рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Предметная область: «скрытая» и «явная» (записанная, репрезентативная) культура

Предметная область: «скрытая» и «явная» (записанная, репрезентативная) культура - раздел Социология, СОЦИОЛОГИЯ Культуры В Социологии Мейнстрима Акцент Ставился На Имплицитный, Или Незафикс...

В социологии мейнстрима акцент ставился на имплицитный,

или незафиксированный в письменной, вещественной или ико-

нической формах аспект культуры. Изучались ценности, мотивы,

установки, верования, идеологии, «национальный характер» и т. п.

Их воплощению в артефактах почти не уделялось внимания. Из

них прямо выводилось и к ним редуцировалось социальное пове-

дение. В теоретических работах они изначально постулировались

как фундаментальные факторы, побуждающие людей к действию

или к бездействию. В эмпирических исследованиях они в этом

же качестве выводились из вербальных ответов респондентов.

Расхождения между постулированными неявными идеями или от-

крытыми высказываниями, с одной стороны, и массовым поведе-

нием — с другой, кажется, до сих пор мало заботит социологов.

Более того, и сегодня в рамках социологии культуры отноше-

ние между высказываниями и действиями, между коммуникацией

и взаимодействием так и не стало предметной областью изучения.

Положение не спасают и введенное Ю. Хабермасом понятие «ком-

муникативное действие», и попытка Н. Лумана определить обще-

ство через понятие коммуникации и исключить понятие действия

вообще. В то же время указанные выше расхождения проявляют-

ся постоянно и на обыденном, и на институциональном уровнях.

В повседневной жизни люди говорят одно, а делают другое, и это

не считается чем-то из ряда вон выходящим. Социологам органи-

зации хорошо известно, что интенции руководства, выраженные

в письменной или устной форме, как правило, доходят до испол-

нителей в сильно искаженной форме. Иными словами, попытки

выводить человеческую активность из ненаблюдаемых факторов

не привели к успеху в объяснении и предсказании социальных со-

бытий и действий.

Бихевиористское направление в социологии также оказалось

слабым. Отчасти это можно объяснить ее предметной областью —

массовые процессы и институциональные отношения, Они не под-

даются прямому наблюдению и заменяются идеациональными пал-

1 Alexander J. The Meanings of Social Life: a Cultural Sociology. N.Y.: Oxford

University Press. 2006. P. 6–7.

часть 1. со временное состоя ние соц иолог ии культуры

лиативами и статистическими вычислениями. Соответственно пол-

ностью неразработанным остался язык для описания социальных

отношений и связей, причем, даже на теоретическом уровне, не го-

воря о средствах эмпирических наблюдений. Правда, в рамках так

называемой конфликтологии и в исследованиях переговорных про-

цессов есть интересные разработки, но в этих случаях культурным

переменным не уделяется особого внимания. Модели этих форм

отношений носят в большей степени структурный и даже формаль-

ный характер. Содержательные их аспекты обходятся молчанием.

Таким образом, в контексте социологического мейнстрима

пока связь между уровнями действий и символов остается слабо

проясненной.

В то же время применительно к современным обществам ак-

цент на имплицитной культуре недостаточен. Сегодня культурные

формы, даже самые скрытые, выражается в явном и часто пуб-

личном виде, артефакты разного рода являются предметом обме-

нов. Они почти полностью репрезентированы через эксплицит-

ные социальные конструкции или продукты. Это, по выражению

Д. Крейн, «записанная культура» (recorded culture), т. е. все, что

зафиксировано в печати, фильмах, артефактах, а теперь и элект-

ронными средствами. «Новые версии социологии культуры имеют

дело по большей части с различными типами записанной культуры,

такими как информация, развлечения, наука, технология, законы,

образование, искусство. Без анализа содержания и воздействий за-

писанных культур, равно как и факторов, определяющих их, мы не

сможем понять роль культуры в современном обществе».

В ответ на обстоятельства в рамках постмодерна акцент пере-

местился на наблюдаемую часть культуры, которая называется по-

разному — эксплицитной, записанной, репрезентативной. Здесь

основное внимание уделяется именно зафиксированным артефак-

там — письменным и медиа-текстам, архитектурным сооружени-

ям, иконическим изображениям, — словом, тому, что создано в со-

ответствии с определенными профессиональными правилами, или

кодами, и публично репрезентировано в специально отведенных

для этого местах. Исследования такого рода принципиально огра-

ничиваются именно этой областью. Для ее изучения существуют

исходные основания, сложившиеся в течение ХХ в. на уровне лин-

гвистической философии, и достаточно разработанная методоло-

гия — в рамках лингвистики, семиотики, литературоведения. В то

же время те, кто придерживается этой позиции, откровенно при-

знают, что не рассматривают влияние всех аспектов культуры и

считают результаты своих поисков фрагментированными, не скла-

дывающимися в единую систему.

Этот уровень репрезентаций фактически отсутствует как в об-

суждениях и обзорах, посвященных социологии культуры, так и в

раз дел 1. соц иолог ия культуры как область з нания

других общепринятых точках зрения на культуру. Так, в широко

цитируемой теории Свидлер1 , где культура рассматривается как

«tool-kit», она определяется как «символические проводники зна-

чений, включая верования, ритуальные практики, формы искус-

ства, церемонии», однако за исключением форм искусства локус

этих «символических проводников» остается не определенным.

Александер в своем обзоре теорий культуры также обходит вни-

манием исследования, основанные на изучении этой предметной

области. «Несмотря на то, что неимоверное возрастание объема и

воздействия записанной культуры в этом веке существенно изме-

нили природу современных обществ, в социологических теориях

мейнстрима ей не отводится главной роли»2.

Обращение к социальному конструктивизму. Этот поворот

имел важные последствия для социологии культуры в целом и

для изучения репрезентированной части культуры в частности.

Вероятно, наиболее глубокое изменение, которое привнесла в со-

циологию эта теоретическая ориентация, было связано с утверж-

дением, что большая часть того, что без доказательства прини-

мается как объективное и необходимое в социальной жизни, на

самом деле «сконструировано» через социальные отношения и

зафиксировано в поведении. Идея была предложена П. Бергером

и Т. Лукманом и известна социологам, но большинство из них про-

должают считать, что «существует внешний эмпирический мир, с

которым следует считаться»3, где можно установить окончательные

значения социальных событий. Такое представление о предметной

области изучения подразумевает, что содержание медиа, научных

текстов, организационных распоряжений, художественных объек-

тов рассматривается как одномерное и недвусмысленное. Иными

словами, считается, что хотя индивиды могут использовать этот

контент разными способами, его исходные значения устойчивы и

«объективны», а интерпретации не влияют на дифференциацию

«потребителей» информации.

Тем не менее с начала 1970-х гг. влияние теоретической пози-

ции, предложенной Бергером и Лукманом, в Америке и Европе все

более возрастает. Хотя они имели дело в основном с имплицитной

культурой (знанием), европейские исследователи обратились к

социальному конструированию эксплицитной культуры — медиа,

искусство, наука. Предметом изучения стали способы не только

различных восприятий и интерпретаций этих форм «записанной»

1 Swidler A. Culture in action: symbols and strategies. American Sociological Review.

1986. № 51. P. 273-86

2 Crane D. Introduction: the Challenge of the Sociology of Culture to Sociology as

a Discipline // D.Crane (ed.). Op. cit. P.3.

3 Denzin N.K. Symbolic Interactionism and Cultural Studies. Cambridge, MA/

Oxford: Blackwell. 1992. P. 120

часть 1. со временное состоя ние соц иолог ии культуры

культуры, но и их участия в конструировании социальных ролей,

таких как классовые, гендерные, расовые.

Сторонники этой позиции исходят из допущения, что социо-

логи изучают не так называемую объективную реальность в ее со-

циальной модальности, но, скорее, то, что конвенционально конс-

труируется людьми в процессах взаимодействий и коммуникаций.

Их результаты репрезентируются в виде артефактов — предметно-

пространственных, инструментальных, зафиксированных в пись-

менном и электронном виде, в произведениях искусства — и в со-

вокупности образуют своего рода интерсубъективное культурное

пространство. Признание этого существенным образом повлияло

на изучение медиа, популярной культуры, науки, породило новую

область исследований — теорию рецепции (восприятия медийной

продукции), а также новую интерпретацию фундаментальных при-

нципов организационного поведения.

Исследования в области масс-медиа. Новые подходы к вос-

приятию аудиторией медийной продукции, составляющие теорию

рецепции, основываются на постструктуралистских построениях

Лиотара и Бодрийара, литературоведческих исследованиях, ра-

ботах британской группы Культурные исследования. Здесь при-

нимается исходное допущение, что значения любых сообщений

нестабильны и неоднозначны1 . Они могут интерпретироваться и

использоваться в противоположность намерениям их создателей

или распространителей. Соответственно в центре внимания оказа-

лись вопросы о природе медийных и литературных текстов, о том,

что делает возможным их разнообразное прочитывание, и о том,

как классовые, этнические и гендерные группы внутри аудитории

поддаются или сопротивляются целенаправленным воздействиям

масс-медиа. Исследователи массовых коммуникаций подчеркива-

ют, что разные медийные дискурсы различаются по тому, как они

представляют одну и ту же или сходные темы. Соответственно в

этих рамках идет «борьба за значения» между разными коммуни-

каторами и между ними и реципиентами.

Изменение представлений о научном знании. Исследования

находились под влиянием Т. Куна, американского историка науки,

который разработал основополагающее понятие парадигмы для

объяснения социального конструирования области науки; работ

Гарфинкеля и этнометодологии в целом, где существенное внима-

ние уделяется анализу культурных норм, которые открыто не про-

возглашаются, но работают как организующее начало при постро-

ении любых текстов; постструктуралистских версий французской

семиотики. В 1970-х–1980-х гг. британские социологи по сути из-

менили ситуацию в социологии науки, показав, что эта специали-

1 Fiske J. British cultural studies and television // Allen R.C. (ed.) Channels of

Discourse. L.: Routledge. 1989. P. 254-289

раз дел 1. соц иолог ия культуры как область з нания

зированная область культуры по своему воздействию на массовые

представления не отличается от других, таких как религия, филосо-

фия и так называемая псевдо-наука.

Организационные исследования. В конце 1970-х гг. некоторые

из теоретиков организации начали использовать новые идеи при

анализе рациональных принципов менеджмента в образователь-

ных, а позже — в экономических организациях. Они исходили из

того, что в известном смысле из-за «погруженности» культуры в

социальную структуру ее влияние часто остается «невидимым» ни

для исследователей, ни для руководителей, ни для персонала эконо-

мических единиц. Последние вообще не описываются в современ-

ном мировоззрении как часть культуры. Результаты исследований,

где преобладала иная точка зрения, оказали заметное влияние на

социологию организаций в целом. Во-первых, было выявлено, что

способы регулирования и практики, которые считались наиболее

эффективными, рациональными, часто не приводят к желаемым

результатам. Причины этого заключаются в различии социаль-

ных конструктов, которыми менеджмент и исполнители руко-

водствуются во взаимодействиях и коммуникациях. Стало также

очевидным, что научные ответы на рыночные и другие давления

окружения фактически варьируются в зависимости от места и

периода времени, в пределах которых они предлагаются. Все это

указывает на необходимость принимать во внимание роль куль-

турных факторов при рассуждениях об эффективном функцио-

нировании организации, а также при выработке решений эконо-

мического характера. Во-вторых, продолжающиеся работы в этом

направлении обусловили формирование специальной предметной

области — культура организаций. Здесь первостепенное внимание

уделялось сходствам и различиям целей, ценностных ориентаций,

интересов, уровней культурной компетентности, разделяемых

представителями групп — функциональных и межличностных, —

составляющих целенаправленно функционирующую целостность.

Соответственно все более очевидной становится необходимость

различать корпоративный и неформальный уровни культуры орга-

низации.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

СОЦИОЛОГИЯ Культуры

Академический Проект... СОЦИОЛОГИЯ... Культуры...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Предметная область: «скрытая» и «явная» (записанная, репрезентативная) культура

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Орлова Э.А.
Социология культуры Учебник для вузов. — М.: Академичес- кий Проект, 2011. — с. — (Gaudeamus) ISBN 978582911190 – 8 Аннотация В настоящем

Социологии культуры.
Появление современных ориентаций в области социологии культуры были обусловлены сменой познавательных парадигм, ко- торая существенным образом сказалась в социальных науках. Если

О необходимости смены познавательной парадигмы
В этих обстоятельствах социологи, разделяющие такую точку зрения, все более активно призывают к пересмотру исходных ос- нований своей науки и формированию новых фундаментальных

Теоретические предпосылки формирования социологии культуры
При выделении теоретических оснований современной соци- ологии культуры следует обратиться к работам классиков модер- на, с одной стороны, и тех ученых, чьи имена принято связыват

Социологии культуры.
Социология культуры в ее современном виде начала устойчиво распространяться в 1970–1980-х гг. Этому во многом способство- вало изменение мировоззренческих позиций, предопределенно

Ду социальным и культурным уровнями.
  Макросоциология культуры. Новые представления о связях между институциональными социетальными структурами и куль- турными образованиями с наиб

И культурная обусловленность социальной структуры
Сторонники этого направления утверждают идею отно- сительной автономности культуры от социальной структуры. Показательными примерами наиболее систематизированного оп- ред

Структурно-культурное направление с акцентом на культуре.
В большинстве работ этого направления культура не представлена в качестве объяснительного фактора. Однако здесь открыто и пос- ледовательно признается ее активное и действенное пр

Проблемное поле социологии культуры
Представленный выше краткий обзор основных теоретичес- ких направлений, которые к настоящему времени сформирова- лись в рамках социологии культуры, позволяет, во-первых, в об-

Определение понятия «культура» в антропологии
В антропологии понятие «культура» репрезентируется с помо- щью самых разных слов. Однако, несмотря на кажущееся разнооб- разие его трактовок, можно выделить некоторые общие позици

Определение понятия «культура» в социологии
В рамках социологии культуры, напротив, сами определения культуры выстраивались вокруг обсуждения этой связи. Дело в том, что здесь социальное понималось не в его фундаментальном

Социологии.
Сказанное выше позволяет сделать вывод, что представления о социальной реальности, сложившиеся к настоящему времени в со- циологии, подразумевают ее определенную упорядоченность.

Ти и социокультурного пространства
Социокультурная реальность, жизненный мир людей трак- туется в рамках социологии культуры как контекст их существо- вания, порождаемый и воспроизводимый ими самими и в то же

Строение маргинального социокультурного пространства.
Другая метафора, используемая Делезом и Гуаттари, — номады (ведущие кочевую жизнь) — обозначает социальные единицы, ко- торые образуют и определяют свойства своего социокультурног

Взаимодействии в современной социологии
Как уже было сказано, в качестве фундаментального основа- ния конституирования социальной реальности и социального про- странства как формы ее организации в социологии принимается

Проблемная ситуация и социальное взаимодействие: важность
взаимосвязи понятий. Представленные теоретические концепции социального взаимодействия свидетельствуют о необходимос- ти проследить его порождение, специфичны

Исходные теоретические (социологические и антропологические) допущения
Построение идеально-типических моделей социокультурно- го пространства и парадигм социального взаимодействия предпола- гает формулировку исходных допущений, на которых она бази-

Определение ключевых понятий.
Представляемое здесь направление социологии культуры оп- ределяется совокупностью взаимосвязанных ключевых понятий. Они в самом общем виде организуют и ограничивают предметное

Фундаментальные свойства человека ,обеспечивающие его связи с окружением
Концепция человека как активного существа, способного к ре- зультативному взаимодействию с окружением, предполагает вы- деление набора необходимых и достаточных потенциальных врож

Способности человека ,связанные с результативной активностью
Перечисленные антропологические, врожденные свойства находят выра- жение в способностях, или их качественной определенности, проявляющейся в от- ношениях человека с окруж

Уровни рассмотрения социокультурной реальности.
При изучении динамических аспектов совместного существо- вания людей целесообразно в самом общем виде выделить следую- щие области кодирования такого опыта. Во-первых, это организ

Модель функциональной дифференциации социокультурного
пространства.Необходимые предпосылки формирования кон- цепции социокультурного пространства сводятся к определенным группам факторов, связанных с организацией

Взаимодействия
Важность выделения институциональ- ного уровня социокультурного пространства обусловлена значимостью социальных институтов в организации и регулировании совместного сущес

Институциональная область хозяйственной жизни.
Функциональная доминанта этой области связана с упорядо- чением и воспроизведением процессов социального взаимодейс- твия и коммуникации, направленных на жизнеобеспечение и

Политическая область институционального социокультурного пространства
Функциональная доминанта политической области институционального социокультурного пространства может быть определена как организация отношений между групп

Институциональное правовое пространство
В правовой области институционального социокультурного пространства реализуются важнейшие функции, связанные с ор- ганизацией социального взаимодействия. Здесь задаются г

Социально значимого знания.
Общественная жизнь упорядочивается не только в преде- лах институционального пространства организации социально- го взаимодействия. Как отмечалось ранее, оно сопровождает

Религия: область кумуляции опыта духовной жизни.
В данном случае религия осмысляется как область социокуль- турного пространства, т. е. не с какой- либо одной точки зрения, например, религиоведческой, политической или психологич

Искусство: образное освоение реальности
Многочисленные археологические и этнографические исследования убедительно доказывают, что проблема формообразо- вания, отыскания средств для выражения внутри- личностных

Философия: мир предельных значений
Философия — это область социокультурного пространства, максимально удаленная от обыденной жизни благодаря обобщен- ности, абстрактности используемых в ее рамках

Наука: рациональное общезначимое знание
раз дел 2. простра нст во соц иокультур ной микро динамики Научное познание занимает особое место в пространстве со- циально значимого опыта. В отличие от других типов рациональ-

Институциональное пространство
Принципы и формы социальной организации, навыки социаль- ного взаимодействия, социально значимое знание — все это люди должны осваивать, чтобы адекватно существовать в социокуль-

Образование: пространство трансляции социально необходимого знания
Сфера образования выделена в социокультурном пространс- тве специально в силу необходимости массовой трансляции социокультурно- го опыта из областей его кумуляции, от ста

Средства массовой информации в структуре институционализованного социокультурного пространства
  Трансляция социально значимой информации с помощью технических средств массовой коммуникации составляет сегодня один из наиболее значимых факторов, определяющих ст

Пространства обыденного уровня
Импульс к анализу этого уровня социокультурного пространс- тва обнаруживается в различных направлениях философской и социальной мысли ХХ в., например, в работах философа-прагма-

Механизмы обмена социокультурным опытом в первичных группах
Обмен культурным опытом в форме устных или письменных сообщений (нарративные формы). В этом случае члены группы рассказывают или сообщают в письмах друг другу о том, что они сч

Первичные социокультурные сети
Все сказанное выше относится к первичной группе как анали- тической, идеально-типической единице социальности, культур- ной специфичности. Однако несколько раз в тексте приходилос

Социокультурного пространства: характер взаимосвязи
Обыденный уровень социокультурного пространства был аналитически выделен для того, чтобы провести различие между специализированной деятельностью, объединяемой системой об-

Структура обыденного уровня социокультурного пространства.
Обыденная область социокультурного пространства имеет оп- ределенную пространственно-временную локализацию. Места, где протекает повседневная жизнь, в нем сегодня специально уста-

Трансляция и освоение общекультурной информации
В совокупности обыденные формы социальности и их пространс- твенно- временная локализация образуют устойчивые компонен- ты приватной среды, определяющие внерабочую структуру образ

Социокультурного пространства.
Различие между обыденным и специализированным уровнями социокультурного пространства современного общества определя- ются прежде всего теми социокультурными функциями, которые

Социокультурного пространства
Различие в социальных функциях и характере деятельности между приватным и социетально-институциональным уровнями социокуль- турного пространства обусловливает специфику структуры

Связи человека с социокультурной средой
Изучение социокультурного пространства через подвижные совокупности связей людей с окружением предполагает обраще- ние к их социокультурной жизни, ибо в обыденных и профе

Образ жизни как социокультурная категория
Категория «образ жизни» широко используется представите- лями различных дисциплин, связанных с изучением общества и культуры: экономики, социологии, социальной психологии

Образ жизни как процесс: понятие жизненной ситуации
Влияние внешних условий и личностных состояний людей на способы организации ими своего образа жизни меняются во вре- мени. Распределение времени и усилий людей между фундамен-

Понятия «социализация» и «инкультурация».
Процессы освоения индивидом социокультурного пространс- тва обозначаются понятиями «социализация» и «инкультурация», которые перекрывают друг друга по содержанию. Наличие

Социализация после раннего детства
Освоение различных областей социокультурного пространс- тва не ограничивается опытом раннего детства. Оно с различной степенью интенсивности происходит несколько раз в те

Норма и отклонение
Важной темой психологической антропологии в связи с кон- цепцией социализации была и остается относительность грани между психической нормой и патологией. Сама тема и базовая точ-

Пространстве
Категории «социализация» и «образ жизни» позволяют концептуально связать понятия личности и социокультурного пространс- тва. Однако, чтобы понять механизмы динамики таког

Социологическая представленность личности в контексте социального взаимодействия
В свете такой двойной обусловленности изучение процессов, происходящих в рамках социокуль- турного пространства состоит в рассмотрении со- циального взаимодействия с точки зрения

Концепция культурной идентичности
  Выше были проанализированы понятия, представляющие лич- ность в социокультурном пространстве через ее функциональные характеристики. Однако, как известно, активнос

Социальная и культурная представленность личности: динамика связей
Каждая культурно выделенная социальная позиция и связан- ные с ней статусы определяются не одной, но несколькими сопря- женными идентичностями в рамках одного и того же типа станд

Криминальная субкультура
Пространство социокультурного расслоения было бы непол- ным, если оставить без внимания криминальную субкультуру. Нередко она причисляется к низшим слоям общества. Но это не

По типам поселений
Результат концептуального совмещения институциональной и стратификационной точек зрения на организацию совместной активности лю- дей и ее результатов в обществе можно назвать его

Столицы и региональные центры
В соответствии с институциональным измерением можно выделить количество и иерархическую представленность инс- титуциональной сферы общества в каждом из типов поселений. М

Крупные города
Крупные города, не имеющие признаков столичности, отли- чаются своими особенностями социокультурного пространства. Обычно такие поселения формируются по нескольким функци-

Определение проблемной ситуации
В рамках социальных отношений наступает момент, когда под влиянием внутренних или внешних факторов их динамические формы оказываются необратимо нарушенными, а механизмы вос-

Предпосылки поведения людей в проблемной ситуации.
Возможность рациональным образом решить общественно значимую проблему обусловлена действием индивидуальных и социальных меха- низмов, подготавливающих людей к этому. Если в культу

Проблемной ситуации
Социально значимую проблемную ситуацию характеризует массовое распространение представлений о неопределенности социокультурных норм и взаимных ожиданий; социальной напря-

Результаты решения социально значимых проблем
Решения социально значимых проблем направлены в конечном итоге на то, чтобы в обществе различия в образе жизни, знаниях, навыках, структурах повседневных ин- теракций воспроизводи

Часть П. Парадигмы взаимодействия в проблемной ситуации
Все сказанное выше позволяет перейти к обсуждению организации возможных форм и направленности взаимодействия в проблемной ситуации по двум су- щественным измерениям. Во-первых, с

Ситуация ,благоприятная для консолидации
Предпосылки и условия возникновения ситуации консолидации. Объединение или интеграция людей для совместного решения проблемы — это процесс, предполагающий за- трат

Участники групп солидарности
Группы солидарности многофункциональны и системны, т. е. представляют собой упорядоченную совокупность комплементар- ных (дополнительных по отношению друг к другу) функций. Им

Динамический потенциал консолидации: признаки и показатели
К динамическому потенциалу консолидации можно отнес- ти все те факторы, которые влияют на воспроизведение групповой структуры, ее функций, на поддержание групповых стереотипов

Динамика консолидации: фазы взаимодействия при парадигме консолидации
Решение людей объединиться на основе парадигмы консоли- дации или усилить солидарность в проблемной ситуации, либо по- пытка внешнего агента создать такую группу предопределяют ди

Границы применимости парадигмы консолидации
В проблемной ситуации в рамках социальной системы всегда можно обнаружить предпосылки для консолидации: необходимость адаптации; желание объединиться; стремление к безопасности

Ситуация,благоприятная для конфликта
Построение парадигмы конфликтного взаимодействия в социально значимой проблемной ситуа- ции базируется на следующих исходных допущениях: – наличие конфликтной ситуации — необходим

Динамический потенциал конфликтного взаимодействия: признаки и показатели
Системное описание конфликтной ситуации позволяет выде- лить ее существенные структурные составляющие, организующие взаимодействие и обусловливающие его динамические черты.

Динамика конфликтного взаимодействия: фазы взаимодействия в конфликтной ситуации
Решение участников конфликтной ситуации вступить в проти- воборство предопределяет основания динамики взаимодействия: противостояние и борьба; получение выгоды за счет нанесения

Границы применимости конфликтной парадигмы
В любой области социокультурного пространства постоянно существуют предпосылки для конфликтных ситуаций: столкновения между группами интересов, социальное неравенство, спонтан- но

Ситуации, благоприятные для переговоров
О качестве переговоров можно судить по соответствию прини- маемых промежуточных и окончательных решений ряду критериев: – реалистичность, т.е. соотнесенность с силами и ресурсами

Стили переговорного взаимодействия
При необходимости примирения интересов в проблемной си- туации возможны несколько стилей ведения переговоров. Ориентация на сотрудничество («мягкий» стиль) В этом

Принципы преодоления межличностных затруднений
Нередко в процессе переговоров, ведущихся с самыми конс- труктивными и дружественными намерениями, возникают затруд- нения, обусловленные отнюдь не злонамеренностью партнеров,

Динамический потенциал переговоров: признаки и показатели
Структура переговорного взаимодействия. Обычно при пе- реговорах партнеры редко задумываются об установлении правил, упорядо- чивающих отношения между ними. Тем н

Динамика процесса переговоров: фазы переговорного взаимодействия
В ходе переговоров целесообразно поддержание такой структу- ры взаимодействия участников, которая обеспечивала бы благопри- ятную атмосферу выработки решений, их эффективность; сп

Границы применимости переговорной стратегии
Поскольку в любой социальной системе расхождения в инте- ресах между составляющими ее группами неустранимы, основа- ния для переговорных отношений можно найти всегда. В проблем-

Факторы, определяющие выбор парадигмы.
Толератность в отношении проблемной ситуации. Обычно, если в культуре или субкультуре установился высокий уровень то- лерантности к наличию социально значимых про

Закономерности взаимоперехода парадигм в проблемной ситуации
Из сказанного следует, что в ходе взаимодействия парадигмы могут сменяться «естественным» образом, т. е. без изначальной преднамеренности участников. Поскольку было продемонстриро

В проблемных ситуациях
Сказанное означает, что фундаментальные парадигмы взаимо- действия людей в проблемных ситуациях в дополнение к самостоя- тельным стратегическим функциям, имеют тенденцию к взаимоп

Микродинамики средствами социологии
Внимание социологов культуры к микроуровню социальной реальности, ее культурному измерению можно считать определен- ным продвижением в рамках этой науки по сравнению с устояв-

Часть I.Современное состояние социологии культуры.
Глава 1. Предпосылки формирования современного понимания социологии культуры. О необходимости смены познавательной парадигмы: Междисциплинарность. Преодоление существующих дисц

Часть II. Теоретические основы решения проблем социологии культуры
Глава 1. Определение понятия «культура» в антропологии и социологии. Определение понятия «культура» в антропологии: Культурные универсалии. Культура как содержательный аспект с

Часть I. Институциональное пространство социального взаимодействия
Глава 1.Институциональное пространство социальной организации Институциональная область хозяйственной жизни Политическая область институционального социокультурного пространства

Часть II. Социокультурное пространство обыденной жизни
Глава 1. Механизмы формирования социокультурного пространства обыденной жизни Социокультурные характеристики первичных групп: структура, содержание связей Механизмы обмена социоку

Часть I. Социально значимые проблемы как источник социокультурных изменений.
Глава 1. Концепция социально значимой проблемной ситуации Определение проблемной ситуации Основания типологии проблемных ситуаций: Источники проблемы. Социальная значимость про

Часть П.Парадигмы взаимодействия в проблемной ситуации
Глава 1. Консолидация и солидарность Ситуация, благоприятная для консолидации Участники групп солидарности Динамический потенциал консолидации: признаки и показатели

Часть I.Современное состояние социологии культуры.
Глава 1. Предпосылки формирования современного понимания социологии культуры. О необходимости смены познавательной парадигмы: Междисциплинарность. Преодоление существующих дисц

Часть II. Теоретические основы решения проблем социологии культуры
Глава 1.Определение понятия «культура» в антропологии и социологии Определение понятия «культура» в антропологии: Культурные универсалии. Культура как содержательный аспект соц

Часть III. Социология культуры как аналитическое поле для изучения социокультурной микродинамики
Глава 1. Основания изучения социокультурной микродинамики Исходные теоретические (социологические и антропологические) допущения Определение ключевых понятий Культура

Часть I. Институциональное пространство социального взаимодействия
Глава 1.Институциональное пространство социальной организации Институциональная область хозяйственной жизни Политическая область институционального социокультурного пространства

Часть II. Социокультурное пространство обыденной жизни
Глава 1. Механизмы формирования социокультурного пространства обыденной жизни Социокультурные характеристики первичных групп: структура, содержание связей Механизмы обмена социоку

Часть I. Социально значимые проблемы как источник социокультурных изменений.
Глава 1. Концепция социально значимой проблемной ситуации Определение проблемной ситуации Основания типологии проблемных ситуаций: Источники проблемы. Социальная значимость про

БИБЛИОГРАФИЯ
Оглавление Введение........................................................................................................................3 Раз дел I. Соц иолог ия культуры ка

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги