рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Наука: рациональное общезначимое знание

Наука: рациональное общезначимое знание - раздел Социология, СОЦИОЛОГИЯ Культуры Раз Дел 2. Простра Нст Во Соц Иокультур Ной Микро Динамики Научное П...

раз дел 2. простра нст во соц иокультур ной микро динамики

Научное познание занимает особое место в пространстве со-

циально значимого опыта. В отличие от других типов рациональ-

ности оно в наибольшей

степени характеризуется интерсубъек-

тивностью, достоверностью (благодаря эмпирической проверяе-

мости) и возможностью результативного

вмешательства человека

в установившиеся связи с окружением. Этот тип познания рожда-

ется из практического опыта. Работа с разного рода материалами

убеждает людей в том, что они одинаково реагируют на сходные

воздействия, воспроизведение которых приводит к тождествен-

ным результатам. Передвижение по разным территориям приводит

к тому, что люди выделяют устойчивые пути, отмеченные

распознавательными признаками, и фиксируют их с помощью

изображений. Вообще

на обыденном уровне в своих отношениях с

окружением люди подмечают и осваивают их устойчивые характе-

ристики, которые выражают, дублируют в символической форме.

Это делает их транслируемыми в вербальном и письменном виде, а

не только на уровне практических действий. Такого рода познание

основано на базовой способности человека соотносить и связы-

вать в единую систему цели, средства и результаты действий и взаимодействий,

придавать этой системе символическое выражение,

делая ее интерсубъективно значимой.

Функционалъной доминантой научной составляющей социо-

культурного пространства можно считать выделение устойчивых

и повторяющихся

связей человека с окружением; отделение их от

изменчивых событий;

различение в этих отношениях элементов,

поддающихся и не поддающихся

целенаправленному изменению

и контролю. Но не только это. В рамках науки осуществляется объ-

яснение причин такой устойчивости и изменчивости, внутренней

и внешней форм изучаемых явлений, а также экспликация проце-

дур их установления. Все это позволяет переводить научное

зна-

ние в технологии, т. е. в системы взаимодействий с окружением,

позволяющие при одинаковых условиях получать сходные нужные

людям результаты. Таким образом, в научном социокультурном

пространстве концентрируется рациональное, т. е. обоснованное,

достоверное, надежное знание людей об окружении и самих себе.

Это знание интерсубъективно, т. е. может разделяться и трансли-

роваться людьми в коммуникативных процессах.

Следует подчеркнуть, что научный тип рациональности не

является единственным в осмыслении людьми своих связей с

окружением. Можно говорить о рациональности мифологичес-

ких, идеологических, религиозных,

фантастических построений.

Причем, эти построения занимают в человеческих

отношениях

значительно большее место, чем научные. Люди руководствуют-

ся ими в обыденной жизни, а нередко и в профессиональной

де-

ятельности значительно чаще, чем научными. Можно заметить,

часть 1. инст итуц иональ ное простра нст во соц иаль ного вза имодейст вия

что достоверного, эмпирически проверяемого интерсубъективно-

го знания в культуре не так уж много в сравнении с множеством

фрагментов субъективного

опыта и представлений, принимаемых

на веру. Однако сила этого типа познания определяется его дейс-

твенностью, переводимостью в технологии,

позволяющие людям

целенаправленно менять элементы своего окружения.

При обсуждении науки как одной из составляющих социо-

культурного, в частности, познавательного пространства целесо-

образно провести различие между научным и гуманитарным вида-

ми познания. Это имеет смысл, поскольку в российской культуре

принято словосочетание «гуманитарные науки», неадекватным

образом объединяющие совершенно различные познавательные

модели. Гуманитарное знание не имеет отрефлексированных ос-

нований; используемые в этой области термины многозначны

по

содержанию, границы их применимости не определяются; утверждения

экспериментально не проверяются, но обычно иллюстрируются

отдельными

примерами; рассуждения носят характер интерпрета-

ции событий и явлений с неотрефлексированной точки зрения. В

науке исходные основания

построения суждений выявлены; кате-

гории и понятия операционализированы, т. е. переведены на язык

наблюдения и измерения; здесь используется

экспериментальная

логика, обеспечивающая высокую степень достоверности

и объяс-

нение причин и форм в области связей человека с окружением.

Когда речь идет о трансформации человеческого опыта, осуществляемой

в пределах этой области, в качестве «входов» можно

рассматривать неорганизованные фрагменты непосредствен-

ного опыта отношений с окружением, представления, принятые

на веру, фантазии, идеологемы, мифологемы и пр. Всеми этими

элементами познавательной активности люди обычно пользуют-

ся нерефлексивно, т. е. не задумываясь о мере их достоверности,

и с низкой степенью эффективности, если речь идет о необходи-

мости целенаправленных изменений окружения или собственного

поведения. Преодолению именно такой неопределенности соответствует научный

тип познания. На «выходе» он обеспечивает репрезентацию законо-

мерностей, т. е. устойчивых и повторяющихся характеристик в об-

ласти связей человека с окружением. Но это лишь первая ступень

научного

познания. Его основной целью принято считать постро-

ение объяснительных

теорий, связывающих закономерности, ус-

тановленные в определенной предметной области, в единую сис-

тему, позволяющую объяснить, почему выделенная для изучения

часть этой области обладает определенными

характеристиками, и

в каких пределах человек может эффективно взаимодействовать

с ними. Теории как модели разного рода систем связей человека с

окружением позволяют воспроизводить эти целостности в рациональ-

ных интерсубъективных формах и на их основе строить доступные

раз дел 2. простра нст во соц иокультур ной микро динамики

для освоения и многократного использования организованные схе-

мы последовательных

действий, приводящих к желаемым практи-

ческим результатам,

т. е. технологии.

Программы трансформации обыденных представлений в на-

учные знания принято разделять по следующие основным измере-

ниям. Во-первых, по характеру обусловленности, направленности

и результатов можно выделить фундаментальные и прикладные

типы исследований.

Фундаментальные исследования обусловли-

ваются внутренними

проблемами, возникающими в самой науч-

ной сфере. Это могут быть расхождения между существующими

теориями и новыми фактами, необъяснимыми

в их рамках, либо

между теориями и методами их проверки или опровержения.

Такие исследования ориентированы на получение нового зна-

ния об отношениях людей с окружением. Прикладные разработ-

ки побуждаются

какими-либо практическими необходимостями,

стремлением сконструировать определенные искусственные при-

способления, облегчающие,

упорядочивающие или повышающие

эффективность связей человека с окружением. В их рамках фун-

даментальное научное знание используется для решения практи-

ческих проблем и задач.

Во-вторых, можно выделить различные формы получаемого

знания. Фундаментальные теории устанавливают закономерности

предметной области, изучаемой в пределах определенной научной

программы, направленной

на решение крупномасштабной поз-

навательной проблемы. Они предназначены для объяснения ши-

рокого круга явлений и событий, реализующихся

в этой области,

рассматриваемой с определенной точки зрения. Их можно назвать

общими, поскольку в их рамках фиксиру-

ются устойчивые характеристики и связи, поддерживающие целостность

изучаемого, а также динамические процессы, свойствен-

ные ему, но не нарушающие его целостность. Формы представлен-

ности такого знания

могут быть различными. Систематическое

описание представляет изучаемую

область через обоснованное

выделение ее составных частей с указанием на их внутреннее соот-

ношение. Классификации строятся для упорядочения этих состав-

ляющих по общему основанию. Объяснения позволяют выделить

причины, обусловливающие порождение и динамику изучаемых

явлений, факторы и механизмы поддержания или изменения рас-

сматриваемой целостности.

Теории промежуточного (среднего) уровня представляют со-

бой обобщение

эмпирически установленных закономерностей, от-

носящихся к какому-либо отдельному классу явлений, выделенных

из крупномасштабной

познавательной области, определяемой об-

щими теориями. Если основания

последних составляют философ-

ские допущения и закономерности,

установленные в смежных об-

часть 1. инст итуц иональ ное простра нст во соц иаль ного вза имодейст вия

ластях науки, то для теорий среднего уровня основания черпаются

из их выводов и утверждений. Эмпирические обобщения можно

рассматривать как переходное звено от фундаментального знания

к его прикладному использованию.

Прикладные разработки ориентированы на решение конкрет-

ных практических проблем и задач. Их суть состоит в том, чтобы

в пределах выделенных закономерностей, т. е. в концептуальном

пространстве, форма которого задана устойчивыми и повторяю-

щимися характеристиками предметной области или одной из ее

компонент, найти возможности для целенаправленных изменений

или организации элементов, поддающихся воздействию, для полу-

чения желаемых практических результатов.

Следует подчеркнуть, что названные формы представленнос-

ти научного

знания, хотя и обладают относительной самостоятель-

ностью и выполняют

важные функции в упорядоченности связей

человека с окружением,

могут также рассматриваться как звенья

одной познавательной цепи. Так, систематическое описание — это

первое ее звено, позволяющее выделить изучаемую предметную

область по отношению к другим и идентифицировать

ее самотож-

дественность. Классификация составляет второе звено,

связанное

с установлением качественной определенности и внутренней упо-

рядоченности этой области. Объяснение как третье звено познания

позволяет

установить причинную или функциональную обуслов-

ленность ее устойчивости и внутренней динамики. Важно также

отметить, что прикладные

разработки невозможно осуществлять

без опоры на фундаментальное

научное знание. Именно понима-

ние устойчивых характеристик или свойств предметной области

позволяет увидеть возможности и пределы

целенаправленных из-

менений ее элементов.

К программам трансформаций следует отнести и классифика-

цию наук. По характеру изучаемых предметных областей: естест-

венные, социальные,

технические науки и гуманитарную область

познания. Класс естественных

наук составляют те, в рамках кото-

рых изучаются природные закономерности,

которые можно вы-

делить как независимые от человеческой активности. Разумеется,

само научное познание есть форма человеческой деятельности и

потому всегда связано с определенной позицией исследователя

по

отношению к природному окружению. Она предопределяет

выде-

ление и отбор единиц анализа и наблюдения, а также связей между

ними; того, что считать значимым, а чем можно пренебречь. Но все

же в этом случае допущение независимости таких явлений от че-

ловека можно считать вполне приемлемым. И этим определяется

логика построения естественнонаучного

знания.

Другой класс наук составляют социальные. В их пределах изу-

чаются события и явления, относящиеся к совместному существованию

раз дел 2. простра нст во соц иокультур ной микро динамики

людей.

Предметная область здесь является полностью

производной от человеческой

активности. Люди формируют свои

отношения, создают искусственную

жизненную среду; их взаи-

модействия обусловливают как устойчивость, так и изменчивость

социокультурного окружения. Если в естествознании исследова-

тель занимает в основном позицию наблюдателя,

то в социальных

науках он вынужденно оказывается участником-наблюдателем,

поскольку изучает реальность порождаемую и поддерживаемую

такими же людьми, как он сам. Соответственно логика социально-

научного познания обусловливается этим фактом.

Следующий класс наук — технические. В этом случае речь

идет о создании артефактов, расширяющих круг возможностей

человека практическим,

физическим образом контролировать и

менять свое природное и искусственное окружение. Основные ак-

центы здесь помещаются на свойствах материалов и возможностях

преобразования их в такие инструменты,

механизмы, инженерные конструкции, ко-

торые усиливают воздействия человека на окружение и расширя-

ют их круг. Именно это обусловливает логику познания

в области

технических наук.

Наконец, следует упомянуть гуманитарный тип познания. Как

уже отмечалось ранее, его можно рассматривать как пограничный

по отношению

к научному. Обычно он относится к тем областям

связей человека с окружением, которые либо находятся в первона-

чальной стадии формирования

(освоение чего-то принципиально

нового), либо утрачивают социальную

значимость, либо непозна-

ваемы научным путем. В отношении таких

областей научная раци-

ональность бессильна, поскольку для их идентификации

и упоря-

дочения еще или уже не существует собственных категорий. Вот

почему в гуманитарном познании так широко используются

мета-

форы, аналогии, перенесения и иные виды тропов. Теоретическим

пределом представленности его результатов может стать систематическое

описание. Следует подчеркнуть, что этот тип позна-

ния столь же значим для организации связей людей с окружени-

ем, как и другие.

Он помогает им снять неопределенность, которая

здесь периодически возникает из-за динамической природы чело-

века, общества и культуры. Такого рода функциональное назначе-

ние определяет специфичную

логику гуманитарного познания.

Логика трансформации обыденных представлений в научное

знание относится

к способу его получения и обычно называет-

ся методологией. Прежде

всего, в этом случае следует отметить

направленность познавательных процедур. Индуктивный метод

предполагает движение от непосредственного опыта, прямых на-

блюдений к эмпирическим обобщениям, а от них к генерализаци-

ям более высокого порядка. Дедукция означает выведение част-

ных положений из более общих, априорно заданных. В реальных

часть 1. инст итуц иональ ное простра нст во соц иаль ного вза имодейст вия

исследованиях ни один из методов не встречается в чистом виде.

Индуктивные

построения базируются на некоторых исходных до-

пущениях теоретического порядка, которые определяют направ-

ленность научного поиска,

хотя нередко остаются неотрефлекси-

рованными. Высказывания дедуктивного порядка всегда явно или

неявно содержат ссылки на эмпирический

опыт, либо лежащий в

основе исходных теоретических положений,

либо привлекаемый в

качестве показательного примера.

При рассмотрении способов получения научного знания осо-

бое место

отводится экспериментальной логике. Она определяет

построение исследования

любого типа: фундаментального и при-

кладного, теоретического и эмпирического, естественнонаучного,

социально- научного и технического.

Суть ее заключается в сле-

дующем. В процессе исследования сравниваются два однородных

объекта, представляющих научный интерес.

Один из них — экспе-

риментальный — подвергается целенаправленному воздействию

(независимая переменная) на определенные

его составляющие (зависимая переменная)

с целью получения желаемого или предпо-

лагаемого состояния объекта или его характеристик. Другой, назы-

ваемый контрольным, остается предоставленным самому себе.

Их

сравнение по определенным, заранее заданным параметрам позво-

ляет сделать вывод о характере и величине искусственно вызывае-

мых изменений экспериментального объекта. Иными словам речь

идет о выявлении возможностей целенаправленного контролируемого

воздействия на определенные элементы окружения и пределов его

осуществимости.

Научный поиск предполагает обязательное построение его про-

граммы, которая содержит ряд стандартных процедур. Формулировка

проблемы предполагает выявление определенного,

значимого с социальной или внутринаучной точки зрения расхож-

дения в рассматриваемой

познавательной области, которое пред-

ставляется необъяснимым с позиции общепринятых теоретичес-

ких положений. Гипотеза намечает предположительное

решение, которое

позволит интерпретировать это расхождение как нормальное или

преодолеть его. Выбор цели исследования означает выделение его

направленности, которая позволит подтвердить или опровергнуть

гипотезу. Задачи отмечают последовательность стадий в движении

к реализации цели. Все это определяется в контексте конкретной

предметной области, где обнаруживается расхождение (проблема),

и применительно

к такому объекту, в рамках которого проблема

проявляется с максимальной очевидностью. Построение програм-

мы исследования предполагает

также выбор методов, позволяю-

щих проверить гипотезу и соответствующих

изучаемой предмет-

ной области.

раз дел 2. простра нст во соц иокультур ной микро динамики

Представленные программы и логика трансформаций

непосредственного

опыта отношений человека с окружением за-

дают качественную

предопределенность получаемого знания. Его

обоснованность связана с опорой на .уже имеющиеся теории.

Надежность подтверж-

дается воспроизводимостью программы и результатов исследо-

вания в сходных условиях различными учеными. Достоверность

определяется возможностью эмпирической или теоретической

проверки программных утверждений. Но эти критерии налагают

достаточно строгие ограничения на качество знания, которое считается

научным, только если соответствует всем трем.

Следует еще

раз подчеркнуть, что ни познание вообще, ни даже рациональный

его тип не сводимы только

к науке. Каждый иной тип познания

выполняет свои функции в организации

связей человека с окружением.

Субъектов, действующих в научном пространстве, можно

классифицировать

по нескольким основаниям. Во-первых, в соот-

ветствии с предметными областями, которыми они занимаются.

Класс представителей

естественных наук подразделяется на фи-

зиков, биологов, химиков, представителей междисциплинарного

знания, например, биофизиков, биохимиков и т. п.; внутри каждой

науки ее представители разделяются по специальностям, напри-

мер, в физике — это оптики, ядерные физики, акустики и. т. д.; в

химии — те, кто занимается органической, неорганической,

высо-

комолекулярной и т. п. ее областями. Класс тех, кто занимается

со-

циальными науками, подразделяется на экономистов, социологов,

демографов, психологов, социальных (культурных) антропологов и

пр. Здесь также существуют более дробные деления, например, со-

циологи труда, религии, культуры, управления и т. п. В технических

науках существует

своя профессиональная дифференциация и по

областям деятельности

(например, строительство, авиация, маши-

ностроение и т. п.), и по специализациям (например, в строитель-

стве — промышленное и гражданское

строительство; теплогазос-

набжение и вентиляция, дорожное строительство,

строительство

мостов и тоннелей). Иными словами, в настоящее время научные

роли в высокой степени дифференцированы по областям познания.

Другое основание классификации таких ролей связано с ти-

пом осуществляемой

деятельности, со вкладом в приращение на-

учного знания. Он максимален у тех, кто успешно осуществляет

поисковую деятельность в области фундаментальной науки.

Далее

следуют разработчики новых идей и технологий, уточняющие и

конкретизирующие фундаментальное научное знание вплоть до

его практического

использования. Наконец, это популяризаторы

науки, не вносящие

в нее ничего нового, но зато способствующие

часть 1. инст итуц иональ ное простра нст во соц иаль ного вза имодейст вия

трансляции научного знания в более широкий социокультурный

контекст. Здесь же уместно упомянуть об ученых степенях и зва-

ниях, отмечающих уровень профессиональной квалификации на-

учных работников и степень их самостоятельности

в выборе тема-

тики исследований.

Субъекты научной деятельности могут быть разделены на ин-

дивидуальных и коллективных. К первым относятся ученые, вы-

полняющие ранее обозначенные ролевые функции. Вторые под-

разделяются на исследовательские структуры (институты, подраз-

деления высших учебных заведений) и профессиональные

ассоци-

ации (локальные, региональные, национальные, международные).

Особая роль здесь принадлежит академиям наук, принимающим

активное

участие в определении научной политики.

Что касается специфичных для науки пространственных

и временных характеристик, то прежде всего, следует выделить

пространство и время как предметные области научного позна-

ния. Классическая трактовка этих категорий позволяет по единым

стандартам количественно соизмерять протяженности, величины

и объемы различного

рода физических объектов, а также ритмы и

темпы их изменений. Неклассическое их понимание связано с рас-

смотрением каждой из них как производной от различений, изменчивости и их

форм. Считается, что пространство и время порождаются идентификацией и сменой

событий, а также формами процессов, в терминах которых конструирует-

ся изучаемая предметная область. В этой связи можно говорить о физических,

социальных, культурных

времени и пространстве.

В классическом понимании этим категориям приписываются

свойства непрерывности и однородности. Постклассические представления

позволяют говорить об их дискретности и структурной

разнородности.

С точки зрения реализации научной деятельности также мож-

но говорить

об особенностях ее институциональной пространс-

твенной и временной

организации. Для научной работы отводятся

специальные здания, помещения. Специфичными помещениями

для такой работы являются научные лаборатории, предназначен-

ные для осуществления экспериментов

и оснащенные необходи-

мым для этого оборудованием. Научные

учреждения снабжены вы-

весками, информирующими о характере их деятельности. Время в

этой области социокультурного институционального

пространства

определяется мерой включенности ученых в профессиональную

деятельность и неравномерным характером чередования интеллектуальных

всплесков, открытий и повседневной рутинной работы.

Вот почему

в системе общественного разделения груда этот его вид

считается ненормированным.

Институциональная организация науки определяется соотно-

шением содержания тех структур, в рамках которых она осущест-

раз дел 2. простра нст во соц иокультур ной микро динамики

вляется. Такая организация

легитимизирована, т. е. в отношении

нее существуют определенные

правовые установления, регулиру-

ющее отношения внутри науки, а также между ней, обществом и

государством. Связь между научным пространством

и государс-

твом осуществляется через соответствующие органы

исполнитель-

ной власти (министерства, ведомства) и президентские структу-

ры. Связь с государством и обществом реализуется через парламентские

комитеты и комиссии. Профессиональная деятельность

осуществляется в рамках научно-исследовательских институтов

и подразделений высших учебных заведений. Отношения внутри

этого пространства регулируются

академиями наук и професси-

ональными ассоциациями. Иными словами,

эта область в силу ее

общественной значимости институционализовано, а деятельность

здесь нормативно упорядочена.

Освоение этой области социокультурного пространства в

современном

обществе необходимо по ряду причин. Прежде все-

го, в настоящее время большую часть жизненной среды человека

составляют технические приспособления, сконструированные

на научной основе. Контроль над ними, их безопасное исполь-

зование предполагает определенные, пусть даже элементарные

научные знания. Далее, современные общество и культура столь

сложны и динамичны, что для контроля над социокультурным

окружением, свободной ориентации в нем непосредственного

индивидуального опыта оказывается недостаточно; нужны спе-

циальные социально-научные знания. Наконец, условия жизни в

современном обществе таковы, что для построения в их рамках

собственного образа жизни людям приходится

все более руко-

водствоваться принципами рациональности и в первую очередь

научного типа. Освоение таких принципов характеризует инди-

вида как знающего.

Анализ домена социального значимого знания позволяет сде-

лать некоторые выводы о его общей конфигурации, определяемой

по нескольким измерениям. Во-первых, следует выделить отноше-

ние составляющих его областей к устойчивости

к изменчивости.

С этой точки зрения религия и философия, где сконцентрированы

представления о «законах» бытия, о нормах, регулирующих

отно-

шения в природе и обществе, поддерживают устойчивость, упоря-

доченность, самотождественность этой составляющей социокультурного

пространства, создают критерии правильности построе-

ния символических

форм. Искусство интегрирует опыт образного

освоения окружения,

и в силу динамичной и неустойчивой приро-

ды образа как такового оно в большей степени, чем остальные об-

ласти социально значимого значения связано с интересом к измен-

чивым характеристикам опыта. В области науки концентрируются

способы и правила установления отношений, между устойчивым

часть 1. инст итуц иональ ное простра нст во соц иаль ного вза имодейст вия

и изменчивым. Так, индуктивная модель познания содержит пра-

вила извлечение общего и устойчивого из наблюдений за множес-

твом разрозненных и изменчивых событий; дедуктивная модель

позволяет упорядочить изменчивую реальность, налагая на нее

сеть устойчивых концептуальных принципов организации в соответствии

с решением определенных проблем в отношениях чело-

века с окружением.

Во-вторых, следует указать на различия дистанции между об-

ластями этого пространства и обыденным опытом. Из областей, где

сконцентрированы

представление об устойчивом и обобщенном,

религия оказывается значительно ближе к повседневной реаль-

ности, чем философия. Ведь религиозный

опыт базируется на вере

и непосредственных переживаниях, присущих каждому человеку.

Тогда как философские представления носят рациональный и абс-

трактный характер, т. е. в рамках философии обыденные

представ-

ления и опыт обобщаются и трансформируются в генерализован-

ные категории и системы. И хотя

обе кодовые системы людям при-

ходится осваивать в процессах специального научения, язык рели-

гии с его мощным подкреплением непосредственными

пережива-

ниями более доступен массовому освоению, нежели отвлеченный

от них, язык философии. Что касается, областей,

более связанных

с отслеживанием изменчивого, то и они также по-разному дистан-

цированы от повседневной реальности. Искусство, основанное

на образном, чувственном освоении человеком связей с окруже-

нием, оказывается

ближе для обыденного восприятия, чем наука.

Последняя предполагает

абстрагирование устойчивых связей и за-

кономерностей из множества наблюдаемых меняющихся событий.

Такие обобщения неочевидны, требуют специальных процедур

для их установления и специальных разъяснений для освоения со-

ответствующих представлений. Поэтому образный код искусства

осваивается легче, чем рациональные

научные концепции и теории.

Язык научной терминологии принципиально

отделяется от обыденного, и будучи менее многозначным

и более

конструктивным, он предполагает освоение определенных, доста-

точно сложных навыков для его адекватного инструментального

использования.

Таким образом, можно сказать, что философия и религия оп-

ределяют так называемую картину мира, т. е. общую нормативную

матрицу упорядоченности окружения. В ее пределах символичес-

кие порядки связей человека со средой устанавливаются в рамках

искусства на образном, а науки – на рациональном уровнях

осмысления реальности.

Совершенно очевидно, что освоение этой части

социокультурного пространства значимо для личности. Здесь ку-

мулируется опыт репрезеитации и трансляции в символической

раз дел 2. простра нст во соц иокультур ной микро динамики

форме представлений об организации практических связей человека с окружением.

Владение соответствующими навыками позволяет лич-

ности свободно

переходить от уровня социального взаимодействия

к культурной коммуникации.

Контрольные вопросы

1.Социокультурное институциональное пространство социально

значимого знания, его составляющие и их динамический потенциал.

2. Религиозная область социокультурного пространства: организа-

ция духовной жизни.

3.Философская область социокультурного пространства: репре-

зентация «картин мира».

4.Научная область социокультурного пространства: кумуляция со-

циально значимого рационального знания.

5.Искусство как область социокультурного пространства, связан-

ная с образным освоением реальности.

часть 1. инст итуц иональ ное простра нст во соц иаль ного вза имодейст вия

Глава 3. Трансляция социокультурного опыта:

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

СОЦИОЛОГИЯ Культуры

Академический Проект... СОЦИОЛОГИЯ... Культуры...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Наука: рациональное общезначимое знание

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Орлова Э.А.
Социология культуры Учебник для вузов. — М.: Академичес- кий Проект, 2011. — с. — (Gaudeamus) ISBN 978582911190 – 8 Аннотация В настоящем

Социологии культуры.
Появление современных ориентаций в области социологии культуры были обусловлены сменой познавательных парадигм, ко- торая существенным образом сказалась в социальных науках. Если

О необходимости смены познавательной парадигмы
В этих обстоятельствах социологи, разделяющие такую точку зрения, все более активно призывают к пересмотру исходных ос- нований своей науки и формированию новых фундаментальных

Теоретические предпосылки формирования социологии культуры
При выделении теоретических оснований современной соци- ологии культуры следует обратиться к работам классиков модер- на, с одной стороны, и тех ученых, чьи имена принято связыват

Социологии культуры.
Социология культуры в ее современном виде начала устойчиво распространяться в 1970–1980-х гг. Этому во многом способство- вало изменение мировоззренческих позиций, предопределенно

Ду социальным и культурным уровнями.
  Макросоциология культуры. Новые представления о связях между институциональными социетальными структурами и куль- турными образованиями с наиб

И культурная обусловленность социальной структуры
Сторонники этого направления утверждают идею отно- сительной автономности культуры от социальной структуры. Показательными примерами наиболее систематизированного оп- ред

Структурно-культурное направление с акцентом на культуре.
В большинстве работ этого направления культура не представлена в качестве объяснительного фактора. Однако здесь открыто и пос- ледовательно признается ее активное и действенное пр

Предметная область: «скрытая» и «явная» (записанная, репрезентативная) культура
В социологии мейнстрима акцент ставился на имплицитный, или незафиксированный в письменной, вещественной или ико- нической формах аспект культуры. Изучались ценности, мотивы,

Проблемное поле социологии культуры
Представленный выше краткий обзор основных теоретичес- ких направлений, которые к настоящему времени сформирова- лись в рамках социологии культуры, позволяет, во-первых, в об-

Определение понятия «культура» в антропологии
В антропологии понятие «культура» репрезентируется с помо- щью самых разных слов. Однако, несмотря на кажущееся разнооб- разие его трактовок, можно выделить некоторые общие позици

Определение понятия «культура» в социологии
В рамках социологии культуры, напротив, сами определения культуры выстраивались вокруг обсуждения этой связи. Дело в том, что здесь социальное понималось не в его фундаментальном

Социологии.
Сказанное выше позволяет сделать вывод, что представления о социальной реальности, сложившиеся к настоящему времени в со- циологии, подразумевают ее определенную упорядоченность.

Ти и социокультурного пространства
Социокультурная реальность, жизненный мир людей трак- туется в рамках социологии культуры как контекст их существо- вания, порождаемый и воспроизводимый ими самими и в то же

Строение маргинального социокультурного пространства.
Другая метафора, используемая Делезом и Гуаттари, — номады (ведущие кочевую жизнь) — обозначает социальные единицы, ко- торые образуют и определяют свойства своего социокультурног

Взаимодействии в современной социологии
Как уже было сказано, в качестве фундаментального основа- ния конституирования социальной реальности и социального про- странства как формы ее организации в социологии принимается

Проблемная ситуация и социальное взаимодействие: важность
взаимосвязи понятий. Представленные теоретические концепции социального взаимодействия свидетельствуют о необходимос- ти проследить его порождение, специфичны

Исходные теоретические (социологические и антропологические) допущения
Построение идеально-типических моделей социокультурно- го пространства и парадигм социального взаимодействия предпола- гает формулировку исходных допущений, на которых она бази-

Определение ключевых понятий.
Представляемое здесь направление социологии культуры оп- ределяется совокупностью взаимосвязанных ключевых понятий. Они в самом общем виде организуют и ограничивают предметное

Фундаментальные свойства человека ,обеспечивающие его связи с окружением
Концепция человека как активного существа, способного к ре- зультативному взаимодействию с окружением, предполагает вы- деление набора необходимых и достаточных потенциальных врож

Способности человека ,связанные с результативной активностью
Перечисленные антропологические, врожденные свойства находят выра- жение в способностях, или их качественной определенности, проявляющейся в от- ношениях человека с окруж

Уровни рассмотрения социокультурной реальности.
При изучении динамических аспектов совместного существо- вания людей целесообразно в самом общем виде выделить следую- щие области кодирования такого опыта. Во-первых, это организ

Модель функциональной дифференциации социокультурного
пространства.Необходимые предпосылки формирования кон- цепции социокультурного пространства сводятся к определенным группам факторов, связанных с организацией

Взаимодействия
Важность выделения институциональ- ного уровня социокультурного пространства обусловлена значимостью социальных институтов в организации и регулировании совместного сущес

Институциональная область хозяйственной жизни.
Функциональная доминанта этой области связана с упорядо- чением и воспроизведением процессов социального взаимодейс- твия и коммуникации, направленных на жизнеобеспечение и

Политическая область институционального социокультурного пространства
Функциональная доминанта политической области институционального социокультурного пространства может быть определена как организация отношений между групп

Институциональное правовое пространство
В правовой области институционального социокультурного пространства реализуются важнейшие функции, связанные с ор- ганизацией социального взаимодействия. Здесь задаются г

Социально значимого знания.
Общественная жизнь упорядочивается не только в преде- лах институционального пространства организации социально- го взаимодействия. Как отмечалось ранее, оно сопровождает

Религия: область кумуляции опыта духовной жизни.
В данном случае религия осмысляется как область социокуль- турного пространства, т. е. не с какой- либо одной точки зрения, например, религиоведческой, политической или психологич

Искусство: образное освоение реальности
Многочисленные археологические и этнографические исследования убедительно доказывают, что проблема формообразо- вания, отыскания средств для выражения внутри- личностных

Философия: мир предельных значений
Философия — это область социокультурного пространства, максимально удаленная от обыденной жизни благодаря обобщен- ности, абстрактности используемых в ее рамках

Институциональное пространство
Принципы и формы социальной организации, навыки социаль- ного взаимодействия, социально значимое знание — все это люди должны осваивать, чтобы адекватно существовать в социокуль-

Образование: пространство трансляции социально необходимого знания
Сфера образования выделена в социокультурном пространс- тве специально в силу необходимости массовой трансляции социокультурно- го опыта из областей его кумуляции, от ста

Средства массовой информации в структуре институционализованного социокультурного пространства
  Трансляция социально значимой информации с помощью технических средств массовой коммуникации составляет сегодня один из наиболее значимых факторов, определяющих ст

Пространства обыденного уровня
Импульс к анализу этого уровня социокультурного пространс- тва обнаруживается в различных направлениях философской и социальной мысли ХХ в., например, в работах философа-прагма-

Механизмы обмена социокультурным опытом в первичных группах
Обмен культурным опытом в форме устных или письменных сообщений (нарративные формы). В этом случае члены группы рассказывают или сообщают в письмах друг другу о том, что они сч

Первичные социокультурные сети
Все сказанное выше относится к первичной группе как анали- тической, идеально-типической единице социальности, культур- ной специфичности. Однако несколько раз в тексте приходилос

Социокультурного пространства: характер взаимосвязи
Обыденный уровень социокультурного пространства был аналитически выделен для того, чтобы провести различие между специализированной деятельностью, объединяемой системой об-

Структура обыденного уровня социокультурного пространства.
Обыденная область социокультурного пространства имеет оп- ределенную пространственно-временную локализацию. Места, где протекает повседневная жизнь, в нем сегодня специально уста-

Трансляция и освоение общекультурной информации
В совокупности обыденные формы социальности и их пространс- твенно- временная локализация образуют устойчивые компонен- ты приватной среды, определяющие внерабочую структуру образ

Социокультурного пространства.
Различие между обыденным и специализированным уровнями социокультурного пространства современного общества определя- ются прежде всего теми социокультурными функциями, которые

Социокультурного пространства
Различие в социальных функциях и характере деятельности между приватным и социетально-институциональным уровнями социокуль- турного пространства обусловливает специфику структуры

Связи человека с социокультурной средой
Изучение социокультурного пространства через подвижные совокупности связей людей с окружением предполагает обраще- ние к их социокультурной жизни, ибо в обыденных и профе

Образ жизни как социокультурная категория
Категория «образ жизни» широко используется представите- лями различных дисциплин, связанных с изучением общества и культуры: экономики, социологии, социальной психологии

Образ жизни как процесс: понятие жизненной ситуации
Влияние внешних условий и личностных состояний людей на способы организации ими своего образа жизни меняются во вре- мени. Распределение времени и усилий людей между фундамен-

Понятия «социализация» и «инкультурация».
Процессы освоения индивидом социокультурного пространс- тва обозначаются понятиями «социализация» и «инкультурация», которые перекрывают друг друга по содержанию. Наличие

Социализация после раннего детства
Освоение различных областей социокультурного пространс- тва не ограничивается опытом раннего детства. Оно с различной степенью интенсивности происходит несколько раз в те

Норма и отклонение
Важной темой психологической антропологии в связи с кон- цепцией социализации была и остается относительность грани между психической нормой и патологией. Сама тема и базовая точ-

Пространстве
Категории «социализация» и «образ жизни» позволяют концептуально связать понятия личности и социокультурного пространс- тва. Однако, чтобы понять механизмы динамики таког

Социологическая представленность личности в контексте социального взаимодействия
В свете такой двойной обусловленности изучение процессов, происходящих в рамках социокуль- турного пространства состоит в рассмотрении со- циального взаимодействия с точки зрения

Концепция культурной идентичности
  Выше были проанализированы понятия, представляющие лич- ность в социокультурном пространстве через ее функциональные характеристики. Однако, как известно, активнос

Социальная и культурная представленность личности: динамика связей
Каждая культурно выделенная социальная позиция и связан- ные с ней статусы определяются не одной, но несколькими сопря- женными идентичностями в рамках одного и того же типа станд

Криминальная субкультура
Пространство социокультурного расслоения было бы непол- ным, если оставить без внимания криминальную субкультуру. Нередко она причисляется к низшим слоям общества. Но это не

По типам поселений
Результат концептуального совмещения институциональной и стратификационной точек зрения на организацию совместной активности лю- дей и ее результатов в обществе можно назвать его

Столицы и региональные центры
В соответствии с институциональным измерением можно выделить количество и иерархическую представленность инс- титуциональной сферы общества в каждом из типов поселений. М

Крупные города
Крупные города, не имеющие признаков столичности, отли- чаются своими особенностями социокультурного пространства. Обычно такие поселения формируются по нескольким функци-

Определение проблемной ситуации
В рамках социальных отношений наступает момент, когда под влиянием внутренних или внешних факторов их динамические формы оказываются необратимо нарушенными, а механизмы вос-

Предпосылки поведения людей в проблемной ситуации.
Возможность рациональным образом решить общественно значимую проблему обусловлена действием индивидуальных и социальных меха- низмов, подготавливающих людей к этому. Если в культу

Проблемной ситуации
Социально значимую проблемную ситуацию характеризует массовое распространение представлений о неопределенности социокультурных норм и взаимных ожиданий; социальной напря-

Результаты решения социально значимых проблем
Решения социально значимых проблем направлены в конечном итоге на то, чтобы в обществе различия в образе жизни, знаниях, навыках, структурах повседневных ин- теракций воспроизводи

Часть П. Парадигмы взаимодействия в проблемной ситуации
Все сказанное выше позволяет перейти к обсуждению организации возможных форм и направленности взаимодействия в проблемной ситуации по двум су- щественным измерениям. Во-первых, с

Ситуация ,благоприятная для консолидации
Предпосылки и условия возникновения ситуации консолидации. Объединение или интеграция людей для совместного решения проблемы — это процесс, предполагающий за- трат

Участники групп солидарности
Группы солидарности многофункциональны и системны, т. е. представляют собой упорядоченную совокупность комплементар- ных (дополнительных по отношению друг к другу) функций. Им

Динамический потенциал консолидации: признаки и показатели
К динамическому потенциалу консолидации можно отнес- ти все те факторы, которые влияют на воспроизведение групповой структуры, ее функций, на поддержание групповых стереотипов

Динамика консолидации: фазы взаимодействия при парадигме консолидации
Решение людей объединиться на основе парадигмы консоли- дации или усилить солидарность в проблемной ситуации, либо по- пытка внешнего агента создать такую группу предопределяют ди

Границы применимости парадигмы консолидации
В проблемной ситуации в рамках социальной системы всегда можно обнаружить предпосылки для консолидации: необходимость адаптации; желание объединиться; стремление к безопасности

Ситуация,благоприятная для конфликта
Построение парадигмы конфликтного взаимодействия в социально значимой проблемной ситуа- ции базируется на следующих исходных допущениях: – наличие конфликтной ситуации — необходим

Динамический потенциал конфликтного взаимодействия: признаки и показатели
Системное описание конфликтной ситуации позволяет выде- лить ее существенные структурные составляющие, организующие взаимодействие и обусловливающие его динамические черты.

Динамика конфликтного взаимодействия: фазы взаимодействия в конфликтной ситуации
Решение участников конфликтной ситуации вступить в проти- воборство предопределяет основания динамики взаимодействия: противостояние и борьба; получение выгоды за счет нанесения

Границы применимости конфликтной парадигмы
В любой области социокультурного пространства постоянно существуют предпосылки для конфликтных ситуаций: столкновения между группами интересов, социальное неравенство, спонтан- но

Ситуации, благоприятные для переговоров
О качестве переговоров можно судить по соответствию прини- маемых промежуточных и окончательных решений ряду критериев: – реалистичность, т.е. соотнесенность с силами и ресурсами

Стили переговорного взаимодействия
При необходимости примирения интересов в проблемной си- туации возможны несколько стилей ведения переговоров. Ориентация на сотрудничество («мягкий» стиль) В этом

Принципы преодоления межличностных затруднений
Нередко в процессе переговоров, ведущихся с самыми конс- труктивными и дружественными намерениями, возникают затруд- нения, обусловленные отнюдь не злонамеренностью партнеров,

Динамический потенциал переговоров: признаки и показатели
Структура переговорного взаимодействия. Обычно при пе- реговорах партнеры редко задумываются об установлении правил, упорядо- чивающих отношения между ними. Тем н

Динамика процесса переговоров: фазы переговорного взаимодействия
В ходе переговоров целесообразно поддержание такой структу- ры взаимодействия участников, которая обеспечивала бы благопри- ятную атмосферу выработки решений, их эффективность; сп

Границы применимости переговорной стратегии
Поскольку в любой социальной системе расхождения в инте- ресах между составляющими ее группами неустранимы, основа- ния для переговорных отношений можно найти всегда. В проблем-

Факторы, определяющие выбор парадигмы.
Толератность в отношении проблемной ситуации. Обычно, если в культуре или субкультуре установился высокий уровень то- лерантности к наличию социально значимых про

Закономерности взаимоперехода парадигм в проблемной ситуации
Из сказанного следует, что в ходе взаимодействия парадигмы могут сменяться «естественным» образом, т. е. без изначальной преднамеренности участников. Поскольку было продемонстриро

В проблемных ситуациях
Сказанное означает, что фундаментальные парадигмы взаимо- действия людей в проблемных ситуациях в дополнение к самостоя- тельным стратегическим функциям, имеют тенденцию к взаимоп

Микродинамики средствами социологии
Внимание социологов культуры к микроуровню социальной реальности, ее культурному измерению можно считать определен- ным продвижением в рамках этой науки по сравнению с устояв-

Часть I.Современное состояние социологии культуры.
Глава 1. Предпосылки формирования современного понимания социологии культуры. О необходимости смены познавательной парадигмы: Междисциплинарность. Преодоление существующих дисц

Часть II. Теоретические основы решения проблем социологии культуры
Глава 1. Определение понятия «культура» в антропологии и социологии. Определение понятия «культура» в антропологии: Культурные универсалии. Культура как содержательный аспект с

Часть I. Институциональное пространство социального взаимодействия
Глава 1.Институциональное пространство социальной организации Институциональная область хозяйственной жизни Политическая область институционального социокультурного пространства

Часть II. Социокультурное пространство обыденной жизни
Глава 1. Механизмы формирования социокультурного пространства обыденной жизни Социокультурные характеристики первичных групп: структура, содержание связей Механизмы обмена социоку

Часть I. Социально значимые проблемы как источник социокультурных изменений.
Глава 1. Концепция социально значимой проблемной ситуации Определение проблемной ситуации Основания типологии проблемных ситуаций: Источники проблемы. Социальная значимость про

Часть П.Парадигмы взаимодействия в проблемной ситуации
Глава 1. Консолидация и солидарность Ситуация, благоприятная для консолидации Участники групп солидарности Динамический потенциал консолидации: признаки и показатели

Часть I.Современное состояние социологии культуры.
Глава 1. Предпосылки формирования современного понимания социологии культуры. О необходимости смены познавательной парадигмы: Междисциплинарность. Преодоление существующих дисц

Часть II. Теоретические основы решения проблем социологии культуры
Глава 1.Определение понятия «культура» в антропологии и социологии Определение понятия «культура» в антропологии: Культурные универсалии. Культура как содержательный аспект соц

Часть III. Социология культуры как аналитическое поле для изучения социокультурной микродинамики
Глава 1. Основания изучения социокультурной микродинамики Исходные теоретические (социологические и антропологические) допущения Определение ключевых понятий Культура

Часть I. Институциональное пространство социального взаимодействия
Глава 1.Институциональное пространство социальной организации Институциональная область хозяйственной жизни Политическая область институционального социокультурного пространства

Часть II. Социокультурное пространство обыденной жизни
Глава 1. Механизмы формирования социокультурного пространства обыденной жизни Социокультурные характеристики первичных групп: структура, содержание связей Механизмы обмена социоку

Часть I. Социально значимые проблемы как источник социокультурных изменений.
Глава 1. Концепция социально значимой проблемной ситуации Определение проблемной ситуации Основания типологии проблемных ситуаций: Источники проблемы. Социальная значимость про

БИБЛИОГРАФИЯ
Оглавление Введение........................................................................................................................3 Раз дел I. Соц иолог ия культуры ка

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги