рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Концепция культурной идентичности

Концепция культурной идентичности - раздел Социология, СОЦИОЛОГИЯ Культуры   Выше Были Проанализированы Понятия, Представляющие Лич- ...

 

Выше были проанализированы понятия, представляющие лич-

ность в социокультурном пространстве через ее функциональные характеристики.

Однако, как известно, активность людей не исчерпыва-

ется только нормированными формами. Существуют значитель-

ные по объему зоны этого пространства, где она не имеет четкой

регламентации. Например, в современной культуре такая катего-

рия, как молодежь, кроме возрастных пределов практически не

обладает конкретной статусной и ролевой определенностью. Или

же представление о таланте не указывает на положение человека в

обществе, на совокупность его прав и обязанностей,

выполняемых им функций. Следовательно, есть необходимость в

понятии, которое определяло бы личность в культурном контексте,

объединяя как нормированные, так и свободные аспекты ее самореализации. В таком качестве в культурной антропологии используется

концепция идентичности. Она выделяет область исследования, где

с наибольшей очевидностью можно наблюдать порождение стиму-

лов к действию, выбор форм активности, механизмы социокуль-

раз дел 2. простра нст во соц иокультур ной микро динамики

турной организации в любых ситуациях взаимодействия между

людьми. С точки зрения когнитивных процессов, т.е. внутрилич-

ностных переменных, понятие указывает на специфичность ин-

дивидуальных, групповых способов организации представлений о

событиях: как они переживаются, интерпретируются, оценивают-

ся. С точки зрения социокультурного пространства, его парамет-

ров, понятие определяет особенности культурного «оформления»

такого упорядочения, т.е. его представленности в предметном и сим-

волическом выражении. Таким образом, обращение к нему

открывает возможность увидеть механизмы связи

между внутриличностной — осведомленность, интерпретация,

оценка — и «внешней» социокультурной — предметы, символы —

обусловленностью действий в любых ситуациях интеракции.

Это делает понятие ценным с точки зрения изучения

микродинамики процессов, происходящих в социокультурном пространстве.

В контексте же модели образа жизни его использование

позволяет проследить внутреннюю смену

событий, организуемых личностью в рамках установившихся

или проблемных жизненных ситуаций, а также пути пе-

рехода от одного их типа к другому.

Обращение к понятию «идентичность» при рассмотрении об-

раза жизни личности открывает большие познавательные возмож-

ности при изучении его микродинамики, в особеннос-

ти эндогенно обусловленной. С одной стороны, речь идет о

дифференциальной представлен-

ности личности в обществе и культуре. С другой – в этом контексте акцентируется

непосредственная связь

с категорией «я», обозначается его культурная пред-

ставленность в различных ситуациях социального взаимодействия.

Соответственно становится возможным

анализ атрибутов обыденного или специализиро-

ванного уровней культуры, используемых личностью при организации модусов

(форм) своей социокультурной активности.

Поскольку понятие идентичности неотдели-

мо от социального взаимодействия, в исследовании оно обозначает центр социокультурной среды, в каждом из структурных элемен-

тов которой личность занимает хорошо известное ей место.

Важно также отметить,

что оно указывает на культурно обозначенную

единицу — личность, или группа, — определяемую стереотипными

наборами атрибутов: поведенческих, предметных, символических.

Атрибут может быть физическим, например, цвет кожи; социаль-

ным, например, статус семьи человека в сообществе; психологи-

ческим, например, качество интеллекта и т. п. Если признак такого

рода заметно влияет на отношения между людьми, т.е. является со-

часть 2. соц иокультур ное простра нст во обы деной жизни

циально значимым, он обычно приобретает культурное обозначе-

ние, своего рода «ярлык», выделяющий его носителя из ряда дру-

гих и подразумевающий оценку последствий

его действий.

Например, идентичность по признаку принадлежности к наци-

ональному меньшинству предполагает во многих бывших метропо-

лиях поддержание по отношению к нему значительной социальной

дистанции. Или же идентификация человека как мудрого подразумевает

априорное уважение к нему, обращенность к его жизненно-

му опыту в сложных ситуациях и т. п.

Подобного рода

культурные «метки», относящиеся к личности или группе, придают их об-

разу жизни определенную содержательную окраску, а иногда и

структурную специфику. Так, принадлежность к национальному

меньшинству в условиях демократического правления побуждает

людей совершать определенные действия,

связанные с сохранением собственной культурной идентичности,

затрачивать на это время и усилия.

Или же идентификация человека как муд-

рого заставляет его отвечать

требованиям, предъявляемым к нему как к своеобразному культурному эксперту.

В ситуациях социального взаимодействия содер-

жание и оценка действий

имеет не один, а несколько культурных смыслов, обус-

ловленных особенностями не только ситуативных, но и личностных характеристик участников.

Так, в ситуации

«учитель-ученики» у преподавателя есть намерения, которым он подчи-

няет свою активность, тогда как учащиеся имеют собственные

представления о ее значимости и эффективности.

Иными словами, следует принимать во

внимание различия в процедурах, а иногда и основаниях иденти-

фикации, имеющихся у участвующих во взаимодействии сторон.

Соответственно для понимания изменений, механиз-

мов их возникновения в контексте образа жизни людей, их со-

циальных отношений простого описания существующих в куль-

туре идентичностей недостаточно. Нужна еще дополнительная

информация.

Во-первых, важно знать, как они упорядочены иерархически

или классифицированы в этих рамках. Во-вторых,

следует принимать во внимание, что социальные идентичности

различаются по способам их приобретения, и нужно опре-

делить принципы их формирования. Это существенный аспект изуче-

ния социальной дифференциации, поскольку в зависимости от

того, насколько фундаментальны источники и весомы основа-

ния идентичности, можно определить ее культурную значимость.

В культурной антропологии принято выделять на-

раз дел 2. простра нст во соц иокультур ной микро динамики

бор идентичностей, присутствующий в каждой социокультурной

ситуации.

– Объективная публичная идентичность означает совокупность

личностных черт, которая фактически проявляется в ситуации вза-

имодействия.

– Коммуницируемая или демонстрируемая публичная идентич-

ность подразумевает комплекс реакций окружающих на актив-

ность человека в ситуации, картину представлений о нем, переда-

ваемые ему через их поведение.

– Субъективная публичная идентичность означает представление

человека о своей идентичности в конкретной ситуации взаимо-

действия для определенных категорий людей.

– Я-идентичность относится к приватным, индивидуальным пред-

ставлениям человека о самом себе.

Такое разграничение имеет важное значение

для изучения источников микрокультурных дифференциаций в

конкретных ситуациях социального взаимодействия. Прежде все-

го несовпадение индивидуальных и групповых аспектов идентичностей может иметь

внутриличностные последствия. Так, различие представлений

о том, как себя вести в данной ситуации, у личности и уокружающих

может побудить ее либо под-

чинить свое поведение принятым стандартам, либо выйти из со-

става сообщества. Расхождение между я-идентичностью и публичной

субъективной идентичностью на начальных его этапах может стать

причиной личностного стресса, а при устойчивом воспроизведении

породить проблемную жизненную ситуацию.

В обоих случаях индивиду приходится предпринимать усилия для

нормализации своих отношений с окружением.

Далее, изменение я-идентичности может стать источником

изменения сложившейся структуры межличностных отношений.

Например, расширение спектра ролей в

ходе жизненного цикла означает не только приращение знаний

и навыков, но и изменение представлений индивида о себе, о своих возмож-

ностях, о собственной ценности. Преднамерен-

но или невольно это проявляется в его поведении, в отношениях с

другими людьми, оказывая влияние на уже установившуюся объек-

тивную публичную идентичность. При определенной силе такого

рода изменений могут возникнуть напряжения межличностного характера,

преодоление которых возможно лишь за счет пе-

реструктурирования прежних связей. Хорошо известная ситуация — это сложности

в семейных отношениях, возникающие на различных стадиях

взросления ребенка и разрешаемые за счет изменений в

образе жизни всех членов семьи.

Наконец, сдвиг в культурных представлениях об определен-

ной идентичности может повлиять на персмотр я-идентич-

часть 2. соц иокультур ное простра нст во обы деной жизни

ности у множества людей. Например, при законодательном повы-

шении статуса национальных меньшинств реальное улучшение их

социальной позиции зависит от того, насколько трансформируется

я-идентичность большинства их представителей. Соответственно

определенные сдвиги будут происходить в образе и стиле жизни

этих людей, особенно в тех их секторах, которые выравнивают их

статусные отношения с другими социокультурными группами.

Говоря об идентичности в контексте микродинамики соци-

альной дифференциации, следует специальное внимание уделить

специфике индивидуальных проявлений, или личностной идио-

синкразии, актуализирующейся в социальных взаимодействиях.

Для обозначения этого явления применяется понятие субидентич-

ности, означающее набор

специфичных личностных черт, проявляемых индивидом в каж-

дом конкретном типе отношений. Это существенное дополнение

к понятию социокультурных ролей, позволяющее выделить важный

уровень рассмотрения динамики их структур.

Как уже было сказано, в социологии роль определяется через устойчивый набор социаль-

но значимых функций, правил их реализации, ожиданий по поводу содержания

и качества их выполнения.

Культурно-антропологическое

измерение этот термин приобретает при включении в него пере-

менной, отражающей личностную специфику соответствующего

поведения. В этом случае в сфере исследовательского

внимания находится уникальный набор особенностей индиви-

да, которые лишь он один может проявлять в рамках роли. Таким образом, понятие

субидентичности указывает на аналитическую область, позволя-

ющую наблюдать вариации определенных культурных черт, обус-

ловленные личностными различиями членов общества.

Как известно, эта область — важный источник изменений ро-

левого поведения и шире — прав и обязанностей, нормирующих

реализацию социально значимых функций. Хорошо известно,

что социокультурное санкционирование широкой вариативности

индивидуальных проявлений в рамках определенной роли озна-

чает, что ее социально установленная форма перестала отвечать

массовой необходимости или же она сама утрачивает социальную

значимость.

Так, индивидуализация содержания преподавательской де-

ятельности в системе образования

указывает на расширение зоны поиска средств социализации в от-

вет на несоответствие получаемых в школе

знаний и навыков адекватной адаптации личности в обществе.

Или же индивидуализация поведения высоких должност-

раз дел 2. простра нст во соц иокультур ной микро динамики

ных лиц в сегодняшних условиях означает постепенную десакрализацию

роли так называемых номенклатурных работников.

Если более глубоко исследовать этот источник изменения в

содержании культурно установленного социально значимого по-

ведения, то следует более дифференцированно трактовать понятие «я-

идентичность». Для этого имеются определенные теоретические

основания. Так, К. Юнг выделял понятие «персона», а И. Гофман —

представительное или репрезентируемое «я» как часть идентич-

ности, которую личность наиболее склонна предъявлять на людях.

Это понятие дополняет идиосинкратичным (индивидуально специ-

фичным) содержанием представление о субъективной публичной

идентичности. Остальной объем я-идентичности индивид сохраня-

ет как приватное достояние, ограждая от вмешательства внешних

воздействий или обстоятельств свой индивидуальный мир или из-

бегая демонстрации нежелательных атрибутов в конкретной ситу-

ации взаимодействия.

Следует подчеркнуть, что демонстрируемая и приватная об-

ласти идентичности имеют как осознанные, так и бессознательные

компоненты. Такое расчленение я-идентичности в контексте изу-

чения социокультурной дифференциации имеет важное значение.

Во-первых, выделение приватной ее области указывает

на наличие у индивида определенного объема резервов социаль-

ных навыков, которые могут не проявляться в конкретных ситу-

ациях взаимодействия. Однако их актуализацию в определенных

типах ситуаций не следует интерпретировать как случайность или

спонтанность и уж тем более как культурное новшество. Речь идет

о выделении области культурных личностных ресурсов, являю-

щихся источником возможных вариаций ролевого поведения.

Например, нейтральная позиция ученого при обсуждении

его теории в различных аудиториях отнюдь не означает, что он не

идентифицирует себя как полемист, не имеет навыков активно ут-

верждать свою позицию. Более того в других ситуациях он мог не-

однократно пользоваться такими навыками. Поэтому проявление

его идентичности активного полемиста не следует считать неожи-

данностью или новым для него способом поведения.

Во-вторых, расхождение между демонстрируемыми и при-

ватными личностными характеристиками могут стать источником

внутриличностных напряжений. Так, если объем демонстриру-

емого поведения, предписываемого ролью в определенной ситу-

ации, оказывается существенно меньше, чем имеется в резерве

у индивида, он может воспринимать это как ограничение личной

свободы. Если же требования превышают его потен-

циал, то он чувствует свою неадекватность. В обоих случаях возникающее напряжение побуждает личность к

изменению ситуации: либо отказаться от выполнения функций, либо

часть 2. соц иокультур ное простра нст во обы деной жизни

реализовать свои возможности в иных структу-

рах, либо освоить новые знания и навыки.

Наконец, в-третьих, динамика осознанного и бессознательно-

го в обеих областях я-идентичности определяет не только вариа-

тивность освоенных культурно установленных форм поведения,

но и потенциальное внесение новшеств в них. Так, бес-

сознательный импульс к экономии усилий может стать побудите-

лем к отысканию более компактных последовательностей

действий, познавательных моделей, более емких художественных

образов и т. п. Их использование в ситуациях взаимодействия ока-

зывает влияние на изменение идентичности индивида: и он сам, и

его окружение начинают воспринимать его как носителя ин-

новаций.

Следует подчеркнуть, что идентичности членов группы опре-

деленным образом фиксируются и объективизируются либо через

называние, например, в обыденной культуре «добряк», «весель-

чак», «мизантроп» и т. п., либо через демонстративное поведение,

проявляемое в различного рода церемониалах. Более того, можно

говорить об их измерении.

Иными словами, общее ядро набора соответствующих черт

является точкой отсчета для некоторой линейной

шкалы, фиксирующей степень их представленности у члена

группы. Например, «добряк» может проявлять свою доброту в раз-

ных ситуациях в большей или меньшей степени; «строгий отец» в

некоторых обстоятельствах может проявлять минимальную жест-

кость требований к ребенку и т. п. Такие шкалы можно использовать

и по отношению к каждой из личностных характеристик в рамках разных

идентичностей: первые оцениваются

неодинаково в зависимости от содержания вторых.

Так, человек, который в семейном или дружеском кругу

может оцениваться как скупой, в рамках профессиональной роли

коммерсанта может считаться бережливым. Такие измерения

идентификационных черт относятся к содержательным, функцио-

нальным их аспектам. Однако подобные показатели не дают осно-

ваний судить о том, какое значение им придается в обществе.

В то же время для изучения стратифи-

кации общества такое знание, без сомнения,

необходимо, поскольку оценка людьми друг друга представляет собой значимый ме-

ханизм функционирования санкций, поддерживающих границы социальных групп и слоев.

Исследования, проводимые в этом направлении, свидетельс-

твуют о том, что параллельно каждому измерению качественной

представленности, интенсивности проявления идентичности или

составляющих ее черт можно выделить ценностные их измерения.

Они шкалируются в культуре по

различным основаниям: утилитарным (полезность-бесполезность

раз дел 2. простра нст во соц иокультур ной микро динамики

для общества или личности), этическим (порядочность-непорядочность),

эстетическим (утонченность-примитивность)

и т. п. Оценка личности со стороны

членов группы по таким критериям выполняет функцию

социальной санкции, т.е. одобрения или осуждения ее поведения,

следующим образом.

Чем более значима идентичность

для других, тем более выраженным, т.е. заметным, симво-

лически зафиксированным является ее измерение. Важными язы-

ковыми показателями этого могут служить, например, объем си-

нонимов, относящихся к ней, и

дробность обозначений для степени интенсивности ее проявлений.

Далее, наиболее явные измерения идентичности, как прави-

ло, закрепляются в групповой системе ценностей. Соответственно

люди с такими признаками располагаются одновременно и на

шкале престижа. При нарушениях или сменах субъективной пуб-

личной идентичности или демонстрируемой я-идентичности лич-

ность получает со стороны своего окружения сигналы, свидетельствующие об их приятии или отвержении.

Это становится для нее стимулом настаивать на своем

новом положении в группе или вернуться к исходному.

Итак, можно сказать, что ценность, приписываемая идентич-

ности и ее ключевым чертам, интенсивности их проявления опре-

деляют высоту положения личности на шкале престижа или уваже-

ния. С этой точки зрения можно

выделить следующие компоненты престижа.

Объективное публичное уважение, выражаемое в реальных

одобрениях или порицаниях, которые человек получает от окружа-

ющих; во влиянии, которое он может оказывать на них. Изменение

этого параметра существенно влияет на расширение или уменьше-

ние объема социальных связей личности, ее привилегий.

Коммуницируемое публичное уважение, демонстрирующееся

со стороны других символическими знаками признания или непри-

знания человека. Оно может не совпадать с объективным прести-

жем человека, однако, имеет важное значение как канал обратной

связи между проявлениями идентичности и их групповым восприятием.

Пред-

ставления личности

о том, как высоко ценят ее окружающие, о публичном уважении.

Расхождение между ними и реальным поло-

жением дел может стать источником групповых напряжений или

изменений поведения. Так, завышенная оценка своего

престижа в группе нередко побуждает индивида к превышению ролевых

полномочий, что порождает предпосылки возникновения конф-

ликтной ситуации в отношениях с другими. Недооценка

собственного престижа в ряде случаев становится

стимулом к самосовершенствованию.

часть 2. соц иокультур ное простра нст во обы деной жизни

И последнее: самоуважение, заключающееся в представлени-

ях личности о собственной ценности. Уровень самоуважения мо-

жет повышаться или снижаться в зависимости от изменения предыдущих трех пере-

менных.

Для анализа социокультурной микродинамики определенную значимость имеют

также некоторые дополнительные аспекты понятия «идентичность»,

связанные с ее вероятностным измерением. В литературе

на эту тему принято, например, выделять ее актуальный и потен-

циальный аспекты. В первом случае рассматривается, кем

человек является в настоящее время. Во втором — выдвигают-

ся предположения о том, на что он может реально рассчитывать,

если будет действовать в направлении достижения определенной

цели. Сопоставление обеих характеристик позволяет, во-первых,

оценить вероятность, а во-вторых, относительную скорость такого

целедостижения. Далее, проводится различие между

негативной и идеальной идентичностью. Первое понятие

указывает на то, кем человек может стать при худших для него об-

стоятельствах. Второе отражает то со-

стояние или положение в социокультурном пространстве, к которому лич-

ность недостижимо стремится. В динамическом смысле рассмотре-

ние обеих вероятностей обеспечивает возможность оценить реаль-

ный отрезок образа жизни личности с точки зрения подъема или

спада ее устремленности к социокультурному самоутверждению.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

СОЦИОЛОГИЯ Культуры

Академический Проект... СОЦИОЛОГИЯ... Культуры...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Концепция культурной идентичности

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Орлова Э.А.
Социология культуры Учебник для вузов. — М.: Академичес- кий Проект, 2011. — с. — (Gaudeamus) ISBN 978582911190 – 8 Аннотация В настоящем

Социологии культуры.
Появление современных ориентаций в области социологии культуры были обусловлены сменой познавательных парадигм, ко- торая существенным образом сказалась в социальных науках. Если

О необходимости смены познавательной парадигмы
В этих обстоятельствах социологи, разделяющие такую точку зрения, все более активно призывают к пересмотру исходных ос- нований своей науки и формированию новых фундаментальных

Теоретические предпосылки формирования социологии культуры
При выделении теоретических оснований современной соци- ологии культуры следует обратиться к работам классиков модер- на, с одной стороны, и тех ученых, чьи имена принято связыват

Социологии культуры.
Социология культуры в ее современном виде начала устойчиво распространяться в 1970–1980-х гг. Этому во многом способство- вало изменение мировоззренческих позиций, предопределенно

Ду социальным и культурным уровнями.
  Макросоциология культуры. Новые представления о связях между институциональными социетальными структурами и куль- турными образованиями с наиб

И культурная обусловленность социальной структуры
Сторонники этого направления утверждают идею отно- сительной автономности культуры от социальной структуры. Показательными примерами наиболее систематизированного оп- ред

Структурно-культурное направление с акцентом на культуре.
В большинстве работ этого направления культура не представлена в качестве объяснительного фактора. Однако здесь открыто и пос- ледовательно признается ее активное и действенное пр

Предметная область: «скрытая» и «явная» (записанная, репрезентативная) культура
В социологии мейнстрима акцент ставился на имплицитный, или незафиксированный в письменной, вещественной или ико- нической формах аспект культуры. Изучались ценности, мотивы,

Проблемное поле социологии культуры
Представленный выше краткий обзор основных теоретичес- ких направлений, которые к настоящему времени сформирова- лись в рамках социологии культуры, позволяет, во-первых, в об-

Определение понятия «культура» в антропологии
В антропологии понятие «культура» репрезентируется с помо- щью самых разных слов. Однако, несмотря на кажущееся разнооб- разие его трактовок, можно выделить некоторые общие позици

Определение понятия «культура» в социологии
В рамках социологии культуры, напротив, сами определения культуры выстраивались вокруг обсуждения этой связи. Дело в том, что здесь социальное понималось не в его фундаментальном

Социологии.
Сказанное выше позволяет сделать вывод, что представления о социальной реальности, сложившиеся к настоящему времени в со- циологии, подразумевают ее определенную упорядоченность.

Ти и социокультурного пространства
Социокультурная реальность, жизненный мир людей трак- туется в рамках социологии культуры как контекст их существо- вания, порождаемый и воспроизводимый ими самими и в то же

Строение маргинального социокультурного пространства.
Другая метафора, используемая Делезом и Гуаттари, — номады (ведущие кочевую жизнь) — обозначает социальные единицы, ко- торые образуют и определяют свойства своего социокультурног

Взаимодействии в современной социологии
Как уже было сказано, в качестве фундаментального основа- ния конституирования социальной реальности и социального про- странства как формы ее организации в социологии принимается

Проблемная ситуация и социальное взаимодействие: важность
взаимосвязи понятий. Представленные теоретические концепции социального взаимодействия свидетельствуют о необходимос- ти проследить его порождение, специфичны

Исходные теоретические (социологические и антропологические) допущения
Построение идеально-типических моделей социокультурно- го пространства и парадигм социального взаимодействия предпола- гает формулировку исходных допущений, на которых она бази-

Определение ключевых понятий.
Представляемое здесь направление социологии культуры оп- ределяется совокупностью взаимосвязанных ключевых понятий. Они в самом общем виде организуют и ограничивают предметное

Фундаментальные свойства человека ,обеспечивающие его связи с окружением
Концепция человека как активного существа, способного к ре- зультативному взаимодействию с окружением, предполагает вы- деление набора необходимых и достаточных потенциальных врож

Способности человека ,связанные с результативной активностью
Перечисленные антропологические, врожденные свойства находят выра- жение в способностях, или их качественной определенности, проявляющейся в от- ношениях человека с окруж

Уровни рассмотрения социокультурной реальности.
При изучении динамических аспектов совместного существо- вания людей целесообразно в самом общем виде выделить следую- щие области кодирования такого опыта. Во-первых, это организ

Модель функциональной дифференциации социокультурного
пространства.Необходимые предпосылки формирования кон- цепции социокультурного пространства сводятся к определенным группам факторов, связанных с организацией

Взаимодействия
Важность выделения институциональ- ного уровня социокультурного пространства обусловлена значимостью социальных институтов в организации и регулировании совместного сущес

Институциональная область хозяйственной жизни.
Функциональная доминанта этой области связана с упорядо- чением и воспроизведением процессов социального взаимодейс- твия и коммуникации, направленных на жизнеобеспечение и

Политическая область институционального социокультурного пространства
Функциональная доминанта политической области институционального социокультурного пространства может быть определена как организация отношений между групп

Институциональное правовое пространство
В правовой области институционального социокультурного пространства реализуются важнейшие функции, связанные с ор- ганизацией социального взаимодействия. Здесь задаются г

Социально значимого знания.
Общественная жизнь упорядочивается не только в преде- лах институционального пространства организации социально- го взаимодействия. Как отмечалось ранее, оно сопровождает

Религия: область кумуляции опыта духовной жизни.
В данном случае религия осмысляется как область социокуль- турного пространства, т. е. не с какой- либо одной точки зрения, например, религиоведческой, политической или психологич

Искусство: образное освоение реальности
Многочисленные археологические и этнографические исследования убедительно доказывают, что проблема формообразо- вания, отыскания средств для выражения внутри- личностных

Философия: мир предельных значений
Философия — это область социокультурного пространства, максимально удаленная от обыденной жизни благодаря обобщен- ности, абстрактности используемых в ее рамках

Наука: рациональное общезначимое знание
раз дел 2. простра нст во соц иокультур ной микро динамики Научное познание занимает особое место в пространстве со- циально значимого опыта. В отличие от других типов рациональ-

Институциональное пространство
Принципы и формы социальной организации, навыки социаль- ного взаимодействия, социально значимое знание — все это люди должны осваивать, чтобы адекватно существовать в социокуль-

Образование: пространство трансляции социально необходимого знания
Сфера образования выделена в социокультурном пространс- тве специально в силу необходимости массовой трансляции социокультурно- го опыта из областей его кумуляции, от ста

Средства массовой информации в структуре институционализованного социокультурного пространства
  Трансляция социально значимой информации с помощью технических средств массовой коммуникации составляет сегодня один из наиболее значимых факторов, определяющих ст

Пространства обыденного уровня
Импульс к анализу этого уровня социокультурного пространс- тва обнаруживается в различных направлениях философской и социальной мысли ХХ в., например, в работах философа-прагма-

Механизмы обмена социокультурным опытом в первичных группах
Обмен культурным опытом в форме устных или письменных сообщений (нарративные формы). В этом случае члены группы рассказывают или сообщают в письмах друг другу о том, что они сч

Первичные социокультурные сети
Все сказанное выше относится к первичной группе как анали- тической, идеально-типической единице социальности, культур- ной специфичности. Однако несколько раз в тексте приходилос

Социокультурного пространства: характер взаимосвязи
Обыденный уровень социокультурного пространства был аналитически выделен для того, чтобы провести различие между специализированной деятельностью, объединяемой системой об-

Структура обыденного уровня социокультурного пространства.
Обыденная область социокультурного пространства имеет оп- ределенную пространственно-временную локализацию. Места, где протекает повседневная жизнь, в нем сегодня специально уста-

Трансляция и освоение общекультурной информации
В совокупности обыденные формы социальности и их пространс- твенно- временная локализация образуют устойчивые компонен- ты приватной среды, определяющие внерабочую структуру образ

Социокультурного пространства.
Различие между обыденным и специализированным уровнями социокультурного пространства современного общества определя- ются прежде всего теми социокультурными функциями, которые

Социокультурного пространства
Различие в социальных функциях и характере деятельности между приватным и социетально-институциональным уровнями социокуль- турного пространства обусловливает специфику структуры

Связи человека с социокультурной средой
Изучение социокультурного пространства через подвижные совокупности связей людей с окружением предполагает обраще- ние к их социокультурной жизни, ибо в обыденных и профе

Образ жизни как социокультурная категория
Категория «образ жизни» широко используется представите- лями различных дисциплин, связанных с изучением общества и культуры: экономики, социологии, социальной психологии

Образ жизни как процесс: понятие жизненной ситуации
Влияние внешних условий и личностных состояний людей на способы организации ими своего образа жизни меняются во вре- мени. Распределение времени и усилий людей между фундамен-

Понятия «социализация» и «инкультурация».
Процессы освоения индивидом социокультурного пространс- тва обозначаются понятиями «социализация» и «инкультурация», которые перекрывают друг друга по содержанию. Наличие

Социализация после раннего детства
Освоение различных областей социокультурного пространс- тва не ограничивается опытом раннего детства. Оно с различной степенью интенсивности происходит несколько раз в те

Норма и отклонение
Важной темой психологической антропологии в связи с кон- цепцией социализации была и остается относительность грани между психической нормой и патологией. Сама тема и базовая точ-

Пространстве
Категории «социализация» и «образ жизни» позволяют концептуально связать понятия личности и социокультурного пространс- тва. Однако, чтобы понять механизмы динамики таког

Социологическая представленность личности в контексте социального взаимодействия
В свете такой двойной обусловленности изучение процессов, происходящих в рамках социокуль- турного пространства состоит в рассмотрении со- циального взаимодействия с точки зрения

Социальная и культурная представленность личности: динамика связей
Каждая культурно выделенная социальная позиция и связан- ные с ней статусы определяются не одной, но несколькими сопря- женными идентичностями в рамках одного и того же типа станд

Криминальная субкультура
Пространство социокультурного расслоения было бы непол- ным, если оставить без внимания криминальную субкультуру. Нередко она причисляется к низшим слоям общества. Но это не

По типам поселений
Результат концептуального совмещения институциональной и стратификационной точек зрения на организацию совместной активности лю- дей и ее результатов в обществе можно назвать его

Столицы и региональные центры
В соответствии с институциональным измерением можно выделить количество и иерархическую представленность инс- титуциональной сферы общества в каждом из типов поселений. М

Крупные города
Крупные города, не имеющие признаков столичности, отли- чаются своими особенностями социокультурного пространства. Обычно такие поселения формируются по нескольким функци-

Определение проблемной ситуации
В рамках социальных отношений наступает момент, когда под влиянием внутренних или внешних факторов их динамические формы оказываются необратимо нарушенными, а механизмы вос-

Предпосылки поведения людей в проблемной ситуации.
Возможность рациональным образом решить общественно значимую проблему обусловлена действием индивидуальных и социальных меха- низмов, подготавливающих людей к этому. Если в культу

Проблемной ситуации
Социально значимую проблемную ситуацию характеризует массовое распространение представлений о неопределенности социокультурных норм и взаимных ожиданий; социальной напря-

Результаты решения социально значимых проблем
Решения социально значимых проблем направлены в конечном итоге на то, чтобы в обществе различия в образе жизни, знаниях, навыках, структурах повседневных ин- теракций воспроизводи

Часть П. Парадигмы взаимодействия в проблемной ситуации
Все сказанное выше позволяет перейти к обсуждению организации возможных форм и направленности взаимодействия в проблемной ситуации по двум су- щественным измерениям. Во-первых, с

Ситуация ,благоприятная для консолидации
Предпосылки и условия возникновения ситуации консолидации. Объединение или интеграция людей для совместного решения проблемы — это процесс, предполагающий за- трат

Участники групп солидарности
Группы солидарности многофункциональны и системны, т. е. представляют собой упорядоченную совокупность комплементар- ных (дополнительных по отношению друг к другу) функций. Им

Динамический потенциал консолидации: признаки и показатели
К динамическому потенциалу консолидации можно отнес- ти все те факторы, которые влияют на воспроизведение групповой структуры, ее функций, на поддержание групповых стереотипов

Динамика консолидации: фазы взаимодействия при парадигме консолидации
Решение людей объединиться на основе парадигмы консоли- дации или усилить солидарность в проблемной ситуации, либо по- пытка внешнего агента создать такую группу предопределяют ди

Границы применимости парадигмы консолидации
В проблемной ситуации в рамках социальной системы всегда можно обнаружить предпосылки для консолидации: необходимость адаптации; желание объединиться; стремление к безопасности

Ситуация,благоприятная для конфликта
Построение парадигмы конфликтного взаимодействия в социально значимой проблемной ситуа- ции базируется на следующих исходных допущениях: – наличие конфликтной ситуации — необходим

Динамический потенциал конфликтного взаимодействия: признаки и показатели
Системное описание конфликтной ситуации позволяет выде- лить ее существенные структурные составляющие, организующие взаимодействие и обусловливающие его динамические черты.

Динамика конфликтного взаимодействия: фазы взаимодействия в конфликтной ситуации
Решение участников конфликтной ситуации вступить в проти- воборство предопределяет основания динамики взаимодействия: противостояние и борьба; получение выгоды за счет нанесения

Границы применимости конфликтной парадигмы
В любой области социокультурного пространства постоянно существуют предпосылки для конфликтных ситуаций: столкновения между группами интересов, социальное неравенство, спонтан- но

Ситуации, благоприятные для переговоров
О качестве переговоров можно судить по соответствию прини- маемых промежуточных и окончательных решений ряду критериев: – реалистичность, т.е. соотнесенность с силами и ресурсами

Стили переговорного взаимодействия
При необходимости примирения интересов в проблемной си- туации возможны несколько стилей ведения переговоров. Ориентация на сотрудничество («мягкий» стиль) В этом

Принципы преодоления межличностных затруднений
Нередко в процессе переговоров, ведущихся с самыми конс- труктивными и дружественными намерениями, возникают затруд- нения, обусловленные отнюдь не злонамеренностью партнеров,

Динамический потенциал переговоров: признаки и показатели
Структура переговорного взаимодействия. Обычно при пе- реговорах партнеры редко задумываются об установлении правил, упорядо- чивающих отношения между ними. Тем н

Динамика процесса переговоров: фазы переговорного взаимодействия
В ходе переговоров целесообразно поддержание такой структу- ры взаимодействия участников, которая обеспечивала бы благопри- ятную атмосферу выработки решений, их эффективность; сп

Границы применимости переговорной стратегии
Поскольку в любой социальной системе расхождения в инте- ресах между составляющими ее группами неустранимы, основа- ния для переговорных отношений можно найти всегда. В проблем-

Факторы, определяющие выбор парадигмы.
Толератность в отношении проблемной ситуации. Обычно, если в культуре или субкультуре установился высокий уровень то- лерантности к наличию социально значимых про

Закономерности взаимоперехода парадигм в проблемной ситуации
Из сказанного следует, что в ходе взаимодействия парадигмы могут сменяться «естественным» образом, т. е. без изначальной преднамеренности участников. Поскольку было продемонстриро

В проблемных ситуациях
Сказанное означает, что фундаментальные парадигмы взаимо- действия людей в проблемных ситуациях в дополнение к самостоя- тельным стратегическим функциям, имеют тенденцию к взаимоп

Микродинамики средствами социологии
Внимание социологов культуры к микроуровню социальной реальности, ее культурному измерению можно считать определен- ным продвижением в рамках этой науки по сравнению с устояв-

Часть I.Современное состояние социологии культуры.
Глава 1. Предпосылки формирования современного понимания социологии культуры. О необходимости смены познавательной парадигмы: Междисциплинарность. Преодоление существующих дисц

Часть II. Теоретические основы решения проблем социологии культуры
Глава 1. Определение понятия «культура» в антропологии и социологии. Определение понятия «культура» в антропологии: Культурные универсалии. Культура как содержательный аспект с

Часть I. Институциональное пространство социального взаимодействия
Глава 1.Институциональное пространство социальной организации Институциональная область хозяйственной жизни Политическая область институционального социокультурного пространства

Часть II. Социокультурное пространство обыденной жизни
Глава 1. Механизмы формирования социокультурного пространства обыденной жизни Социокультурные характеристики первичных групп: структура, содержание связей Механизмы обмена социоку

Часть I. Социально значимые проблемы как источник социокультурных изменений.
Глава 1. Концепция социально значимой проблемной ситуации Определение проблемной ситуации Основания типологии проблемных ситуаций: Источники проблемы. Социальная значимость про

Часть П.Парадигмы взаимодействия в проблемной ситуации
Глава 1. Консолидация и солидарность Ситуация, благоприятная для консолидации Участники групп солидарности Динамический потенциал консолидации: признаки и показатели

Часть I.Современное состояние социологии культуры.
Глава 1. Предпосылки формирования современного понимания социологии культуры. О необходимости смены познавательной парадигмы: Междисциплинарность. Преодоление существующих дисц

Часть II. Теоретические основы решения проблем социологии культуры
Глава 1.Определение понятия «культура» в антропологии и социологии Определение понятия «культура» в антропологии: Культурные универсалии. Культура как содержательный аспект соц

Часть III. Социология культуры как аналитическое поле для изучения социокультурной микродинамики
Глава 1. Основания изучения социокультурной микродинамики Исходные теоретические (социологические и антропологические) допущения Определение ключевых понятий Культура

Часть I. Институциональное пространство социального взаимодействия
Глава 1.Институциональное пространство социальной организации Институциональная область хозяйственной жизни Политическая область институционального социокультурного пространства

Часть II. Социокультурное пространство обыденной жизни
Глава 1. Механизмы формирования социокультурного пространства обыденной жизни Социокультурные характеристики первичных групп: структура, содержание связей Механизмы обмена социоку

Часть I. Социально значимые проблемы как источник социокультурных изменений.
Глава 1. Концепция социально значимой проблемной ситуации Определение проблемной ситуации Основания типологии проблемных ситуаций: Источники проблемы. Социальная значимость про

БИБЛИОГРАФИЯ
Оглавление Введение........................................................................................................................3 Раз дел I. Соц иолог ия культуры ка

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги