских, либо авторитарных, либо партнерских

ориентаций. Однако в любом случае он должен об-

ладать или наделяться харизмой, т. е. привлекательностью для людей, добровольно

признающих его первенство. Функции такого лидера заключаются

в том, чтобы регулировать межличностные отношения, консолиди-

рующие группу: вознаграждать лояльность и самопожертвование,

побуждать к согласию, нейтрализовать конкуренцию, осуждать

за отклонение от групповых нравов и обычаев.

Рядом ним обычно существует набор дополнительных ролей,

функции которых связаны с укреплением тенденций к консолида-

ции. Во-первых, это идеолог, который находит оправдание «груп-

раз дел 3. фор мы и пара дигмы соц иаль ного вза имодейст вия

повому единству», требованиям лидера лояльности по отношению

к группе и к себе как ее символу; облекает в легко воспринимае-

мую и запоминаемую форму распоряжения лидера, групповые

цели, моральные нормы; создает групповые предания и мифы.

Во-вторых, это «проповедник», человек, занимающийся пропаган-

дой групповых норм, оценкой с их точки зрения поведения членов

группы, предупреждением о возможных негативных последстви-

ях и наказаниях в связи с их нарушением. В-третьих, это «прими-

ритель-интерпретатор», задача которого заключается в том, чтобы

придавать всем вариациям групповых отношений и поведения зна-

чение консолидирующих; интерпретировать поступающие извне

сведения, противоречащие групповым представлениям, ценнос-

тям, нормам, в терминах принятых нравов и обычаев. Все они

составляют достаточно закрытое ядро груп-

пы солидарности, дистанцированное от приверженцев, роли кото-

рых практически не дифференцированы. Их функции — следовать

указаниям лидера, проявлять лояльность к групповым нормам, из-

бегать внутренних разногласий и т. п.

Этот набор экспрессивных ролей в группах солидарности

можно считать необходимым и достаточным. Его необходимость

обусловлена рядом обстоятельств. Во-первых, поддержание соли-

дарности никогда не осуществляется автоматически: этим кто-то

должен заниматься специально. Во-вторых, для этого нужны

по крайней мере три взаимоподкрепляющих составляющих:

действенная, социально-организационная и символичес-

кая, – каждой из которых соответствуют свои роли. В-третьих, такая группа разделяет моральные нормы, действие

и значимость которых должны периодически демонстрироваться. Его достаточность определяется тем,

что он охватывает все основ-

ные системообразующие измерения: организацию взаимодейс-

твия, специфику групповой культуры, нормативный уровень со-

трудничества и согласия в группе.

В группах солидарности роли отражают более широкое инс-

титуциональное окружение. Обычно в рамках организации офи-

циальный руководитель одновременно представляет интересы как

ее, так и институциональной системы. В первом случае он становится организатором преимущественно либо межличностных про-

цессов, либо функционально-прагматических, либо сочетает то и

другое. В любом случае его действия могут способствовать удовлетворению

личностных нужд членов группы и купировать трения между ними.

Во втором он несет ответственность за выполнение функций, пред-

писаннных вышестоящими организационными структурами. В этом качестве

он поддерживает соответствующие стандарты и нормы и отчиты-

вается перед институциональным руководством.

гла ва 1. Консол идац ия и сол идар ность

Другие автономные группы солидарности, такие как локаль-

ные общности, группы по интересам, неформальные объединения,

могут не иметь специального агента, связывающего их с конкрет-

ной институциональной системой. Их лидеры, хотя и обладают

меньшими властными полномочиями, чем руководители формаль-

ных групп, но консолидируют участников, выполняя функцию

проводников групповой идеологии.

Подразумевается, что они обращаются к моральной риторике,

мобилизующей «рядовых исполнителей» действовать не во имя

личных интересов, но с целью достижения общего блага. Их спе-

цифика по сравнению с формальными лидерами заключается в том,

что они репрезентируют в группе не конкретную институциональ-

ную систему, но общество как таковое. Благодаря этому они могут

побуждать своих приверженцев к действию без применения силы

или принуждения и без обещания вознаграждения.

Следует подчеркнуть, что совокупность лидерских ролей в

группах солидарности может выполнять один человек. Так, в фор-

мальной организации руководитель может быть одновременно ин-

теллектуальным, административным и экспрессивным лидером.

А экспрессивный лидер в неформальном сообществе может совме-

щать роли идеолога и «проповедника».

Помимо функциональных ролевых действий необходимо так-

же обращать внимание на стиль ролевого поведения. Он задает ха-

рактер согласия в группе.

Компетентный лидер, высокопрофессиональные ответствен-

ные исполнители, неравнодушные участники при консолиди-

рованном взаимодействии образуют стиль взаимодействия, ко-

торый можно обозначить как демократический. Лидер здесь не

просто выслушивает отчеты подчиненных, но обращается к ним

за советом, побуждает к инициативе. Решения, как правило, вы-

рабатываются коллективно, поскольку каждый из ответственных

исполнителей рассматривается как уникальный специалист и эк-

сперт, знания и навыки специалистов считаются в этом процессе

необходимыми. Медиаторы выполняют более информационные,

нежели контрольные функции. Инструктор передает исполни-

телям общие схемы заданий, предоставляя им самим выбирать

средства их выполнения и право обращаться за разъяснениями

только в случаях необходимости. «Эксперт» выносит суждения в

соответствии с совместно выработанными критериями, не затра-

гивая личностных характеристик людей. В таких группах согласие

удерживается за счет общей заинтересованности в совместной

активности.

Когда лидер представляет собой администратора и отбирает

ответственных исполнителей, в первую очередь, в соответствии с

критериями лояльности, а не компетентности, формируется авто-

раз дел 3. фор мы и пара дигмы соц иаль ного вза имодейст вия

ритарный стиль руководства. Его носитель отдает распоряжения и требует их

исполнения на основе личной преданности и поддержания дис-

циплины. Это для него важнее, чем качество результатов взаимо-

действия и принимаемых решений. Ответственные исполнители

оказываются в позициях, близких к экспрессивным. Они в боль-

шей степени выполняют функции идеологов, «проповедников»,

интерпретаторов, утверждающих групповую мораль, и в мень-

шей — инициаторов новых идей и технологий. Решения обычно

принимаются лидером единолично или с привлечением ближай-

ших доверенных лиц. Основная часть группы отстранена от учас-

тия в этих процессах. Медиаторы выполняют преимущественно

контрольные функции, «инструктор», подобно педа-

гогу, постоянно поучает исполнителей, как следует «правиль-

но» действовать. «Эксперт» становится надзирателем, следящим за

тем, чтобы действия участников не отклонялись от официальных

стереотипов, а их поведение — от норм групповой морали. В груп-

пах такого рода согласие держится на чувстве страха подчиненных

по отношению к лидеру и его ближайшему окружению.

При стиле групповых отношений, называемом «патерналист-

ским», лидер совмещает в себе инструментальные и экспрессивные

функции. Помимо объединения членов группы для решения задач

он поддерживает между ними добрые отношения. Ответственные

исполнители как помощники лидера разделяются при этом на две

категории. Одни ориентированы преимущественно на решение

функциональных задач; другие — на укрепление групповой мора-

ли и консолидации. В таких группах поощрения и одобрение ис-

пользуются лидером и его помощниками чаще, чем наказания, и

осуществляются в первую очередь в терминах групповой морали.

Медиаторы выполняют здесь функции такие же, как в случае «де-

мократической» группы, но с большей эмоциональной включен-

ностью. Солидарность в группах такого типа держится на взаим-

ной симпатии и сочувствии участников.

Наконец, следует обратить внимание на тип групповых от-

ношений со следующими характеристиками. Харизматический

лидер — энтузиаст с ярко выраженными профетическими харак-

теристиками — собирает вокруг себя людей с высокой степенью

тяготения к объединению для выполнения какой-либо «миссии».

Его ближайшие адепты в этом случае обеспечивают резонанс про-

возглашаемых ценностей и целей среди потенциальных и реаль-

ных участников, обращая их в приверженцев избранного «пути».

Идеолог придает целям, ценностям группы, призывам и распоря-

жениям лидера видимость предельных значений вплоть до наделе-

ния их скаральным смыслом. «Проповедник» поддерживает следо-

вание групповым паттернам как единственно возможным, а откло-

нения от них объявляет строго наказуемым актом, «грехом» и даже

гла ва 1. Консол идац ия и сол идар ность

преступлением. Примиритель-интерпретатор трактует любые

расхождения между ними и внешними явлениями в пользу группо-

вых норм, а сообщества с иными ориентациями представляет либо

как достойные сожаления, «необращенные» в «истинную» веру,

либо как врагов. Остальные члены группы рассматриваются ее

лидерами в качестве «материала», «инструмента» для реализации

избранной «миссии». По отношению к ним используются специ-

альные технологии, побуждающие их к консолидации: мистицизм,

торжественные церемониалы, направленная агрессивность, устра-

шение, создание и поддержание «образа врага» и т. п. Медиаторы

в этом случае, так же как и в авторитарных группах солидарнос-

ти, выполняют функции надзора и наказания, но в более жестких

формах. Солидарность в группах этого типа достигается за счет фа-

натизма, т. е. подавления тревоги и беспокойства ее членов путем

целенаправленного использования механизмов рационализации и

замещения.

Сказанное выше позволяет сделать вывод, что взаимодействие

в проблемной ситуации основанное на парадигме консолидации,

предполагает набор специфичных необходимых и достаточных ус-

ловий, различные композиции которых во многом предопределяют

стиль консолидации. Она целенаправленно осуществляется ядром

группы. Представления о самоорганизации и консолидации раз-

розненных индивидов только на функциональных основаниях без

его участия не соответствуют реальности.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

СОЦИОЛОГИЯ Культуры

Академический Проект... СОЦИОЛОГИЯ... Культуры...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Участники групп солидарности

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Орлова Э.А.
Социология культуры Учебник для вузов. — М.: Академичес- кий Проект, 2011. — с. — (Gaudeamus) ISBN 978582911190 – 8 Аннотация В настоящем

Социологии культуры.
Появление современных ориентаций в области социологии культуры были обусловлены сменой познавательных парадигм, ко- торая существенным образом сказалась в социальных науках. Если

О необходимости смены познавательной парадигмы
В этих обстоятельствах социологи, разделяющие такую точку зрения, все более активно призывают к пересмотру исходных ос- нований своей науки и формированию новых фундаментальных

Теоретические предпосылки формирования социологии культуры
При выделении теоретических оснований современной соци- ологии культуры следует обратиться к работам классиков модер- на, с одной стороны, и тех ученых, чьи имена принято связыват

Социологии культуры.
Социология культуры в ее современном виде начала устойчиво распространяться в 1970–1980-х гг. Этому во многом способство- вало изменение мировоззренческих позиций, предопределенно

Ду социальным и культурным уровнями.
  Макросоциология культуры. Новые представления о связях между институциональными социетальными структурами и куль- турными образованиями с наиб

И культурная обусловленность социальной структуры
Сторонники этого направления утверждают идею отно- сительной автономности культуры от социальной структуры. Показательными примерами наиболее систематизированного оп- ред

Структурно-культурное направление с акцентом на культуре.
В большинстве работ этого направления культура не представлена в качестве объяснительного фактора. Однако здесь открыто и пос- ледовательно признается ее активное и действенное пр

Предметная область: «скрытая» и «явная» (записанная, репрезентативная) культура
В социологии мейнстрима акцент ставился на имплицитный, или незафиксированный в письменной, вещественной или ико- нической формах аспект культуры. Изучались ценности, мотивы,

Проблемное поле социологии культуры
Представленный выше краткий обзор основных теоретичес- ких направлений, которые к настоящему времени сформирова- лись в рамках социологии культуры, позволяет, во-первых, в об-

Определение понятия «культура» в антропологии
В антропологии понятие «культура» репрезентируется с помо- щью самых разных слов. Однако, несмотря на кажущееся разнооб- разие его трактовок, можно выделить некоторые общие позици

Определение понятия «культура» в социологии
В рамках социологии культуры, напротив, сами определения культуры выстраивались вокруг обсуждения этой связи. Дело в том, что здесь социальное понималось не в его фундаментальном

Социологии.
Сказанное выше позволяет сделать вывод, что представления о социальной реальности, сложившиеся к настоящему времени в со- циологии, подразумевают ее определенную упорядоченность.

Ти и социокультурного пространства
Социокультурная реальность, жизненный мир людей трак- туется в рамках социологии культуры как контекст их существо- вания, порождаемый и воспроизводимый ими самими и в то же

Строение маргинального социокультурного пространства.
Другая метафора, используемая Делезом и Гуаттари, — номады (ведущие кочевую жизнь) — обозначает социальные единицы, ко- торые образуют и определяют свойства своего социокультурног

Взаимодействии в современной социологии
Как уже было сказано, в качестве фундаментального основа- ния конституирования социальной реальности и социального про- странства как формы ее организации в социологии принимается

Проблемная ситуация и социальное взаимодействие: важность
взаимосвязи понятий. Представленные теоретические концепции социального взаимодействия свидетельствуют о необходимос- ти проследить его порождение, специфичны

Исходные теоретические (социологические и антропологические) допущения
Построение идеально-типических моделей социокультурно- го пространства и парадигм социального взаимодействия предпола- гает формулировку исходных допущений, на которых она бази-

Определение ключевых понятий.
Представляемое здесь направление социологии культуры оп- ределяется совокупностью взаимосвязанных ключевых понятий. Они в самом общем виде организуют и ограничивают предметное

Фундаментальные свойства человека ,обеспечивающие его связи с окружением
Концепция человека как активного существа, способного к ре- зультативному взаимодействию с окружением, предполагает вы- деление набора необходимых и достаточных потенциальных врож

Способности человека ,связанные с результативной активностью
Перечисленные антропологические, врожденные свойства находят выра- жение в способностях, или их качественной определенности, проявляющейся в от- ношениях человека с окруж

Уровни рассмотрения социокультурной реальности.
При изучении динамических аспектов совместного существо- вания людей целесообразно в самом общем виде выделить следую- щие области кодирования такого опыта. Во-первых, это организ

Модель функциональной дифференциации социокультурного
пространства.Необходимые предпосылки формирования кон- цепции социокультурного пространства сводятся к определенным группам факторов, связанных с организацией

Взаимодействия
Важность выделения институциональ- ного уровня социокультурного пространства обусловлена значимостью социальных институтов в организации и регулировании совместного сущес

Институциональная область хозяйственной жизни.
Функциональная доминанта этой области связана с упорядо- чением и воспроизведением процессов социального взаимодейс- твия и коммуникации, направленных на жизнеобеспечение и

Политическая область институционального социокультурного пространства
Функциональная доминанта политической области институционального социокультурного пространства может быть определена как организация отношений между групп

Институциональное правовое пространство
В правовой области институционального социокультурного пространства реализуются важнейшие функции, связанные с ор- ганизацией социального взаимодействия. Здесь задаются г

Социально значимого знания.
Общественная жизнь упорядочивается не только в преде- лах институционального пространства организации социально- го взаимодействия. Как отмечалось ранее, оно сопровождает

Религия: область кумуляции опыта духовной жизни.
В данном случае религия осмысляется как область социокуль- турного пространства, т. е. не с какой- либо одной точки зрения, например, религиоведческой, политической или психологич

Искусство: образное освоение реальности
Многочисленные археологические и этнографические исследования убедительно доказывают, что проблема формообразо- вания, отыскания средств для выражения внутри- личностных

Философия: мир предельных значений
Философия — это область социокультурного пространства, максимально удаленная от обыденной жизни благодаря обобщен- ности, абстрактности используемых в ее рамках

Наука: рациональное общезначимое знание
раз дел 2. простра нст во соц иокультур ной микро динамики Научное познание занимает особое место в пространстве со- циально значимого опыта. В отличие от других типов рациональ-

Институциональное пространство
Принципы и формы социальной организации, навыки социаль- ного взаимодействия, социально значимое знание — все это люди должны осваивать, чтобы адекватно существовать в социокуль-

Образование: пространство трансляции социально необходимого знания
Сфера образования выделена в социокультурном пространс- тве специально в силу необходимости массовой трансляции социокультурно- го опыта из областей его кумуляции, от ста

Средства массовой информации в структуре институционализованного социокультурного пространства
  Трансляция социально значимой информации с помощью технических средств массовой коммуникации составляет сегодня один из наиболее значимых факторов, определяющих ст

Пространства обыденного уровня
Импульс к анализу этого уровня социокультурного пространс- тва обнаруживается в различных направлениях философской и социальной мысли ХХ в., например, в работах философа-прагма-

Механизмы обмена социокультурным опытом в первичных группах
Обмен культурным опытом в форме устных или письменных сообщений (нарративные формы). В этом случае члены группы рассказывают или сообщают в письмах друг другу о том, что они сч

Первичные социокультурные сети
Все сказанное выше относится к первичной группе как анали- тической, идеально-типической единице социальности, культур- ной специфичности. Однако несколько раз в тексте приходилос

Социокультурного пространства: характер взаимосвязи
Обыденный уровень социокультурного пространства был аналитически выделен для того, чтобы провести различие между специализированной деятельностью, объединяемой системой об-

Структура обыденного уровня социокультурного пространства.
Обыденная область социокультурного пространства имеет оп- ределенную пространственно-временную локализацию. Места, где протекает повседневная жизнь, в нем сегодня специально уста-

Трансляция и освоение общекультурной информации
В совокупности обыденные формы социальности и их пространс- твенно- временная локализация образуют устойчивые компонен- ты приватной среды, определяющие внерабочую структуру образ

Социокультурного пространства.
Различие между обыденным и специализированным уровнями социокультурного пространства современного общества определя- ются прежде всего теми социокультурными функциями, которые

Социокультурного пространства
Различие в социальных функциях и характере деятельности между приватным и социетально-институциональным уровнями социокуль- турного пространства обусловливает специфику структуры

Связи человека с социокультурной средой
Изучение социокультурного пространства через подвижные совокупности связей людей с окружением предполагает обраще- ние к их социокультурной жизни, ибо в обыденных и профе

Образ жизни как социокультурная категория
Категория «образ жизни» широко используется представите- лями различных дисциплин, связанных с изучением общества и культуры: экономики, социологии, социальной психологии

Образ жизни как процесс: понятие жизненной ситуации
Влияние внешних условий и личностных состояний людей на способы организации ими своего образа жизни меняются во вре- мени. Распределение времени и усилий людей между фундамен-

Понятия «социализация» и «инкультурация».
Процессы освоения индивидом социокультурного пространс- тва обозначаются понятиями «социализация» и «инкультурация», которые перекрывают друг друга по содержанию. Наличие

Социализация после раннего детства
Освоение различных областей социокультурного пространс- тва не ограничивается опытом раннего детства. Оно с различной степенью интенсивности происходит несколько раз в те

Норма и отклонение
Важной темой психологической антропологии в связи с кон- цепцией социализации была и остается относительность грани между психической нормой и патологией. Сама тема и базовая точ-

Пространстве
Категории «социализация» и «образ жизни» позволяют концептуально связать понятия личности и социокультурного пространс- тва. Однако, чтобы понять механизмы динамики таког

Социологическая представленность личности в контексте социального взаимодействия
В свете такой двойной обусловленности изучение процессов, происходящих в рамках социокуль- турного пространства состоит в рассмотрении со- циального взаимодействия с точки зрения

Концепция культурной идентичности
  Выше были проанализированы понятия, представляющие лич- ность в социокультурном пространстве через ее функциональные характеристики. Однако, как известно, активнос

Социальная и культурная представленность личности: динамика связей
Каждая культурно выделенная социальная позиция и связан- ные с ней статусы определяются не одной, но несколькими сопря- женными идентичностями в рамках одного и того же типа станд

Криминальная субкультура
Пространство социокультурного расслоения было бы непол- ным, если оставить без внимания криминальную субкультуру. Нередко она причисляется к низшим слоям общества. Но это не

По типам поселений
Результат концептуального совмещения институциональной и стратификационной точек зрения на организацию совместной активности лю- дей и ее результатов в обществе можно назвать его

Столицы и региональные центры
В соответствии с институциональным измерением можно выделить количество и иерархическую представленность инс- титуциональной сферы общества в каждом из типов поселений. М

Крупные города
Крупные города, не имеющие признаков столичности, отли- чаются своими особенностями социокультурного пространства. Обычно такие поселения формируются по нескольким функци-

Определение проблемной ситуации
В рамках социальных отношений наступает момент, когда под влиянием внутренних или внешних факторов их динамические формы оказываются необратимо нарушенными, а механизмы вос-

Предпосылки поведения людей в проблемной ситуации.
Возможность рациональным образом решить общественно значимую проблему обусловлена действием индивидуальных и социальных меха- низмов, подготавливающих людей к этому. Если в культу

Проблемной ситуации
Социально значимую проблемную ситуацию характеризует массовое распространение представлений о неопределенности социокультурных норм и взаимных ожиданий; социальной напря-

Результаты решения социально значимых проблем
Решения социально значимых проблем направлены в конечном итоге на то, чтобы в обществе различия в образе жизни, знаниях, навыках, структурах повседневных ин- теракций воспроизводи

Часть П. Парадигмы взаимодействия в проблемной ситуации
Все сказанное выше позволяет перейти к обсуждению организации возможных форм и направленности взаимодействия в проблемной ситуации по двум су- щественным измерениям. Во-первых, с

Ситуация ,благоприятная для консолидации
Предпосылки и условия возникновения ситуации консолидации. Объединение или интеграция людей для совместного решения проблемы — это процесс, предполагающий за- трат

Динамический потенциал консолидации: признаки и показатели
К динамическому потенциалу консолидации можно отнес- ти все те факторы, которые влияют на воспроизведение групповой структуры, ее функций, на поддержание групповых стереотипов

Динамика консолидации: фазы взаимодействия при парадигме консолидации
Решение людей объединиться на основе парадигмы консоли- дации или усилить солидарность в проблемной ситуации, либо по- пытка внешнего агента создать такую группу предопределяют ди

Границы применимости парадигмы консолидации
В проблемной ситуации в рамках социальной системы всегда можно обнаружить предпосылки для консолидации: необходимость адаптации; желание объединиться; стремление к безопасности

Ситуация,благоприятная для конфликта
Построение парадигмы конфликтного взаимодействия в социально значимой проблемной ситуа- ции базируется на следующих исходных допущениях: – наличие конфликтной ситуации — необходим

Динамический потенциал конфликтного взаимодействия: признаки и показатели
Системное описание конфликтной ситуации позволяет выде- лить ее существенные структурные составляющие, организующие взаимодействие и обусловливающие его динамические черты.

Динамика конфликтного взаимодействия: фазы взаимодействия в конфликтной ситуации
Решение участников конфликтной ситуации вступить в проти- воборство предопределяет основания динамики взаимодействия: противостояние и борьба; получение выгоды за счет нанесения

Границы применимости конфликтной парадигмы
В любой области социокультурного пространства постоянно существуют предпосылки для конфликтных ситуаций: столкновения между группами интересов, социальное неравенство, спонтан- но

Ситуации, благоприятные для переговоров
О качестве переговоров можно судить по соответствию прини- маемых промежуточных и окончательных решений ряду критериев: – реалистичность, т.е. соотнесенность с силами и ресурсами

Стили переговорного взаимодействия
При необходимости примирения интересов в проблемной си- туации возможны несколько стилей ведения переговоров. Ориентация на сотрудничество («мягкий» стиль) В этом

Принципы преодоления межличностных затруднений
Нередко в процессе переговоров, ведущихся с самыми конс- труктивными и дружественными намерениями, возникают затруд- нения, обусловленные отнюдь не злонамеренностью партнеров,

Динамический потенциал переговоров: признаки и показатели
Структура переговорного взаимодействия. Обычно при пе- реговорах партнеры редко задумываются об установлении правил, упорядо- чивающих отношения между ними. Тем н

Динамика процесса переговоров: фазы переговорного взаимодействия
В ходе переговоров целесообразно поддержание такой структу- ры взаимодействия участников, которая обеспечивала бы благопри- ятную атмосферу выработки решений, их эффективность; сп

Границы применимости переговорной стратегии
Поскольку в любой социальной системе расхождения в инте- ресах между составляющими ее группами неустранимы, основа- ния для переговорных отношений можно найти всегда. В проблем-

Факторы, определяющие выбор парадигмы.
Толератность в отношении проблемной ситуации. Обычно, если в культуре или субкультуре установился высокий уровень то- лерантности к наличию социально значимых про

Закономерности взаимоперехода парадигм в проблемной ситуации
Из сказанного следует, что в ходе взаимодействия парадигмы могут сменяться «естественным» образом, т. е. без изначальной преднамеренности участников. Поскольку было продемонстриро

В проблемных ситуациях
Сказанное означает, что фундаментальные парадигмы взаимо- действия людей в проблемных ситуациях в дополнение к самостоя- тельным стратегическим функциям, имеют тенденцию к взаимоп

Микродинамики средствами социологии
Внимание социологов культуры к микроуровню социальной реальности, ее культурному измерению можно считать определен- ным продвижением в рамках этой науки по сравнению с устояв-

Часть I.Современное состояние социологии культуры.
Глава 1. Предпосылки формирования современного понимания социологии культуры. О необходимости смены познавательной парадигмы: Междисциплинарность. Преодоление существующих дисц

Часть II. Теоретические основы решения проблем социологии культуры
Глава 1. Определение понятия «культура» в антропологии и социологии. Определение понятия «культура» в антропологии: Культурные универсалии. Культура как содержательный аспект с

Часть I. Институциональное пространство социального взаимодействия
Глава 1.Институциональное пространство социальной организации Институциональная область хозяйственной жизни Политическая область институционального социокультурного пространства

Часть II. Социокультурное пространство обыденной жизни
Глава 1. Механизмы формирования социокультурного пространства обыденной жизни Социокультурные характеристики первичных групп: структура, содержание связей Механизмы обмена социоку

Часть I. Социально значимые проблемы как источник социокультурных изменений.
Глава 1. Концепция социально значимой проблемной ситуации Определение проблемной ситуации Основания типологии проблемных ситуаций: Источники проблемы. Социальная значимость про

Часть П.Парадигмы взаимодействия в проблемной ситуации
Глава 1. Консолидация и солидарность Ситуация, благоприятная для консолидации Участники групп солидарности Динамический потенциал консолидации: признаки и показатели

Часть I.Современное состояние социологии культуры.
Глава 1. Предпосылки формирования современного понимания социологии культуры. О необходимости смены познавательной парадигмы: Междисциплинарность. Преодоление существующих дисц

Часть II. Теоретические основы решения проблем социологии культуры
Глава 1.Определение понятия «культура» в антропологии и социологии Определение понятия «культура» в антропологии: Культурные универсалии. Культура как содержательный аспект соц

Часть III. Социология культуры как аналитическое поле для изучения социокультурной микродинамики
Глава 1. Основания изучения социокультурной микродинамики Исходные теоретические (социологические и антропологические) допущения Определение ключевых понятий Культура

Часть I. Институциональное пространство социального взаимодействия
Глава 1.Институциональное пространство социальной организации Институциональная область хозяйственной жизни Политическая область институционального социокультурного пространства

Часть II. Социокультурное пространство обыденной жизни
Глава 1. Механизмы формирования социокультурного пространства обыденной жизни Социокультурные характеристики первичных групп: структура, содержание связей Механизмы обмена социоку

Часть I. Социально значимые проблемы как источник социокультурных изменений.
Глава 1. Концепция социально значимой проблемной ситуации Определение проблемной ситуации Основания типологии проблемных ситуаций: Источники проблемы. Социальная значимость про

БИБЛИОГРАФИЯ
Оглавление Введение........................................................................................................................3 Раз дел I. Соц иолог ия культуры ка

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги