рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Факторы, определяющие выбор парадигмы.

Факторы, определяющие выбор парадигмы. - раздел Социология, СОЦИОЛОГИЯ Культуры Толератность В Отношении Проблемной Ситуации. Обычно, ...

Толератность в отношении проблемной ситуации.

Обычно,

если в культуре или субкультуре установился высокий уровень то-

лерантности к наличию социально значимых проблем и люди гото-

вы к жертвам, но не к объединению усилий для их совместного ре-

шения, то можно ожидать распространения ориентаций на конф-

ликт и консолидацию. Разумеется, речь не идет о том, что абсолют-

но все члены общества, организации, группы будут следовать толь-

ко одной или другой, либо поделятся на две группы. Большинство

людей станут как-то в одиночку справляться с неблагоприятными обстоятельствами

и методом проб и ошибок могут приспособиться к ним,

а кто-то найдет приемлемое для себя инди-

видуальное решение. Осознанно будет объединяться меньшинство

и относительно ненадолго.

Люди, склонные к более пассивному типу поведения в этих условиях

обычно принимают ориентацию на консолидацию, и,

насколько можно помогая

друг другу, смириться с ними. Более активные из тех у кого

низкая степень толерантности к проблемной ситуации, объединя-

ются в конфликтные группы и направляют агрессию против ее реальной или воображаемой

причины. Ни те, ни другие в этих ус-

ловиях не смогут сделать ничего полезного для решения проблемы.

Совсем немногие из тех, кто склонен к конструктивному пове-

дению, будут объединяться и на базе пере-

говорной парадигмы искать способы преодоления затруднений, а не при-

способления к ним или победы над врагом. И, по-видимому, они могут

найти какие-то рациональные и реалистичные выходы.

Но в куль-

турах с высокой степенью толерантности к неблагополучию не сле-

дует ожидать, что такие конструктивные результаты найдут широкое

распространение. Их создатели будут затрачивать существенные

усилия, чтобы следовать избранному пути преодоления ситуации.

Меньшинство может относиться к ним как к культурным ценнос-

тям или даже идеалам, но отыщет оправдание, почему такое недо-

стижимо в массовых масштабах. Большинство же будет стараться

разрушить эти немногие образцы, чтобы продолжать воспроизво-

дить привычные отношения, сохранять стереотипы собственного

образа жизни.

раз дел 3. фор мы и пара дигмы соц иаль ного вза имодейст вия

В культурах и субкультурах с низким уровнем толерантности

к социально значимым проблемам основными реакциями на них

становятся конфликтные или конструктивные. При этом члены со-

общества по большей части стремятся либо в одиночку преодолеть

ситуацию, либо присоединиться к группе именно для совместного

решения, а не приспособления к проблеме. Они не склонны искать

«окончательных» решений, но довольствуются реалистичными,

прагматичными результатами. Сторонники конфликтного реаги-

рования будут стремиться не столько к уничтожению внешнего

врага, сколько к тому, чтобы достичь собственного благополучия

за счет насилия над другими. Сторонники конструктивной позиции

будут объединяться в разного рода коалиции, позво-

ляющие внести такие структурные изменения в жизненную среду,

которые на какое-то время снимут или смягчат проблему.

В таких культурах подобные образцы доста-

точно быстро осваиваются социальным большинством и со временем приобре-

тают нормативный статус. Обычно люди здесь социализируются с

ориентацией на личностную подвижность, поэтому их освоение

не представляется не-

разрешимой задачей. Этим же объясняется их большая склонность

к ориентации на переговоры, чем на консолидацию. Их личностная

подвижность подразумевает открытость и натренированность на

вероятностные отношения с окружением с в отличие от фатализ-

ма, предполагающего однозначный детерминизм или случайность.

Соответственно они принимают прагматические решения об из-

менениях, базирующиеся на некотором спектре удовлетворитель-

ных (ниже «оптимального значения») вероятностей и приносящих

результаты, которыми нельзя довольствоваться «навсегда». А вни-

мания к динамике происходящего позволяет вносить поправки в

способы и оценки совместной активности, увеличивать их эффек-

тивность при каждом благоприятном случае.

Таким образом, решая вопрос о необходимости преодолевать

социально значимые проблемы, следует предвари-

тельно выявить реальные возможности ее осуществимости. В этом

случае следует определить состояние основных параметров

ситуации, т.е. оценить:

- области социокультурного пространства или суб-

культуры, в которых намечаются преобразования, с точки зрения

толерантности к неблагополучию;

- численность и социальные позиции тех, кто ориентирован

на реалистичное, конструктивное решение проблемы;

- уровень их культурной компетентности применительно к

типу имеющихся затруднений;

- их готовность объеди-

ниться для совместных действий.

Целенаправленная

организация социального взаимодействия для решения проблемы возможна, когда в определенной зоне социокультурного пространства есть

достаточное количество конструктивно ориентированых

людей; они реально хотят и, что особенно важно, умеют совмес-

тно решать проблемы; могут занять ключевые

гла ва 4. Орга низац ия вза имодейст вия в пробл емной с итуац ии

социальные позиции; обладают высоким уровнем культурной (а не просто

профессиональной) компетентности. В этом случае

характеристический уровень то-

лерантности к проблемности не имеет значения.

Доминирующие ориентации взаимодействия.

При целенап-

равленном решении социально значимой проблемы важно заранее

прогнозировать вероятность того, какие последствия может поро-

дить избранная форма социального взаимодействия. Из сказанно-

го ранее следует, что каждая из них предполагает не только специ-

фичную динамику распределения сил и хода процесса, но и особый

результат. Так, парадигма консолидации приводит к построению

системы межличностных отношений, связанной не столько с реальным пре-

одолением ситуации, сколько с попытками людей огра-

дить себя от нее и компенсировать вызывающие ее расхождения

благоприятным климатом взаимного согласия. Подобная ориента-

ция обычно свойственна таким организациям, как партии, группы

взаимопомощи, любительские объединения и т. п., где доминиру-

ющими системообразующими признаками является наличие еди-

номышленников, солидарность, избежание расхождений во мне-

ниях и т. п. Как уже отмечалось, такие отношения недолговечны,

не приводят к решению проблемы и кончаются либо конфликтом

внутри группы, либо ее распадом. Удержать подобное объединение

на какое-то время можно путем либо дистанцирования от внешних

событий (ретреатизм), либо стимулирования сплоченности перед

лицом угрозы извне. В этом случае для его сохранения во вре-

мени необходимой оказывается эскалация напряженности отно-

шений с окружением, что лишь усугубляет проблемную ситуацию

и, в конечном итоге, все равно ведет к разрушению отношений.

Парадигма конфликта ориентирова-

на победу одной из конфронтирующих сил над другой, но не на

решение проблемы. Обычно каждая из сторон представляет дело

так, что все уладится, если она одержит верх в борьбе. Однако

в реальности это далеко не так. Во-первых, победа в конфликтной

ситуации, если только она не достигнута ценой физического унич-

тожения противника, никогда не бывает окончательной. Сторона,

потерпевшая поражение, имеет возможность со временем найти

союзников, накопить ресурсы и взять реванш. Во-вторых, выиг-

рыш в конфликте может способствовать разрушению источника

проблемы, но никак не формированию структур, обеспечивающих

выход из самой ситуации. В-третьих, победившая сторона и носи-

тель решения проблемы — это совершенно различные социальные

образования, и может оказаться, что после успешного оконча-

ния борьбы в сообществе не окажется социальных сил, способных

к организации конструктивного взаимодействия в его рамках.

раз дел 3. фор мы и пара дигмы соц иаль ного вза имодейст вия

Парадигма переговоров как таковая направлена на решение

проблемы. Ее достоинством является открытое признание участ-

никами взаимодействия как совпадений, так и различий интере-

сов. В этом случае стороны могут отыскать способы их примирения

и достичь взаимоприемлемых договоренностей. Однако от использо-

вания такой парадигмы взаимодействия не следует ожидать пол-

ноценного решения проблемы. Она ориентирована на достижение

только тех целей, которые могут быть согласованы, оставляя нереа-

лизованными те, что оказываются несовместимыми или несопоста-

вимыми. Соответственно в меньшей степени решается проблема,

вызванная социально значимыми расхождениями, и в большей —

достигаются взаимоприемлемые результаты.

Возможности эффективного использования парадигм.

Из ска-

занного следует, что в чистом виде ни одна из фундаментальных

парадигм взаимодействия не приводит к окончательному решению

социально значимых проблем. Однако это не означает, что люди не

обращаются к ним в проблемных ситуациях и, более того, не ис-

пользуют с определенной степенью социальной эффективности.

Парадигма консолидации может дать позитивные результаты во

всех случаях, когда необходимо организовать социальное участие

людей в совместной деятельности, как правило, исполнительного

характера, связанное с решением социально значимой проблемы.

Это могут быть микролокальные сообщества (по типу соседств),

группы взаимопомощи, любительские объединения и т. п. В их рам-

ках люди могут объединяться под патронажем институцио-

нальных структур, имеющих конструктивную программу решения

проблемы, для следующих основных социально значимых целей.

Во-первых, в качестве исполнительных сил, регулируемое дейс-

твие которых обеспечивает ход решения проблемы. Во-вторых, в

качестве временных социокультурных анклавов, объединяющих

людей и сдерживающих ускорение деструктивных процессов, по-

рождаемых проблемной ситуацией. В этом случае важно регули-

ровать временные параметры существования таких объединений

как групп солидарности. При изменении условий целесообразно

стимулировать их трансформацию в соответствии с их структурно-

функциональной спецификой, не допуская возникновения внут-

реннего или внешнего конфликта.

Парадигма конфликта может привести к позитивным резуль-

татам, когда культурные стереотипы суждений, поведения, взаи-

модействия, используемые людьми в проблемной ситуации, либо

мешает ее решению, либо приобретают ритуальный характер, т. е.

затраты усилий оказываются не результативными. В таких слу-

чаях определенную эффективность приобретают когнитивные,

ценностные, нормативные конфликты. Они, во-первых, демонс-

трируют, что подобные стереотипы давно превратились в пустые

гла ва 4. Орга низац ия вза имодейст вия в пробл емной с итуац ии

формы, а, во-вторых, помогают людям отказываться от следования

им.

Наименее болезненными для членов сообщества оказываются

когнитивные конфликты. Они представляют собой столкновение

мировоззрений, оснований познавания и реализуются на уровне

их профессиональных носителей. Большинство же членов сооб-

щества остаются в положении наблюдателей или современников

подобных баталий, и затем присоединяются к концептуальным мо-

делям победителей.

Более серьезные последствия имеют ценностные конфликты,

поскольку они относятся к возможностям людей действовать в

соответствии с предпочтениями. Они связаны с тем, что одни груп-

пы людей отказываются разделять привязанности других и пыта-

ются вытеснить из социокультурного пространства те реальные

и символические объекты пристрастий, которые представляются

им ненужными, или же лишить их статуса культурной ценности.

Такая своеобразная десакрализация «идеалов» вызы-

вает сильные негативные эмоциональные переживания у тех, про-

тив кого она направлена. Чаще всего попытки активно защищать

их на какое-то время оказываются успешными. Особенно когда у

низвергателей либо нет никакой замещающей программы, либо

утверждаемые ими ценности диффузны, слабо выражены и не

имеют широкого социального призвания. Однако сама ситуация

конфликта заставляет борцов с традиционными «идеалами» арти-

кулировать свои позиции и позволяет им если не окончательно по-

бедить, то, по крайней мере, оттеснить на периферию культурного

пространства ранее популярные массовые предпочтения.

Самые серьезные последствия из этой триады имеют норма-

тивные конфликты. Нормы требуют соблюдения взаимоприемле-

мых границ, правил и получения полезных результатов социально-

го взаимодействия. Когда такой консенсус нарушается из-за изме-

нения структуры групп интересов или распределения социальных

сил, начинается лавинообразное нарастание отклонений от норма-

тивно установленных форм активности (аномия). Соответственно

люди теряют основания для организации совместных действий,

для разграничения полномочий, для социокультурной идентифи-

кации и т. п. В такой ситуации формирование новых нормативных

систем — это достаточно длительный процесс, поскольку предпо-

лагает построение иных оснований социокультурных порядков, а для него не хватает конструктивного начала.

Все эти типы конфликтного взаимодействия могут быть под-

вергнуты целенаправленной регуляции и переориентированы в

сторону решения социально значимой проблемы. Однако в подоб-

ных случаях следует особенно внимательно следить за тем, чтобы,

во-первых, они не переросли в открытые проявления агрессии и

насилия; во-вторых, взамен разрушаемых концептов, ценностных

раз дел 3. фор мы и пара дигмы соц иаль ного вза имодейст вия

суждений, нормативных моделей были бы предложены хорошо

проработанные, обоснованные и технологически обеспеченные

альтернативы, связанные с решением социально значимой про-

блемы.

Парадигма переговоров оказывается наиболее эффективной

для тех форм социального взаимодействия в проблемной ситуации,

которые связаны с разработкой системообразующих измерений

ее решения или программ развития потенциальных «точек рос-

та», способствующих выходу из нее. Ее применение может быть в

этом случае полезным в нескольких отношениях. Во-первых, при

выявлении изменившегося распределения интересов и социаль-

ных сил в сообществе и определении зон как их возможного при-

мирения, так и радикальных расхождений в отношении решения

проблемы. Во-вторых, при дифференциальном выделении ценнос-

тных и нормативных ориентаций в сообществе и их разграничении в

социокультурном пространстве проблемной ситуации. В-третьих,

при рассмотрении потенциала «точек роста» с позиции их вклада

в решение проблемы и при формировании критериев для оценки

приоритетов в выборе тех, которые могут стать стимулами конс-

труктивной активности.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

СОЦИОЛОГИЯ Культуры

Академический Проект... СОЦИОЛОГИЯ... Культуры...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Факторы, определяющие выбор парадигмы.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Орлова Э.А.
Социология культуры Учебник для вузов. — М.: Академичес- кий Проект, 2011. — с. — (Gaudeamus) ISBN 978582911190 – 8 Аннотация В настоящем

Социологии культуры.
Появление современных ориентаций в области социологии культуры были обусловлены сменой познавательных парадигм, ко- торая существенным образом сказалась в социальных науках. Если

О необходимости смены познавательной парадигмы
В этих обстоятельствах социологи, разделяющие такую точку зрения, все более активно призывают к пересмотру исходных ос- нований своей науки и формированию новых фундаментальных

Теоретические предпосылки формирования социологии культуры
При выделении теоретических оснований современной соци- ологии культуры следует обратиться к работам классиков модер- на, с одной стороны, и тех ученых, чьи имена принято связыват

Социологии культуры.
Социология культуры в ее современном виде начала устойчиво распространяться в 1970–1980-х гг. Этому во многом способство- вало изменение мировоззренческих позиций, предопределенно

Ду социальным и культурным уровнями.
  Макросоциология культуры. Новые представления о связях между институциональными социетальными структурами и куль- турными образованиями с наиб

И культурная обусловленность социальной структуры
Сторонники этого направления утверждают идею отно- сительной автономности культуры от социальной структуры. Показательными примерами наиболее систематизированного оп- ред

Структурно-культурное направление с акцентом на культуре.
В большинстве работ этого направления культура не представлена в качестве объяснительного фактора. Однако здесь открыто и пос- ледовательно признается ее активное и действенное пр

Предметная область: «скрытая» и «явная» (записанная, репрезентативная) культура
В социологии мейнстрима акцент ставился на имплицитный, или незафиксированный в письменной, вещественной или ико- нической формах аспект культуры. Изучались ценности, мотивы,

Проблемное поле социологии культуры
Представленный выше краткий обзор основных теоретичес- ких направлений, которые к настоящему времени сформирова- лись в рамках социологии культуры, позволяет, во-первых, в об-

Определение понятия «культура» в антропологии
В антропологии понятие «культура» репрезентируется с помо- щью самых разных слов. Однако, несмотря на кажущееся разнооб- разие его трактовок, можно выделить некоторые общие позици

Определение понятия «культура» в социологии
В рамках социологии культуры, напротив, сами определения культуры выстраивались вокруг обсуждения этой связи. Дело в том, что здесь социальное понималось не в его фундаментальном

Социологии.
Сказанное выше позволяет сделать вывод, что представления о социальной реальности, сложившиеся к настоящему времени в со- циологии, подразумевают ее определенную упорядоченность.

Ти и социокультурного пространства
Социокультурная реальность, жизненный мир людей трак- туется в рамках социологии культуры как контекст их существо- вания, порождаемый и воспроизводимый ими самими и в то же

Строение маргинального социокультурного пространства.
Другая метафора, используемая Делезом и Гуаттари, — номады (ведущие кочевую жизнь) — обозначает социальные единицы, ко- торые образуют и определяют свойства своего социокультурног

Взаимодействии в современной социологии
Как уже было сказано, в качестве фундаментального основа- ния конституирования социальной реальности и социального про- странства как формы ее организации в социологии принимается

Проблемная ситуация и социальное взаимодействие: важность
взаимосвязи понятий. Представленные теоретические концепции социального взаимодействия свидетельствуют о необходимос- ти проследить его порождение, специфичны

Исходные теоретические (социологические и антропологические) допущения
Построение идеально-типических моделей социокультурно- го пространства и парадигм социального взаимодействия предпола- гает формулировку исходных допущений, на которых она бази-

Определение ключевых понятий.
Представляемое здесь направление социологии культуры оп- ределяется совокупностью взаимосвязанных ключевых понятий. Они в самом общем виде организуют и ограничивают предметное

Фундаментальные свойства человека ,обеспечивающие его связи с окружением
Концепция человека как активного существа, способного к ре- зультативному взаимодействию с окружением, предполагает вы- деление набора необходимых и достаточных потенциальных врож

Способности человека ,связанные с результативной активностью
Перечисленные антропологические, врожденные свойства находят выра- жение в способностях, или их качественной определенности, проявляющейся в от- ношениях человека с окруж

Уровни рассмотрения социокультурной реальности.
При изучении динамических аспектов совместного существо- вания людей целесообразно в самом общем виде выделить следую- щие области кодирования такого опыта. Во-первых, это организ

Модель функциональной дифференциации социокультурного
пространства.Необходимые предпосылки формирования кон- цепции социокультурного пространства сводятся к определенным группам факторов, связанных с организацией

Взаимодействия
Важность выделения институциональ- ного уровня социокультурного пространства обусловлена значимостью социальных институтов в организации и регулировании совместного сущес

Институциональная область хозяйственной жизни.
Функциональная доминанта этой области связана с упорядо- чением и воспроизведением процессов социального взаимодейс- твия и коммуникации, направленных на жизнеобеспечение и

Политическая область институционального социокультурного пространства
Функциональная доминанта политической области институционального социокультурного пространства может быть определена как организация отношений между групп

Институциональное правовое пространство
В правовой области институционального социокультурного пространства реализуются важнейшие функции, связанные с ор- ганизацией социального взаимодействия. Здесь задаются г

Социально значимого знания.
Общественная жизнь упорядочивается не только в преде- лах институционального пространства организации социально- го взаимодействия. Как отмечалось ранее, оно сопровождает

Религия: область кумуляции опыта духовной жизни.
В данном случае религия осмысляется как область социокуль- турного пространства, т. е. не с какой- либо одной точки зрения, например, религиоведческой, политической или психологич

Искусство: образное освоение реальности
Многочисленные археологические и этнографические исследования убедительно доказывают, что проблема формообразо- вания, отыскания средств для выражения внутри- личностных

Философия: мир предельных значений
Философия — это область социокультурного пространства, максимально удаленная от обыденной жизни благодаря обобщен- ности, абстрактности используемых в ее рамках

Наука: рациональное общезначимое знание
раз дел 2. простра нст во соц иокультур ной микро динамики Научное познание занимает особое место в пространстве со- циально значимого опыта. В отличие от других типов рациональ-

Институциональное пространство
Принципы и формы социальной организации, навыки социаль- ного взаимодействия, социально значимое знание — все это люди должны осваивать, чтобы адекватно существовать в социокуль-

Образование: пространство трансляции социально необходимого знания
Сфера образования выделена в социокультурном пространс- тве специально в силу необходимости массовой трансляции социокультурно- го опыта из областей его кумуляции, от ста

Средства массовой информации в структуре институционализованного социокультурного пространства
  Трансляция социально значимой информации с помощью технических средств массовой коммуникации составляет сегодня один из наиболее значимых факторов, определяющих ст

Пространства обыденного уровня
Импульс к анализу этого уровня социокультурного пространс- тва обнаруживается в различных направлениях философской и социальной мысли ХХ в., например, в работах философа-прагма-

Механизмы обмена социокультурным опытом в первичных группах
Обмен культурным опытом в форме устных или письменных сообщений (нарративные формы). В этом случае члены группы рассказывают или сообщают в письмах друг другу о том, что они сч

Первичные социокультурные сети
Все сказанное выше относится к первичной группе как анали- тической, идеально-типической единице социальности, культур- ной специфичности. Однако несколько раз в тексте приходилос

Социокультурного пространства: характер взаимосвязи
Обыденный уровень социокультурного пространства был аналитически выделен для того, чтобы провести различие между специализированной деятельностью, объединяемой системой об-

Структура обыденного уровня социокультурного пространства.
Обыденная область социокультурного пространства имеет оп- ределенную пространственно-временную локализацию. Места, где протекает повседневная жизнь, в нем сегодня специально уста-

Трансляция и освоение общекультурной информации
В совокупности обыденные формы социальности и их пространс- твенно- временная локализация образуют устойчивые компонен- ты приватной среды, определяющие внерабочую структуру образ

Социокультурного пространства.
Различие между обыденным и специализированным уровнями социокультурного пространства современного общества определя- ются прежде всего теми социокультурными функциями, которые

Социокультурного пространства
Различие в социальных функциях и характере деятельности между приватным и социетально-институциональным уровнями социокуль- турного пространства обусловливает специфику структуры

Связи человека с социокультурной средой
Изучение социокультурного пространства через подвижные совокупности связей людей с окружением предполагает обраще- ние к их социокультурной жизни, ибо в обыденных и профе

Образ жизни как социокультурная категория
Категория «образ жизни» широко используется представите- лями различных дисциплин, связанных с изучением общества и культуры: экономики, социологии, социальной психологии

Образ жизни как процесс: понятие жизненной ситуации
Влияние внешних условий и личностных состояний людей на способы организации ими своего образа жизни меняются во вре- мени. Распределение времени и усилий людей между фундамен-

Понятия «социализация» и «инкультурация».
Процессы освоения индивидом социокультурного пространс- тва обозначаются понятиями «социализация» и «инкультурация», которые перекрывают друг друга по содержанию. Наличие

Социализация после раннего детства
Освоение различных областей социокультурного пространс- тва не ограничивается опытом раннего детства. Оно с различной степенью интенсивности происходит несколько раз в те

Норма и отклонение
Важной темой психологической антропологии в связи с кон- цепцией социализации была и остается относительность грани между психической нормой и патологией. Сама тема и базовая точ-

Пространстве
Категории «социализация» и «образ жизни» позволяют концептуально связать понятия личности и социокультурного пространс- тва. Однако, чтобы понять механизмы динамики таког

Социологическая представленность личности в контексте социального взаимодействия
В свете такой двойной обусловленности изучение процессов, происходящих в рамках социокуль- турного пространства состоит в рассмотрении со- циального взаимодействия с точки зрения

Концепция культурной идентичности
  Выше были проанализированы понятия, представляющие лич- ность в социокультурном пространстве через ее функциональные характеристики. Однако, как известно, активнос

Социальная и культурная представленность личности: динамика связей
Каждая культурно выделенная социальная позиция и связан- ные с ней статусы определяются не одной, но несколькими сопря- женными идентичностями в рамках одного и того же типа станд

Криминальная субкультура
Пространство социокультурного расслоения было бы непол- ным, если оставить без внимания криминальную субкультуру. Нередко она причисляется к низшим слоям общества. Но это не

По типам поселений
Результат концептуального совмещения институциональной и стратификационной точек зрения на организацию совместной активности лю- дей и ее результатов в обществе можно назвать его

Столицы и региональные центры
В соответствии с институциональным измерением можно выделить количество и иерархическую представленность инс- титуциональной сферы общества в каждом из типов поселений. М

Крупные города
Крупные города, не имеющие признаков столичности, отли- чаются своими особенностями социокультурного пространства. Обычно такие поселения формируются по нескольким функци-

Определение проблемной ситуации
В рамках социальных отношений наступает момент, когда под влиянием внутренних или внешних факторов их динамические формы оказываются необратимо нарушенными, а механизмы вос-

Предпосылки поведения людей в проблемной ситуации.
Возможность рациональным образом решить общественно значимую проблему обусловлена действием индивидуальных и социальных меха- низмов, подготавливающих людей к этому. Если в культу

Проблемной ситуации
Социально значимую проблемную ситуацию характеризует массовое распространение представлений о неопределенности социокультурных норм и взаимных ожиданий; социальной напря-

Результаты решения социально значимых проблем
Решения социально значимых проблем направлены в конечном итоге на то, чтобы в обществе различия в образе жизни, знаниях, навыках, структурах повседневных ин- теракций воспроизводи

Часть П. Парадигмы взаимодействия в проблемной ситуации
Все сказанное выше позволяет перейти к обсуждению организации возможных форм и направленности взаимодействия в проблемной ситуации по двум су- щественным измерениям. Во-первых, с

Ситуация ,благоприятная для консолидации
Предпосылки и условия возникновения ситуации консолидации. Объединение или интеграция людей для совместного решения проблемы — это процесс, предполагающий за- трат

Участники групп солидарности
Группы солидарности многофункциональны и системны, т. е. представляют собой упорядоченную совокупность комплементар- ных (дополнительных по отношению друг к другу) функций. Им

Динамический потенциал консолидации: признаки и показатели
К динамическому потенциалу консолидации можно отнес- ти все те факторы, которые влияют на воспроизведение групповой структуры, ее функций, на поддержание групповых стереотипов

Динамика консолидации: фазы взаимодействия при парадигме консолидации
Решение людей объединиться на основе парадигмы консоли- дации или усилить солидарность в проблемной ситуации, либо по- пытка внешнего агента создать такую группу предопределяют ди

Границы применимости парадигмы консолидации
В проблемной ситуации в рамках социальной системы всегда можно обнаружить предпосылки для консолидации: необходимость адаптации; желание объединиться; стремление к безопасности

Ситуация,благоприятная для конфликта
Построение парадигмы конфликтного взаимодействия в социально значимой проблемной ситуа- ции базируется на следующих исходных допущениях: – наличие конфликтной ситуации — необходим

Динамический потенциал конфликтного взаимодействия: признаки и показатели
Системное описание конфликтной ситуации позволяет выде- лить ее существенные структурные составляющие, организующие взаимодействие и обусловливающие его динамические черты.

Динамика конфликтного взаимодействия: фазы взаимодействия в конфликтной ситуации
Решение участников конфликтной ситуации вступить в проти- воборство предопределяет основания динамики взаимодействия: противостояние и борьба; получение выгоды за счет нанесения

Границы применимости конфликтной парадигмы
В любой области социокультурного пространства постоянно существуют предпосылки для конфликтных ситуаций: столкновения между группами интересов, социальное неравенство, спонтан- но

Ситуации, благоприятные для переговоров
О качестве переговоров можно судить по соответствию прини- маемых промежуточных и окончательных решений ряду критериев: – реалистичность, т.е. соотнесенность с силами и ресурсами

Стили переговорного взаимодействия
При необходимости примирения интересов в проблемной си- туации возможны несколько стилей ведения переговоров. Ориентация на сотрудничество («мягкий» стиль) В этом

Принципы преодоления межличностных затруднений
Нередко в процессе переговоров, ведущихся с самыми конс- труктивными и дружественными намерениями, возникают затруд- нения, обусловленные отнюдь не злонамеренностью партнеров,

Динамический потенциал переговоров: признаки и показатели
Структура переговорного взаимодействия. Обычно при пе- реговорах партнеры редко задумываются об установлении правил, упорядо- чивающих отношения между ними. Тем н

Динамика процесса переговоров: фазы переговорного взаимодействия
В ходе переговоров целесообразно поддержание такой структу- ры взаимодействия участников, которая обеспечивала бы благопри- ятную атмосферу выработки решений, их эффективность; сп

Границы применимости переговорной стратегии
Поскольку в любой социальной системе расхождения в инте- ресах между составляющими ее группами неустранимы, основа- ния для переговорных отношений можно найти всегда. В проблем-

Закономерности взаимоперехода парадигм в проблемной ситуации
Из сказанного следует, что в ходе взаимодействия парадигмы могут сменяться «естественным» образом, т. е. без изначальной преднамеренности участников. Поскольку было продемонстриро

В проблемных ситуациях
Сказанное означает, что фундаментальные парадигмы взаимо- действия людей в проблемных ситуациях в дополнение к самостоя- тельным стратегическим функциям, имеют тенденцию к взаимоп

Микродинамики средствами социологии
Внимание социологов культуры к микроуровню социальной реальности, ее культурному измерению можно считать определен- ным продвижением в рамках этой науки по сравнению с устояв-

Часть I.Современное состояние социологии культуры.
Глава 1. Предпосылки формирования современного понимания социологии культуры. О необходимости смены познавательной парадигмы: Междисциплинарность. Преодоление существующих дисц

Часть II. Теоретические основы решения проблем социологии культуры
Глава 1. Определение понятия «культура» в антропологии и социологии. Определение понятия «культура» в антропологии: Культурные универсалии. Культура как содержательный аспект с

Часть I. Институциональное пространство социального взаимодействия
Глава 1.Институциональное пространство социальной организации Институциональная область хозяйственной жизни Политическая область институционального социокультурного пространства

Часть II. Социокультурное пространство обыденной жизни
Глава 1. Механизмы формирования социокультурного пространства обыденной жизни Социокультурные характеристики первичных групп: структура, содержание связей Механизмы обмена социоку

Часть I. Социально значимые проблемы как источник социокультурных изменений.
Глава 1. Концепция социально значимой проблемной ситуации Определение проблемной ситуации Основания типологии проблемных ситуаций: Источники проблемы. Социальная значимость про

Часть П.Парадигмы взаимодействия в проблемной ситуации
Глава 1. Консолидация и солидарность Ситуация, благоприятная для консолидации Участники групп солидарности Динамический потенциал консолидации: признаки и показатели

Часть I.Современное состояние социологии культуры.
Глава 1. Предпосылки формирования современного понимания социологии культуры. О необходимости смены познавательной парадигмы: Междисциплинарность. Преодоление существующих дисц

Часть II. Теоретические основы решения проблем социологии культуры
Глава 1.Определение понятия «культура» в антропологии и социологии Определение понятия «культура» в антропологии: Культурные универсалии. Культура как содержательный аспект соц

Часть III. Социология культуры как аналитическое поле для изучения социокультурной микродинамики
Глава 1. Основания изучения социокультурной микродинамики Исходные теоретические (социологические и антропологические) допущения Определение ключевых понятий Культура

Часть I. Институциональное пространство социального взаимодействия
Глава 1.Институциональное пространство социальной организации Институциональная область хозяйственной жизни Политическая область институционального социокультурного пространства

Часть II. Социокультурное пространство обыденной жизни
Глава 1. Механизмы формирования социокультурного пространства обыденной жизни Социокультурные характеристики первичных групп: структура, содержание связей Механизмы обмена социоку

Часть I. Социально значимые проблемы как источник социокультурных изменений.
Глава 1. Концепция социально значимой проблемной ситуации Определение проблемной ситуации Основания типологии проблемных ситуаций: Источники проблемы. Социальная значимость про

БИБЛИОГРАФИЯ
Оглавление Введение........................................................................................................................3 Раз дел I. Соц иолог ия культуры ка

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги